Изнасилование. Отличие изнасилования от насильственных действий сексуального характера и от понуждения к действиям сексуального характера.

Статья 131. Изнасилование

Непосредственным объектом состава изнасилования является половая свобода женщины, а при изнасиловании душевнобольной или малолетней девочки, не достигшей 16-летнего возраста, непосредственным объектом будет выступать их половая неприкосновенность. В качестве дополнительного объекта в квалифицированном составе изнасилования можно выделить здоровье или жизнь потерпевшей. Потерпевшейот изнасилования может стать только лицо женского пола, независимо от ее морального облика, интимного (провоцирующего) поведения.

Объективная сторона исследуемого состава преступления в диспозиции рассматриваемой уголовно-правовой статьи характеризуется как половое сношение мужчины с женщиной помимо ее воли, сопровождаемое с использованием следующих альтернативных способов:

1) с применением насилия к потерпевшей;

2) с угрозой применения насилия к потерпевшей;

3) с применением насилия к другим лицам, которые не безразличны подвергшейся изнасилованию женщине;

4) с угрозой применения насилия к этим лицам;

5) с использованием беспомощного состояния потерпевшей.

Половым сношением признается осуществление естественного совокупления мужчины с женщиной. Насильственное удовлетворение половой страсти в иных формах половым сношением не признается, потому такого рода общественно опасные деяния квалифицируются по ст. 132 УК РФ.

Насилие как средство подавления сопротивления потерпевшей в ст. 131 УК РФ включает как опасное, так и неопасное для жизни или здоровья физическое и психическое насилие. Оно может быть применено не только непосредственно к жертве сексуального насилия, но и к другим лицам, безопасность которых не безразлична для потерпевшей. Физическое насилие включает нанесение побоев, связывание, ограничение свободы, причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью. Если в процессе подавления воли потерпевшей ее здоровью умышлено причиняется тяжкий вред либо она умышленно лишается жизни, то содеянное требует дополнительной квалификации по ст. 111 либо п. «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ. Неосторожное причинение смерти или тяжкого вреда здоровью квалифицируется по п. «б» ч. 3 ст. 131 либо п. «а» ч. 4 ст. 131 УК РФ.

Психическое насилие выражается в запугивании потерпевшей, в угрозах физической расправы над ней или другими людьми. По своему содержанию угроза может быть определенной (когда насильник указывает на конкретный вред) либо неопределенной (угроза, выраженная словами: «молчи, а то плохо будет»). Угроза должна быть воспринята потерпевшей как реальная. Если угроза обращена в будущее, то состава изнасилования не будет. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью квалифицируется по п. «б» ч. 2 ст. 131 УК РФ.

Если при изнасиловании в целях преодоления сопротивления потерпевшего лица применялось насилие или выражалась угроза применения насилия в отношении других лиц (к примеру, близкого родственника потерпевшей), такие действия требуют дополнительной квалификации по иным статьям Особенной части УК РФ.

Изнасилование признается совершенным с использованием беспомощного состояния потерпевшей, когда субъект рассматриваемого состава преступления воспользовался:

а) физической беспомощностью потерпевшей, когда потерпевшая осознает совершаемых с нею действий, но в силу ряда причин не может оказать сопро­тивление (это может быть связано со старостью, физическими недостатками, болезнью, сопряженной с утратой двигательных функций);

б) психической беспомощностью потерпевшей, когда потерпевшая не способна понимать характер и значение совершаемых с нею действий в силу расстройства душевной деятельности, бессознательного состояния, алкогольного и наркотического опьянения, возраста (малолетнее или престарелое лицо). При оценке обстоятельств изнасилования в отношении лица, которое находилось в состоянии опьянения, суды должны исходить из того, что беспомощным состоянием в этих случаях может быть признана лишь такая степень опьянения, вызванного употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, которая лишала потерпевшую возможности понимать характер и значение совершаемых с ней действий либо оказать сопротивление насильнику.

Вступая в половое сношение, лицо должно осознавать, что женщина находится в беспомощном состоянии. Виновное лицо может воспользоваться нахождением потерпевшей в беспомощном состоянии, а может и сам привести ее в такое состояние. Действия лица, добивающегося согласия женщины на совершение полового акта путем обмана или злоупотребления доверием (заведомо ложного обещания вступить с ней в брак) не могут рассматриваться как изнасилование.

В тех случаях, когда несколько половых актов не прерывались либо прерывались на непродолжительное время и обстоятельства совершения изнасилования свидетельствовали о едином умысле виновного лица на совершение указанных тождественных действий, содеянное следует рассматривать как единое продолжаемое преступление, подлежащее квалификации по соответствующим частям ст. 131 УК РФ. Если умыслом лица охватывается совершение им (в любой последовательности) изнасилования и насильственных действий сексуального характера в отношении одной и той же потерпевшей, содеянное следует оценивать как совокупность преступлений, предусмотренных ст. 131 и 132 УК РФ. При этом для квалификации содеянного не имеет значения, был ли разрыв во времени в ходе совершения в отношении потерпевшей изнасилования и насильственных действий сексуального характера.

По законодательной конструкции состав изнасилования сконструирован по типу формальных составов. Следовательно, преступление признается оконченным с начала полового акта, независимо от его завершенности и наступивших последствий.

Субъективная сторона рассматриваемого состава преступления характеризуется только прямым умыслом. В качестве мотива совершения преступления могут выступать удовлетворение половой потребности, месть, национальная или религиозная ненависть, желание унизить потерпевшее лицо и т.п. Для квалификации содеянного он значения не имеет.

В качествесубъекта исследуемого преступления может выступать только лицо мужского пола, достигшее 14-летнего возраста.

Дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 131 УК РФ, считаются делами частно-публичного обвинения, потому они возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшей, но прекращению в связи с примирением потерпевшей с обвиняемым не подлежат (ч. 3 ст. 20 УПК РФ).

В ч. 2 ст.131 УК РФ представлены квалифицирующие признаки состава изнасилования:

а) совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Для квалификации общественно опасных действий соответствующих лиц по данному пункту необходимо, чтобы все участники группы были соисполнителями, то есть они должны выполнять часть объективной стороны состава преступления. Изнасилование следует признавать совершенным группой лиц (группой лиц по предварительному сговору, организованной группой) не только в случаях, когда несколькими лицами подвергается сексуальному насилию одно или несколько потерпевших лиц, но и тогда, когда виновные лица, действуя согласованно и применяя насилие или угрозу его применения в отношении нескольких лиц, затем совершают насильственный половой акт с каждым или хотя бы с одним из них.

Групповым изнасилованием должны признаваться не только действия лиц, непосредственно совершивших насильственный половой акт, но и действия лиц, содействовавших им путем применения физического или психического насилия к потерпевшей. При этом действия лиц, лично не совершавших насильственного полового акта, но путем применения насилия содействовавших другим лицам в совершении преступления, следует квалифицировать как соисполнительство в совершении изнасилования. Действия лица, непосредственно не вступавшего в половое сношение с потерпевшим лицом и не применявшего к нему физического или психического насилия при совершении указанных действий, а лишь содействовавшего совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации виновному либо устранением препятствий, надлежит квалифицировать по ч. 5 ст. 33 УК РФ и по ч. 1 ст. 131 УК РФ;

б) соединенное с угрозой убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, а также совершенное с особой жестокостью по отношению к потерпевшей или к другим лицам. Под угрозой убийством или причинением тяжкого вреда здоровью следует понимать не только прямые высказывания, в которых выражалось намерение немедленного применения физического насилия к потерпевшему лицу или к другим лицам, но и такие угрожающие действия виновного, как демонстрация оружия или предметов, которые могут быть использованы в качестве оружия. Ответственность за изнасилование с применением угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наступает лишь в случаях, если такая угроза явилась средством преодоления сопротивления потерпевшего лица и имелись основания опасаться осуществления этой угрозы. При этом указанные действия охватываются п. «б» ч. 2 ст. 131 УК РФ и дополнительной квалификации по ст. 119 УК РФ не требуют.

Если угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью была выражена после изнасилования с той целью, чтобы потерпевшее лицо никому не сообщило о случившемся, действия виновного лица при отсутствии квалифицирующих обстоятельств подлежат квалификации по ст. 119 УК РФ и по совокупности с ч. 1 ст. 131 УК РФ.

Изнасилование следует признавать совершенным с особой жестокостью, если в процессе совершения преступления потерпевшей или другим лицам умышленно причинены физические или нравственные мучения и страдания. Особая жестокость может выражаться в издевательстве и глумлении над потерпевшей, истязании, в причинении телесных повреждений, в совершении изнасилования в присутствии родных или близких потерпевшего лица, а также в способе подавления сопротивления, вызывающем тяжелые физические либо нравственные мучения и страдания у потерпевшей или других лиц. При этом суду следует иметь в виду, что при квалификации таких действий по признаку особой жестокости необходимо устанавливать умысел виновного лица на причинение потерпевшим лицам особых мучений и страданий;

в) повлекшее заражение потерпевшей венерическим заболеванием. Ответственность по указанному пункту наступает в случаях, когда субъект преступления, заразивший потерпевшее лицо венерическим заболеванием, знал о наличии у него этого заболевания, предвидел возможность или неизбежность заражения и желал или допускал такое заражение, а равно когда он предвидел возможность заражения потерпевшего лица, но самонадеянно рассчитывало на предотвращение этого последствия. При этом дополнительной квалификации по ст.121 УК РФ не требуется;

В ч. 3 ст. 131 УК РФ установлена повышенная ответственность за изнасилование:

а) несовершеннолетней. Виновный должен знать или допускать, что потерпевшим является лицо, не достигшее восемнадцати лет;

б) повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшей, заражение ее ВИЧ-инфекцией или иные тяжкие последствия. Действия виновного подлежат квалификации по пункту «б» ч. 3 ст. 131 УК РФ при неосторожном и умышленном заражении потерпевшей ВИЧ-инфекцией. К иным тяжким последствиям изнасилования следует относить, в частности, самоубийство или попытку самоубийства потерпевшей, ее беременность и т.п.;

В ч. 4 ст. 131 УК РФпредусмотрена ответственность за изнасилование:

а) повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей. Верховный Суд РФ в обзоре судебной практики по делу И. указал, что действия И., осужденного за изнасилование, повлекшее смерть потерпевшей (которая выбросилась с балкона 9-го этажа), неправильно квалифицированы по п. «а» ч. 4 ст. 131 УК РФ. По смыслу закона этот квалифицирующий признак предполагает причинение потерпевшей смерти непосредственно во время изнасилования при преодолении сопротивления либо наступление смерти ввиду обострения заболевания. Самоубийство потерпевшей, последовавшее в результате изнасилования, должно рассматриваться как иные тяжкие последствия, которые указаны в п. «б» ч. 3 ст. 131 УК РФ;

б) потерпевшей, не достигшей четырнадцатилетнего возраста. Основываясь на принципе вины, субъект преступления должен знать или допускать, что потерпевшее лицо, не достигло четырнадцати лет. В соответствии с уголовно-правовым положением, изложенным в примечании к ст. 131 УК РФ, к преступлениям, предусмотренным п. «б» ч. 4 ст. 131 УК РФ, относятся также деяния, подпадающие под признаки преступлений, предусмотренных ч. 3-5 ст. 134 и ч. 2-4 ст. 135 УК РФ, совершенные в отношении лица, не достигшие двенадцатилетнего возраста, поскольку такое лицо в силу возраста находится в беспомощном состоянии, то есть не может понимать характер и значение совершаемых с ним действий;

В ч. 5 ст. 131 УК РФустановлена ответственность за деяние, предусмотренное п. «б» ч. 4 ст. 131 УК РФ, совершенное лицом, имеющим судимость за ранее совершенное преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего. К имеющим судимость за ранее совершенное преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего относятся лица, имеющие непогашенную или не снятую в установленном порядке судимость за любое из совершенных в отношении несовершеннолетних преступлений, предусмотренных ч. 3-5 ст. 131, ч. 3-5 ст. 132, ч. 2 ст. 133, ст. 134, 135 УК РФ. При этом также учитываются судимости за указанные преступления, совершенные лицом в возрасте до восемнадцати лет.

Наши рекомендации