Психологическое сгорание и профессиональные деформации

Специалисту социальной сферы приходится решать проблемы наиболее социально уязвимых слоев населения: бедных, больных, несчастных, страдающих от социальной несправедливости. Таким образом, он имеет дело с неблагополучными, переживающими стресс и дистресс, испытывающими большие жизненные слож­ности людьми, т.е. постоянно находится в поле отрицательных эмоций, не всегда видя положительный результат своей деятель­ности. Неблагоприятные условия труда влекут за собой различные нарушения, деформацию и профессиональные болезни, что мо­жет приводить к снижению трудоспособности, эффективности труда, а также к негативным изменениям психики и утрате цен­ностных ориентации в труде.

К профессиональным затруднениям специалистов социальной сферы можно отнести стрессы, которым они подвергаются, по­стоянно и напрямую работая с социально неустроенными людьми.

Стресс — это напряженное состояние человека, возникающее при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов внешней среды, его реакция на воспринимаемое им соотношение между предъявляемыми к нему требованиями и его способностью удовлетворять этим требованиям. Эмоциональный стресс переживается очень остро, поскольку он разрушает глу­бинные установки и ценности индивида, т.е. то, во что он верил и для чего жил. Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой угрозе, переживаниях опасности, унижения, вины, гнева и обиды, в случаях противоречий или разрыва отно­шений со значимыми людьми, предательства друзей, потере близ­ких.

Стресс может быть конструктивным (полезным), когда проис­ходит мобилизация человека, повышаются его адаптационные возможности в условиях дискомфорта и опасности, и разруши­тельным (называемый дистрессом), когда резко снижается эффек­тивность работы человека и качество его жизни. Каждому челове­ку свойственен свой порог чувствительности к стрессу, т.е. инди­видуальный уровень напряженности, до достижения которого эффективность деятельности повышается. Если же воздействие стрессогенного фактора продолжается длительное время, усили­вается и превышает порог чувствительности, стресс становится губительным, у человека появляется усталость, истощение, он может заболеть. За 10—15 лет работы в экстремальных условиях организм человека изнашивается так, словно он пережил тяже­лейший инфаркт. И наоборот, кратковременный сильный стресс может мобилизовать и активизировать человека, «встряхнуть» его, повысить его жизненный тонус.

Симптомы стресса:

- отрицательная оценка результатов своей работы, если лич­ные ожидания специалиста не оправдались;

- все более негативное и равнодушное отношение к клиентам;

- потеря аппетита;

- симптомы беспокойства: холодный пот, ощущение надвига­ющейся беды;

- осложнение отношений с окружающими, склонность к об­винениям;

- эмоциональная опустошенность;

- плохой сон.

Причины стресс а:

- давление со стороны начальства;

- давление со стороны клиентов, их родственников;

- положительный результат работы чаще всего не виден (если решение проблем клиентов затруднительно);

- недостаточное умение справляться с агрессивностью клиен­тов, их родственников;

- отсутствие четких целей и средств их достижения;

- отсутствие системы поддержки внутри учреждения;

- недостаточный опыт переживания подобной проблемы;

- слабая теоретическая подготовка.

Профессиональные деформации— специфические, негативные изменения личности, происходящие в результате про­фессиональной деятельности социального работника:

- черствость, жестокость;

- равнодушие, нежелание принимать чужую боль на себя;

- ненависть к людям;

- отсутствие милосердия и гуманизма;

- низкая коммуникабельность;

- нежелание и неумение понять другого человека;

- отсутствие гибкости и тактичности;

- нетерпимость к чужому мнению;

- хамство, грубость, злоба.

Все эти проявления не считаются нарушениями социальных норм, но они неприятны, нежелательны в социуме и нетерпимы со стороны социальных работников.

В работе социального работника можно выделить особые трудности.

Синдром эмоционального сгорания. Это сложный психофизио­логический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмо­циональной нагрузки; профессиональное заболевание, свойствен­ное специалистам системы «человек—человек», вовлеченным по роду своей деятельности в длительное напряженное общение с другими людьми. Объясняется оно тем, что социальный работник помимо профессиональных знаний, умений и навыков, исполь­зует резервы своей личности, выступая своего рода «эмоциональ­ным донором», что может приводить к эмоциональному перенап­ряжению, сказываться на психологическом состоянии и на каче­стве его работы. Желание помочь не всегда подкрепляется внут­ренними ресурсами социального работника.

К. Кондо определяет синдром эмоционального сгорания как дезадаптированность к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений. Этому син­дрому подвержены прежде всего те, кто альтруистически и ин­тенсивно работает с людьми. Эмоционально напряженная работа

сопровождается чрезмерной тратой психической энергии и при­водит к психосоматической усталости (изнурению) и эмоциональ­ному истощению (исчерпыванию).

В результате появляются беспокойство (тревога), раздражение, гнев, пониженная самооценка на фоне учащенного сердцебие­ния, одышка, желудочно-кишечные расстройства, головные боли, пониженное давление, нарушение сна, как правило, возникно­вение семейных проблем.

Основные признаки синдрома сгорания:

- ощущение эмоционального истощения;

- наличие негативных чувств по отношению к клиентам;

- негативная самооценка.

Учеными обнаружилась прямая связь между сгоранием:

- и неудовлетворенностью профессиональным ростом;

- недостатком самостоятельности;

- сверхконтролем со стороны руководства.

Любопытно, что от уровня зарплаты синдром сгорания не зави­сит. Если человек доволен своей профессиональной деятельностью, понимает нужность и ценность того дела, которым он занимается, свою значимость и необходимость, то и, получая не очень высо­кую плату за свой труд, он будет творчески работать. На развитие синдрома сгорания оказывает воздействие организационный фак­тор: работа может быть сложной по содержанию, но недостаточно организованной, не оцениваемой должным образом, характер ру­ководства может не соответствовать содержанию работы.

Причинами синдрома сгорания можно считать:

- монотонность работы, особенно если ее смысл кажется со­мнительным;

- вкладывание в работу больших личностных ресурсов при не­достаточности признания и положительной оценки;

- невозможность профессионального, личностного и карьер­ного роста;

- отсутствие творческой автономии, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации;

- сверхконтроль со стороны руководства;

- строгая регламентация времени работы, особенно при нере­альных сроках ее исполнения;

- несовершенство управления;

- работа с «немотивированными» клиентами, постоянно со­противляющимися усилиям специалиста помочь им, и незначи­тельные, трудно ощутимые результаты такой работы;

- напряженность и конфликты в профессиональной среде, недо­статочная поддержка со стороны коллег и их излишняя критичность;

- неразрешенные личностные конфликты самого специалиста.

Особое внимание следует уделять созданию системы профи­лактики и психогигиене работника социальной сферы. Ему важно научиться выявлять, распознавать и преодолевать профессиональ­ные затруднения и деформации в процессе деятельности. Специа­лист социальной сферы должен быть готов к психологическим нагрузкам, владеть техниками психологической защиты, уметь снимать внутреннее напряжение.

Возможные направления профилактики возникно­вения синдрома сгорания:

1) обучение, чтобы расти профессионально. Социальный ра­ботник должен:

- точно понимать свою роль и функции;

- знать социально-психологические и возрастные особенности, с которым работает;

- владеть смежными процедурами и вопросами (консультиро­вание, тестирование, знание нормативно-правовых документов);

- владеть навыками собеседования, поведения в критической ситуации;

- уметь снимать напряжение, проводить аутогенную трениров­ку, справляться с кризисом.

Обучение может проходить на курсах повышения квалифика­ции. Очень полезно участие в семинарах, конференциях, где пре­доставляется возможность встретиться с новыми людьми, обме­няться опытом. Большую пользу приносит участие в работе про­фессиональной группы, позволяющее обсудить возникшие лич­ные проблемы, связанные с работой;

2) помощь на уровне организации. Здесь многое зависит от ру­ководителя, он должен:

- уметь видеть положительное в работе специалиста, отмечая его заслуги;

- давать возможность творчески работать, больше доверять, не контролировать по мелочам;

- оказывать поддержку и помощь в работе;

- четко организовывать работу;

- организовать кабинет психологической разгрузки;

3) умение работника снимать напряженность. Владение своим душевным состоянием, настроением, эмоциями помогает рабо­тать с высокой отдачей и без устали. Человек имеет предел ресур­сов психического здоровья, и чтобы прожить рабочий год, он должен мудро тратить свою психическую энергию и знать, как ее можно восполнить, восстановить. Очень важно уметь подпитывать положительные эмоции.

Неумение разделить собственное и профессиональное Я. Неко­торые социальные работники, в первую очередь ведущие консуль­тативные приемы, не могут разделить собственное и профессио­нальное Я. Специалист должен оставаться безоценочным, на его отношения к клиенту не должны влиять личные принципы и ценности. В противном случае может произойти контрперенос. Он опасен тем, что может вызвать агрессию по отношению к клиенту или идентификацию социального работника с клиентом. Это, в свою очередь, негативно скажется на работе и психическом со­стоянии социального работника. Между социальным работником и клиентом должно существовать доверие, но не выходящее за рамки профессиональной необходимости.

Неразделенная ответственность. Так называется явление, когда социальный работник принимает на себя всю ответственность за решение, что противоречит одной из основных нравственных цен­ностей социальной работы: принципу взаимной ответственности клиента и социального работника. В случае неудачи неразделен­ная ответственность — большая эмоциональная нагрузка.

Социальные работники всеми силами стремятся помочь людям и улучшить их жизнь. Их клиенты доверяют им, считая, что они — сильные личности, которые способны поддержать их и себя в любой критической жизненной ситуации. Но порой они ставят перед собой слишком высокие планки, и когда понимают, что не могут до­стичь их, доходят до истощения сил. Признаться самим себе и окружающим, что они не могут справиться с теми или иными жизненными обстоятельствами, значит признаться, по их мне­нию, в собственной некомпетентности.

Физическая опасность. Социальному работнику приходится контактировать с людьми девиантного поведения: пожилыми и престарелыми, инвалидами, детьми-инвалидами и их родителя­ми. В некоторых случаях он может быть подвержен физическому насилию.

Юридическая незащищенность. В России пока еще не создана правовая база для деятельности социального работника, не опре­делены границы его юридической ответственности. Следователь­но, ему приходится сталкиваться с противоречием между поня­тиями профессионального долга и реальной бесправностью в во­просах его осуществления.

Таким образом, в данной сфере выявлены актуальные пробле­мы. Одна из них — психологическое здоровье социального работ­ника, умение справляться с задачами своей профессиональной деятельности.

По мнению Мегги Комли, человеку, собирающемуся работать в сфере заботы о других, необходимо исследовать причины, по которым он желает выполнять данную работу. И здесь возможно несколько ситуаций. К примеру, человек:

- ощущает потребность просто помогать другим;

- хочет поднять собственный статус, если чувствует некоторую неуверенность;

- считает, что его обязанность — советовать другим и направ­лять людей на путь истины.

Наши рекомендации