Модуль 1. Общие основы дефектологии

1. Дать определение понятия дефектологии, охарактеризовать ее объект, предмет и задачи.

2. Назвать предметные области дефектологии и охарактеризовать процесс их дальнейшей дифференциации.

3. Составить опорные схемы «дефектологии как наука», «Научные основы дефектологии», «Связь дефектологии с другими науками», «Актуальные проблемы дефектологии».

4. Определить сущность и соотнести понятия: коррекционная педагогика, специальная педагогика, лечебная педагогика; дефектология, специальная психология, специальная педагогика.

5. Изобразить графически взаимосвязь дефектологии, специальной психологии, специальной педагогики; педагогики, специальной педагогики и коррекционной педагогики.

6. Назвать отрасли дефектологии, дать им определения и краткую характеристику.

7. Дать характеристику принципов дефектологии как науки и ее ведущего принципа коррекционной направленности специального обучения и воспитания.

8. Раскрыть взаимосвязь дефектологии с философскими, медицинскими и психолого-педагогическими науками по плану:

– краткая характеристика отрасли знания, с которой связана дефектология;

– характеристика взаимосвязи дефектологии с конкретными науками;

– основные положения, учения или направления данных наук, имеющие отношение к области дефектологии.

9. Указать методы теоретического исследования дефектологии:

а) методы опроса, б) теоретический анализ, в) индуктивный метод, г) ранжирование, д) изучение документации, е) составление библиографии, ж) шкалирование, з) реферирование.

10. Составить опорные схемы «Факторы развития личности», «Возрастная периодизация развития личности», «Варианты развития личности», «Классификация психического дизонтогенеза у детей», «Этиология психического дизонтогенеза».

11. Определить тип психического дизонтогенеза по приведенной характеристике нарушения психического развития: «Возникает в относительно раннем детском возрасте в результате внутриутробных, натальных и постнатальных инфекций, интоксикаций и травм ЦНС; характеризуется грубым повреждением ряда сформированных психических функций и недоразвитием онтогенетически более молодых образований; приводит к распаду психических функций и регрессу интеллекта и поведения».

12. Определить тип психического дизонтогенеза по приведенной характеристике нарушения психического развития: «Возникает в раннем возрасте при незрелости мозговых систем в результате диффузного повреждения при внутриутробных, родовых и ранних постнатальных воздействиях; характеризуется большей недостаточностью высших психических функций и меньшей – базальных, выраженной инертностью психических процессов и затрудненностью формирования иерархических связей».

13. Определить тип психического дизонтогенеза по приведенной характеристике нарушения психического развития: «Представляет собой сочетание разных типов развития отдельных психических функций, приводящее к возникновению качественно новых патологических образований неясной этиологии и патогенеза; характеризуется выраженной асинхронией и нарушением иерархии в последовательности развития психических функций; приводит к замедлению социального развития ребенка».

14. По представленной структуре дефекта определите форму нарушения психического развития (психического дизонтогенеза):

а) органическое поражение ЦНС, поздние сроки поражения и проявления интеллектуальной недостаточности, мозаичность и парциальность дефекта,

б) нарушение эмоциональной сферы, нарушение продуктивных видов деятельности, ритуальность поведения.

15. По представленной структуре дефекта определить форму нарушения психического развития (психического дизонтогенеза):

а) функциональные расстройства ЦНС, вегетативные нарушения, особенности личностной сферы,

б) нарушение какой-либо функции или системы, нарушения интеллектуальной сферы.

16. По представленной структуре дефекта определить форму нарушения психического развития (психического дизонтогенеза):

а) замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сферы, неравномерность развития познавательной деятельности, обратимость интеллектуальных нарушений;

б) органическое поражение ЦНС, ранние сроки поражения и проявления интеллектуальной недостаточности, тотальность и иерархичность поражения психики, необратимость интеллектуальных нарушений.

17. Составить опорные схемы по вопросам «Социокультурные условия и факторы развития национальных систем специального образования», «История становления системы специального образования».

18. Определить последовательность этапов становления национальных систем специального образования:

а) этап развития и дифференциации системы специального образования,

б) этап начала обучения детей с сенсорными нарушениями и создания первых специальных учебных заведений,

в) этап становления системы специального образования,

г) этап создания правовой базы и развития процессов интеграции в сфере специального образования,

д) этап создания необходимости призрения инвалидов.

19. Заполнить таблицы 1 и 2:

Таблица 1

Периодизация эволюции отношения государства и общества к лицам с ОВЗ

№п/п Название этапа Процессы, происходящие в Западной Европе Процессы, происходящие в России
Сроки Специфика протекания Сроки Специфика протекания
           

Таблица 2

Периодизация становления систем специального образования

№ п/п Название этапа Становление ССО в Западной Европе Становление ССО в России
Сроки Особенности системы Сроки Особенности системы
           

20. Расшифровать схему «Факторы развития системы специального образования» и выделить дополнительные факторы:

Модуль 1. Общие основы дефектологии - student2.ru Социально-экономическое Законодательство

устройство государства в сфере образования

Факторы развития ССО
Уровень развития Ценностные ориентации дефектологической

государства и общества науки и смежных наук

Наши рекомендации