Общение как психолого-педагогическая категория
Фалей М. В.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ
Учебное пособие
Рекомендуется федеральным государственным бюджетным образо-вательным учреждением высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет имени
А. И. Герцена» к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы ФГОС ВПО бакалавриата по направлению подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое об-
разование» по дисциплине по выбору вариативной части.
Регистрационный номер рецензии № 2819
от 18 июня 2014 г. МГУП.
Южно-Сахалинск
Издательство СахГУ
УБК 159.9(075.8)
ББК 88.6я73
Ф19
Печатается по решению учебно-методического совета
Сахалинского государственного университета, 2014
Ф19 Фалей, М. В. Педагогическое общение :учебное пособие /
М. В. Фалей. – Южно-Сахалинск : изд-во СахГУ, 2014. – 116 с.
ISBN 978-5-88811-458-2
Данное учебное пособие на основе систематизации и структу-
ризации научных психолого-педагогических концепций в удобной
и приемлемой форме для усвоения студентами научных знаний раскрывает особенности педагогического общения. Теоретиче-ский материал представлен в виде обоснования основных пси-холого-педагогических теорий по данному вопросу и дополнен результатами собственного исследования автора. В пособии детально обсуждаются основные характеристики общения, вы-делены особенности педагогического общения, во взаимосвязи представлены стили педагогического руководства, стили педаго-гического общения и модели поведения педагога в процессе пе-дагогического общения.
С целью формирования коммуникативных компетенций сту-дентов в пособие включены задания для самостоятельной работы на основе использования активных методов обучения.
Предназначено для бакалавров, обучающихся по направле-нию «Психолого-педагогическое образование». Автор надеется, что данное учебное пособие будет полезно и всем, кто интересу-ется педагогическим общением.
УДК 159.9(075.8)
ББК 88.6я73
Учебное издание
ФАЛЕЙ Марина Владимировна
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ
Учебное пособие
КорректорВ. А. Яковлева ВерсткаО. А. Надточий
Подписано в печать 18.11.2013. Бумага «Paper One».
Гарнитура «Helios». Формат 60x84 1/16.
Тираж 500 экз. (1-й завод 1–100 экз). Объем 7,25 усл. п. л. Заказ № 794-13.
Издательство Сахалинского государственного университета.
693008, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 290, каб. 32. Тел. (4242) 45-23-16. Тел./факс (4242) 45-23-17. E-mail: [email protected], [email protected]
© Фалей М. В., 2014 | ||
ISBN 978-5-88811-458-2 | © Сахалинский государственный | |
университет, 2014 |
СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................................................................ 5
1. Общение как психолого-педагогическая категория................ 7
1.1. Основные характеристики общения.......................................... 7
1.2. Функции общения............................................................................ 9
1.3. Виды общения ................................................................................. 11
2. Педагогическое общение..................................................................... 19
2.1. Сущность педагогического общения......................................... 19
2.2. Функции и средства общения....................................................... 23
2.3. Этапы профессионально-педагогического общения............ 27
3. Стили педагогического общения и управления......................... 32
3.1. Стили педагогического общения................................................ 32
3.2. Стили педагогического руководства......................................... 34
3.3. Модели поведения педагога в профессиональном
общении 37
4. Вербальные средства общения.......................................................... 50
4.1. Основные характеристики речи педагога................................ 50
4.2. Диалог и монолог – формы устной речи
педагогического общения 52
4.3. Умение слушать как компонент вербального
общения 55
5. Невербальные средства общения...................................................... 61
5.1. Характеристика невербальных средств общения.................. 61
5.2. Классификация невербальных средств общения................... 61
6. Конфликты и конфликтные ситуации
в педагогическом общении................................................................. 75
6.1. Понятие конфликта, классификация видов
конфликтов 75
6.2. Конфликты между учениками...................................................... 77
6.3. Возникновение конфликтов между педагогами
и учениками 79
6.4. Типы и стили разрешения конфликтных
ситуаций и конфликтов. 82
7. Культура педагогического общения............................................... 89
7.1. Понятие культуры педагогического общения......................... 89
7.2. Этика педагогического общения................................................. 90
7.3. Педагогический такт....................................................................... 92
7.4. Условия эффективной организации
педагогического общения............................................................. 95
8. Особенности педагогического общения
с детьми дошкольного возраста......................................................... 103
8.1. Развитие общения у детей дошкольного возраста................. 103
8.2. Формы общения с взрослыми у детей
дошкольного возраста 105
8.3. Стили общения работников дошкольного
учреждения с ребенком 110
Список использованной литературы..................................................... 114
ВВЕДЕНИЕ
Модернизация образования способствовала изменению об-разовательных приоритетов профессиональной школы. Со-циальный заказ потребовал от профессиональных учебных заведений подготовку специалистов, обеспечивающую их кон-курентоспособность на рынке труда, социальную и професси-ональную мобильность. Одной из актуальных задач высших учебных заведений является подготовка специалиста с высоким уровнем профессиональной компетентности и обладающего го-товностью реализовывать себя в любом виде деятельности.
Любой вид деятельности человека основан на общении. Осо-бую значимость общение приобретает в профессиональной пе-дагогической деятельности. Антуан де Сент Экзюпери назвал человеческое общение самой большой роскошью на свете. Только в одном виде деятельности это будет роскошью, а в дру-гом – необходимостью. Именно в профессионально-педагогиче-ской деятельности общение рассматривается как основа, необ-ходимость. Через живое и непосредственное общение педагога
с воспитанниками осуществляется главное в педагогической работе – обмен информацией, взаимопознание педагога и ре-бенка, организация совместной деятельности.
В соответствии с новыми Государственными образователь-ными стандартами формирование коммуникативных компетен-ций в профессиональном педагогическом образовании предпо-лагает готовность педагога осуществлять общение не только с воспитанниками, но и родителями, и коллегами. Для этого не-обходимы более широкие познания, охватывающие область профессионального педагогического общения. Практикой под-тверждено, что новые технологии учебно-воспитательного про-цесса «работают» только при продуманном педагогическом общении, что, в свою очередь, приводит к его эффективности.
Проблема взаимодействия педагогов и учащихся – одна из острейших педагогических проблем. Налицо объективная по-требность ее изучения и решения, так как отношения между взрослыми и детьми, между учителями и родителями, между учителями и администрацией в силу разных причин стали сегод-ня значительно напряженнее, о чем свидетельствуют многочис-ленные факты в средствах массовой информации, публикациях в педагогических источниках.
Автор учебного пособия поставил своей задачей системати-зацию и структуризацию в более удобной и приемлемой форме
для усвоения студентами научных знаний о педагогическом об-щении. Данное учебное пособие предназначено для бакалавров направления «Психолого-педагогическое образование», поэто-му в нем на основе анализа психолого-педагогических теорий выделены основные характеристики, особенности педагогиче-ского общения с детьми разного возраста, включая дошкольный возраст; во взаимосвязи представлены стили педагогического руководства, педагогического общения и модели поведения пе-дагога в процессе педагогического общения. Представленный анализ психологических теорий о вербальных и невербальных средствах общения позволит сформировать у студентов готов-ность использовать знания в практике педагогического обще-ния.
В пособие также включены задания для самостоятельной ра-боты студентов на основе использования активных методов об-учения. Материалы пособия апробированы в процессе изучения курса «Педагогическое общение» со студентами педагогических специальностей и бакалавров направления «Психолого-педаго-гическое образование». Автор надеется, что данное учебное по-собие будет полезно и всем, кто интересуется педагогическим общением.
Функции общения
В психолого-педагогических исследованиях представлены различные подходы к определению функций общения. Рассма-тривая функции общения как роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия, и опираясь на содер-жание основных структурных компонентов, функции общения можно классифицировать следующим образом6:
1. Информационно-коммуникативная заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими инди-видами. Обмен информацией в человеческом общении имеет свою специфику: осуществляется между индивидами, каждый из которых является активным субъектом, но обязательно предпо-лагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров.
2. Прагматическая – реализуется при взаимодействии людей
в процессе совместной деятельности. В прагматической функ-ции общение выступает как важнейшее условие объединения людей совместной деятельностью.
3. Формирующая функция общения проявляется в процессе формирования и развития человека. Общение ребенка и взрос-лого – это не просто процесс передачи первому суммы умений, навыков, знаний, которые он механически усваивает, а сложный
6 Сидоров, С. В. Педагогическое общение / С. В. Сидоров (сайт пе-дагога исследователя). – Режим доступа : http://sv-sidorov.ucoz.com/ publ/4-1-0-147 (дата обращения : 13.06.2013)
процесс взаимного влияния, обогащения, изменения.
4. Аффектно-коммуникативная – в основе которой лежит восприятие и понимание другого человека на регуляцию эмоци-ональной сферы психики человека, так как общение является детерминантой эмоциональных состояний человека.
5. Подтверждающая функция реализуется в процессе обще-ния с другими людьми, когда человек получает возможность по-знать, утвердить и подтвердить себя. Желая утвердиться в сво-ем существовании, в своей ценности, человек ищет точку опоры в другом человеке.
6. Функция организации и поддержания межличностных от-ношений осуществляется на разных уровнях – от интимно-лич-ностных до деловых. Организация и поддержание межличност-ных отношений для любого человека связаны с оцениванием людей, с установлением определенных эмоциональных отноше-ний – либо позитивных, либо негативных. Поэтому эмоциональ-ное отношение к другому человеку может быть выражено в тер-минах «симпатии и антипатии», что накладывает свой отпечаток не только на личностное, но и деловое общение.
К данной классификации целесообразно добавить внутри-личностную функцию, выделенную Н. С. Ефимовой, которая ре-ализуется в общении человека с самим собой через внутреннюю
и внешнюю речь, построенную по типу диалога. Данная функция рассматривается как универсальный способ мышления челове-ка. Л. С. Выготский отмечал, что «человек и наедине с самим собой сохраняет функцию общения»7.
Следовательно, ведущее значение общения в жизнедея-тельности человека состоит в том, что оно является средством организации совместной деятельности людей и способом удов-летворения потребностей человека в другом человеке, живом контакте. На основании этого необходимо рассматривать обще-ние как сложный многогранный процесс, включающий:
– формирование определенных образцов и моделей поведения;
– взаимодействие людей;
– взаимное влияние людей друг на друга;
– обмен информацией;
– взаимное переживание и понимание людьми друг друга;
– формирование отношений между людьми;
– организацию совместной деятельности;
– формирование образа внутреннего «Я» человека.
7 Ефимова, Н. С. Психология общения : учебное пособие / Н. С. Ефи-
мова. – М. : «ФОРУМ», 2006. – С. 9.
Виды общения
Общение как социальный и психолого-педагогический фено-мен – это контакт между людьми, который осуществляется раз-личными средствами. В психолого-педагогической литературе представлены различные классификации видов общения. Разно-образие классификаций общения объясняется различными при-знаками, лежащими в их основе, к ним можно отнести: по контакту, по критерию равноправия партнеров, по времени, по уровню обме-на информацией8. Систематизировав все признаки, можно пред-ставить классификацию видов общения следующим образом:
ОБЩЕНИЕ
По | По равно- | По времени | По уровню | |
правию | обмена ин- | |||
контакту | контакта | |||
партнеров | формацией | |||
непосредственное | кратковремен- | вербальное | ||
диалогическое | ное | |||
опосредственное | длительное | невербальное | ||
монологиче- | ||||
массовое | ское | |||
ролевое
личностное
Рис. 1.Виды общения
8 Спивакова, В. В. Педагогическое общение в системе «преподава-тель – студент» / В. В. Спивакова // Известия РГПУ им. А. И. Герце-на. – 2008. – № 76–2. – Режим доступа : http://cyberleninka.ru/article/n/ pedagogicheskoe-obschenie-v-sisteme-prepodavatel-student (дата обра-щения : 14.06.2013)
По контакту с собеседником: непосредственное, опосредо-ванное, межличностное, массовое, ролевое, личностное.
Непосредственное общение (прямое) – это естественноеобщение, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и общаются посредством речи, мимики и жестов. Данный вид об-щения является наиболее полноценным, потому что индивиды получают максимальную информацию друг о друге.
Опосредованное (косвенное) – осуществляется в ситуациях,когда индивиды отдалены друг от друга временем или рассто-янием. Опосредованное общение – это неполный психологиче-ский контакт, когда обратная связь затруднена.
Массовое общение представляет собой множественные кон-такты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредо-ванную различными видами массовой информации. Оно может быть прямым и опосредованным. Прямое массовое общение на-блюдается на митингах, собраниях, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории. Опосредованное массовое общение имеет односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации.
В ролевом общении люди воздействуют, исходя из занимае-мого статуса. Например, ролевым будет общение учителя с уче-никами, начальника с подчиненными.
Личностное общение зависит от индивидуальных особенно-стей и взаимоотношений между людьми.
По критерию равноправия партнеровв межличностном об-щении выделяются два типа: диалогическое и монологическое. Диалогическое общение – равноправное субъект-субъектноевзаимодействие, имеющее целью взаимное познание, стремле-ние к реализации целей каждого партнера.
Монологическое общение реализуется при неравноправныхпозициях партнеров и представляет собой субъект-объектные отношения. Оно может быть императивным и манипулятивным. Императивное общение – авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками, мыслями и принуждения к опре-деленным действиям и решениям. Причем цель эта не завуа-лирована. Манипулятивное общение – форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению осуществляется скрытно для достижения своих намерений.
По времени контактаобщение может бытькратковремен-ным и длительным, в зависимости от целей, содержания дея-тельности, индивидуальных особенностей собеседников, их симпатии и антипатии.
По уровню обмена информациейобщение может быть
вербальным и невербальным. Вербальное общение происходитпосредством речи. Невербальное – с помощью паралингвисти-ческих средств передачи информации (громкость речи, тембр голоса, жесты, мимика, позы9).
Исходя из основных содержательных аспектов, целей и ис-пользуемой техники общения, Л. Д. Столяренко выделяет следу-ющие виды общения:
1. «Контакт масок» – формальное общение, при котором от-сутствует стремление понять, учесть особенности личности собе-седника. Этот процесс общения получил свое название потому, что в процессе общения используются привычные маски вежли-вости, строгости, безразличия, участливости, то есть набор вы-ражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть отношение к собеседнику. В некоторых ситуациях «контакт ма-сок» необходим для того, чтобы не вступать в личный контакт.
2. Формально-ролевое общение, в котором регламентиро-ваны и содержание, и средства общения социальными ролями партнеров по общению: врач и пациент, ученик и учитель…
3. Светское общение, определяемое формальной вежливо-стью. Его особенность состоит в том, что люди фактически не общаются, говорят не то, что думают, а то, что положено гово-рить в подобных случаях. Их точки зрения на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характер коммуни-кации. Светское общение носит ритуализированный характер.
4. Манипулятивное общение, направленное на получениеодносторонней выгоды от собеседника с использованием ма-нипулятивной техники воздействия на партнера по общению (лесть, обман, демонстрация силы, демонстрация слабости, до-броты, запугивание) в зависимости от особенностей личности собеседника.
5. Духовное межличностное общение между людьми, при ко-тором раскрываются глубинные структуры личности. Духовное общение характеризуется взаимопониманием между людьми, а
в его основе лежит доверие к личности собеседника.
6. Деловое общение, направленное на согласование и объ-единение усилий людей с целью налаживания отношений и до-стижения общего результата10.
Все многообразие видов общения можно разделить на две большие группы: формальное общение (ролевое) и неформаль-
9 Ефимова, Н. С. Психология общения : учебное пособие /
Н. С. Ефимова. – М. : «ФОРУМ», 2006. – С. 9–13.
10 Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология для студентов ву-зов / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д. : «Феникс», 2004. – С. 118–121.
ное общение (личностное). Формальное общение, определяе-мое социальными статусами, и неформальное, определяемое личными статусами и личными целями, переплетаются и могут переходить одно в другое.
Вопросы для самоконтроля:
1. Определите понятие общения, выделив его основные ха-рактеристики.
2. Какие функции выполняет общение как полифункциональ-ный процесс?
3. Выделите основные виды общения.
Задания для практической работы:
Задание 1. Определите уровень своей общительности на ос-нове теста В. Ф. Ряховского.
Ответьте на вопросы опросника.
Варианты ответов: «да», «нет», «иногда».
1. Выбивает ли вас ожидание какой-либо встречи из колеи?
2. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-ли-бо мероприятии?
3. Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего мо-мента?
4. Вам предлагают выехать в другой город для участия в олимпиаде, конференции. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы этого избежать?
5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с окружа-ющими людьми?
6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратился к вам с просьбой или вопросом?
7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?
9. В столовой вам подали недоброкачественное блюдо, про-молчите ли вы?
10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будите тяготиться, если первым за-говорит он. Так ли это?
11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, кинотеатре, библиотеке)?
12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рас-смотрению конфликтных ситуаций?
13. У вас есть собственные критерии оценки художественных
произведений, произведений искусства, культуры, и чужих мне-ний на этот счет вы не приемлите, это так?
14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно оши-бочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, пред-почитаете ли вы промолчать и не вступать в спор?
15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разо-браться в учебной теме?
16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения в письменной форме, чем в устной?
Оценка баллов: «да» – 2 балла, «иногда» – 1 балл, «нет» –0 баллов.
Полученные баллы суммируются и определяется уровень об-щительности.
30–32 балла.Вы явно необщительны. Близким вам людямнелегко, вам трудно работать в команде. Старайтесь быть общи-тельнее, контролируйте себя.
25–29 баллов.Вы замкнуты, предпочитаете одиночество, по-этому у вас мало друзей. Необходимость новых контактов вы-водит вас из равновесия. Однако бывает, что при сильной увле-ченности вы раскрываетесь и становитесь общительным. Стоит только захотеть.
19–24 балла.Вы в известной степени общительны и в незна-комой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой. В ваших высказываниях много сарказма, однако эти недостатки исправимы.
14–18 баллов.У вас нормальная коммуникабельность. Вылюбознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаиваете свою точку зре-ния без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у вас раздражение.
9–13 баллов.Вы весьма общительны, любопытны, любитевысказываться по разным вопросам, что иногда вызывает раз-дражение у окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людь-ми, любите бывать в центре внимания. Однако вам не достает усидчивости, терпения и решительности, когда сталкиваетесь
с серьезными проблемами. При желании вы можете заставить себя не отступать.
4–8 баллов.Вы, должно быть, рубаха-парень. Всегда в курсевсех дел, любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя се-рьезные темы могут вызывать у вас «хандру». Беретесь за лю-бое дело, хотя не всегда можете довести его до конца. По этой причине руководители и коллеги относятся к вам с некоторой
опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.
3 балла и менее.Ваша общительность носит болезненныйхарактер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, не имеющие к вам никакого отношения. Беретесь судить о пробле-мах, в которых не компетентны. Бываете вспыльчивы и обидчи-вы. Окружающим людям трудно с вами. Вам надо поработать над собой и своим характером. Прежде всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительное отношение к людям.
Задание 2. «Приятный собеседник».Работа в группе(четыре-шесть человек) по парам. Напишите десять качеств «приятного собеседника» и соотнесите себя по этим качествам по 10-балльной системе.
Например: умение слушать, тактичность, умение интересно рассказывать, чувство юмора, душевность и т. д.
Попросите ваших однокурсников, с кем вы работаете в паре вашей группы, оценить вас по выписанным качествам, исполь-зуя ту же систему баллов. Сравните ваши представления о себе с мнением другого человека о вас.
Обсудите полученные результаты совместно всеми членами группы. Если мнение о себе как «приятном собеседнике» совпа-дает с мнением других людей, то с вами, действительно, инте-ресно общаться. Если не совпадает, то следует подумать о сво-ей самооценке.
Задание 3. «Центр общения».Работа в группе по пять-шестьчеловек.
Участникам предлагается выполнить одну и ту же простей-шую задачу: любыми средствами, не прибегая к физическим воздействиям, надо постараться привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно это делают все участники по команде ведущего. Команды должны выполнять работать по очереди: одна работает, другая наблюда-ет, затем меняются местами. После выполнения упражнения не-обходимо обсудить: кому из группы удалось завоевать большее внимание аудитории и почему.
Проверочные тесты
1. Выделите основные компоненты общения:
а) сообщение информации, организация совместной дея-тельности, познание людьми друг друга;
б) сообщение информации, влияние на объект, познание людьми друг друга;
в) организация совместной деятельности, сообщение инфор-мации, установление контактов.
2. В чем заключается сущность прагматической функции общения?
а) установление длительного контакта; б) познание людьми друг друга;
в) взаимодействие людей в процессе совместной деятельности.
3. В чем заключается сущность формирующей функции общения?
а) формирование диалога;
б) формирование личностного «Я»;
в) формирование и развитие человека в процессе общения.
4. На основании классификации видов общения Л. Д. Сто-ляренко соотнесите виды общения с характеристикой:
1.«Контакт масок» | А. Общение, при котором | |
регламентированы | ||
содержание, средства | ||
общения социальными ролями | ||
2. | Формально-ролевое | Б. Общение, определяемое |
общение | формальной вежливостью | |
3. | Светское общение | В. Общение между людьми, |
при котором раскрываются | ||
глубинные структуры | ||
личности | ||
4. | Манипулятивное общение | Г. Общение, направленное на |
согласование и объединение | ||
усилий людей с целью | ||
налаживания отношений | ||
и достижения общего | ||
результата | ||
5. | Деловое общение | Д. Общение, направленное |
на получение односторонней | ||
выгоды от собеседника | ||
6. | Духовное межличностное | Е. Формальное общение, |
общение | при котором отсутствует | |
стремление понять, учесть | ||
особенности личности | ||
собеседника | ||
5. Перечислите виды общения по представленным при-знакам, заполнив таблицу:
№ | Признак | Виды общения | |
1. | По контакту с собеседником | ||
2. | По критерию равноправия | ||
партнеров | |||
3. | По времени контакта | ||
4. | По уровню обмена информацией | ||
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ
Функции и средства общения
Традиционно в педагогическом общении выделяют три взаи-мосвязанных функции: коммуникативная (обмен информацией), перцептивная (восприятие и познание людьми друг друга), инте-
19 Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. – М., 1990. – С. 83.
20 Столяренко, Л. Д. Педагогическое общение / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д. : «Феникс», 2004. – С. 238–247.
рактивная (организация и регуляция совместной деятельности). Коммуникативная функция. Педагогическое общение – это,прежде всего, коммуникация (передача информации, обмен информацией между участниками общения). Информирование сопровождает всю деятельность педагога. Обмен информаци-ей – это самый трудный аспект педагогической деятельности, особенно для начинающих педагогов. Эффективность передачи
информации зависит от следующих условий:
1. Обеспечение положительной мотивации при передаче ин-формации, ее понимание и принятие воспитанниками. Для этого необходимо привлечь внимание, вызвать интерес к теме общения.
Обмен информацией в большей степени осуществляется в процессе обучения, и поэтому на уроках учителя с этой целью часто используют занимательные факты, проблемные ситуации, исторические факты, фрагменты видеофильмов, презентации.
Урок физики, 9-й класс. Объяснение темы «Измерение агре-гатного состояния вещества». Учитель начинает с задачи-пара-докса. В 1860 г. в Индии упал метеорит. Прочертив на небе ог-ненный след, раскаленное добела тело упало в болото. Каково же было удивление подбежавших людей, когда на месте паде-ния метеорита они обнаружили «глыбу льда». Небесный огонь принес лед в знойную Индию.
Урок литературы, 8-й класс. Учитель начинает с проблемнойситуации: «Почему А. С. Пушкин назвал свою повесть “Капитан-ская дочка”, хотя главные ее герои – Гринев и Пугачев?»
Урок географии, 7-й класс. Тема «Антарктида». Учитель ис-пользует такой факт: «Мореплаватели не раз замечали, что айсберги плывут против ветра. Льды, гонимые ветром, плывут в одну сторону, а айсберги – в совершенно другую, против ветра. Как вы думаете, почему это происходит?21
2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспи-танников в процессе обмена информацией. Предлагаемая ин-формация должна быть не только доступна для понимания уча-щимися, но и учитывать привуалирующие интересы.
3. Создание эмоционально благоприятной обстановки обще-ния. При этом педагогу необходимо учитывать временные рамки общения, окружающую обстановку.
4. Владение педагогом технологией передачи информации:
правильность речи, эмоциональность, образность.
Перцептивная функция. Эффективность общения в профес-
21 Роботова, А. С. Введение в педагогическую деятельность / А. С. Роботова. – М. : «Академия», 2004. – С. 86.
сиональной педагогической деятельности во многом зависит и от того, как педагог воспринимает и насколько хорошо знает своих воспитанников. Перцептивная функция общения важна и непроста в реализации.
В. А. Сухомлинский писал, что для учителя особо значимо умение чувствовать рядом с собой человека, чувствовать его душу, его интересы и желания22. Сложность данного процесса объясняется тем, что ученик, объект познания – это развиваю-щая личность. Понять психические особенности учеников, по-чувствовать их состояние, настроение, изучить ценностные ори-ентации, разобраться в представлениях воспитанников о самих себе педагогу помогут психолого-педагогические знания, ис-пользование разнообразных методов изучения личности.
В. Леви педагогов, умеющих хорошо разбираться в людях, называл гениями общения. У таких педагогов прекрасное лич-ностное видение ученика изнутри, умение читать другого чело-века, умение моделировать общение с учетом индивидуальных особенностей личности23.
Механизмом познания и понимания личностного своеобразия воспитанников является педагогическая эмпатия. Традиционно эмпатия определяется как постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия. Данное определение позволяет утверждать, что педагогическая эмпатия проявляется в умении воспитателя мысленно поставить себя на место воспитанника, проникнуться его психическим состоянием, понять, сопереживать. Это возможно при условии, если педагог хорошо знает и понимает самого себя, способен объективно ана-лизировать свои мысли, переживания, действия, отношения с людьми, то есть если у педагога развита рефлексия.
Педагог, владеющий рефлексией и эмпатийно воспринима-ющий, понимающий и правильно оценивающий воспитанника, может успешно прогнозировать общение, корректировать учеб-но-воспитательные взаимоотношения, управлять ими.
Так как процесс общения – это двусторонний процесс, то по-знание, понимание, оценка в общении происходят как со сторо-ны педагога, так и со стороны воспитанника. Педагог познает своих воспитанников, они, в свою очередь, познают педагога. Понимание педагога и принятие его личности воспитанниками взаимосвязаны.
Если педагог и воспитанники адекватно отражают друг дру-