Тема 20. Развитие отечественной психологии во второй половине CC века

Особенности развития отечественной психологии в 40-70-е годы. Развитие деятельностного подхода. Теория деятельности С.Л. Рубинштейна: методологические принципы, предмет и методы психологии, принцип единства сознания и деятельности. Теория А.Н. Леонтьева: понятие о деятельности, структура и механизмы ее развития. Деятельность как движущая сила психического развития.

Теория установки Д.Н. Узнадзе. Работы А.Р. Лурии, становление нейропсихологии. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Развитие детской психологии в работах Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца и др. Исследования Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына в области дифференциальной психофизиологии. Развитие ленинградской школы психологии (Б.Г. Ананьев).

Развитие отечественной психологии во второй половине CC века. Перспективы развития психологии в CCI веке.

Необходимый уровень подготовки студентов к освоению дисциплины

Базовые знания для изучения данной дисциплины формируются в процессе изучения таких дисциплин как «История», «Философия», «Общая и экспериментальная психология». Для успешного освоения дисциплины студент должен знать: этапы и закономерности политического, социально-экономического, культурного, религиозного и этнического развития человечества; методологические основы научного познания; основные философские понятия и теории; основные принципы, законы, понятия и методы общей психологии; подходы к определению и изучению основных вопросов общей психологии. Студент должен уметь анализировать, сравнивать и оценивать исторические события, философские теории. Студент должен владеть системой знаний о человеке как субъекте деятельности и базовыми умениями научного изучения психологических законов, системой философских категорий.

В результате освоения дисциплины/ модуля у студента формируются следующие компетенции:

Код компетенции Наименование компетенции из образовательной программы Результаты обучения Уровень сформированности компетенции
Общекультурные компетенции (ОК)
ОК-1 способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции Знать/ понимать Особенности материалистических и идеалистических учений о психике, сенсуалистических и рационалистических учений о познании, детерминистских и индетерминистских учений о роль психики в саморегуляции. Базовый уровень
Уметь/применять Анализировать, сравнивать и оценивать философские основы психологических теорийи оценивать их с точки зрения современной философской методологии.
ОК-2 способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции Знать/ понимать Социально-экономические, идеологические и культурные особенности этапов развития общества, влияющие на становление психологического знания. Базовый уровень
Уметь/применять Устанавливать связи между этапами исторического развития общества и содержанием психологических учений.
Общепрофессиональные компетенции (ОПК)
ОПК-4 готовность использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов Знать/ понимать Содержание наиболее значимых психологических учений. Базовый уровень
Уметь/применять Оценивать психические явления с точки зрения различных психологических учений.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Промежуточный контроль результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе опроса на семинарских занятиях, индивидуальных собеседований, оценки выполнения контрольных работ. Итоговый контроль проводится в форме зачета. На зачете студенты выполняют практические задания, позволяющие оценить уровень овладения знаниями о психологических теориях и умениями из анализировать.

Основные источники:

1. Ждан А.Н. История психологии от античности к современности: учебник для студ. высш. учеб. заведений. – СПб., 2002.

2. Марцинковская Т.Д. История психологии: учебное пособие для студ. выс. учеб. заведений. - М., 2002.

3. Чернокова Т.Е. История возрастной психологии: учебное пособие для студ. вузов. – Архангельск, 2013.

Дополнительные источники:

4. История зарубежной психологии конца XIX – начала XX века: хрестоматия: учебное пособие для студ. вузов / под ред. Е. С. Минькова. – М., 2009.

5. История психологии: тексты / Под ред. Гальперина П.Я., Ждан А.Н. – Екатеринбург, 1999.

6. Зиглер Д., Хьелл Л. Теории личности. – Спб., 1997.

7. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебное пособие для студ. вузов. – М., 2010.

8. Петровский А. В. Ярошевский М. Г. История и теория психологии: учебное пособие для студ. вузов. – Ростов на Дону, 1996.

9. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского. – М., 1990.

10. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. – М., 1995.

11. Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987.

12. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. – Спб., 1998.

Периодические издания:

1. Вопросы психологии, научный журнал.

2.Культурно-историческая психология, международное научное издание для психологов, историков и методологов науки, философов, дефектологов.

Интернет-ресурсы

· http://www.psyoffice.ru (учебники)

· www.pedlib.ru (Педагогическая библиотека)

·http://psyjournals.ru

Программа составлена канд. психологических наук,

доцентом кафедрыпсихологиии психофизиологии Черноковой Т.Е.

Наши рекомендации