Принцип единства сознания и деятельности
Понятия сознания и деятельности - узловые категории психологической науки. Систематическая разработка этого принципа в советской психологии началась в 30-е годы (СЛ.Рубинштейн, А.НЛеонтьев, Б.Г.Ананьев, Б.М.Теплов и др.).
С Л. Рубинштейн впервые выдвинул положение о единстве сознания и деятельности, поведения. Он писал, что «деятельность и сознание - не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое - не тождество, но единство.
Хотя в то время этот принцип еще не соотносился с принципом развития, тем не менее он сразу приобрел важное методологическое значение. В нем утверждалось, что не может быть деятельности без сознания и сознания без деятельности. Тем самым защищалось положение о возможности через деятельность изучать сознание и открывалась дорога для объективного исследования психики и сознания: от деятельности, ее продуктов - к выявляющимся в ней психическим процессам. Таким образом, принцип единства сознания и деятельности становится основой всех объективных методов психологии.
Введение этого принципа ставило теоретические и методологические задачи раскрытия состава и структуры деятельности. Необходимо было преодолеть идущую от психологии сознания точку зрения, что психика - это внутреннее, а деятельность - внешнее. В действительности психика, сознание не является чем-то внутренним. Точно так же деятельность никоим образом не сводится только к внешнему: она имеет внешнюю сторону, но эта сторона не характеризует деятельность однозначно. Единство сознания и деятельности выражается в том, что сознание и все психические свойства индивида в деятельности не только проявляются, но и формируются: психические свойства личности - и предпосылка и результат ее поведения.
По определению С Л. Рубинштейна, сама деятельность является единством внешнего и внутреннего. Сознание и психика в таком случае оказываются внутренней характеристикой деятельности, а свойство деятельности - протекать в форме извне наблюдаемого поведения -может рассматриваться как характеристика самой психики. Следовательно, говоря о психике, психолог имеет в виду не отдельное самостоятельное явление, но сторону или неотъемлемую часть деятельности. Говоря же о психике, он должен подразумевать некоторую целостную систему, характеризуемую и с внутренней и с внешней стороны. Деятельность, напротив, оказывается той системой, внутри которой функционирует психика. Принцип единства сознания и деятельности позволяет ученым, изучая поведение, деятельность, выяснять те внутренние психологические механизмы, которые обеспечивают успешность достижения целей деятельности, т.е. открывать объективные закономерности психики.
Применение принципа единства сознания и деятельности к изучению психических процессов, свойств и состояний позволило объяснить многие явления, прежде казавшиеся непонятными, выявить некоторые важные закономерности психического развития человека. В свете этого принципа разрабатываются понятийный аппарат психологии и методы конкретно-научных исследований.
Принцип развития
Категория развития, будучи фундаментальной философской категорией, является ведущей и в системе понятий психологической науки. Идея развития вошла в психологию под влиянием эволюционной теории Ч.Дарвина и легла в основу формирования детской, а затем возрастной психологии. Важной вехой, ознаменовавшей преобразование понятия развитие в фундаментальную категорию психологии, стало включение его С Л.Рубинштейном в систему понятий общей психологии и возведение в статус важнейшего методологического принципа психологической науки. «Развитие психики является для нас, - писал он, - не только более или менее интересной областью исследования, но и общим принципом или методом исследования всех проблем психологии. Закономерности всех явлений, и психических в том числе, познаются лишь в их развитии, в процессе их движения и изменения, возникновения и отмирания».
В трудах С Л. Рубинштейна, созданных на рубеже 40-х годов, в проблематику общей психологии был включен весь жизненный путь человека и показана зависимость развития всех сторон его сознания и личности от особенностей генеральной линии жизни индивида. Развитие стало пониматься как основной способ существования личности на всем протяжении ее индивидуального пути. Многокачественное содержание категории развития в психологии было раскрыто в коллективном труде «Принципы развития в психологии» (1978). В нем была подчеркнута необходимость соединения принципа развития с принципом системности, реализация которого позволяет рассмотреть и сам процесс психического развития как сложно организованную целостность.
Таким образом, для психологии принцип развития имеет особенно большое значение, поскольку изучаемые ею явления отличаются, по словам Б.ФЛомова, «исключительно высокой динамичностью [Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. С. 101]. Психическое возникает, существует и изменяется в процессе реального развития.
Методы психологии
Наука - прежде всего исследование, поэтому характеристика науки не исчерпывается определением ее предмета, она включает и определение ее метода. Методы - это способы, посредством которых познается предмет науки. Психология, как и каждая наука, употребляет не один, а целую систему частных методов или методик. Методы науки служат раскрытию закономерностей, но сами они опираются на основные закономерности предмета науки. Поэтому методы науки развиваются и видоизменяются вместе с развитием самой науки.
Метод исследования всегда отражает ту и или иную методологию. В науке существуют общие требования к объективности научного психологического исследования.
1. Принцип объективного психологического исследования реализуется многообразными методологическими средствами, зависящими от особенностей предмета исследования. Понимать это надо следующим образом: психика, сознание изучаются в единстве внутренних и внешних проявлений. И всегда существует некоторое соотношение между внешним протеканием процесса и его внутренней природой; однако это соотношение не всегда адекватно. Общая задача всех методов объективного психологического исследования заключается в том, чтобы адекватно выявить это соотношение и, таким образом, по внешнему протеканию акта определить его внутреннюю психологическую природу.
2. Наша психология утверждает единство, но не тождество психического и физического, поэтому психологическое исследование никак не должно растворяться в физиологическом, хотя предполагает и часто включает физиологический анализ психологических процессов. Например, вряд ли возможно изучение эмоциональных процессов, не включающее физиологического анализа входящих в их состав физиологических компонентов. Психологическое исследование никак не может замкнуться на чисто феноменологическом описании психических явлений в оторванном от изучения их психофизиологических механизмов.
Неправильно было бы недооценивать значение физиологических методик в психологическом исследовании. Тем не менее физиологический анализ, а значит, и физиологическая методика в психологическом исследовании могут играть лишь вспомогательную роль и поэтому должны занимать подчиненное место (правда, решающим вопросом при этом является умение правильно их соотнести). Только под таким углом может быть реализован общий принцип психофизического единства.
3. Мы видели, что материальные основы психики не сводятся к ее органическим основам, образ мыслей людей определяется образом их жизни, сознание людей - общественной практикой. Поэтому методика психологического исследования должна опираться на социально-исторический анализ деятельности человека. Но психическое не должно при этом социологизироваться, т.е. сводиться к социальному; психологическое исследование должно сохранять свою специфичность и самостоятельность, лишь опираясь, где это требуется, на предварительный социологический анализ человеческой деятельности.
4. Психологические закономерности раскрываются в процессе развития. Изучение развития является не только специальной областью, но и специфическим методом психологического исследований. Генетический принцип является существенным принципом нашей методики. При этом суть дела заключается не в том, чтобы проводить статистические срезы на различных этапах развития и фиксировать различные уровни, а в том, чтобы переход от одного уровня на другой сделать предметом исследования, вскрыв, таким образом, динамику процессов и их движущие силы.
Психология, как и всякая наука, пользуется целой системой различных методов. В отечественной психологии выделяются следующие четыре группы методов. Организационные методы включают: сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.); лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени); комплексный метод(в исследовании участвуют представители различных наук, при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, (например между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности).
Эмпирические методы. Они включают в себя наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий); психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа); анализ продуктов деятельности; биографические методы.
Методы обработки данных, включающие в себя: количественный(статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.