Психологическое консультирование и работа со случаем имеют очень много общих признаков.
самоопределение, уважение к личности клиента, вера в способность человека к изменению, духовному росту и совершенствованию, поддержка прав клиента на самостоятельные решения и выбор (с этим связан и запрет давать советы), честность и справедливость
индивидуальный подход, выражение чувств, контролируемое эмоциональное
включение, принятие клиента и ориентация на его ценности и нормы, доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту, самоопределение клиента, конфиденциальность, разграничение личных и профессиональных отношений, включение клиента в процесс консультирования в рамках партнерских отношений.
Даже в ситуациях дефицита времени социальные работники должны овладевать базовыми консультативными навыками, что способствует более четкой и эффективной коммуникации. Клиенты должны иметь право говорить о том, что они сами считают своими нуждами, и при этом быть услышанными, понятыми и воспринятыми с уважением.
собственно консультирование в принципе аналогично такому методу социальной работы, как терапевтическая беседа, имеющая своей целью инициирование изменений.
В целом можно утверждать, что эффективный консультант — это прежде всего личностно и социально зрелый человек:
· самоосознание, зрелость и стабильность;
· способность использовать и осознавать жизненный опыт;
· способность работать с эмоциональными и интеллектуальными запросами;
· способность выстраивать помогающие отношения;
· способность быть самокритичным
К особо вредным для консультанта чертам относят авторитарность, пассивность и зависимость, замкнутость, склонность использовать клиентов для удовлетворения своих потребностей, неумение быть терпимым к различным побуждениям клиентов, невротическую установку в отношении денег
Психосоциальный подход направлен на снижение уровня стресса и устранение внутреннего или внешнего конфликта в рамках проблемной ситуации посредством длительных поддерживающих и обучающих отношений. В качестве инструментария используются две основные процедуры — поддержка и модификация.
Процедуры поддержки: 1. Вентилирование, прояснение (такое облегчение чувств и мыслей, которое позволяет подавленному клиенту сконцентрироваться на решении проблемы). 2. Реалистическое успокаивание (поддерживать контакт человека с реальностью; не обещать того, что не может быть выполнено; держать в фокусе оценку внешних фактов — все это усиливает способности клиента к ориентации в мире реалий). 3. Принятие во взаимоотношениях (клиент не должен защищаться против «плохих» чувств, повышать уровень критицизма в отношении себя, испытывать переутомление, ригидность, стыд по поводу наличия проблемы). 4. Логическая дискуссия (позволяет социальному работнику оценить способность клиента рассуждать и противостоять реальности без ухода в фантазию, симптомы физической болезни, пессимизм и т.д). 5. Демонстрационное поведение (можно применять в качестве примера устойчивости к фрустрации, установлению ограничений, видения перспектив, рассуждений — все это усиливает силу Я клиента, который может эти образцы скопировать и со временем интернализировать). 6. Предоставление информации ( с целью повышения мотивации клиента на решение проблемы, поскольку это вселяет надежду, разделяет факты на те, что «внутри» личности, и те, что «снаружи», и предотвращает магические ожидания). 7. Предоставление советов и опеки (способствует расширению понимания, поддерживает собственные усилия клиента по сохранению контроля, уменьшает сомнения и страх перед неизвестным, внушает надежду и способствует возможностям для рефлексии, адаптации и готовности к тому, чтобы справиться с ситуацией). 8. Средовые воздействия (помощь с жильем, деньгами, защитой прав Добывая необходимые ресурсы, социальный работник показывает дополнительные способы решения проблемы). Модифицирующие процедуры также направлены на снижение внешнего давления и на нахождение клиентом решения проблемы. 1. Рефлективное общение в целях усиления самопознания клиента; помощь клиенту в видении в новом свете его мнений, установок, поведения, чувств, прошлых травм, раннего жизненного опыта, когда взаимоотношения с социальным работником используются в качестве корректирующего эмоционального опыта. 2. Техники конфронтации предполагают акцентирование на характерных для клиента особенностях мышления, эмоциях/чувствах и поступках/поведении. 3. Техники прояснения, главным образом — интерпретация, например для активизации защитных механизмов
15. История социальной работы с группой как общественной формы психосоциальной практики.
В 40-90 годы XIXвека
Социальная работа с группой идеологически оформляется в сеттльментах. Именно там находились первые агентства взаимопомощи и т.д.
Первые группы в агентствах представляли собой группы по интересам, которые собирались для отдыха, получения образования, установления дружеских отношений, и они мало были похожи на группы риска.
Так, например, в Лондоне в 1844 г. Дж. Вилльямс основал Молодежную мужскую христианскую ассоциацию с целью воспитания молодых людей в христианских традициях и идеалах.
Социальная поддержка безработных, обеспечение питанием голодных, лечение больных — таковы основные акции и программы действий, которые разворачиваются в тот период в групповой работе.
Наиболее распространенной формой групповой деятельности этого периода являлась работа клуба. Клуб, состоящий из небольшой группы людей, объединял различные слои населения.
Деятельность клубов была построена либо на общности интересов, либо на индивидуальных дружественных связях. Клубы были автономны, имели свои уставы и членские обязанности.
В началеXX века
В начале XX в. обостряются социальные противоречия
Как считают исследователи, в этот период практика групповой работы представлена широко и разнообразно, но она была разрозненной, так как существовали определенные организационные и идеологические препятствия для создания единой системы помощи.
Тем не менее к 1910 г. намечаются тенденции к объединению данных сил. Этому способствовали общие гуманитарные программы, в том числе практики деятельности, обмен профессиональными сотрудниками.
Программы, связанные с работой в области образования в сеттльментах, были направлены на охрану детства, развитие детских садов, профессиональное обучение женщин. Были успешно осуществлены программы летнего отдыха детей и «школьных социальных центров», где проводилась не только образовательная работа, но и работа по социализации в группах.
Программы, связанные с работой в области образования в сеттльментах, были направлены на охрану детства, развитие детских садов, профессиональное обучение женщин. Были успешно осуществлены программы летнего отдыха детей и «школьных социальных центров», где проводилась не только образовательная работа, но и работа по социализации в группах.
М. Фоллетт, Э. Линдеман и X. Эллиотт. Они считали, что демократия не может ограничиваться только политическими действиями и «урнами избирателей», когда выбираются представители власти. Только активное участие групп может привести общество к индивидуальному и социальному развитию, «к творческому росту демократических решений»
Можно отметить, что в этот период намечаются первые подходы к классификации работы с группой, которую наряду с индивидуальной работой, организационной, административной начинают выделять в отдельный вид работы
В 1930-1940-е ГОДЫ
В начале 1930-х гг. появляется особый вид образования, направленный на подготовку профессионалов для работы с группой.
С 1937 по 1938 г. наблюдалась тенденция роста количества школ, специализирующихся в групповой работе