Классификация методов обучения (по Ю.К.Бабанскому)
Iгруппа методов | 11 группа методов | III группа методов | |||||||||||||||
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности | Методы стимулирования и мотивации учения | Методы контроля и самоконтроля в обучении | |||||||||||||||
Доминирующее функции Организация познавательной деятельности учащихся по чувственному восприятию, логическому осмысливанию учебной информации, самостоятельному поиску и получению новых знаний | Доминирующие функции Сти мул и ру кэше - моти ва-ционная, регулировочная, коммуникативная (создание благоприятного общения, влияние положительного примера) | Доминирующие функции Контрольно-оценочная (создание контроля и самоконтроля в процессе обучения) | |||||||||||||||
Смежные функции Стимулирующе-мотивационная, контрольно-регулировочная | Смежные функции Организационно-познавательная, контрольно-регул ировоч ная | Смежные функции Организационно-познавательная, стимулирующе-мотивационная, регулировочная | |||||||||||||||
I подгруппа | II подгруппа | III подгруппа | IV подгруппа | I подгруппа | II подгруппа | I подгруппа | II подгруппа | III подгруппа | |||||||||
По источнику передачи и восприятия учебной информации (перцептивные методы) | По логике передачи и восприятия учебной информации (логические методы) | По степени самостоятельности мышления школьников при овладении знаниями | По степени управления учебной работой (методы управления учением) | Методы стимулирования интереса к учению | Методы стимулирования долга и ответственности в учении | Методы устного контроля | Методы письменного контроля | Методы лаборатор-но-практи-ческого контроля | |||||||||
Словес- | Индуктив- | Репродук- | Учебная ра- | Познава- | Убеждения | Индиви- | Контроль- | Контроль- | |||||||||
ные: | ные, де- | тивные, | бота под | тельные иг- | в значимо- | дуальный | ные и пись- | ные лабора- | |||||||||
— рассказ. | дуктивные, | поисковые | руковод- | ры, учеб- | сти учения. | опрос. | менные ра- | торно-прак- | |||||||||
— беседа. | аналитиче- | частично- | ством учи- | ные дискус- | предъявле- | фронталь- | боты, пись- | тические | |||||||||
— лекция | ские. | поисковые, | теля, вклю- | сии, созда- | ние требо- | ный опрос. | менные за- | работы, | |||||||||
Наглядные: | синтетиче- | исследова- | чая работу | ние ситуа- | ваний, уп- | устные за- | четы, экза- | машинный | |||||||||
— иллю- | ские | тельские | с обучаю- | ций эмо- | ражнения | четы, уст- | мены, про- | контроль | |||||||||
страции, | щими ма- | ционально- | по выпол- | ные экзаме- | граммиро- | ||||||||||||
— демон- | шинами и | нравствен- | нению тре- | ны, про- | ванные | ||||||||||||
страции, | самостоя- | ных пере- | бований, | граммиро- | письменные | ||||||||||||
практич. | тельную | живаний, | поощрение | ванный | работы | ||||||||||||
опыты | работу уче- | создание | успеха в | опрос | |||||||||||||
Практиче- | ников: | ситуаций | учении, | ||||||||||||||
ские: | — работа с | заниматель- | порицание | ||||||||||||||
— опыты, | книгой. | ности, со- | недостатков | ||||||||||||||
— упраж- | — письмен- | здание си- | в учении | ||||||||||||||
нения. | ная работа, | туаций | |||||||||||||||
— учебно- | — лабора- | аппер- | |||||||||||||||
производ- | торная ра- | цепции | |||||||||||||||
ственный | бота, | (опоры на | |||||||||||||||
труд | — выполне- | жизненный | |||||||||||||||
ние трудо- | опыт), со- | ||||||||||||||||
вых зада- | здание си- | ||||||||||||||||
ний | туаций по- | ||||||||||||||||
знаватель- | |||||||||||||||||
ной новиз- | |||||||||||||||||
ны | |||||||||||||||||
230-231
В. А. Сластении и его ученики раскрыли сущность и закономерности функционирования методов осуществления целостного педагогического процесса. В соответствии с этой концепцией предлагается следующая система общих методов осуществления целостного педагогического процесса:
методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе (рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспут, работа с книгой, метод примера);
методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения (упражнения, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, наблюдения, иллюстрации и демонстрации, лабораторные работы, репродуктивные и проблемно-поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы);
методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание);
методы контроля эффективности педагогического процесса (специальная диагностика, устный и письменный опрос, контрольные и лабораторные работы, машинный контроль, самопроверка).
Авторы данного подхода считают, что в реальных условиях методы осуществления целостного педагогического процесса выступают в сложном и противоречивом единстве. Каждый из них на каком-то этапе педагогического процесса может применяться в изолированном виде, однако без взаимодействия с другими он утрачивает свое назначение, понижая эффективность учебно-воспитательного процесса.
Проведенный анализ дидактического понятия «метод обучения» показывает важность данной категории для педагогической науки, и, несмотря на многочисленные подходы, дискуссии, она остается еще недостаточно исследованной. Также не существует единой универсальной классификации методов обучения, которая в принципе невозможна, так как ее наличие означало бы богатую, многостороннюю учебно-педагогическую деятельность поставить в рамки жестких логических схем.