Сущность и причины профессиональной деформации

Профессиональная деформация личности сотрудника ОВД ~ это изменение в отрицательную сторону профессиональных и лич­ных качеств у части сотрудников под влия­нием условий и опыта профессиональной деятельности. Она прояв­ляется в четырех основных сферах: профессионально-нравственной, профессионально-интеллектуальной, эмоционально-волевой и, как производное, в сфере профессиональных действий.

В профессионально-нравственной сфере деформация проявляется как утеря представления о гражданском и нравственном смысле профессиональной деятельности, отчуждение человека от профес­сии, девальвация личных перспектив в профессиональной деятель­ности, подмена профессиональных норм деятельности и поведения искаженными узкокорпоративными нормами, в конечном итоге — в нарушении профессионально-нравственных норм и законности.

В профессионально-интеллектуальной сфере деформация пред­ставляет собой утерю желания, а далее и способности принимать и реализовывать самостоятельные профессиональные решения и по­вышать свой профессиональный уровень, шаблонность мышления, постепенную утрату профессиональных знаний, преувеличение зна­чимости собственного профессионального мнения и опыта, а ино­гда — их абсолютизацию.

В сфере эмоционально-волевой деформация проявляется в разбалансированности и огрублении эмоционально-волевой сферы, утра­те чувствительности к чужой беде, равнодушии к соблюдению тре­бований законов, людям, в «накоплении эмоциональной устало­сти», росте внутренней и внешней конфликтности, агрессивности, ослаблении волевых качеств, утере способности к самоконтролю и саморегуляции, появлении длительных депрессивных состояний.

Деформация в сфере профессиональных действий — это, как пра­вило:

- формализм в работе,

- гипертрофированное внимание к внеш­ней атрибутике деятельности;

- стремление к работе только по указ­ке,

- избегание ответственности за состояние дел на порученном уча­стке;

- сужение и примитивизация личных профессиональных уме­ний и навыков;

- стремление подменить реальную деятельность псев­додеятельностью («бегство от деятельности»);

- правовой нигилизм, произвольное толкование закона, «обвинительный уклон»;

- стремле­ние к «силовым» методам решения профессиональных задач;

- сте­реотип закрытости, общее недоверие и подозрительность,

- а на высших уровнях деформации — появление и возрастание корыст­ной расчетливости в работе (мздоимство),

- сращивание с крими­нальными образованиями и профессиональное предательство.

Говоря о причинах профессиональной деформации, надо отме­тить, что она развивается на основе предпосылок, прежде всего свя­занных с особенностями личности сотрудника, сформировавшимися до службы в органах внутренних дел, его воспитанности, образо­ванности, обученности и развитости. Предпосылки могут опреде­ляться особенностями и влияниями ближайшего окружения (семья, родственники, друзья вне службы). Первичный отбор на службу призван выявлять негативные предпосылки и при их выраженности должен следовать отказ желающему служить.

Причины профессиональный деформации, действующие во время службы, разнообразны.

Во-первых, это некоторые особенности пра­воохранительной деятельности, отношений с разными категориями людей при ее осуществлении. К объективным факторам здесь мож­но отнести:

• эмоционально-психологические и физические перегрузки, стрессы;

• экстремальность, повышенный уровень опасности для жизни и здоровья сотрудников;

• властные полномочия (особенно в случае дисбаланса властных полномочий и реальной персональной ответственности за ре­зультаты своих действий);

• объективно высокая ответственность за характер и результаты своей деятельности;

• работа в режиме дефицита времени и информации;

• затруднения в решении личных проблем, в том числе восста­новления сил и здоровья, связанные со спецификой профес­сиональной деятельности (например, регулярная работа в выходные и праздничные дни, невозможность использовать от­пуск летом и т.д.).

Во-вторых, низкий нравственный уровень населения в обслуживае­мом регионе, влияние криминального бизнеса, коррупции в государст­венных структурах, постоянные контакты по службе с криминальны­ми и асоциальными личностями. Все это создает постоянный небла­гоприятный фон деятельности, содержащий потенциал постоянных социально-педагогических влияний, деформирующих сотрудников. Сильно сказывается и прямое воздействие со стороны правонару­шителей (обманы, уговоры, навязывание взяток, указующие звонки из органов власти и пр.), а также прямое давление асоциальных или криминальных групп (требования, подкупы, провокации, шантаж, угрозы расправы). Криминальные структуры стремятся чаще всего нейтрализовать профессиональную активность сотрудника или по­будить его работать на них.

В-третьих, неэффективное управление, нестабильность, — посто­янные непредсказуемые изменения задач, условий, содержания, форм, организации деятельности; неопределенность — размытость или противоречивость нормативной базы, целей и задач деятельно­сти, критериев ее оценки; аморфность самой системы организации деятельности; неинформированность — острый дефицит информа­ции, необходимой для результативной профессиональной деятель­ности или отсутствие определенности и достоверности этой инфор­мации; профессиональное бессилие — объективная невозможность решить поставленные задачи в данных условиях наличными силами и средствами; недостаточное материально-техническое, финансо­вое, управленческое, кадровое обеспечение профессиональной дея­тельности; несоответствие ставящихся задач и даваемых поручений подготовленности и способностям сотрудника.

В-четвертых, отношения в процессе профессиональной деятельности:

• плохие взаимоотношения в системе руководитель—подчиненный;

• негативный морально-психологический климат в коллективе, противоречие официальных и неофициальных взаимоотноше­ний, неблагоприятное влияние неформальных лидеров;

• конфликтные и формальные отношения между сотрудниками;

• низкий социально-психологический статус сотрудника в кол­лективе;

• отсутствие психологической и социальной защищенности со­трудников;

• гипертрофированная корпоративность в среде сотрудников. Под воздействием перечисленных факторов коллектив ОВД не способен выступать позитивным противовесом деформирующим влияниям. Ряд сотрудников обретают этот противовес в семье, сре­ди друзей вне службы и т.д.

В-пятых, ряд личных качеств сотрудника, на которые не обрати­ли внимания кадровые аппараты при приеме его на службу, либо которые изменились в ходе ее. Помимо очевидных (корыстолюбие, трусость, лень, эгоизм, агрессивность, подозрительность, неуверен­ность в себе и др.) к таким качествам относятся:

• неспособность к адекватной самооценке;

• ограниченная способность к самостоятельному мышлению и самостоятельным действиям;

• гипертрофированные властные амбиции;

• повышенная внушаемость;

• конформизм;

• слабость волевых качеств;

• неразвитая способность к самоконтролю;

• пониженная сопротивляемость негативным влияниям;

• пониженная эмоционально-психологическая устойчивость;

• несоответствие личных способностей и профессиональной подготовленности занимаемой должности.

Многие качества человека со временем меняются, однако пря­мой связи между сроком службы сотрудника и развитием профес­сиональной деформации нет. Здесь важен не стаж, а качество опы­та; успешность или неуспешность личного профессионального опыта. Первый вид опыта («опыт победителя», «опыт непобежден­ного») служит залогом успешного сопротивления профессиональ­ной деформации. Поэтому сотрудник, прослуживший 15—20 лет, может быть не затронут профессиональной деформацией, в то вре­мя как молодой, прослуживший 2—3 года, демонстрирует порой ее вполне законченные образцы.

В итоге можно сказать, что нет фатальной неизбежности про­фессиональной деформации сотрудников ОВД, но существует ее опасность. Вот почему следует вести постоянную работу по ее про­филактике, а там, где она имеет место, — по ее преодолению.

Наши рекомендации