Мотивы и потребности. Иерархия потребностей.
Глубинным источником мотивации являются потребности - нужда в чем-то объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма личности, социальной группы; это то, что возникает и сосредоточивается в содержании человека, достаточно общее для разных людей, но в то же время, имеющее индивидуальное проявление. Потребности делятся на:
➢ материальные (физиологические, биологические)
➢ в безопасности существования
➢ в отдыхе
➢ духовные (в знаниях, приобщении к науке, культуре, искусству, религии)
➢ социальные (в общении, в причастности к определенной социальной группе, в самоуважении, свободе, творчестве)
Когда потребности осознаются человеком, они становятся его внутренним побудителем и регулятором, приобретая форму интереса, стремления к их удовлетворению.
Важно постичь логику процесса мотивации, чтобы использовать его с наибольшей эффективностью в управлении. Вместе с тем совсем не просто выявить, какие мотивы являются ведущими в мотивационном процессе конкретного человека. Здесь необходимо понять, какие потребности инициируют данную личность.
Из теоретических разработок, относящихся к этой категории, наиболее хорошо известна иерархия потребностей по А. Маслоу.
Теория Маслоу об иерархии человеческих потребностей подразумевает, что люди, главным образом, стремятся их удовлетворять в определенной последовательности, с учетом важности для обеспечения жизнедеятельности. Пока низший уровень или первичные потребности не удовлетворены, человек не имеет большого стремления перейти на другой уровень. И когда один уровень потребностей более или менее удовлетворен, только затем человек сосредоточивает усилия для удовлетворения потребностей на следующем уровне, и при этом формируются новые мотивы его поведения.
Мотивация и направленность личности.
Социально обусловленные особенности личности включают важный компонент в контексте темы – направленность личности. Направленность определяет жизненную позицию человека, составляет важнейшую сторону личности, определяет ее социальную и нравственную ценность.
Направленность личности можно понимать как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека. Рассмотрим компоненты направленности личности.
Человек в своей жизни реализует три самых важных типа отношений к объективной действительности: к обществу, труду, к себе.
В соответствии с этим направленность разделяется на «коллективистическую» (общественную), «деловую», «эгоистическую» (индивидуалистическую).
Мотивы можно разделить на три группы:
1. мотивы эгоистические - связанные с личным благополучием, успехом, престижем, удовольствиями, властью;
2. мотивы общественные - альтруистические, коллективистские, гуманистические, связанные с заботой о других людях, с любовью к ним;
3. мотивы, идущие непосредственно от интереса к действительности, миропонимание, творчество, деятельность, труд, мотивированные самой потребностью в познании, деятельности, творчестве, а не другими какими - либо потребностями.
В зависимости от того, какие мотивы доминируют, можно разделить направленность на три вида:
1) личная направленность проявляется в доминировании мотивов из группы эгоистических (доминирование мотива личного самоутверждения, первенства);
2) общественная направленность - проявляется как доминирующее стремление действовать в интересах других людей, сочувствовать их нуждам и переживаниям (действовать в интересах своего коллектива);
3) деловая направленность(деятельностная) - проявляется как доминирующее стремление к бескорыстной деятельности, к бескорыстному овладению новыми умениями и знаниями.