Экзамен состоит из трех этапов: лексико-грамматический тест, говорение на одну из выбранных тем и пересказ текста.

Лексико-грамматический тест состоит из 25 вопросов, из них 11 вопросов касаются изученной лексики, 11 вопросов по грамматике и 3 вопроса – по страноведению, истории изучаемого языка. Оценка «5» – 21-25 баллов, «4» –14-20 баллов, «3» – 0-13 баллов. В целях поддержания мотивации к изучению иностранного языка не рекомендуется выставлять оценку «2». На выполнение лексико-грамматического теста дается 25-30 минут.

Этап «Говорение». Темы для данного этапа выбираются из тематики учебной программы. Количество тем зависит от количества учащихся, выбравших предмет «Иностранный язык», т.е. один учащийся – одна тема. При низком количестве экзаменующихся выбирается не меньше 10 тем, при большом количестве учащихся – не больше 25 тем. Говорение оценивается по пятибалльной шкале. Оценка «5» получает экзаменующийся, речь которого длится не менее 2-3 минут, присутствует логическая связь между предложениями, экзаменующийся употребляет идиоматические выражения, пословицы и поговорки, правильно произносит слова, свободно отвечает на вопросы экзаменатора, употребляет сложноподчиненные или сложносочиненные предложения.

Оценка «4» выставляется, если экзаменующийся раскрыл тему не в полном объеме, присутствуют паузы в речи, но он употребляет сложносочиненные или сложноподчиненные предложения, правильно произносит слова, использует идиоматические выражения, свободно отвечает на простые вопросы экзаменатора.

Оценка «3» выставляется, если тема раскрыта не в полном объеме, отсутствует логическая связь в речи, ученик с трудом отвечает на вопросы экзаменатора, но при этом правильно произносит слова.

Этап «Пересказ». Тексты на пересказ выбираются из дополнительных источников, они в полном объеме должны охватывать изучаемую тематику. Объем текста не должен превышать 500-700 слов. Текстами для пересказа могут быть: литературный отрывок (рассказ), исторические факты, статья, биография и т.д. На подготовку дается 10 минут. Экзаменующийся, прочитав текст как минимум 2 раза, должен воспроизвести его. Данный этап также оценивается оценками «5», «4»,«3».

Наивысший балл выставляется ученику, который в полном объеме в логическом порядке интерпретировал текст, обращая особое внимание на даты, факты, цифры в тексте. Экзаменующийся не только пересказывает текст по данному шаблону, но также употребляет перифраз, дает дополнительные дефиниции отдельным словам, корректно произносит слова, свободно отвечает на дополнительные вопросы экзаменатора.

Оценка «4» выставляется экзаменующимся, которые пересказывают текст в полном объеме, корректно произносят слова, но не отходят от шаблона текста, т.е. употребляют только лексику самого текста, с трудом отвечают на вопросы экзаменатора. Наименьший балл выставляется учащимся, которые не сохранили объем пересказываемого текста, некорректно произносят некоторые слова, не выделяют акцентируемые этапы текста, с трудом отвечают на вопросы экзаменатора.

По итогам всех трех этапов выставляется средний балл. Оценки всех трех этапов выставляются в дополнительном приложении к протоколу. Протокол без дополнительного приложения считается недействительным. Тестовые работы учащихся, дополнительные листки ответов подшиваются к протоколу.

Экзаменационные и итоговые оценки заносятся в журнал.

Правила являются обязательными вне зависимости от того, какой иностранный язык изучается.

Общее среднее образование

Учебный предмет «Иностранный язык» уровня общего среднего образования соотносится с общеевропейскими уровнями владения языком:

10 класс – В1 («Пороговый 1»);

11 класс – В1+В2(«Пороговый 1.2»).

Изучение иностранного языка как средства воспитания, познания и взаимодействия с другой национальной культурой и ее носителями направлено на развитие функциональной грамотности учащихся, дальнейшее развитие навыков владения иностранным языком для обеспечения конкурентоспособности в будущем. Способность к устной, письменной продуктивной коммуникации на иностранном языке как результат развития функциональной грамотности относится к одной из ключевых компетенций.

Этим обусловлены цели и задачи в обучении иностранному языку в старших классах средней школы.

Основная цель обучения иностранному языку в 10-11 классах состоит в развитии у учащегося способности и готовности использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур, а именно: в подготовке к межкультурному общению в сфере школьного образования, молодежного туризма, в использовании иностранного языка как средства самообразования в интересующих областях человеческого знания, в качестве инструмента проникновения в культуры других народов, ознакомления их с особенностями жизни и быта граждан Республики Казахстан, вкладом Казахстана в мировую культуру.

Изучение иностранного языка с помощью современных коммуникативных методов предоставляет учащимся возможность развивать интерактивные навыки и учиться на основе взаимодействия с другими, становясь таким образом хорошим коммуникатором. Учащиеся, владеющие иностранным языком и обладающие хорошими коммуникативными навыками, будут вносить позитивный вклад в развитие казахстанского общества.

Умение общаться на иностранном языке имеет решающее значение в современном мире массовой глобальной коммуникации. Учащиеся должны уметь читать, писать и общаться на иностранном языке, а также понимать своих учителей и сверстников на высоком уровне. Иностранный язык часто используется в сфере коммуникации, науки, бизнеса, досуга, путешествий и спорта. Хорошее знание иностранного языка предоставляет учащимся доступ к этим областям и позволяет им продолжать свое образовательное, экономическое, социальное и культурное развитие.

Основное отличие иноязычного образования на завершающем этапе средней школы заключается в том, что иностранный язык выступает как средство реализации профильного обучения. Определенная профильная направленность достигается за счет переструктурирования содержания обучения, т.е. сокращения общеобразовательной тематики и введения аутентичного учебного материала, ориентированного на будущую специальность учащихся, совершенствование коммуникативной компетенции посредством обогащения словарного запаса на основе текстового материала профильной направленности.

В старших классах также следует продолжать работу по реализации общенациональной идеи «Мәңгілік Ел». На этом уровне необходимо формировать понимание важности и необходимости знания иностранного языка в современном мире и Казахстане, понимание того, что это открывает большие возможности для профессионального развития в будущей карьере. Использование аутентичных материалов на уроках иностранного языка, отвечающих возрастным особенностям и личностным интересам старшеклассников, должно обеспечить знакомство с элементами профориентации и переподготовки в стране изучаемого языка, с особенностями выбранной профессии и ролью иностранного языка в овладении будущей профессией, приобщение к научно-техническому и культурному прогрессу, расширение общего кругозора в сфере избранного профильного направления.

Работа с профильноориентированными учебными материалами должна привести к некоторому увеличению как продуктивного, так и рецептивного языкового минимума, а также к приросту знаний, умений и навыков во всех видах речевой деятельности, что способствует созданию профессионально ориентированной базы для дальнейшего продолжения обучения в колледже и вузе.

Содержание обучения и используемые образовательные технологии, способные повысить творческо-креативный уровень обученности, должны обеспечить владение иностранным языком на уровне В1 + В2 в соответствии с общеевропейским стандартом. Учащиеся должны освоить языковые и речевые темы, использовать языковой материал в речевом общении, читать, понимать и продуцировать монологические и диалогические высказывания в устной и письменной формах в соответствии с коммуникативными задачами в рамках определенных тем.

Количество часов по иностранному языку составляет:

общественно-гуманитарное направление:

– в 10-11 классах – по 3 часа в неделю, общее количество в год – по 102 часа;

естественно-математическое направление:

– в 10-11 классах – по 2 часа в неделю, общее количество в год – 68 часов в каждом классе.

Количество и назначение ученических тетрадей.

В 10-11 классах для выполнения всех видов обучающих работ учащиеся должны иметь одну тетрадь для работы в классе, одну тетрадь-словарь для записи иностранных слов, одну тетрадь для контрольных и письменных работ (хранится в кабинете в течение года).

С учетом современных тенденций в образовании рекомендуется вести словарь на трех языках (казахский, русский и изучаемый иностранный язык). Следует также уделить особое внимание транскрипции, которая позволяет обрести навык правильного произношения, рекомендуется также вести в словаре запись не только отдельных слов, но и словосочетаний, идиоматических выражений.

Основные требования к ведению ученической тетради:

– заполнение тетради производится в правом верхнем углу, на иностранном языке, с указанием города, школы, класса, предмета, имени и фамилии учащегося;

– записи в тетради производятся только на иностранном языке;

– дата пишется полностью с указанием дня и месяца;

– обязательно указывается номер упражнения и страница;

– оценка преподавателя ставится справа, с комментариями и указанием ошибок учащегося;

– обучающиеся ведут записи в тетрадях синей или фиолетовой пастой;

– черная или зеленая паста, карандаш могут быть использованы при подчеркивании, составлении графиков и т.д.;

– обучающимся запрещается писать в тетрадях красной пастой;

– слова в словарях записываются под порядковым номером.

Основные требования по проверке тетрадей.

Учитель соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей обучающихся:

–10-11 классы –наиболее значимые работы 1 раз в 2 недели;

– все виды контрольных работ и письменных заданий проверяются у всех обучающихся.

Все письменные контрольные работы обучающихся всех классов проверяются к следующему уроку; после проверки контрольных работ учитель проводит работу над ошибками; тетради обучающихся для контрольных работ хранятся в течение года.

В проверяемых работах по иностранному языку в 10-11-х классах учитель исправляет все допущенные ошибки, руководствуясь следующим:

– зачеркивая орфографическую ошибку, цифру надписывает вверху нужной буквы;

– пунктуационный ненужный знак зачеркивается, необходимый пишется красной пастой.

– при проверке эссе в 10-11 классах, кроме орфографических и пунктуационных, отмечаются фактические грамматические и речевые ошибки.

Рекомендуемые нормы контрольных работ

Для отслеживания динамики и мониторинга полученных знаний рекомендуется проводить 7 контрольных работ в течение учебного года. Согласно стандартам нового формата ЕНТ рекомендуется увеличить количество тестовых заданий до 40 вопросов.

№ 1 – вводный тест. Данный вид работы предусматривает диагностику и контроль знаний, полученных в предыдущем учебном году, охватывает только лексико-грамматический аспект. Количество тестовых заданий – 40, количество вариантов ответов – 5. Рекомендуется оценивать данный вид работы по системе ЕНТ. Оценка«5»– 33-40 баллов, оценка «4» – 25-32 балла, оценка «3» – 9-24 балла. Не рекомендуется ставить оценку «2», так как учащийся может потерять интерес и мотивацию к изучаемому предмету с первых дней учебного года.

Контрольная работа по иностранному языку № 2 – итоговая по 1-й четверти.Данная контрольная работа охватывает весь тематический материал, изученный в течение 1-й четверти, с учетом всех направлений развития речи. Лексика и грамматика – 20 заданий, аудирование – 10 заданий , чтение – 10 заданий. Рекомендуется оценивать данный вид работы по системе ЕНТ. Оценка «5» –33-40 баллов, оценка «4» –25-32 балла, оценка «3» –9-24 балла.

Контрольная работа по иностранному языку № 3 – итоговая по 2-й четверти. Данная контрольная работа охватывает весь тематический материал, изученный в течение 2-й четверти, с учетом всех направлений развития речи. Лексика и грамматика – 20 заданий, аудирование – 10 заданий, чтение – 10 заданий. Рекомендуется оценивать данный вид работы по системе ЕНТ. Оценка «5» – 33-40 баллов, оценка «4» – 25-32 балла, оценка «3» –9-24 балла.

Диагностический тест № 4. Данный вид работы предусматривает контроль и динамику знаний, полученных в предыдущих двух учебных четвертях, охватывает только лексико-грамматический аспект. Количество тестовых заданий – 25, количество вариантов ответов – 5. Рекомендуется оценивать данный вид работы по системе ЕНТ. Оценка «5» –21-25 баллов, оценка «4» –14 – 20 баллов, оценка «3» – 1-13 баллов. Не рекомендуется оценивать на «2», так как учащийся может потерять интерес и мотивацию к изучаемому предмету.

Контрольная работа по иностранному языку № 5– итоговая по 3-й четверти. Данная контрольная работа охватывает весь тематический материал, изученный в течение 3-й четверти, с учетом всех направлений развития речи. Лексика и грамматика – 20 заданий, аудирование – 10 заданий, чтение – 10 заданий. Рекомендуется оценивать данный вид работы по системе ЕНТ. Оценка «5» – 33-40 баллов, оценка «4» –25-32 балла, оценка «3» –9-24 балла.

Контрольная работа по иностранному языку № 6 – итоговая по 4-й четверти. Данная контрольная работа охватывает весь тематический материал, изученный в течение 4-й четверти, с учетом всех направлений развития речи. Лексика и грамматика – 20 заданий, аудирование – 10 заданий , чтение – 10 заданий. Рекомендуется оценивать данный вид работы по системе ЕНТ. Оценка «5» – 21-25 баллов, оценка «4» –25-32 балла, оценка «3» –9-24 балла.

Контрольная работа № 7 – итоговая по учебному году. Она охватывает весь тематический материал, изученный в течение учебного года. Лексика и грамматика – 20 заданий, аудирование – 10 заданий , чтение – 10 заданий. Рекомендуется оценивать данный вид работы по системе ЕНТ. Оценка «5» – 21-25 баллов, оценка «4» –25-32 балла, оценка «3» – 9-24 балла.

Рекомендуемые нормы письменных заданий

Для развития функциональной грамотности учащихся рекомендуется проведение письменных работ, в частности, эссе. Данный вид работы позволяет развить навыки письма, заставляет развивать критическое мышление у учащихся. Рекомендуется следующая норма слов в эссе (учитываются все слова: артикли, предлоги и местоимения):

10-11 классы – 140-150 слов.

Для развития мотивации и интереса к изучаемому языку рекомендуется проводить одну из видов кружковой работы по предмету, например, клуб чтецов. Целью данного клуба является развить интерес к иностранной литературе.

Клуб «Полиглот»: предусматривает развитие полиязычия. Сбор членов клуба должен проходить как минимум 4 раза в год, последний из которых– отчетный.

Методическое объединение учителей иностранного языка.

Методическим объединением учителей иностранного языка является объединение не менее 3-х учителей иностранного языка. Методическое объединение учителей иностранного языка в начале учебного года ставит перед собой ряд задач, которые описываются в плане работы методического объединения.

План работы методического объединения составляется по согласованию всех членов методического объединения, где обязанности распределяются поровну. План составляется на каждый месяц, на весь учебный год и тесно связан с приоритетными задачами самой организации образования. План методического объединения заверяется научно-методическим советом школы и руководителем методического объединения. В плане должны просматриваться основные этапы работы учителей методического объединения. В течение года рекомендуется провести 6 заседаний методического объединения. Каждое заседание должно нести информационно-познавательный характер: это могут быть доклады, дискуссии, презентации, коучинги по следующим направлениям:

– тематическая декада методического объединения, куда входят не только открытые уроки, но и открытые мероприятия, проводимые в организации образования (охватывает всех учителей методического объединения);

– олимпиада по предмету (указывается дата проведения внутришкольного этапа олимпиады);

– работа с одаренными детьми и детьми с низкой мотивацией к изучению предмета;

– работа с вновь прибывшими учителями, если таковые есть;

– работа с молодыми специалистами, назначение старшего наставника; работа наставника и молодого специалиста;

– взаимообмен опытом среди всех учителей объединения (взаимопосещение уроков);

– подготовка к экзаменам, конкурсам, олимпиадам, семинарам;

– работа с входящей документацией;

– внутришкольный контроль;

– административный контроль;

– работа с учителями, повышающими или подтверждающими свою квалификационную категорию;

– мониторинг качества обучения и успеваемости учащихся по каждой четверти и по итогам года;

– рейтинг учителей объединения;

– творческий отчет учителей о проделанной работе (в конце года);

– отчет по итоговой аттестации знаний учащихся.

Отчет о проделанной работе должен проводиться ежемесячно и отражаться на заседаниях методического объединения. В конце года формируется подробный отчет (с фотографиями, схемами и диаграммами).

Основные направления работы методического объединения в 2017-2018 учебном году:

– выполнение Государственного общеобязательного стандарта образования;

– изучение новых нормативных правовых документов (План нации «100 шагов» - 79-й шаг Плана нации, новые государственные общеобязательные стандарты, Конвенция о правах ребенка, Закон об образовании, Закон о Труде);

–изучение Инструктивно-методического письма на 2017-2018 учебный год;

– совершенствование профессиональной компетентности и творческий подход к выполнению основных обязанностей учителя – консультанта, помощника;

– использование новых технологий в преподавании;

– организация учебного процесса в условиях обновления содержания образования;

– самообразование и повышение собственной квалификации;

– изучение новых тенденций и изменений в иностранном языке;

– использование электронных образовательных ресурсов по иностранному языку для повышения качества образования учащихся.

Мероприятия, рекомендуемые для включения в план:

1. Тематическая декада методического объединения, куда входят не только открытые уроки, но и открытые мероприятия, проводимые в организации образования (охватывает всех учителей методического объединения).

2. Организация и проведение внутришкольного этапа олимпиады по предмету.

3. Работа с одаренными детьми и детьми с низкой мотивацией.

4. Работа с вновь прибывшими учителями, если таковые есть.

5. Работа с молодыми специалистами, назначение старшего наставника; утверждение Плана работы наставника с молодым специалистом.

6. Взаимообмен опытом среди всех учителей объединения (взаимопосещение уроков), проведение «Lessonstudy».

7. Подготовка к экзаменам, конкурсам, олимпиадам, семинарам.

8. Работа с входящей документацией.

9. Внутришкольный контроль.

10. Административный контроль.

11. Работа с учителями, повышающими или подтверждающими свою квалификационную категорию.

12. Мониторинг качества и успеваемости учащихся по каждой четверти и по итогам года.

13. Рейтинг учителей объединения.

14. Творческий отчет учителей о проделанной работе (в конце года).

15. Отчет по итоговой аттестации учащихся.

Отчет о проделанной работе должен производиться ежемесячно и отражаться на заседаниях методического объединения. В конце года формируется подробный отчет (с фотографиями, схемами и диаграммами).

В 2017-2018 учебном году рекомендуется провести интегрированные тематические декады с учителями предметов естественно-математического цикла (математика, биология, химия, география). Проведение такого рода мероприятий, хотя и будет трудоемким, но оправдает все ожидания, поскольку интегрированные уроки повышают интерес к предметам. Такого рода декада проводится в три этапа: с учащимися начального звена, затем среднего и старшего. Данное мероприятие не только мотивирует и учащихся и учителей к новым открытиям в рамках предмета; взаимообмен опытом учителей будет способствовать совершенствованию и интеграции используемых методик. В целях углубленного изучения культуры и истории страны изучаемого языка рекомендуем обратить внимание на значимые даты, юбилеи, что должно отражаться непосредственно в тематических мероприятиях, проводимых на базе организации образования.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ОБНОВЛЕННОМУ СОДЕРЖАНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ

В 2017-2018 учебном году 1-е и 2-е классы будут обучаться по учебным планам и программам обновленного содержания образования.

Содержательным отличием обновленных учебных программ является:

– принцип спиральности при проектировании содержания предмета, то есть постепенного наращивания знаний и умений как по вертикали, так и горизонтали (усложнение навыков по темам и по классам);

– иерархия целей обучения по таксономии Блума, основанная на закономерностях познания и классифицируемая по наиболее важным видам предметных операций;

– педагогическое целеполагание по уровням образования и на протяжении всего курса обучения, что позволяет максимально учесть внутрипредметные связи;

– наличие «сквозных тем» между предметами как внутри одной образовательной области, так и при реализации межпредметных связей;

– соответствие содержания разделов и предложенных тем запросам времени, акцент на формирование социальных навыков;

– технологизация учебного процесса в форме долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов.

В учебных программах по учебному предмету предусмотрена реализация трехъязычного образования. Вклад каждого учебного предмета в создание полиязычной обучающей среды в совокупности обеспечивает реализацию политики трехъязычного образования.

Основой обучения языкам является коммуникативный подход, который рассматривается как ведущий принцип развития речевой деятельности обучающихся средствами каждого учебного предмета – обмен знаниями и навыками в различных учебных ситуациях, правильное использование системы языковых и речевых норм.

Обучение языкам осуществляется через развитие четырех видов деятельности: аудирование (слушание), говорение, чтение, письмо. Учителю важно моделировать среду обучения, приближенную к естественным ситуациям, способствующим развитию речи обучающихся.

Другой отличительной особенностью новых учебных программ является их направленность на формирование не только предметных знаний и умений, но и навыков широкого спектра. Выстроенная система целей обучения является основой развития следующих навыков широкого спектра: функциональное и творческое применение знаний, критическое мышление, проведение исследовательских работ, использование информационно-коммуникационных технологий, применение различных способов коммуникации, умение работать в группе и индивидуально, решение проблем и принятие решений.

Важной характеристикой обновленных учебных программ является их гибкость и универсальность. Учителя вправе самостоятельно определять порядок изучения подразделов или целей обучения в рамках раздела и соответствующей четверти. Учителя имеют право разрабатывать задания, нацеленные на достижение более чем одной цели обучения. Учебная программа предоставляет учителям возможность преобразовать цель обучения на несколько целей урока/уроков, выполнение которых в совокупности приведет к достижению цели обучения учебной программы. Учителя вправе самостоятельно определять количество часов, отводимое на изучение темы/цели обучения. Данное решение может приниматься коллегиально учебно-методическими объединениями учителей. При планировании учителя должны предусмотреть уроки на закрепление и повторение учебного материала.

Учебные планы

Учебные планы по предметам, прилагаемые к учебным программам, имеют рекомендательный характер. В долгосрочных и среднесрочных планах, базирующихся на системе целей и подходах к обучению, даны рекомендации для учителей по проведению занятий по темам и разделам, организации обучающихся на уроках, включены также учебные ресурсы (интернет, тексты, упражнения, видео- и аудиоматериалы и др.).

Изменен принцип проектирования содержания по каждому учебному предмету: линейный принцип сменился принципом спиральности, то есть постепенного наращивания знаний и умений как по вертикали, так и горизонтали (усложнение навыков по темам и по классам). В связи с этим следует учитывать положенный в основу построения содержания учебной программы принцип спиралевидного расположения учебного материала для его изучения, а также структурирование содержания материала через изучение рекомендованных межпредметных сквозных тем по классам и четвертям. К примеру, в первом классе, исследуя различные источники, ученик должен понимать и объяснять значение понятия «семья», определять свое место в системе родственных связей относительно других членов семьи. Во втором классе он составляет словесный портрет членов семьи на основе материалов семейного архива.

В долгосрочных планах отражаются: общие принципы развития образования (концепция её развития); главное направление и программы развития; содержание и последовательность осуществления важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных образовательных целей. В долгосрочный план включаются цели обучения на один учебный год.

В среднесрочных планах даются рекомендации для учителя по проведению занятий по темам и разделам, по организации деятельности обучающихся на уроках, включены также рекомендованные ресурсы (интернет,тексты, упражнения,видео-и аудиоматериалы и др.).

Учитель имеет возможность варьировать и изменять виды заданий с учетом индивидуальных особенностей и уровня успеваемости обучающихся.

Среднесрочное планирование обычно осуществляется группой учителей или отдельно взятым учителем, структурирующими (им) учебную программу в последовательную серию уроков. Среднесрочное планирование конкретизирует ориентиры, определенные долгосрочным планом. В среднесрочных планах формулируют основные задачи на установленный период. В нем отражаются темы обучения на каждую четверть или раздел. Распределение часов внутри разделов также можно варьировать по усмотрению учителя.

Краткосрочный план, или план урока, составляется учителем самостоятельно по примерному шаблону, представленному в конце среднесрочного плана. При разработке краткосрочного плана учителю рекомендуется обратить внимание на дифференцированный подход к обучению и учитывать индивидуальные особенности детей. Краткосрочное планирование урока помогает учителю более эффективно достичь учебных целей. Для этого учителю необходимо особенно тщательно отбирать учебный материал и правильно подбирать виды деятельности. После каждого урока учителю необходимо провести анализ урока (рефлексию) для того, чтобы выявить возникшие трудности при освоении учебного материала обучающимися.

При составлении краткосрочного плана учитель может руководствоваться следующими рекомендациями:

– при организации урока необходимо руководствоваться целями, указанными в учебной программе и в учебном плане;

– рекомендуется организация всех видов деятельности, предлагаемых в среднесрочном плане;

– при необходимости возможно дополнить виды деятельности по усмотрению самого учителя.

Новый формат урока предполагает активное вовлечение детей в процесс обучения, их участие в обсуждениях, анализе и обобщении пройденного материала, проведение исследования, высказывание оценочных суждений, самооценивание и др.

Обязательным элементом урока должна стать обратная связь, которая позволяет корректировать действия учителя, направленные на поддержку ученика.

Учителю также важно помнить, что при разработке краткосрочного плана необходимо обязательно разработать и определить:

– языковые цели обучения: работа с терминами и др.;

– дифференциацию: Каким образом планируется оказание поддержки обучающимся? Какие задачи планируется поставить перед более способными обучающимися?;

– как проверить уровень усвоения материала обучающимися?;

– метапредметные связи;

– обеспечение здоровья и безопасности, связи с ценностями национальной идеи «Мәңгілік ел» и ИКТ.

Учитель выступает не как единственный источник знаний, а как организатор активной учебно-познавательной деятельности самих обучающихся.

В связи с этим всю работу по планированию уроков рекомендуется осуществлять с учетом новых подходов в преподавании и обучении.

Поэтому в рамках реализации обновленного содержания образования необходимо внедрять передовой опыт, новейшие технологии и подходы в преподавании и обучении, в системе оценивания, усиливать эффективные пути внедрения информационно-коммуникационных технологий, расширять использование разнообразных цифровых образовательных ресурсов в обучении, межшкольное сетевое взаимодействие, межшкольные учебные планы и программы, «обмен учителями», мастер-классы по применению новых технологий в обучении предметам в школе.

Одной из отличительных особенностей обновленных учебных программ является то, что средством интеграции предметов, разделов, тем, а также осуществления межпредметных связей служат сквозные темы. Они пронизывают содержание всех предметов и систему долгосрочного и среднесрочного планирования. Поэтому при подготовке краткосрочного плана учителю необходимо соблюдать систему сквозных тем и учитывать их при составлении заданий и организации деятельности обучающихся на уроке.

Содержание учебных программ и учебных планов начальной школы имеет тесную связь с реальной жизнью, практическую направленность, способствует развитию таких качеств, как наблюдательность, любознательность, умение работать с информацией и выражать свою точку зрения.

Для обучающихся 1-2 классов такие понятия, как «патриотизм», «нравственная система ценностей» имеют пока абстрактный характер. А темы «Моя семья и друзья», «Мир вокруг нас», «Путешествие», «Традиции и фольклор» им близки и понятны. Рассказы учеников о своей семье, о доме, любви к родителям, о дружбе; осознание того, что любое путешествие начинается из родного дома, в большей степени обеспечивают самоидентификацию ученика как члена семьи, общества, страны и формируют нравственные ориентиры.

Сквозные темы распределены равным образом по 2 в каждой четверти. Количество часов на каждую сквозную тему варьирует сам учитель в зависимости от особенностей подготовки обучающихся (таблица ).

Таблица 67 – Сквозные темы в учебных программах 1-2 классов

Четверть Сквозные темы.
1 класс 2 класс
I Все обо мне. Все обо мне.
Моя школа. Моя семья и друзья.
II Моя семья и друзья. Моя школа.
Мир вокруг нас. Мой родной край.
III Путешествия.   В здоровом теле – здоровый дух!
Традиции и фольклор. Традиции и фольклор.
IV Еда и напитки. Окружающая среда.
В здоровом теле – здоровый дух! Путешествия.  

В учебной программе сформулированы ожидаемые результаты, представленные в виде системы целей обучения, они служат основой для определения содержания учебного предмета.

Цели обучения и ожидаемые результаты с разработанными критериями оценивания позволяют учителям планировать свою работу и оценивать достижения обучающихся, а также информировать их о следующих этапах обучения.

Ожидаемые результаты спроектированы с учетом специфики каждой образовательной области, объединяющей несколько родственных учебных предметов.

Четкое описание конкретных целей обучения включено в учебную программу. Цели обучения должны повторяться не менее 2-х раз в каждом учебном предмете. Определенные цели обучения (формирующие базовые навыки) повторяются и закрепляются в течение учебного года несколько раз.

Важно помнить, что каждый урок начинается с озвучивания/показа целей обучения и критериев их достижения. Каждый обучающийся должен понять, осмыслить поставленную цель обучения и знать, как ее можно достичь.

Система ожидаемых результатов обучения определяет содержательную основу обучения и воспитания обучающихся.

При разработке краткосрочного плана каждый учитель, прежде всего, ориентируется на цель обучения. Как правило, в начальных классах по учебным предметам на уроке может быть поставлена 1 или 2 цели обучения.

Критерии оценивания по каждой цели обучения должны разрабатываться учителем. Также педагог имеет право использовать критерии оценивания, разработанные и размещенные в сборниках по формативному оцениванию на портале СМК, если они соответствуют уровню подготовленности обучающихся.

Таким образом, уже в начальной школе процесс обучения ориентирован на формирование у обучающихся функциональной грамотности и навыков широкого спектра. При этом важно помнить, что процесс обучения предполагает отход от традиционной организации учебного процесса и базируется на ожидаемых результатах, которые определяются по 6 образовательным областям и отражают деятельностный аспект, т.е. обучающиеся «знают», «понимают», «применяют», «анализируют», «синтезируют», «оценивают».

Учителю начальных классов следует обратить внимание на предложенные в рамках реализации обновленных учебных программ методические пособия и рекомендации по организации процесса обучения, проведения формативного и суммативного оценивания, размещенные в электронной версии на сайтах НАО им. И. Алтынсарина (nao.kz), АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» (smk.edu.kz).

В целях оказания методической поддержки для учителей АОО «НИШ» разработан портал «Системно-методический комплекс» (СМК) - smk.edu.kz.

СМК является информационно-методической базой для учителей, площадкой для обмена педагогическим опытом, информационным пространством для развития сетевого взаимодействия, онлайн- платформой, подготовленной в рамках обновления содержания среднего образования.

Как пользоваться СМК?

Пользователю для входа в портал сначала надо зарегистрироваться. Для этого необходимо:

1) На главной странице портала необходимо нажать на кнопку «Зарегистрироваться». Перед Вами откроется регистрационная форма, в которой нужно будет ввести соответствующие данные. Система предварительно проверяет корректность введенного ИИНа. Если ИИН верный, активируются следующие поля регистрационной формы: «Фамилия», «Имя», «Регион», «Населенный пункт», «Организация/Школа», «Е-mail» (необходимо ввести адрес Вашей действующей электронной почты), «Пароль» (пароль должен состоять не менее чем из шести символов), «Повторите пароль». После заполнения регистрационной формы и нажатия кнопки «Зарегистрироваться» Вам будет предоставлен доступ.

2) После того, как Вы пройдете регистрацию, Вам необходимо активировать Ваш аккаунт. Для этого необходимо зайти в электронную почту, которую Вы указали при регистрации. В течение нескольких секунд к Вам на почту поступит уведомление, в котором необходимо будет пройти по ссылке для активации аккаунта.

Что можно найти в СМК?

СМК с

Наши рекомендации