Тренировочные упражнения (на отработанные звуки)

Задание в. Запишите буквы в две строчки: в одну — на которые обо­значают звонкие согласные звуки; в другую — те, которые обозначают глухие согласные звуки.

б, т, г, п, д, в, ш, ф, ж, з, к, с.

Задание 7. Подберите к звонкому парному звуку глухой согласный звук. Запишите эти пары:

Б, д, з, ж, в,г, п, т,с, ш, ф,к.

(Логопед дает звонкие в глухие согласные вперемежку.)

Задание 8. Назовите слоги со звонкими согласными звуками.

Задание 9. Прослушайте слоги, запишите: а) начальную букву каж­дого слога; б) только звонкую согласную; в) только глухую согласную.

Ба, та, по, ду, зы, ши, жи, ве, фа, бу, сы, те, ку, ги; дру, тра, пло, зва, блу, шка, жмы, фла, вли, сна, клу, гра.

Задание 10. Самостоятельно придумайте и запишите пять слогов, где первый звук — звонкий согласный. Затем пять слогов, где первый звук — глухой согласный.

Задание 11. Произнесите отраженно слоги, заменив глухой звук на звонкий и наоборот.

Методические указания. Логопед называет слог или звуковые соче­тания с начальным звонким, учащиеся пишут с глухим и наоборот.

Задание 12. Прослушайте слова: Запишите начальные буквы каждого слова: а) только звонкую согласную; б) только глухую согласную.

Дорога, букет, тетрадь, тропинка, клюшка, брусок, гвозди, три, флаг, крот, школа, кружка, гвоздь, плот, друг, кран, флот, ткань,здоровье, сказка.

Задание 13. Выделите слог из начала слова с парной звонкой соглас­ной — затем с глухой согласной. Запишите слоги.

Рыба, тара, жуки, шина, гора, кора, дома, туман, жара, дуга, голуби, фонарь, вата, зори, грязь, поздно, трудно, брови, кру­ги, грибы, травы, влага, стакан, груша, зрение, вратарь.

Задание 14. Вставьте в слова пропущенные слоги.

Со...ка, ры..., ...лу..., ...ки.

Задание 15. Вставьте в слова пропущенные буквы.

Жа...а, ...има, ду..., ...оро...а, ...ол, ...етка, за...ота, ...руг, ...рач, ...рат, ...о...ди, ...укет, ...е...ры, ...а...ета, ...рузы, ар...у...ы.

Слова для справок^грузы,жаба,зима,душ,букет, борода, дожди, ветка, забота, гол, друг.врач, брат, ветры, газе­та, грузы.

Задание 16. Запишите только одни звонкие согласные в слове.

Методические указания. Логопед произносит слово, учащиеся по­вторяют это слово, называют в нем звонкий согласный и записывают его в тетрадь. На доске даны схемы слов.

Дом, бока, звезда, гудок, бусы, одежда, база, ваза, победа, ветка,звук.

Задание 17. Прослушайте слова. Запишите их по слогам, подчеркни­те парные согласные звуки.

Избушка, губы, гнездо, борода, брови, грузовик, заржал, бродить, грибок, здравствуй, благодарить, градусник, возмож­но, дрозд, жаворонок.

Задание 18. Замените глухие согласные звуки в словах на парные звонкие согласные.

Образец: том — дом.

Тачка — ...г точка — ..., том — ..., тело — ..., плоты — ..., тень —..., уточка—..., почка —..., палка—...,пел — ...,пыль— ..., пил — ..., запирать — ..., суп — ..., роса — ..., соя — ..., кладь —..., кот — ..., крот —..., кора —..., икра — ..., корка — ..., фон — ... .

Задание 19. Словарный диктант.

Забор, вторник, зубы, рыба, грибок, дубы, дверь, голуби, Родина, заводы, бумага, задача.

Задание 20. Спишите слова, подберите к ним проверочные.

Образец: дуб — дубы, кружка — кружечка.

Дрозд, зуб, суп, трап, стриж, малыш, грот, город, сад, склад, брат, плуг, луг, шарф, бровь, кровь, глаз, таз, куб, салют, граб, чиж, еж, нож, холод, голод, стружка, кружка, лодка, свекла, юбка, кадка, ватка, ветка, детка, ковка, сказка, вязка, сково­родка, селедка, чашка, ложка, коробка, книжка, варежка, блюдце, лодка, соседка, легкий, подружка, игрушка, хлопуш­ка, веревка.

Задание 21. Вставьте в предложения пропущенные слова.

Грачи строят прочные.... Из доски выдергивали ржавые .... Белка живет в .... После понедельника наступает .... В вазе ле­жали грозди.... Зазвенел .... Больному поставили.... Темпера­туру измеряют .... У Алеши есть младший.......побил огурцы.

Слова для справок:гнезда,гвозди,дупло,вторник, винограда, звонок, градусник, брат, град, градусником.

Задание 22. Вставьте в слова пропущенные буквы.

Как на ...орке, напри...орке си...ят три...цать три Е...орки. Поля ...асеяликукуру...ой.Всосе...немса...уросласморо...и-на. В садах со...рели пло...ы. Все бобры ...обры для с.оих ...о...рят. В...оопарке...етиви...елизу.;.ровити...ров. За...ве-рью ра...дался ре...кий ...вонок.

Задание 23.

Самостоятельная работа. Подбери к выделенным словам проверочные.

Обрати внимание, как пишется слово деревянные, запиши его по сло­гам.

Матрешки.

Дуйте в дудки, бейте в ложки! В гости к нам пришли матрешки. Ложки деревянные, Матрешки румяные.

К выделенным словам подбери проверочные.

Подружки.

Шли подружки по дорожке, Было их немножко: Две Матрены, три Матрешки И одна Матрешка.

Подчеркни парные согласные.

Скороговорка.

У нас в реке живут бобры Бобры добры, добры бобры.

Задание 24. Подчеркните парные согласные.

Проверочные диктанты.

Пруд был широк. Низко над водой склонилась ива. На бере­гу рос большой дуб. Около дуба — беседка. У берега стояла лод­ка. Вдали был глубокий овраг. К лесу вела узкая дорожка.

Лето.

Ребята бегут на пруд. На берегу большой луг. Там идет по­кос. Все взрослые на работе. Дед Иван кладет сено на воз. Петя влез на воз. Женя повел лошадь во двор.

Осень.

Целый день идет дождь. У крыльца грязь и лужи. С поля давно убрали хлеб и картофель. Медведь залез в берлогу. Скоро зима.

Пруд.

Около нашего лагеря пруд. От дома к нему ведет узкая до­рожка. По берегам пруда растут березки и дубки. На пруду мы часто катаемся на лодке. Вода в пруду чистая и гладкая. В ти­хой воде мелькают рыбки.

Задание 25. Прослушайте рассказ. Ответьте на вопросы словами из тек­ста письменно.

Зима.

Пришла зима. Петя надел теплую шубку, шапку и вареж­ки. Вышел сад. В саду на дорожках лежал снег. У беседки на­мело сугроб. На пруду блестел гладкий лед. По льду мальчики катались на коньках. Петя сел в салазки и съехал с горки.

Вопросы.

Какое время года наступило?

Как оделся Петя?

Куда он вышел?

Где лежал снег?

Где намело сугроб?

Что блестело на пруду?

Что делали мальчики?

Что сделал Петя?

Дифференциация с—ш Тренировочные упражнения

Задание 1. Назовите первые звуки в словах сани, шапка. Охарактери­зуйте эти звуки. Сравните их по артикуляции. Скажите, чем похожи эти звуки, в чем их различие.

Задание 2. Из данных звуков назовите похожие по артикуляции. о, с, п., у, ш.

Задание 3. Произвести звуки с, ш. Затем запишите буквы с, ш, опи­раясь на кисть руки логопеда. (Логопед напоминает учащимся, что при произнесении звука с язык находится в низу ротовой полости, за нижни­ми зубами, а при произнесении звука ш язык поднимается вверх, за вер­хние зубы. Если кисть руки поднимается вверх, то произносится звук ш, если кисть руки поднимается вниз, то произносится звук с.) Запишите буквы с, ш, опираясь на стрелки. Т 4- Т 4-Методические указания. Логопед на доске пишет стрелки, направ­ленные вверх и вниз, учащиеся записывают букву с или ш.

Образец:* \ \

с ш сш

а) запишите буквы с, ш под диктовку логопеда;

б) запишите буквы с, ш по условным значкам.

(Логопед напоминает учащимся, что при произнесении звука с губы растягиваются в улыбке, при произнесении звука ш гу^-л округляются. На условный знак — птгут букву с, на условный знак О — букву ш.

Об 0«ООч/ 0~« О

сшсшшсшссш

Задание 4. Прочитайте слоги и звуковые сочетания.

^ лУ

ш

и у

■к

и у

о. а

а. О,

^х^

^^ч

у и

иу

ш

ш

и

е и

ш

ш

и

Дифференциация с — ш в слогах и звукосочетаниях Тренировочные упражнения

Задание 1. Прочитайте слоги и звукосочетания парами.

Са — ша ша - - са аса — аша оша — оса
со — шо шо - - со осо — ошо аша — аса
су — шу шу- -су усу — ушу ашу — асу
си — ши ши - - сы иси — иши ашо — асо
се — ше ше - - се есе — еше аше — осе.

Скажите, какими звуками отличаются эти пары.

Задание 2. Прослушайте слоги. Запишите первую букву каждого слога.

Са, ша, шу, су, ши, си, сы, се, ше, шо, со, сё; ела, шла, шло, ели, ска, шко, шка, спа, шпа, шпу, слё, шти.

Задание 3. Прослушайте звукосочетания, выпишите только соглас­ные:

алша, аса, ушу, усу, усы, ыши, уси, еси, еша, юса, уше.

Задание 4. Прослушайте, повторите и запишите ряды слогов в той же последовательности.

са — ша — са ша — са — ша са — ша — са — ша

со — шо — со шо — со — шо шо — со —шо — со

су — шу — су шу — су — шу су — шу — шу — су.

Задание б. Запишите слоги и звукосочетания в две строчки: в одну — с буквой с, в другую — с буквой ш.

Са, се, ше, су, ши, си, що, сё, сю, ша, ста, шта, шпо, ела, слу, шлу, ска, шка, шку, ску; аша, ушу, усу, усе, усы, иси, ише, оси, оши.

Задание в. Запишите слоги и звукосочетания под диктовку. (Исполь­зовать материал предыдущих заданий.)

Дифференциация с — шв словах Тренировочные упражнения

Задание 1. Прослушайте слова, выделите звуки с, ш, запишите соот­ветствующие буквы, а) Из начала слова:

Сад, шаль, сук, шум, шило, сила, сани, шапка, стул, шторм, штык, стол, шутка, шар, сыр;

б) из середины слова.

Маска, кошка, миска, мошка, катушка, масло, лист, мыш­ка, каска, уши, усы, басня, крышка;

в) из конца слова.

Душ, квас, наш, грош, нос, камыш, малыш, фокус, голос, налог, волос, голыш, кактус, лес.

Задание 2. Спишите слова, подчеркните в них слоги с ш, с.

Сани, шили, сухо, сало, шея, шило, сомы, шаги, соли, шуба, соловей, шоколад, шипеть, сырой,, сапог, шумит, серый, лиса, каша, носы, косы, наша, Маша, ношу, носи, паши, несет, ушат, укус, весит, машина, красивый, кушает, мышата, усики, по­душка, осинка, косичка, косилка, ватрушка.

Задание 3. Определите наличие и место звуков с, ш в названиях кар­тинок. (Картинки подбирает логопед.)

Приблизительный перечень картинок: мишина, самолет, пушка, усы, душ, сапог, нос.

Задание 4. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Какими звуками отличаются эти пары слов? С каждым словом устно составьте предложение.

Басня — башня; крыса — крыша; уши — усы; каска — кашка; шутки — сутки; мишка — миска.

Задание 5. Закончите слово, добавив слоги.

а) са или ша.

Ли-... ко-... Ми-... коле-... но-...

ка-... су-... кры-... колба-... ро-...;

б) сы или ши:

Ли-... у-... но-... ро-... шала-... воло-...

ко-... у-... мы-... кры-... камы-... малы-... .

Задание в. Прослушайте слова. Определите наличие и место звуков с, ш в них. Составьте схемы этих слов, надпишите буквы с, ш над соответ­ствующим слогом, а под схемой — слово.

Старушка, пеструшка, сушка, макушка, капуста, косын­ка, ватрушка, шишки, братишка, пастушок, солнышко, ма­шинист, слышу, ладошки, насмешка, стишок, страшно.

Образец: старушка с.___ __щ _,___.

Задание 7. Спишите слова, вставьте пропущенные в них буквы с или ад:

а) Игру...ка, пе...трый, ...каф, кру...ина, кра...ивый, ...ка-тулка, ...тальной, ...ить, голо..., маку...ка, ме...то, ри..., ...агать, крс.ить, ...крепка, камы..., ко...ка, плю...ка, пи...к, каранда..., вы...ивать, реди...ка, марты...ка, ...ур...ит, кро...ки;

б) ...тра...но, ...е...ть, пу...и...тый, пу...ты...ка, ...ме...ин­ка, ...у...ки, па...ту...ок, ма...ини...т, ...у...трый, бес.тра...-ный, ...у...укал...я, ве...ну...ки, ...ти...ок.

Задание 8. Ответьте на вопросы. Определите наличие и место звуков с, ш в словах. Запишите слова-ответы.

Вопросы. Кто ведет поезд? Что светит днем?

Как называется человек, который пасет стадо коров? Чем покрыто тело кошки, собаки?

Каким другим словом можно назвать маленькие баранки? Дети прослушали рассказ и рассмеялись. Какой был рас­сказ?

Как называются маленькие крапинки на лице? Как называется дорога, по которой едут машины?

Слова для справок:машинист,солнышко,пастух, шерстью, сушки, смешной, веснушки, шоссе.

Задание 9. Закончите предложения.

Да здравствует мыло.... И полотенце.... И зубной.... И густой... .

Слова для справок: душистое, пушистое, поро­шок, гребешок.

Задание 10.

Словарные диктанты. Методические указания. Логопед предлагает ученикам: а) начертить схему слова и надписать буквы с, ад над соответствую­щим слогом; б) написать слова, деля их на слоги; в) писать слова, прого­варивая их по слогам.

а) Шапки, сушняк, слышен, шуршат, посыпались, пушис­тые, услышал, рассмешил, весна, пушок, шумный, весы, га­лоши, самолет, велосипед, автобус, астра, пошел, нашел, брош­ка, пешка, крылышко, сторонушка, спешка;

б) стишок, стихи, дедушка, соловушка, головушка, наслу­шался, послушался, непослушный, шерстяной, шестеренка, поспешно, слышно, шерсть, шест, шествие, нашествие, путе­шествие, наступила, ландыши.

в) используются слова из пункта а или б по выбору логопеда.

Дифференциация с — ш в предложениях

Тренировочные упражнения

Задание 1. Измените словосочетания по образцу.

а) Ты носишь — Я ношу: б) я ношу — ты носишь

ты просишь — ... я ношу — ...

ты спешишь — ... я прошу — ...

ты спишь — ... я спешу — ...

ты гасишь — ... я гашу — ...

ты рисуешь — ... я рисую — ...

ты сыплешь ~*$И я сыплю —....

ты сеешь — ... я сею —

Задание 2. Закончите предложения, подобрав подходящие по смыслу слова.

кашка — каска Гоше дали ....

У пожарного железная.... мишка — миска Соне купили плюшевого ....

Дай собаке ... с супом. крыша — крыса Надо менять старую....

Мы видели большую страшную .... уши — усы У слона большие ....

У дедушки пушистые .... башня — басня Мы видели Кремлевскую ....

На уроке мы читали ... Крылова.

Задание 3. Составьте словосочетания, подбирая к словам первого стол­бика подходящие по смыслу слова из второго столбика. Подчеркните букву с синим карандашом, букву ад — черным.

а) Веселый шоссе б) высокая овес
ясное пастушок синий башня
сухое солнышко шерстяной шар
интересное кошка сушеный шарф
серая путешествие; пушистый снег.

Задание 4. Составьте и запишите предложения, подбирая к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика. Под­черкните буквы сию:

а) Сосна Соня мышь камыши

спешит сохнет шумят шуршит;

б) листья старушка солнышко пастушок

пасет шьет сушит осыпаются.

Задание б. Придумайте и запишите предложения с данными слово­сочетаниями:

Вкусная лапша; сосновая шишка; душистый ландыш; вишневый сад; старший машинист; катаешься на санках; моешься под душем; красишь стену;

шесть шаров; семь машин; восемь матрешек; десять шарфов;

посылаешь письмо; торопишься в школу.

Задание в. Закончите предложение, вставив пропущенное слово с бук­вами с, ш, подчеркните вставленные буквы.

Саша уступил место .... Петушок, петушок, золотой ..., мас-ляна..., шелкова.... Кошка сидит на... и греется на.... У Саши в диктанте всего одна.... Ласточка свила гнезды... ко под... .Саша и Леша — братья. Леша моложе Саши, а Саша... Леши. Саня учит­ся в новой.... Машины мчались по....

Задание 7. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы с, ш.

Куку...каве...ело кукует. Са...ане...етгру...и. Па...ту...ок ...пе...ит домой. Се...тра ...шила Са...е руба...ку.

Ма...а не...ет бабу...кину ...умку. Са...е ...тра...но. Он тру...и...ка. Как по...тели...ь, так и по...пи...ь. ...тоит Анто ...ка на одной ножке.

Методическое указание: Логопед читает стихот­ворение «Шутки» целиком. Затем ученики выполняют зада­ние.

Шутка.

Ве...елая ...тару...ка У...тала ...ить ...тару...ка

Ве.. .ь день .. .егодня .. .ьет. И .. .ела у ворот,

За кругленькой кату...кой Ас кругленькой кату...кой

...ледит пу...и...тый кот. Играть пустил...я кот.

Задание 8. Составьте предложения из данных слов, изменяя их по смыслу. Запишите получившиеся предложения.

Саша, под, собирать, шишки, сосной; сухие, шелестят, под, листья, ногами; покрыты, пушистый, снег, кусты; в, спешит, Саша, школа; полянке, на, лесной, ландыш, душистый, рас­тет; Сонина, рассказывает, бабушка, сказки, хорошо; красную Шапочку, слушали, про, мы, сказку; старушке, помогли, пе­рейти, Саша и Шура, шоссе, через.

Дифференциация с — шв связных текстах

Тренировочные упражнения

Задание 1. Послушайте скороговорки. Запишите по памяти.

Шишки на сосне, шашки на столе.

Наша серая кошка сидела на крыше, А ваша серая кошка сидела выше.

Я рубашку сшила мишке, Я сошью ему штанишки.

На ходули встали мышки, Чтобы стать как можно выше.

Задание 2. Диктанты.

Зрительные диктанты

Пушок.

У нас есть кот. Его зовут Пушок. Ушки у Пушка острень­кие, усы длинные, шерстка пушистая, шелковистая.

В лесу.

Хорошо летом в лесу. Светит ласковое солнышко. Шумят высокие сосны. Миша собирает под соснами шишки и склады­вает их в мешок.

Слуховой диктант.

Шалаш в лесу.

Ярко светит солнышко. На траве блестит роса. Слышно, как кукует кукушка. Дети строили в лесу шалаш. Когда они дост­роили шалаш, стали бегать вокруг него босиком.

Конспект занятия

Тема. Пословицы.

Цель. Учить детей понимать смысл пословиц, не смеши­вать на письме буквы с, ш.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед предлагает учащимся назвать по одному слову со звуком с и ш. Определить место этих звуков в слове. Назвать слог с данными звуками. После выполненного задания учащи­еся садятся на свои места.

П. Работас пословицами.

Логопед читает первую пословицу: Поспешишь — людей насмешишь. Выясняет смысл пословицы. В случае затрудне­ния логопед сама объясняет ее смысл.

Пословицу повторяют учащиеся. Затем один ученик запи­сывает ее на доске, остальные — в тетрадях.

Логопед знакомит учащихся со второй пословицей: Песней поле не вспашешь. Выясняет смысл этой пословицы. Далее идет работа такая же, как и с первой пословицей.

Третья пословица: Не спеши языком, а спеши делом. Прово­дится работа аналогичная описанной выше.

III. Работа с текстами.

Логопед предлагает учащимся прослушать рассказы и отве­тить на вопросы.

1. Саня и Леша пошли в лес собирать сушняк. Саня ходит по лесу, под каждую березку заглядывает, в орешнике ищет су-

хие веточки. А Алеша ходит по лесу да песенки поет. ВышлиСаня и Алеша на опушку леса. У Сани большая охапка сушня­ка, а у Алеши — пустые руки.

Выясняется смысл слов: охапка, сушняк.

Вопрос. Какая из пословиц подойдет к этому рассказу? (Песней поля не вспашешь.)

2. Папа сказал Саше и Маше, что завтра они пойдут в театр смотреть интересную сказку. Надо пораньше встать, все вовре­мя сделать, чтобы не опоздать к началу спектакля.

Маша встала рано, умылась, оделась, быстро покушала. Саша долго лежал в постели, плохо ел кашу, и у него совсем не оста­валось времени. Спешит Саша, одевается. Наконец все вышли из дома. Посмотрела Маша на Сашу и засмеялась: на шапке у Саши нет кисточки. Он шапку надел наизнанку, а ботинки в разные стороны смотрят.

Вопросы. Почему Саша так оделся?

Какая пословица подходит к этому рассказу? (Поспешишь — людей насмешишь.)

3. Миша был у дедушки. У дедушки большой сад.

— Завтра у меня много работы в саду, — сказал дедушка, — надо собрать груши и накопать картошки...

— Я все сделаю сам: груши соберу, накопаю картошки пол­ное лукошко, — пообещал Миша.

Утром дедушка и Миша пошли в сад. Дедушка собирал гру­ши. Миша сорвал несколько груш и съел их. Груши были ду­шистые, сочные. Потом Миша рассматривал букашек на лис­тьях, ловил шмеля.

— Где же твои груши, где лукошко с картошкой? — спросил

дедушка.

Вопросы.

Выполнил ли Миша свое обещание?

Почему он не выполнил своего обещания?

Какая из пословиц подходит к этому рассказу? (Не спеши языком, а спеши делом.)

Наши рекомендации