Тема 7. Конфликты и пути их разрешения
Программное содержание
Конфликты: виды, структура, стадии протекания. Причины возникновения конфликта в процессе общения. Пути предупреждения и разрешения конфликтов в трудовом коллективе.Стратегии и модели поведения в конфликтной ситуации
Методические рекомендации
При изучении данной темы необходимо сформировать знания о сущности, причинахконфликтов, путях их предупреждения и способах разрешения, возможных стратегиях и моделях поведения в конфликтной ситуации.
Изучить особенности предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций в процессе межличностного взаимодействия
Конфликт — это взаимодействие людей, имеющих несовместимые цели или способы достижения этих целей. В переводе с латинского "конфликт" означает "сталкивание, приходить в столкновение". Конфликт характеризуется тем, что в нем люди противодействуют друг другу. Число участников конфликта может быть различным.
Конфликт - психологическое противоборство людей, имеющих несовместимые цели и интересы.
Итак, конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или нескольких человек. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, противоположные цели или средства их достижения, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.д. Конфликт разрастается, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя (пусть даже неумышленно) интересы другой стороны
Структура конфликта:
Конфликтная ситуация + инцидент
Конфликтная ситуация- база конфликта, его потенциальная основа. Состоит из объекта и оппонентов.
Объект- непосредственный предмет спора, источник взаимных притязаний. В качестве объекта может выступать как материальный, так и нематериальный предмет.
Оппоненты- участники конфликта, представители противоборствующих сторон.
Инцидент- это действия со стороны оппонентов, направленные на овладение объектом конфликта.
Конфликты внутри трудового коллектива могут иметь множество причин, которые можно сгруппировать:
— во-первых, общие условия деятельности в коллективе — организация труда, его ритмичность, графики выхода на работу, условия, в которых работают люди, порядок при начислении заработной платы, распределение премий, отпусков, нечеткое распределение прав и обязанностей, нарушение трудового законодательства, несправедливость моральных поощрений;
— во-вторых, личностные причины — трудовой коллектив состоит из людей разного возраста, пола, уровня образования, темперамента, характера и т.д. Эти характеристики накладывают заметный отпечаток на их поведение в коллективе, которые может проявиться в грубости, недисциплинированности, недобросовестном отношении к работе, взаимном непонимании, низком уровне культуры общения;
— в-третьих, нечестные поступки отдельных работников. Высокая моральная ответственность — это одна из специфических особенностей, которая делает эту работу психологически трудной. Скрытая форма конфликтной ситуации обостряет взаимоотношения людей, ухудшает морально-психологический климат. Такие конфликты нельзя стараться "тушить", скрывать их. За нарушение трудовой дисциплины и правовые нарушения работники должны нести полную ответственность.
А возможна ли полная бесконфликтность в коллективе? Жизнедеятельность современного трудового коллектива крайне сложна, напряженна и даже при самой идеальной организации всех видов трудовых процессов, возникают отклонения от намеченного; проблемы и противоречия иногда обостряются до напряженных ситуаций. Трудовой коллектив не просто функционирует, он развивается. Новые формы взаимодействия рождаются в борьбе со старыми, и даже небольшие изменения в деятельности встречают сопротивление, порождают споры и противоречия.
В конечном счете, страшны не сами противоречия между людьми, а негативные последствия конфликтных ситуаций: неразрешенный конфликт, несправедливость и нанесение обиды причиняют вред моральному состоянию работников и отрицательно сказываются на их качестве труда.
Возможные причины конфликтов:
1. Неудовлетворение каких-либо потребностей, интересов клиентов или угроза такой возможности. Например, невозможность удовлетворить просьбу клиента из-за отсутствия какого-либо продукта или блюда. Если у клиента возникает ощущение несправедливости, то естественно, у него появляется желание настоять на своем, убедиться, добиться и т.д. Но не все конфликты возникают и развиваются таким образом.
2. Бывает так, что по отношению к работнику допущена несправедливость со стороны клиента, но он решил не осложнять отношений, сдержался. Однако обида, недовольство, неудовлетворенность накапливаются, а обстоятельства взаимоотношений заставляют работника вновь возвращаться к своим переживаниям. И накопленное раздражение может быть выплеснуто при совсем незначительном поводе для резкой реакции. Здесь первоначальная причина скрыта. В ситуациях такого типа важно отличать повод от конфликта и его причины. В таких ситуациях возможны неоправданно резкие, бурные реакции на любые, даже ничтожные причины и замечания.
3. Ошибочное приписывание собеседнику позиции, направленной против собственной личности. Например, клиенту кажется, что работник не уделяет ему должного внимания, пытается игнорировать его просьбу.
4. "Реакция на прошлое". Например, произошло нечто, с чем посетитель не может согласиться. Изменить прошлое невозможно, но реакция на него столь сильна, что есть предпосылка к возникновению конфликта. Поддаваясь эмоциям, клиент может выбрать виновником случайного, ни в чем неповинного человека. Конфликты такого рода бессмысленны и поэтому являются признаком слабости. В специальном разрешении они не нуждаются и со стороны специалистов недопустимы, так как являются проявлением невыдержанности и неумения вести себя.
Виды конфликтов по характеру конфликтной ситуации:
— истинный конфликт, при котором имеет место взаимное ущемление интересов сторон. Например, из-за грубости юриста клиент пишет жалобу на работника.
— ложный конфликт, т.е. недоразумение, происходящее при обоюдной ошибке. Оно нередко встречается при неверном изложении просьбы. Различают явный и скрытый.
Виды конфликтов по характеру оппонентов:
-внутриличностный,
-межличностный,
-межгрупповой,
-внутригрупповой.
Функции конфликта.
Обычно выделяются две функции конфликтов: деструктивную и конструктивную. При определении функций реального конфликта необходим конкретный подход, поскольку один и тот же конфликт может быть деструктивным в одном отношении и конструктивным в другом, играть негативную роль на одном этапе развития, в одних конкретных обстоятельствах и позитивную - на другом этапе, в другой ситуации.
Конструктивным конфликт бывает тогда, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы (в соответствии с одним из законов диалектики, утверждающим, что борьба противоположностей - источник развития).
Деструктивный конфликт возникает в двух случаях: когда одна из сторон упорно и жёстко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны; когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавит партнёра, дискредитируя и унижая его.
Причины конструктивных конфликтов:
- неблагоприятные условия работы;
- несовершенная система оплаты труда;
- недостатки в организации труда;
- неритмичность работы;
- сверхурочные работы;
- упущения в технологии (особенно те, от которых страдает заработок работника, причём не по его вине);
- несоответствие прав и обязанностей;
- отсутствие чёткости в распределении обязанностей, в частности, неэффективные, слишком расплывчатые или устаревшие должностные инструкции;
- низкий уровень трудовой и исполнительной дисциплины;
- конфликтогенные (т.е. способствующие возникновению конфликтов) организационные структуры.
Положительное разрешение конструктивного конфликта - это прежде всего устранение недостатков, причин, к нему приведших. А поскольку причины эти - объективные. отражающие несовершенство организаций управления, то устранение их означает усовершенствование самой организации.
Деструктивные конфликты порождаются чаще всего субъективными причинами, к которым относят неправильные действия руководителя и подчинённых, а также психологическая несовместимость отдельных людей.
Способы развития конфликтов:
— относительно медленное. Это может быть спор о пересмотре дела клиента;
— быстрое, где реакция обострения отношений следует, как бы сразу за причиной, нередко даже теряя связь с вызванной ею причиной, становится неуправляемой. Например, посетитель тщетно пытается дождаться прекращения разговора между работниками, раздражается, использует оскорбительные выражения.