Модуль 1. Общие основы дефектологии
1. Дать определение понятия дефектологии, охарактеризовать ее объект, предмет и задачи.
2. Назвать предметные области дефектологии и охарактеризовать процесс их дальнейшей дифференциации.
3. Составить опорные схемы «дефектологии как наука», «Научные основы дефектологии», «Связь дефектологии с другими науками», «Актуальные проблемы дефектологии».
4. Определить сущность и соотнести понятия: коррекционная педагогика, специальная педагогика, лечебная педагогика; дефектология, специальная психология, специальная педагогика.
5. Изобразить графически взаимосвязь дефектологии, специальной психологии, специальной педагогики; педагогики, специальной педагогики и коррекционной педагогики.
6. Назвать отрасли дефектологии, дать им определения и краткую характеристику.
7. Дать характеристику принципов дефектологии как науки и ее ведущего принципа коррекционной направленности специального обучения и воспитания.
8. Раскрыть взаимосвязь дефектологии с философскими, медицинскими и психолого-педагогическими науками по плану:
– краткая характеристика отрасли знания, с которой связана дефектология;
– характеристика взаимосвязи дефектологии с конкретными науками;
– основные положения, учения или направления данных наук, имеющие отношение к области дефектологии.
9. Указать методы теоретического исследования дефектологии:
а) методы опроса, б) теоретический анализ, в) индуктивный метод, г) ранжирование, | д) изучение документации, е) составление библиографии, ж) шкалирование, з) реферирование. |
10. Составить опорные схемы «Факторы развития личности», «Возрастная периодизация развития личности», «Варианты развития личности», «Классификация психического дизонтогенеза у детей», «Этиология психического дизонтогенеза».
11. Определить тип психического дизонтогенеза по приведенной характеристике нарушения психического развития: «Возникает в относительно раннем детском возрасте в результате внутриутробных, натальных и постнатальных инфекций, интоксикаций и травм ЦНС; характеризуется грубым повреждением ряда сформированных психических функций и недоразвитием онтогенетически более молодых образований; приводит к распаду психических функций и регрессу интеллекта и поведения».
12. Определить тип психического дизонтогенеза по приведенной характеристике нарушения психического развития: «Возникает в раннем возрасте при незрелости мозговых систем в результате диффузного повреждения при внутриутробных, родовых и ранних постнатальных воздействиях; характеризуется большей недостаточностью высших психических функций и меньшей – базальных, выраженной инертностью психических процессов и затрудненностью формирования иерархических связей».
13. Определить тип психического дизонтогенеза по приведенной характеристике нарушения психического развития: «Представляет собой сочетание разных типов развития отдельных психических функций, приводящее к возникновению качественно новых патологических образований неясной этиологии и патогенеза; характеризуется выраженной асинхронией и нарушением иерархии в последовательности развития психических функций; приводит к замедлению социального развития ребенка».
14. По представленной структуре дефекта определите форму нарушения психического развития (психического дизонтогенеза):
а) органическое поражение ЦНС, поздние сроки поражения и проявления интеллектуальной недостаточности, мозаичность и парциальность дефекта,
б) нарушение эмоциональной сферы, нарушение продуктивных видов деятельности, ритуальность поведения.
15. По представленной структуре дефекта определить форму нарушения психического развития (психического дизонтогенеза):
а) функциональные расстройства ЦНС, вегетативные нарушения, особенности личностной сферы,
б) нарушение какой-либо функции или системы, нарушения интеллектуальной сферы.
16. По представленной структуре дефекта определить форму нарушения психического развития (психического дизонтогенеза):
а) замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сферы, неравномерность развития познавательной деятельности, обратимость интеллектуальных нарушений;
б) органическое поражение ЦНС, ранние сроки поражения и проявления интеллектуальной недостаточности, тотальность и иерархичность поражения психики, необратимость интеллектуальных нарушений.
17. Составить опорные схемы по вопросам «Социокультурные условия и факторы развития национальных систем специального образования», «История становления системы специального образования».
18. Определить последовательность этапов становления национальных систем специального образования:
а) этап развития и дифференциации системы специального образования,
б) этап начала обучения детей с сенсорными нарушениями и создания первых специальных учебных заведений,
в) этап становления системы специального образования,
г) этап создания правовой базы и развития процессов интеграции в сфере специального образования,
д) этап создания необходимости призрения инвалидов.
19. Заполнить таблицы 1 и 2:
Таблица 1
Периодизация эволюции отношения государства и общества к лицам с ОВЗ
№п/п | Название этапа | Процессы, происходящие в Западной Европе | Процессы, происходящие в России | ||
Сроки | Специфика протекания | Сроки | Специфика протекания | ||
Таблица 2
Периодизация становления систем специального образования
№ п/п | Название этапа | Становление ССО в Западной Европе | Становление ССО в России | ||
Сроки | Особенности системы | Сроки | Особенности системы | ||
20. Расшифровать схему «Факторы развития системы специального образования» и выделить дополнительные факторы:
Социально-экономическое Законодательство
устройство государства в сфере образования
|
государства и общества науки и смежных наук