Умение слушать как компонент вербального общения

Умение поставить вопрос, эмоционально выразить свои мыс-ли – важная сторона организации общения, но для педагога зна-чима и другая сторона – умение слушать.

Умение слушать как компонент вербального общения - student2.ru

37 Сухомлинский, В. А. Мудрая власть коллектива. Педагогика, избр.

пед. соч. : в 3 т. / В. А. Сухомлинский. – М., 1981. – Т. 3. – С. 224.

38 Ильин, Е. П. Психология для педагогов / Е. П. Ильин. – СПб. : Пи-тер, 2012. – С. 34.



Слушание – процесс направленного восприятия слуховых

и зрительных стимулов и приписывания им значения. Процесс активного слушания предполагает сосредоточение, понимание, запоминание, оценку и реагирование.

Умение слушать как компонент вербального общения - student2.ru

  СЛУШАНИЕ    
Сосредоточение   Реагирование  
Понимание Запоминание, Анализ  
сохранение  
информации информации информации  

Рис. 2.Структурные компоненты процесса

активного слушания

Сосредоточение – это перцептивный процесс выбора и кон-центрации внимания на конкретных стимулах из множества до-стигающих наших органов чувств. Эффективность внимания можно повысить приготовившись слушать, полностью переклю-читься с роли говорящего на роль слушателя, дослушивать до конца.

Понимание – это точная расшифровка поступающей ин-формации путем присвоения ей правильного значения, то есть осмысление ее в понятийных категориях. Понимание требует эмпатии, распознавания или переживания чувств, мыслей и установок другого человека.

Запоминание – это способность сохранять информацию ивоспроизводить ее, когда необходимо. Запоминание играет важ-ную роль для сохранения содержания услышанного.

Анализ и критическое слушание – это процесс определения,насколько правдивой и достоверной является услышанная ин-формация.

Реагирование предполагает адекватную реакцию слушаю-щего на вербальном уровне. Эмпатическое реагирование дает людям информацию о них самих, их поведении, поддерживает, одобряет, успокаивает.



Эффективность процесса слушания зависит от объективных

и субъективных факторов. Объективные факторы:

● шумы и помехи;

● акустические характеристики помещения; ● микроклимат помещения.

Субъективные факторы: ● пол слушателя; ● темперамент человека;

● интеллектуальные способности.

В зависимости от информации и собеседника выделяются следующие виды слушания:

– активное слушание предполагает заинтересованное отно-шение к собеседнику, применяется при обмене информацией;

– пассивное слушание характеризуется эмоциональной не-включенностью в общение;

– эмпатическое слушание характеризуется настроем на слу-шание, созданием доверительной атмосферы, отражением пе-реживаний, чувств, стоящих за высказыванием собеседника39.

Эффективная организация педагогического общения предпо-лагает проявление эмпатии, для этого необходимо отстранить-ся от своих чувств, мыслей, установок и включиться в чувства, мысли и установки другого, реагировать в соответствии с ними.

Существует три варианта проявления эмпатии: эмпатическое реагирование, принятие перспективы и симпатическое реагиро-вание. Эмпатичекое реагирование – это переживание эмоцио-нальной реакции, сходной с действительными или ожидаемыми проявлениями эмоций другого человека. Принятие перспекти-вы – представление себя на месте другого (наиболее частая форма эмпатии). Симпатическое реагирование – чувство забо-ты, сочувствия, сострадания, направленное на другого человека.

Чтобы эффективно проявлять эмпатию к собеседнику, необ-ходимо:

● проникнуться уважением к человеку, сосредоточившись на том, что он говорит;

● сконцентрировать внимание на понимании вербальных и невербальных сигналов;

● использовать для выяснения эмоционального состояния человека поведенческие сигналы;

● попытаться использовать те же чувства вместе с челове-

Умение слушать как компонент вербального общения - student2.ru

39 Ефимова, Н. С. Психология общения / Н. С. Ефимова. – М. : «Фо-

рум» : ИНФРА, 2006. – С. 100–102.



ком или представить себе, что бы чувствовали вы в сходной си-туации, или испытывать чувства заботы, сострадания по отно-шению к этому человеку;

● отреагировать согласно вашим чувствам.

Умение слушать является важнейшим условием не только продуктивного общения, но и всего педагогического процесса.

В. А. Сухомлинский писал, что умение слушать – большое педагогическое искусство. Умение слушать – ценнейший дар педагога. Это активный процесс, необходимое условие взаимо-действия, сотрудничества с учениками. Позиция педагогов при слушании отражает симпатию, озабоченность по отношению к говорящему ученику.

Приемы слушания выработаны практикой общения и хорошо представлены в книге английского психолога И. Атватера «Я вас слушаю»: повернуться лицом к говорящему; установить с ним зрительный контакт; не перебивать без надобности; быть внима-тельным, искренне заинтересованным в мыслях и чувствах со-беседника и в нем самом как личности; поддерживать, одобрять говорящего; обращаться за уточнениями40.

Вопросы для самопроверки:

1.  Какие средства общения называются вербальными?

2.  Перечислите требования к профессионально грамотной речи педагога.

3.  Выделите различные виды монолога как формы вербаль-ного общения.

4.  Назовите виды диалога как формы вербального общения.

5.  Выделите основные приемы слушания.

Задания для практической работы:

Задание 1.Деловая игра «Восприятие информации из теле-фонограммы». Работа по группам (пять-шесть человек).

Каждый участник команды поочереди передает информацию, которую первому участнику сообщил ведущий, при этом осталь-ные участники эту информацию не слышат. Информация пере-дается каждому участнику только один раз. Каждый участник передает следующему, что он воспринял. Участники остальных групп наблюдают за работой группы. Для качественного анализа лучше заснять процесс передачи информации на камеру.

Пример информации: «Объявляется городской конкурс твор-ческих работ учащихся школ “Мой родной город”. Желающие

Умение слушать как компонент вербального общения - student2.ru

40 Атватер, И. Я вас слушаю / И. Атватер. – М., 1989. – С. 19.



должны для участия в конкурсе подать заявку, в которой необхо-димо сообщить: фамилию, имя, отчество участника, номер шко-лы и класс. Творческая работа может быть представлена в виде сочинения, рисунков, фотографий, поделок. Главное условие – все работы должны быть авторские. Обязательное условие: за-щита своего творческого проекта. Лучшие работы конкурсантов будут выставлены в художественном музее и опубликованы в журнале “Наш город”».

Последнего участника спрашивают: «Какую информацию вы получили?»

Результаты обсуждаются всеми участниками: какие аспекты пе-реданы верно, последовательно, какие факты утеряны и почему? Затем обсуждаются и вырабатываются требования к передаче ин-формации. Каждый участник рассказывает о своих чувствах, эмо-циях, наблюдениях, о том, что получил в результате проделанных упражнений. Как вывод определить, какие требования передачи информации были нарушены участниками всех групп.

Задание 2.Деловая игра «Многословие». Работа по группам(четыре-пять человек).

Педагог предлагает участникам несложную фразу, напри-мер: «Хорошо в краю родном». Необходимо предложить не-сколько вариантов передачи этой же мысли другими словами. При этом не одно из слов из предложенной фразы не должно употребляться. Важно сохранить смысл высказывания. Логично устроить соревнование между группами. Побеждает тот, у кого больше вариантов фраз.

Задание 3.Подготовьте проект диалога по теме «Знания –основа жизни».

Задание 4.Тренировочное упражнение.

Наши рекомендации