Психологическая самопомощь социальных работников
В этом пункте речь пойдет о системе процессов самоизучения и саморегуляции профессионального и личностного функционирования и развития с целью психологического здоровья в целом.
Самопомощь— совокупность социальных и социально-психологических средств, используемых отдельным человеком или определенной группой с целью поддержания достойных условий своего существования и социальной активности. В периоды социально-экономических и социально-политических изменений, происходящих в обществе, возрастает роль адаптивных механизмов людей, и самопомощь особенно нужна.
Умение оказывать помощь сослуживцу, тать приемы самопомощи жизненно необходимо для социального работника. Важное значение приобретает способность разграничивать личностные и профессиональные отношения.
Общие признаки профессиональных отношений:
1) отношения складываются под влиянием профессиональных целей;
2) на первом месте стоят не собственные интересы, а потребности, интересы и ожидания других людей;
3) отношения строятся на основе объективности и осознания своей ответственности, что позволяет отвлечься от собственных забот и эмоциональных состояний для того, чтобы вжиться в заботы и потребности других.
Социальному работнику крайне необходимо владеть принципами мудрого отношения к ж и зн и, к ним относятся:
умение отличать главное от второстепенного. Очень важно выбрать наиболее важную на данный период проблему, оставив другие без внимания;
соблюдение внутреннего спокойствия, уравновешенности, выбор меры воздействия на события. Человек должен уметь сохранять сложившуюся систему личностных ценностей, ясность ума и четкость поведения;
эмоциональная зрелость, устойчивость и стремление выйти за рамки проблемной ситуации. Человек должен уметь посмотреть на проблему со стороны. Полезно помнить высказывания римского императора Марка Аврелия: «Если не можешь изменить обстоятельства, измени свое отношение к ним»;
умение подходить к проблеме с разных точек зрения, гибкость и готовность к любым неожиданным событиям. Этот принцип тесно связан с предыдущим. Следование ему способствует сохранению психической устойчивости даже в случаях, лишенных, с точки зрения индивида, жизненной энергии и внутреннего смысла;
наблюдательность и дальновидность. Человек должен приучать себя к оценке своих желаний, мотивов, побуждений. В этом случае он видит себя как бы со стороны и может управлять ими;
стремление понять других и умение извлекать положительный опыт из происходящего. Индивид должен вырабатывать в себе способность понимать мотивацию другого человека, вставать на другую точку зрения, даже противоположную собственной. Это способствует налаживанию эффективного общения, а также помогает предвидеть поведение людей в той или иной ситуации.
Социальному работнику часть времени необходимо посвящать рефлексии в отношении себя, это позволит глубже понять пути взаимодействия с другими людьми и собственные потребности. Для того чтобы эффективно заботиться о других, нужно научиться заботиться непосредственно о себе. Ведь если специалист занимается проблемами и переживаниями других, ему необходимо найти время для собственных. В противном случае он рискует «выгореть» и оказаться опустошенным, не в силах больше помогать клиентам.
В работе и жизни иногда приходится сталкиваться с бестактным, грубым отношением других людей. Конечно же, такое поведение вызывает стресс. Лучший способ защитить себя от чьей-то бестактности — приучить всех, с кем часто сталкиваешься, к тому, что вы нетерпимы к любым попыткам отвлекать вас в неподходящий момент. Не надо бояться быть непреклонными в этом отношении.
Известен список средств и действий, позволяющих выработать сопротивляемость к стрессовым воздействиям. Назовем лишь некоторые «антистрессоры»:
- измените отношение к себе и другим на более позитивное, менее критичное, не гипертрофируйте мелкие человеческие недостатки;
- расширьте круг общения, более открыто и экспрессивно выражайте свои мысли и чувства. Это поможет снизить уровень внутреннего напряжения;
- рационально распоряжайтесь своим временем. Разделите дела по порядку и значимости. Возьмите за правило не оставлять дела незавершенными, ибо это дает нежелательный психологический эффект. Отдавайте приоритет делам, которые позволяют повысить самоуважение;
- учитесь говорить «нет». Вы не можете сделать все и за всех. Не позволяйте вольно или невольно эксплуатировать себя. Должен быть найден лимит добровольного принятия на себя части на
грузки других людей;
- научитесь делиться ответственностью. Не претендуйте на лавры сверхчеловека;
- будьте гибкими. Умейте слушать других людей, ценить иную точку зрения. Присматривайтесь к методам чужой работы и перенимайте все хорошее;
- не бойтесь совершить ошибку, а сделав ее, признайтесь в этом. Это трудно только на первых порах. Искреннее признание само по себе имеет терапевтический, очищающий характер;
- не переутомляйтесь. Помните, что только находясь в хорошей физической форме, вы можете принести максимум пользы на своем рабочем месте;
- читайте книги не только в познавательных целях, но и для удовольствия.
Важно также знать способы получения положительных эмоций:
- начать новое дело, постановка новых целей вызывает приятное волнение, стимулирует активность;
- проявлять искренний интерес к жизни других людей, к окружающему миру, что делает процесс общения более живым, рас ширяет кругозор, увеличивает необходимый для дела жизненный опыт;
- ставить перед собой цель и достигать ее. Успех позволит пережить чувство полноты и удовлетворения жизнью;
- сменить обстановку, лучше всего совершать путешествия;
- общаться с друзьями, единомышленниками;
- общаться с природой, искусством.
В заключение вспомним слова Сенеки: «Перенеси с достоинством то, что изменить не можешь» и молитву об умиротворении, которую желательно знать каждому социальному работнику: «Боже, дай мне разум и душевный покой принять то, что я не в силах изменить, мужество изменить то, что я могу, и мудрость, чтобы отличить одно от другого».