Вопрос №2. Проблемы и задачи возрастной психологии

Вопрос №2. Проблемы и задачи возрастной психологии

Проблемы:

1. Проблема органической и средовой обусловленности психологического развития. 2. Проблема сравнительного влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей.

3. Проблема соотношения задатков и способностей в развитии.

4. Проблема сравнительного влияния на развитие революционных, эволюционных и ситуационных преобразований психики и поведения ребёнка.

5. Проблема соотношения интеллекта и личности в общем развитии человека.

Задачи:

1. Изучение влияний наследственных и социальных факторов на развитие;

2. Влияние стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет, семья, улица, школа?);

3. Соотношение и влияние задатков и способностей;

4. Соотношение интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребёнка;

5. Изучение кризисных и стабильных периодов в развитии;

6. Влияние семьи на психологическое развитие;

7. Проведение психодиагностической работы;

8. Разработка рекомендаций для коррекционной работы.

Главная задача Возрастной Психологии - раскрыть предпосылки, условия и движущие силы психического развития человека с момента рождения до глубокой старости, описать динамику развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных) и свойств формирования качеств личности, возрастных и индивидуальных особенностей деятельности и общения.

Вопрос №3. Эпигенетическая теория психического развития Э.Эриксона

Эпигенетический принцип используется при изучении эмбрионального развития. Согласно этому принципу, все, что растет, имеет общий план. Исходя из этого общего плана, развиваются отдельные части. Причем каждая из них имеет наиболее благоприятный период для преимущественного развития. Так происходит до тех пор, пока все части, развившись, не сформируют функциональное целое.

Задача младенческого возраста - формирование базового доверия к миру, преодоление чувства разобщенности и отчуждения.

Задача раннего возраста - борьба против чувства стыда и сильного сомнения в своих действиях за собственную независимость и самостоятельность.

Задачадошкольного возраста - развитие активной инициативы и в то же время переживание чувства вины и моральной ответственности за свои желания.

В период обучения в школе встает новая задача - формирование трудолюбия и умения обращаться с орудиями труда, чему противостоит осознание собственной неумелости и бесполезности.

В подростковом и раннем юношеском возрасте появляется задача первого цельного осознания себя и своего места в мире; отрицательный полюс в решении этой задачи - неуверенность в понимании собственного «Я» («диффузия идентичности»).

Задача конца юности и начала зрелости - поиск спутника жизни и установление близких дружеских связей, преодолевающих чувство одиночества.

Задача зрелого периода - борьба творческих сил человека против косности и застоя.

Период старости характеризуется становлением окончательного цельного представления о себе, своем жизненном пути в противовес возможному разочарованию в жизни и нарастающему отчаянию.

Вопрос №5. Факторы и движущие силы психического развития

Факторы психического развития – это основные причины качественных и количественных изменений психических процессов и свойств личности.

К факторам психического развития относят:

1) Биологические факторы:

- наследственные (НС, органы чувств и физические признаки);

- врождённые (формируются в утробе).

2) Социальные факторы:

- микросреда (семья и близкое окружение);

- макросреда (экономические, культурные и национальные процессы).

3) Личностный фактор (активность). Необходимым условием выступает собственная активность личности.

Кризис трёх лет

Благодаря ведущей (предметной) деятельности в раннем возрасте появляются такие новообразования как речь, развитие репродуктивного воображения, наглядно-действенное мышление, переходящее в наглядно-образное.

Однако, самым важным, центральным новообразованием является возникновение феномена «Я сам».Именно это новообразование и является тем стимулом, благодаря которому распадается старая социальная ситуация развития, которая проявляется в кризисе 3-х лет.

Э. Келер дал характеристику кризисным явлениям:

1) негативизм – нежелание ребёнка подчиняться установленным правилам и выполнять требования родителей;

2) упрямство – когда ребёнок не слышит, не воспринимает чужих доводов, настаивая на своем;

3) строптивость – ребёнок не принимает и выступает против заведенного домашнего уклада;

4) своеволие – желание ребёнок быть независимым от взрослого, т. е. быть самостоятельным;

5) обесценивание взрослого – ребёнок перестает уважительно относиться к взрослым, может даже оскорблять их, родители перестают быть для него авторитетом;

6) протест-бунт – любое действие ребёнок начинает походить на протест;

7) деспотичность – ребёнок начинает проявлять деспотизм по отношению к родителям и взрослым в целом.

Психология научения

Научение - процесс приобретения субъектом новых способов осуществления поведения и деятельности, их фиксации и/или модификации.

Изменение психологических структур, которое происходит в результате этого процесса, обеспечивает возможность дальнейшего совершенствования деятельности.

Теории научения в психологии исходят из двух основных положений:

- Всякое поведение усваивается в процессе научения.

- В целях соблюдения научной строгости при проверке гипотез необходимо соблюдать принцип объективности данных.

В качестве переменных, которыми можно манипулировать, выбираются внешние причины (пищевое вознаграждение), в отличие от «внутренних» переменных в психодинамическом направлении (инстинкты, защитные механизмы, Я-концепция), которыми манипулировать нельзя.

Педагогические способности

Ведущими свойствами в педагогических способностях являются:

педагогический такт;

наблюдательность;

любовь к детям;

потребность в передаче знаний.

Виды педагогических способностей:

Круг педагогических способностей очень велик. Он охватывает всю структуру педагогической деятельности.

В исследованиях Н.В. Кузьминой раскрыты такие способности, как педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, педагогический такт, распределение внимания, организаторские способности.

Ф.Н. Гоноболин перечисляет и раскрывает следующие способности, необходимые учителю: способность понимать ученика; способность доступно излагать материал; способность развивать заинтересованность учащихся; организаторские способности; педагогический такт; предвидение результатов своей работы и др.

Н.Д.Левитов выделяет в качестве основных педагогических способностей следующие: способность к передаче детям знаний в краткой и интересной форме; способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности; самостоятельный и творческий склад мышления; находчивость или быстрая и точная ориентировка; организаторские способности, необходимые как для обеспечения систем работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.

Вопрос №2. Проблемы и задачи возрастной психологии

Проблемы:

1. Проблема органической и средовой обусловленности психологического развития. 2. Проблема сравнительного влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей.

3. Проблема соотношения задатков и способностей в развитии.

4. Проблема сравнительного влияния на развитие революционных, эволюционных и ситуационных преобразований психики и поведения ребёнка.

5. Проблема соотношения интеллекта и личности в общем развитии человека.

Задачи:

1. Изучение влияний наследственных и социальных факторов на развитие;

2. Влияние стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет, семья, улица, школа?);

3. Соотношение и влияние задатков и способностей;

4. Соотношение интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребёнка;

5. Изучение кризисных и стабильных периодов в развитии;

6. Влияние семьи на психологическое развитие;

7. Проведение психодиагностической работы;

8. Разработка рекомендаций для коррекционной работы.

Главная задача Возрастной Психологии - раскрыть предпосылки, условия и движущие силы психического развития человека с момента рождения до глубокой старости, описать динамику развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных) и свойств формирования качеств личности, возрастных и индивидуальных особенностей деятельности и общения.

Наши рекомендации