Отличие темперамента от характера.

Довольно часто сопоставляют два понятия — темперамент и характер. Характером называют самые устойчивые черты характера. Это основные, ярко выраженные индивидуально-психологические черты человека. Почти во всех психологических исследованиях о характере говориться отвлеченно, приблизительно, расплывчато. Поэтому иногда между этими понятиями напрашивается знак «равно». Это не верно!

Темперамент — это лишь одно измерение характера. Это стиль, почерк психических процессов, но не их содержание. А характер — это именно внутренние свойства человека, направленность этих свойств.

Что входит в понятие характер, кроме темперамента?

1. Отношение к другим людям, «общенческие» черты человека (доброта/злость, эгоистичность/альтруизм и т.д.);

2. Отношение к себе: самооценка, личные запросы и притязания, отношение к своей внешности, душевному облику, поведению;

3. Волевые черты — хребет характера: твердость, последовательность, упорство или их антиподы;

4. Черты умственного склада (принципиальность/непринципиальность и т.д.);

5. Черты чувств — и нравственно-психологических (долг, совесть), и эстетических (юмор, вкус); сила этих чувств, их глубина или поверхностность, стойкость или неустойчивость, простота или сложность.

Итак, характер — это психологическое измерение личности, строй человеческих чувств, воли, ума, уклад нравственно--эмоционального отношения к себе, к другим, к жизни.

Такой подход, проясняющий внутреннее устройство характера, показывающий его составные части, дал известный психолог Б. Г. Ананьев. Но и в таком подходе есть свой «минус». Ананьев не разграничивает характер и личность. Поэтому становится неясно, чем отличаются друг от друга эти понятия.

Также как темперамент является «составной частью» характера, его биологической основой, также характер является «составной частью» личности. Понятие личности в свою очередь включает в себя и способности человека, и его интересы, опыт, мировоззрение и т.д.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Почему на протяжении нескольких тысячелетий понимание темперамента оставалось неизменным, с чем это связано? Какие изменения повлекли за собой пересмотр теории темперамента?

2. Докажите что понятия «темперамент», «характер» и «личность» не обозначают одно и тоже. Какие структурные различия этих понятий вы считаете основными?

Урок 15
Экстравертированность/интровертированность

Цель урока: дать расширенное понятие экстравертированности/интровертированности, как одной из основ темперамента.

Английский ученый Г. Айзенк установил, что сфокусированность человека на себе или вне себя, что и является, в упрощенной форме, основой экстравертированности/интровертированности человека врожденна (зависит от их нервного склада) и включил это свойство человеческой психики в свой тест по определению темперамента.

Сама же теория экстравертированности/интровертированности человека принадлежит швейцарскому психологу Карлу Юнгу, который представил ее на суд психологической общественности в двадцатые годы нашего столетия.

Экстраверт (от латинского «экстра» — наружу, вне и «верто» — поворачиваю, обращаю) — это человек, у которого ощущения, интересы, чувства сфокусированы вовне, на других людях гораздо больше, чем на себе. Он сосредоточен на внешнем мире, а не на внутренних ощущениях.

Интроверт (от латинского «интро» — внутрь) — это человек, у которого ощущения, чувства, интересы сфокусированы на себе. Такой человек в большей степени настроен на свои внутренние переживания, чем на события внешнего мира.

Современные психологические исследования ввели в обиход третий вид людей — сплав экстраверта и интроверта, человек, направленный и вовне, и внутрь, сфокусирован одновременно и на себе, и на других. Его можно назвать Биверт (от латинского «би» — два).

Конечно, Юнг понимал, что такая двоякая направленность есть в каждом человеке. Это два обычных психологических механизма и без любого из них немыслима нормальная психика, но при этом один всегда господствует, а другой всегда подчиняется. Почему-то о равновесии он не думал, хотя это также естественно. Может быть, даже центральный человеческий тип, более массовый чем экстраверт и интроверт. Это только предположение, но чтобы прийти к точному знанию, нужны широкие исследования. А это только еще перспектива психологических исследований в этом направлении.

Основные черты экстраверта:

· Общителен, легко, но не глубоко сходится с людьми;

· Быстро приспосабливается к новым условиям, но не очень вдается в их суть;

· Энергичен, живо ведет себя, интересуется всеми вокруг, но больше внешними слоями всех событий;

· Главная часть его переживаний вызвана не своей душевной жизнью, а другими людьми, событиями.

Чрезмерная, легкомысленная увлеченность, по мнению Юнга, доходит в сознание экстраверта до самоумаления, ущемляет глубинные личностные потребности. И поэтому подсознанием экстраверта руководит противоположный принцип — сверхвнимание к себе! Это как бы парадокс равновесия — наше «я» защищает от однобокости.

Основные черты интроверта:

· Малообщителен, а то и совсем не общителен;

· Медленно и плохо приспосабливается к условиям, к окружению, но зато может менять их, приспосабливать к себе;

· Основные переживания рождены внутренней жизнью, а не событиями внешнего мира.

По мнению Юнга, их подсознанием также управляет парадокс равновесия. Чем больше сознание замыкается на себе, уходит от внешнего мира, тем больше подсознание человека обращается наружу.

Биверты, видимо, соединяют эти черты, но приглушенно, сглаженно. Они общительны, но не так как экстраверты. Они энергичны в поступках, умеют как приспосабливаться к условиям, так и менять их, но то и другое делают менее успешно, шероховато. Такое мироощущение можно назвать гармоничным, уравновешанным подходом к жизни.

Наши рекомендации