Тема 2.3. Развитие стран Восточной Европы во второй половине ХХ века

Норма времени -2 часа

Цель: сформировать представления о проблемах Восточной Европы в послевоенное время

Пояснения к работе: Уважаемые студенты, вам необходимо выполнить самостоятельные задания по теме«Развитие стран Восточной Европы во второй половине ХХ века» - подготовить доклады, презентации, создать словарь понятий и «ленту времени» (хронологию) по теме..Выполненные задания заслушиваются на аудиторном практическом занятии №3 - "Формирование консервативной модели социализма. Роль СССР в подавлении социально-политического движения в странах Восточной Европы". Регламент выступления с докладом или презентацией 5-10 минут. Они должны точно соответствовать заданной теме, не читаться, а рассказываться. Преподаватель имеет право задавать выступающему дополнительные вопросы в случае, если тема не раскрыта или раскрыта не полностью. Словарь понятий и хронология заслушиваются в начале семинара с целью актуализации знаний по теме.

Уважаемые студенты, в течение многих лет и на Западе, и в странах Восточной Европы, в разных вариантах обыгрывался тезис о фактически "оккупированном положении" восточноевропейских "сателлитов" СССР, поскольку в некоторых из них присутствовали советские войска. Но общеизвестно, что, например, в Югославии за исключением двух-трех месяцев в конце 1944 -начале 1945 г. не было ни одного советского солдата. Не было советских войск и в Албании. Известно также, что после возникновения советско-югославского конфликта 1948 г. ни о каком влиянии, тем более воздействии Советского Союза на Югославию (равно как начиная с 60-х гг. на Албанию) не могло быть и речи, и югославское общество могло развиваться дальше так, как считало нужным.

И, тем не менее, и Югославия к концу 80-х гг. оказалась в очень схожем социально-экономическом и общественно-политическом состоянии в сопоставлении с другими странами региона. Стало быть, в данном случае не советское "военное присутствие", а какие-то иные, более масштабные и глубинные общественно-политические, исторические факторы и предпосылки привели к отмеченной схожести. Какие именно? Именно эту проблему Вам и предстоит разрешить.

Задание:

1.Подготовить доклады по теме (на выбор):

Приход к власти коммунистов в ряде стран Европы и Азии.

Организация Варшавского договора (ОВД).

Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ).

Нарастание экономических и социальных проблем в странах Восточной Европы во второй половине ХХ века.

События в Венгрии (1956г.) и Чехословакии (1968г.).

Политические кризисы в странах Восточной Европы во второй половине ХХ века.

“Доктрина Брежнева”.

2.Создать компьютерные презентации (на выбор) :

Формирование консервативной модели социализма в странах Восточной Европы во второй половине ХХ века.

Роль СССР в подавлении социально-политического движения в странах Восточной Европы.

3.Создать словарь понятий и «ленту времени» (хронологию) по теме.

Контроль:доклады. презентации, словарь понятий и хронология заслушиваются на занятии.

Литература:

1)Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История (для всех специальностей СПО): учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М. : Издательский центр «Академия», 2012.

2) Самыгин П.С., Самыгин С.И., Шевелев В.Н., Шевелева Е.В.. История. Учебное пособие для СПО. Москва. Инфра – М., 2013.

3) Новейшая история России. 1914-2011. Учебное пособие для бакалавров. Под ред. проф. М.В. Ходякова. Москва. Юрайт. 2013.

4) Новейшая история стран Европы и Америки/

Под. ред. А.М. Родригеса. В 3-х ч. – М., 2010

Самостоятельная работа № 5

Тема 2.4. Советская концепция «нового политического мышления»

Норма времени - 2 часа

Цель:закрепить знания о демократических революциях 1989 года в странах Восточной Европы, последствиях развала "социалистического лагеря", краха СССР.

Пояснения к работе:Уважаемые студенты, вам необходимо выполнить самостоятельные задания по теме «Советская концепция «нового политического мышления» - подготовить доклады, презентации, ответ на контрольный вопрос, создать словарь понятий и «ленту времени» (хронологию) по теме.. Выполненные задания заслушиваются на аудиторном практическом занятии №4 - "Демократические революции в Восточной Европе конца 1980-х – начала 1990-х гг. От «обновления социализма» к «строительству капитализма»". Регламент выступления с докладом или презентацией 5-10 минут. Они должны точно соответствовать заданной теме, не читаться, а рассказываться. Преподаватель имеет право задавать выступающему дополнительные вопросы в случае, если тема не раскрыта или раскрыта не полностью. Ответ на контрольный вопрос, словарь понятий и хронология заслушиваются в начале семинара с целью актуализации знаний по теме.

Уважаемые студенты, реформы "перестроечного образца" потерпели крах как в СССР, так и в странах Восточной Европы. Коммунистические режимы рухнули. Лозунг "обновления социализма" был заменен лозунгом "строительство капитализма". Каковы причины провала концепции "нового политического мышления" М.С. Горбачева? На эти вопросы Вам и предстоит ответить.

Задание:

1.Подготовить доклады по теме (на выбор):

Концепция «нового политического мышления» М.С. Горбачёва.

Провал перестройки в СССР и распад «социалистического лагеря».

Роспуск СЭВ и ОВД.

Кризис и крах коммунистических режимов в странах Восточной Европы.

Падение «берлинской стены» и объединение Германии.

Распад СССР и конец «холодной войны».

Посттоталитарная Восточная Европа: социально-экономические и политические проблемы.

Интеграция восточно - европейских стран в мировую систему.

Вступление стран Восточной Европы в НАТО и ЕС.

Национальный вопрос в постсоциалистической Восточной Европе.

2.Создать компьютерные презентации (на выбор) :

Демократические революции в Восточной Европе конца 1980-х - начала 1990-х гг.

От «обновления социализма» к «строительству капитализма».

3.Создать словарь понятий и «ленту времени» (хронологию) по теме.

4.Ответить в рабочей тетради на контрольный вопрос № 19 (см. Приложение №1 "Список контрольных вопросов").

Контроль:доклады. презентации, ответ на контрольный вопрос, словарь понятий и хронология заслушиваются на занятии.

Литература:

1)Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История (для всех специальностей СПО): учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М. : Издательский центр «Академия», 2012.

2) Самыгин П.С., Самыгин С.И., Шевелев В.Н., Шевелева Е.В.. История. Учебное пособие для СПО. Москва. Инфра – М., 2013.

3) Новейшая история России. 1914-2011. Учебное пособие для бакалавров. Под ред. проф. М.В. Ходякова. Москва. Юрайт. 2013.

4) Новейшая история стран Европы и Америки/

Под. ред. А.М. Родригеса. В 3-х ч. – М., 2010

Самостоятельная работа № 6

Наши рекомендации