Пересказ прослушанного текста

а) Прослушай рассказ.

Про осень

Желтеют на деревьях листья. Часто дует ветер и идет мелкий осенний дождик. Становится холоднее, исчезают в лесу цветы. Птицы собираются в дальний путь.

б) Объясни значение словосочетаний:

желтеют листья,

моросит дождик,

исчезают цветы.

в) Расскажи, чем отличается осень от весны.

Какие птицы улетают в теплые края? Как называются такие птицы?

г) Образуй множественное число от существительных:

дерево — деревья,

лист — листья,

дождь — дожди.

д) Составь с этими словами предложения.

е) Подбери слова-действия к названию растений и птиц:

лист — желтеет, опадает, вянет, сохнет, зеленеет, распускается;

птицы - улетают, прилетают, перелетают, поют, вьют гнезда и т.д.

ж) Перескажи рассказ

а) Прослушай рассказ.

Как Саша первый раз увидел самолет

Была весна, таял снег, текли ручейки. Саша пускал по воде бумажные лодочки. Вдруг вверху что-то загудело. Саша подумал, что летит птица. Вот она уже над головой. Это был самолет. Засмотрелся Саша на самолет, а лодочки уплыли.

б) Ответить на вопросы:

Какое было время года?

Что пускал по воде Саша?

Что загудело в воздухе?

Что Саша спутал с птицей?

в) Подбери определения к словам:

весна (ранняя, поздняя, тёплая);

самолет (большой, красивый, серебристый);

лодочки (бумажные, деревянные, пластмассовые).

г) Объясни значение сложного слова самолет; привести примеры других сложных слов (дровосек, пароход, и др.).

д) Составь рассказ, где действующим лицом является Наташа, Оля, Таня (по образцу).

Обобщение результатов обследования

Параметры обследования Средний балл
Повторение предложений 0,9
Верификация предложений 0,85
Составление предложений из слов в начальной форме 0,85
Добавление предлогов в предложение 0,83
Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах 0,93
Исследование словаря и навыков словообразования 0,85
Образование существительных в уменьшительной форме 0,7
Образование относительных прилагательных от существительных 0,75
Образование притяжательных прилагательных от существительных 0,7
Исследование понимания логико-грамматических отношений
Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Бобик» (4 картинки) 2,5
Пересказ прослушанного текста


В результате проведенного обследования грамматического строя речи были получены следующие результаты:

После проведения ряда проб, у ребенка были выявлены небольшие трудности в повторении за исследователем сложных предложений, мальчик допускал пропуски отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения, с простыми предложениями сложностей вообще не возникло. С задачей верификации предложений справился не полностью. Внутреннее программирование высказывания не нарушено. Хорошо ориентируется в синтаксической структуре предложения, но иногда нарушает порядок слов; в употреблении простых предлогов немного путается. Отлично справился с заданием на образование существительных множественного числа, как в именительном, так и в родительном падежах. Навыки словообразования развиты удовлетворительно: ребенок допускал ошибки в образовании существительных в уменьшительной форме, в образовании прилагательных от существительных. У мальчика высокий уровень понимания логико-грамматических отношений. Отмечается нарушение связной речи, что проявляется в неточном воспроизведение причинно-следственных связей и отсутствие связующих звеньев; наблюдается стереотипичность грамматического оформления высказывания и единичные неточные поиски слов. Заметны трудности в пересказе текста, что характеризуется в значительном сокращении рассказа, поиске слов и в отдельных близких словесных заменах.

Выводы:

В ходе исследования лексико-грамматического строя речи у Артёма было выявлено нарушение следующих компонентов:

- употребление предлогов в предложении;

- навыки словообразования;

- связная речь.

Выполнила:

студентка

группы СКП-ЛП-31

Бебих Анна

Руководитель:

Ст. преп. Лоскутова Е.В.

Наши рекомендации