Использованные источники литературы.

1.Альперович В.А. Справочник социального работника. [Текст]: /под общ. ред. Е.П. Агапова, В.А. Шапинского. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 336с.

2. Махова Н.П.М Профессионально-этические основы социальной работы: Учебное пособие. Н.П. Махова, В.А.Филатов - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2003.- 90 с.

3.Медведева Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы. – М., 2007.

4.Топчий Л.В. Кадровое обеспечение социальных служб.— М., 2006.

5.Холостова Е. И. Профессиональный и духовно-нрав­ственный портрет социального работника. — М., 2006.

6. Шарыпов В. Н. Взаимное консультирование инвалидов. Барнаул 2005.

7.Психологические особенности пожилого человека. Консультирование и обучение в области ухода за больными на дому. Комитет по социальной защите населения Ленинградской области. Санкт-Петербург, 2012. Ресурсы Интернет. Режим доступа: http://social.lenobl.ru)

Глоссарий (словарь терминов)

Альтруизм– принцип жизненной ориентации личности, основанный на заботе о благе другого человека и других людей, которые для альтруиста более важны, чем его собственные.

Альтруизм– моральное качество, характеризующее готовность человека пожертвовать своими интересами ради блага других людей.

Благо– обозначение положительной ценности предметов. Явлений, иногда поступков. Синоним понятий «добро» и «счастье».

Благодеяние– действие, направленное на благо другого человека, социальной группы, одобряемое общественной нравственностью.

Благотворительность– в узком смысле – оказание частными лицами или организациями безвозмездной помощи нуждающимся людям или социальным группам населения. В широком смысле – безвозмездная деятельность по созданию и передаче финансовых, материальных и духовных ценностей (благ) для удовлетворения насущных потребностей человека, социальной группы или более широких общностей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Гуманизм– мировоззрение, исторически подвижная система идей и представлений, признающая самоценность человеческой личности, ее право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.

Деонтология(сочетание греческих слов: деонтос - долг, должное, надлежащее, логос - наука) – это наука, изучающая этические принципы поведения при исполнении своих профессиональных обязанностей.

Деонтология социальной работы— это комплекс норм, установлений и предписаний о долге и профессиональных обязанностях, ответственности социального работника (трудового коллектива учреждения социальной защиты) перед обществом, и государством, перед социальной работой как

профессией и социальным институтом, перед коллегами и перед клиентом

социальной службы.

Деонтология социальной работы –совокупность этических норм профессионального поведения работников социальных служб. Деонтология включает основные принципы, моральные заповеди, позволяющие обеспечить эффективное социальное обслуживание населения, исключающее неблагоприятные факторы в социальной работе, направленные на оптимизацию системы взаимоотношений между различными категориями персонала социальных служб и клиентами, предупреждающие негативные последствия социального обслуживания: профессиональный долг, бескорыстие, профессиональную выдержку и самообладание, доверие между специалистами и клиентами, профессиональную тайну и т. д.

Долг— одна из важнейших категорий как общей, так и профессиональной этики, выражающая общественные и профессиональные связи специалиста и представляющая собой совокупность его обязанностей перед государством, обществом, коллегами, профессией, клиентами, перед собой и ответственность перед ними.

Долг профессиональныйвыражает нравственные обязанности специалиста по отношению к обществу, коллегам, клиентам и их социальному окружению и является отражением внутренней, моральной необходимости следования выполнения своих обязанностей, необходимости следования определенной линии поведения, диктуемой прежде всего внешними по отношению к личности специалиста интересами.

Критерии моральности(нравственности) – совокупность представлений о добре и зле, справедливости как содержании моральных требований к профессиональному поведению и действиям.

Милосердие– одна из этических характеристик образа жизни человека, нацеливающая его на помощь другим людям. Это сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помогать любому нуждающемуся и распространяющаяся на все живое.

Мораль(от латинского moralis – нравственный; mores – нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений.

Мораль– это один из способов регулирования поведения людей в обществе.

Моральная норма- это правило, определяющее то, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.

Моральная норма в профессиональной деятельности социального работника— общее содержательное требование к поведению и деятельности социальногоработника в его отношении к субъектам социальной работы (в том числе и кклиентам), справедливое во всех ситуациях и обстоятельствах.

Моральные правила (принципы)— конкретные требования к поведению и деятельности специалиста в процессе его труда.

Нравственность– внутреннее, духовное качество человека, его потребность поступать в соответствии с требованиями этики и морали, потребность творить добро, приносить людям благо.

Нравственно-гуманистические основы СР– основные внутренние побудители, общественные и личностные предпосылки к выбору вида деятельности и осуществлению занятий социальной работой.

Ответственность– один из аспектов отношений участников общественной жизни, характеризующий взаимосвязь индивида, общества и государства, индивидов между собой и включающий осознание субъектом социальной значимости своего поведения и его последствий, обязанность его действовать в рамках требований социальных норм, регламентирующих общественные отношения. В зависимости от содержания социальных норм различают моральную (нормы морали), политическую (политические нормы), юридическую (правовые нормы) и иные виды социальной О.

Профессиональная этика– совокупность норм и правил, регулирующих поведение специалиста на основе общечеловеческих моральных ценностей, с учетом особенностей его проф. деятельности и конкретной ситуации.

Профессиональные виды этики —это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе.

Профессиональная этика социальной работы– представляет собой науку о профессиональной морали, совокупность идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии социального работника и обеспечивающих те взаимоотношения между ним и клиентом, складывающимся в процессе труда, которые вытекают из содержания его профессиональной деятельности.

Профессиональная этика социальной работы– профессиональная мораль, совокупность

идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии социального работника и обеспечивающих те взаимоотношения между ним и клиентом, складывающимся в процессе труда, которые вытекают из содержания его профессиональной деятельности.

Профессиональные моральные нормы —это руководящие «начала» правила, образцы, эталоны, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этико-гуманистнческих идеалов, которые выводят из-под давления конъюнктуры (сиюминутного), ориентируют на непреходящее, высокое.

Принципы профессиональной этики— наиболее общие требования, выражающие основное направление поведения специалиста по социальной работе.

Профессиональный долг специалиста— это те требования, которые общество, профессия, коллектив, клиенты и он сам предъявляют к поведению и действиям, и то, в чем он сам испытывает потребность и за что несет ответственность. Долг выступает перед специалистом в виде обязанностей, соблюдение которых становится его внутренней нравственной потребностью. Содержание профессионального долга социального работника представляет собой совокупность правовых, моральных требований, предъявляемых к нему его профессией.

Профессиональное призвание социального работника- это сложившаяся модификация комплекса развитых качеств личности специалиста, внутренняя социально-психологическая готовность к реализации функций социальной работы, к оказанию определенного вида социальной помощи населению и различных услуг – социально-бытовых, социально-медицинских, социально-

психологических, социально-педагогических, социально-правовых, социально-экономических.

Профессиограмма– описание особенностей определенной профессии, раскрывающее содержание профессионального труда, требований, которые она предъявляет к человеку.

Профессиокарта- краткое описание характера деятельности работника, результатов его труда и их значения для людей. Профессиокарта содержит: официальное название описываемой профессии; описание результатов труда и их значения для людей; описание трудовых действий и основных личностных качеств, требуемых для профессии; описание предметных и социальных условий труда; указание на возможные пути обучения. Профессиокарта предназначена для общей

ориентировки в профессии.

Социальная работа– это сложная многоаспектная профессиональная деятельность различных социальных институтов по освобождению личностных резервов, обеспечению социального здоровья, гражданского и личностного комфорта, благополучия, конкурентоспособности, социальной интеграции.

Сочувствие– отношение человека к другим людям, которое основывается на признании законности их интересов и выражается в понимании их чувств, оказании им моральной поддержки, а также готовности содействовать осуществлению их намерений.

Толерантность– один из руководящих принципов социальной работы, признание правомерности культурных, религиозных, расовых и прочих различий между индивидами, группами и социальными общностями, терпимое отношение к проявлениям непохожести во внешнем виде, поведении, ценностных ориентациях и т.д. других людей.

Уровень моральности социального работника– мера соответствия нравственных представлений и ценностных предпочтений массовым этическим суждениям.

Филантропия(греч. – человеколюбие) – 1) благотворительность, особая специфическая форма гуманизма; 2) совокупная взаимосвязь моральных представлений и действий по оказанию помощи обездоленным (нищим, инвалидам, иным лицам, в результате жизненной катастрофы находящимся в тяжелом, бедственном положении, которое они сами изменить не могут).

Этика– философская наука, изучающая мораль как одну из важнейших сторон жизнедеятельности человека, общества, ее сущность, природу и структуру, закономерности возникновения и развития, место в системе других общественных отношений, теоретически обосновывает определенную моральную систему.

Этика- система норм нравственного поведения человека, общественной или профессиональной группы.

Этика социальной работы– учение о морально-нравсвенных основах профессиональной социальной деятельности по оказанию помощи индивидам, семьям, социальным группам или общинам, усилению или восстановлению их способности к функционированию и созданию благоприятных условий для достижения этих целей, нравсвенно-этических нормах поведения специалистов по социальной работе.

Этический кодекс(от латинского codex — книга) – свод нравственных норм, предписываемых к исполнению, принятого ассоциацией или союзом профессиональных социальных работников и в дальнейшем, служащего стандартом этических отношений в профессиональной деятельности.

Эмпатия(от греч. empatheia — сопереживание) — постижение эмоционального состояния, проникновение — «вчувствование» в переживания другого человека.

Этикет(франц. etiquette) – свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах (при дворах монархов, в дипломатических кругах и т. п.).

Этикет социальных работников -совокупность принципов и правил общения и поведения, нравственных норм и предписаний, регулирующих отношения между работниками социальных служб и клиентами, между самими социальными работниками, а также между социальными работниками и служащими государственных и негосударственных управленческих структур.

Наши рекомендации