Упражнение «Интонационная разминка»

Задание:произнести пословицу «тише едешь – дальше бу-дешь» с определенной интонацией (радость, удивление, испуг, восхищение, грусть, спокойствие и др.).

Проверочный тест

1. Выберите определение речи как средства общения:

а) речь – это процесс использования языка в целях общения людей, это говорение;

б) речь – это совокупность звуковых, словарных и граммати-ческих средств;

в) речь – это способ выражения мыслей.

2. Какое требование не относится к требованиям, предъ-явлемым педагогу:



а) грамотность построения фраз; б) простота и ясность изложения;

в) высокий научный уровень содержания речи; г) выразительность.

3. Выделите формы вербального общения:а) диалог; б) жесты; в) монолог; г) мимика.

4. Выберите определение слушания как средства вер-бального общения:

а) слушание – это восприятие звуковых сигналов;

б) слушание – процесс направленного восприятия слуховых и зрительных стимулов и приписывания им значения.

5. Составьте логическую цепочку слушания как средства вербального общения:

а) понимание; в) запоминание;

б) сосредоточение; г) оценка и реагирование.



НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

Характеристика невербальных средств общения

Педагог передает информацию, организует любой вид дея-тельности, познает личностные особенности учащихся и невер-бальными средствами общения.

Может показаться, что невербальные средства неважны в процессе общения. А. Пиз в книге «Язык телодвижений» при-водит данные, полученные А. Мейерабианом, согласно которым передача информации происходит за счет вербальных средств на 7 %, звуковых средств (включая тон голоса, интонацию звука)

– на 38 %, а за счет невербальных средств – на 55 %. К таким же выводам пришел и профессор Бердвиссл, который устано-вил, что словесное общение в беседе занимает менее 35 %, а более 65 % информации передается с помощью невербальных средств41.

Между вербальными и невербальными средствами общения существует своеобразное разделение функций: по словесному каналу передается чистая информация, а по невербальному – отношение к партнеру по общению.

Невербальное поведение человека неразрывно связано с егопсихическими состояниями и служит средством их выражения. В процессе общения невербальное поведение выступает объ-ектом истолкования не само по себе, а как показатель скрытых для непосредственного наблюдения индивидуально-психологи-ческих и социально-психологических характеристик личности. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического со-держания общения и совместной деятельности. Люди довольно быстро приспосабливают свое вербальное поведение к изменя-ющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пла-стичным.

Классификация невербальных средств общения

В социально-психологических исследованиях разработаны различные классификации невербальных средств общения, к которым относят все движения тела, тактильное воздействие, пространственную организацию общения. На основе психоло-

Упражнение «Интонационная разминка» - student2.ru

41 Пиз, А. Язык телодвижений / А. Пиз. – М. : Эксмо, 2003. – С. 52–67.



гических исследований нами выделены группы невербальных средств общения.

Упражнение «Интонационная разминка» - student2.ru

Наши рекомендации