ТЕМА 8. Развитие психологии в 17 веке – первой половине 19 века

8.1 Элементы психологии в философии 17 века. В условиях научной революции 17 в. новая эпоха в ра­звитии психологии была открыта Декартом, который разрушил господствовавшее веками представление о душе как двигателе тела и объяснил с позиций механистического де­терминизма зависимость психических компонентов поведе­ния живых существ от материальных процессов вне организма и внутри его. На этой основе сложились важнейшие концепции научной психологии — о рефлексе, об ассо­циации и об ощущении как эффектах причинных влия­ний внешних раздражителей на мозг (сведения о котором в ту эпоху являлись ещё чисто фантастическими). Будучи дуалистом, Декарт противопоставил вызванным внешними реалиями телесным эффектам акты индивидуаль­ного сознания как непосредственные знания субъекта о своих мыслях и своей способности произвольного дейст­вия. Считая сознание особой непространственной субстан­цией, открытой субъекту благодаря внутреннему «зрению» (интроспекции), Декарт сформулировал так называемую интро­спективную концепцию сознания, оказавшую влияние на последующую трактовку предмета и методов психологии. Однако не эта концепция, а механистически-детерминистский подход определил развитие психологии в 17 —1-й половине 19 вв. Среди наиболее значительных учений этого периода выделяются: учение об ассоциациях (Гоббс, Локк, Юм, Гартли), об аффектах (Спиноза), о бессознательной пси­хике и апперцепции (Лейбниц, Гербарт), о зависимости личности от её интересов и воздействий социальной среды (французские материалисты, Радищев). […]

Декарт (1596 – 1650) – см. с. 118.

Крупнейшим открытием Декарта, ставшим фундаментальным для последующей психологии, можно считать понятие о рефлексе и принцип рефлекторной деятельности. Схема рефлекса сводилась к следующему. Декарт представил модель организма как работающий механизм. При таком понимании живое тело не требует более вмешательства души; функции «машины тела», к которым относятся «восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутренние стремления… совершаются в этой машине как движения часов»

Наряду с учениями о механизмах тела разрабатывалась проблема аффектов (страстей) как телесных состояний, являющихся регуляторами психической жизни. Термин «страсть», или «аффект», в современной психологии указывает на определённые эмоциональные состояния [http://ru.wikipedia.org›Рене Декарт].

Гоббс(1588 — 1679) – см. с. 116.

Этика Гоббса исходит из неизменной чувственной «природы человека». Основой нравственности Гоббс считал «естественный закон» — стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей. Добродетели обусловлены разумным пониманием того, что способствует и что препятствует достижению блага. Моральный долг по своему содержанию совпадает с гражданскими обязанностями, вытекающими из общественного договора [http://ru.wikipedia.org›Гоббс].

Локк (1632 — 1704) – см. с. 123.

Основой нашего познания является опыт, который состоит из единичных восприятий. Восприятия делятся на ощущения (действия предмета на наши органы чувств) и рефлексии. Идеи возникают в уме в результате абстрагирования восприятий. Принцип построения разума как «tabula rasa», на которой постепенно отражается информация от органов чувств. Принцип эмпирии: первичность ощущения перед разумом. […]

[…] Был одним из основоположников эмпирико-сенсуалистической теории познания. Локк считал, что у человека нет врождённых идей. Он рождается будучи «чистой доской» и готовым воспринимать окружающий мир посредством своих чувств через внутренний опыт — рефлексию. […]

[…]Разработал систему воспитания джентльмена, построенную на прагматизме и рационализме. Главная особенность системы — утилитаризм: каждый предмет должен готовить к жизни.

Воспитание джентльмена включает (все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны):

Физическое воспитание: способствует развитию здорового тела, выработки мужества и настойчивости. Укрепление здоровья, свежий воздух, простая пища, закаливание, строгий режим, упражнения, игры.

Умственное воспитание должно подчиняться развитию характера, формирования образованного делового человека.

Религиозное воспитание необходимо направлять не на приучения детей к обрядам, а на формирования любви и почтения к Богу как высшему существу.

Нравственное воспитание — воспитать способность отказывать себе в удовольствиях, идти наперекор своим склонностям и неуклонно следовать советам разума. Выработка изящных манер, навыков галантного поведения.

Трудовое воспитание заключается в овладении ремеслом (столярным, токарным). Труд предотвращает возможность вредной праздности.

Основной дидактический принцип — в обучении опираться на интерес и любознательность детей. Главным воспитательным средством являются пример и среда. Устойчивые положительные привычки воспитываются ласковыми словами и кроткими внушениями. Физические наказания применяются только в исключительных случаях дерзкого и систематического неповиновения. Развитие воли происходит через умение переносить трудности, чему способствуют физические упражнения и закаливание. […] [http://ru.wikipedia.org›wiki/Локк,_Джон].

ТЕМА 8. Развитие психологии в 17 веке – первой половине 19 века - student2.ru Юм (Hume) Дэйвид (26. 4. 1711, Эдинбург, Шотлан­дия, — 25. 8. 1776, там же), английский философ, историк, экономист и публицист. Сформулировал основные принци­пы новоевропейского агностицизма; предшественник позити­визма. В 1739—40 опубликовал главное сочинение «Трактат о человеческой природе». В 1753—62 работал над 8-томной «Историей Англии», в которой выразил претензии «но­вых» тори на роль лидеров блока двух партий английской буржуазии. В 1763—66 на дипломатической службе в Париже. Славу на родине Юму принесли «Эссе» (1741) на общественно-политические, морально-эстетические и экономические темы.

Теория познания Юма сложилась в результате пере­работки им субъективного идеализма Беркли в духе агностицизма и феноменализма. Агностицизм Юма остав­лял теоретически открытым вопрос, существуют ли ма­териальные объекты, вызывающие наши впечатления (хотя в житейской практике он в их существовании не сомневался). Первичными восприятиями Юм считал непосредственные впечатления внешнего опыта (ощущения), вторичными — чувственные образы памяти («идеи») и впе­чатления внутреннего опыта (аффекты, желания, страсти). Поскольку Юм считал проблему отношения бытия и духа теоретически неразрешимой, он заменил её пробле­мой зависимости простых идей (т. е. чувственных образов памяти) от внешних впечатлений. Образование сложных идей толковал как психологические ассоциации простых идей друг с другом. С убеждением Юма в кау­зальном характере процессов ассоциирования связан центральный пункт его гносеологии — учение о причинно­сти. Поставив проблему объективного существования причинно-следственных связей, Юм решал её агности­чески: он полагал, что их существование недоказуемо, т. к. то, что считают следствием, не содержится в том, что считается причиной, логически из неё невыводимо и не похоже на неё. Психологическим механизм, вызываю­щий убеждение людей в объективном существовании причинности, основан, по Юму, на восприятии регу­лярного появления и следования во времени собы­тия Б после пространственно смежного с ним собы­тия А; эти факты принимаются за свидетельство необ­ходимого порождения данного следствия причиной; но это — ошибка, и она перерастает в устойчивую ас­социацию ожидания, в привычку и, наконец, в «веру», что в будущем всякое появление А повлечёт за собой появление Б. Если, по Юму, в науках о природе убеждение в существовании причинности основано на внетеоретической вере, то в области наук о психических явлени­ях каузальность бесспорна, ибо она действует как по­рождение идей впечатлениями и как механизм ассо­циирования. Согласно Юму, каузальность сохраняется в тех науках, которые удаётся превратить в ветвь пси­хологии, что он и стремился осуществить в отношении гражданской истории, этики и религиоведения.

Отвергая свободу воли с позиций психического детерми­низма и используя критику понятия субстанции, выд­винутую Беркли, Юм выступил с критикой понятия ду­ховной субстанции. Личность, по Юму, есть «... связ­ка или пучок... различных восприятий, следующих друг за другом...» (Соч., т. 1, М., 1965, с. 367). Критика духовной субстанции перерастала у Юма в критику цер­кви и религиозной веры, которой он противопоставлял привыч­ки обыденного сознания и расплывчатую «естественную ре­лигию».

В основе этики Юма — концепция неизменной человеческой природы. Человек, по Юму, — существо слабое, под­верженное ошибкам и капризам ассоциаций; образо­вание приносит ему не знания, но привычки. Вслед за Шефтсбери и Хатчесоном Юм считал, что моральные оценки проистекают из чувства удовольствия. От это­го гедонистического принципа Юм перешёл к утили­таризму, но в поисках мотивов, которые заставили бы людей следовать требованиям «общественного блага», обратился к альтруистическому чувству общечелове­ческой «симпатии», которое противопоставлял индиви­дуализму.

Эстетика Юма сводилась к психологии художественного восприятия; прекрасное он преимущественно толковал как эмоциональную реакцию субъекта на факт практической целесообразности объекта.

В социологии Юм был противником как феодально-аристократической идеи «власти от бога», так и буржуазных договор­ных концепций происхождения государства. Общество, по Юму, возникло в результате разрастания семей, а политическая власть — из института военных вождей, которым на­род «привык» подчиняться. Согласно Юму, степень за­конности власти зависит от продолжительности прав­ления и последовательности соблюдения ею принципа частной собственности.

Под влиянием идей Юма развивалось большинство по­зитивистских учений 19—20 вв., начиная с Дж. С. Милля и вплоть до эмпириокритицизма, неопозитивизма и лингвистической философии [3, с. 813 – 814].

ТЕМА 8. Развитие психологии в 17 веке – первой половине 19 века - student2.ru Гартли, Хартли (Hartley) Дейвид (30. 8. 1705, Армли,— 28. 8. 1757, Ват), английский мыслитель, один из основоположников ассоциативной психологии (см. Ассоцианизм). Сын священника, изучал богословие в Кембридже; в дальнейшем получил медицинское образование и работал врачом.

Стремясь установить точные законы психических про­цессов для управления поведением людей, Гартли пытался применить для этого принципы физики Ньютона. Согласно Гартли, вибрации внешнего эфира вызывают соот­ветствующие вибрации в органах чувств, мозге и мыш­цах, а эти последние находятся в отношении параллель­ности к порядку и связи психических явлений, от элемен­тарных чувствований до мышления и воли. Следуя уче­нию Локка, Гартли впервые превратил механизм ассоциа­ции в универсальный принцип объяснения психической деятельности. По Гартли, психический мир человека склады­вается постепенно в результате усложнения первич­ных элементов посредством ассоциации психических явле­ний в силу их смежности во времени и частоты повто­рений; побудительные силы развития — удовольст­вие и страдание. Сходным образом Гартли объяснял форми­рование общих понятий: они возникают из единич­ных путём постепенного отпадания от ассоциации, ос­тающейся неизменной, всего случайного и несущественного; совокупность постоянных признаков удержи­вается как целое благодаря слову, выступающему в качестве фактора обобщения.

Несмотря на механистичность, учение Гартли было круп­ным шагом вперёд на пути материалистического понимания психики; оно оказало влияние и на этику, эстетику, логику, педагогику, биологию. Активным приверженцем учения Гартли был Дж. Пристли [3, с. 102 ].

Спиноза (1632 – 1677) – см. с. 121.

[…] Философия Спинозы сочетает картезианские метафизические и эпистемологические принципы с элементами античного стоицизма, средневекового еврейского рационализма, идеями философов-гуманистов эпохи Возрождения и концепций естествознания его времени […] [http://ru.wikipedia.org›wiki/Спиноза,_Бенедикт].

Лейбниц (1646 — 1716) – см. с. 125.

[…] Лейбниц стал завершителем философии XVII века и предшественником немецкой классической философии; его философская система сложилась к 1685 году как итог двадцатилетней эволюции, в процессе которой он критически переработал основные идеи Демокрита, Платона, Августина, Декарта, Гоббса, Спинозы и других. Важнейшими требованиями предложенной Лейбницем методологии были универсальность и строгость философских рассуждений; по Лейбницу, выполнимость этих требований обеспечивается наличием не зависящих от опыта «априорных» принципов бытия, к которым Лейбниц относил: непротиворечивость всякого возможного, или мыслимого, бытия (закон противоречия); логический примат возможного перед действительным (существующим); возможность бесчисленного множества непротиворечивых «миров»; достаточную обоснованность того факта, что существует именно данный мир, а не какой-либо другой из возможных, что происходит именно данное событие, а не другое (закон достаточного основания); оптимальность (совершенство) данного мира как достаточное основание его существования.

ТЕМА 8. Развитие психологии в 17 веке – первой половине 19 века - student2.ru Совершенство действительного мира Лейбниц понимал как «гармонию сущности и существования»: оптимальность отношений между разнообразием существующих вещей и действий природы и их упорядоченностью; минимум средств при максимуме результата. Следствиями последнего онтологического принципа является ряд других принципов: принцип единообразия законов природы, или всеобщей взаимосвязи, закон непрерывности, принцип тождества неразличимых, а также принципы всеобщего изменения и развития, простоты, полноты[…]. [http://ru.wikipedia.org›Лейбниц].

Гербарт (Herbart) Иоганн Фридрих (4.5.1776, Ольденбург, — 14.8,1841, Гёттинген), немецкий философ-идеа­лист и педагог. Рано сложившаяся философия Гербарта («Основные моменты метафизики и логики» — «Hauptpunkte der Metaphysik und Logik», 1807) явилась развитием идей Канта в направлении философского реализма, с включением многих важных элементов философии Лейбница. Основное философское сочинение Гербарта — «Общая метафизика с началами философского учения о природе» («Allgemeine Metaphysik, nebst den Anfängen der philosopliischen Naturlehre», Bd 1—2, 1828—29). В центре метафизики Гербарта — понятие «вещи в себе», отличное от кантовского: посредством критики обыденного понятия «вещи» Гербарт приходит к понятию «реала» как конечного элемента и носителя бытия (на­подобие монады у Лейбница). Обыденное понятие вещи соответствует комплексу простых сущностей, путь к познанию которых открывают свойства вещи, данные в ощущении. Таким образом, явленная вещь есть более или менее постоянная связь (Гербарт называет эту часть метафизики синехологией: от греч. συνέκεια — связность, непрерывность) простых сущностей, находящихся в «интеллигибельном пространстве». В отличие от «феноменального пространства», т. е. поля представлений, заключённого в нашей душе, «интеллигибельное пространство» у Гербарта — это абстрактное понятие, сопоставимое с понятием пространства в математике. Среди моментов, сбли­жающих Гербарта с позитивизмом 1-й половины 19 в. и удаляющих его от диалектики немецкого классического идеализма,— определенная математизация философии на фоне характерного для Гербарта сочетания эмпиризма, психологизма и отвлечённой спе­куляции. Аналогичная математизация имеет место и в психологии Гербарта с её анализом «души» и «Я» как понятий, которые, подобно «вещи», подвергаются критическому рассмот­рению. «Душа», по Гербарту,—«простая реальная сущ­ность», и Гербарт рассчитывает абстрактные формулы, соглас­но которым сосуществуют в единстве сознания различные представления души (Гербарт пользуется при этом термина­ми «торможение», «вытеснение» и др.). Математические ме­тоды не находят, однако, здесь адекватного для себя материала — одно из свидетельств разнородности фи­лософских начал Гербарта. Философия Гербарта не получила в Германии широкого распространения. Напротив, в Австрии она влилась в традицию философского реализма и в середине 19 в. стала официальной университетской системой философии. В Авст­рии получили развитие и эстетические идеи Гербарта: Р. Циммер­ман (Zimmermann R., Allgemeine Ästhetik als Formwissenschaft, 1865) развернул их в систему абстракт­ного формализма, О.Гостински же (Hostinsky О. ,,Her­barts Ästhetik in ihren grundlegenden Teilen, 1891) выделил в них моменты, связанные с постижением ком­позиции художественных произведений как структуры равно­весия, существующего между его смысловыми частями. В педагогике, определяя цель воспитания как гармо­нию воли с этическими идеями и выработку многостороннего интереса, Гербарт считал основными путями достижения этой цели управление (подавление «дикой резвости» ребёнка), воспитывающее обучение и нравственное воспитание. Боль­шой популярностью в европейской педагогике 2-й половины 19 — начала 20 вв. пользовалось учение Гербарта о четырёх ступенях обучения («ясность», «ассоциация», «система», «метод») [3, с. 110].

ТЕМА 8. Развитие психологии в 17 веке – первой половине 19 века - student2.ru Радищев Александр Николаевич [20(31).8.1749, Мо­сква,—12(24).9.1802, Петербург], русский писатель, фило­соф-материалист, родоначальник революционной традиции в России. Учился в Лейпцигском университете (1766—71). Развивая идеи Мабли, Гельвеция, Дидро, Рейналя, Руссо, Радищев дал революционную интерпретацию теории естественного права. В примечании к «Размышлениям о греческой истории» Мабли (1773) Радищев осуждал самодержавие как «наипротивнейшее человеческому естеству состояние». В «Пи­сьме к другу, жительствующему в Тобольске» (1782, опубл. 1790) Радищев утверждал, что цари никогда не посту­пятся своей властью ради «вольности». Ода Радищева «Воль­ность» (1783) прославляла «великий пример» Кромве­ля, казнившего короля, и вооруженную борьбу американских коло­нистов за свободу. В «Житии Ф.В.Ушакова» (1789) Радищев объявил залогом освобождения «страждущего обще­ства» восстание доведённого до «крайности» народа. Эта концепция получила всестороннее обоснование на материале русской жизни в главном сочинении Радищева «Путешест­вие из Петербурга в Москву» (1790). Здесь показана бес­плодность попыток помочь народу на путях просвещения монархов, и выдвинута задача революционного просвеще­ния народа. За издание «Путешествия» Радищев был осуждён на смертную казнь, заменённую ссылкой в Сибирь (до 1797). В ссылке Радищев написал философский трактат «О чело­веке, его смертности и бессмертии» (1792, опубл. 1809), где столкнул диаметрально противоположные системы взглядов: французских и английских материалистов 18 в. (Гольбах, Гельвеций, Пристли) — основанные на опыте и доказа­тельстве, и немецких идеалистов 17—18 вв. (Лейбниц, Мендельсон, Гердер) — умозрительные, смежные «вооб­ражению». Излагая материалистическое доказательство смертности души, Радищев вместе с тем пытался использовать и диалектические идеи Лейбница. […] [3, с. 560].

8.2.Предпосылки для выделения психологии в самостоятельную науку. Происшедшие в середине 19 в. крупные сдвиги в биологии подготовили почву для выделения психологии в отдельную науку. Осо­бое значение имело дарвиновское учение о том, что пси­хические процессы (подобно всем другим жизненным проявле­ниям) необходимы для успешного выживания организ­ма во внешней среде. Тем самым эти процессы выступили в качестве объективно наблюдаемых, доступных естественнонаучному изучению безотносительно к способно­сти индивида анализировать внутренний строй своего созна­ния (которая сама потребовала причинного объяснения). […]

Дарвин (Darwin) Чарлз Роберт (12.2.1809, Шрус­бери,— 19.4.1882, Даун, близ Лондона), английский естест­воиспытатель, основатель эволюционного учения о происхож­дении видов путём естественного отбора (см. Дарвинизм). Внук английского натурфилософа, врача и поэта Эразма Дарвина. На формирование взглядов Дарвина большое влияние оказали ботаник Дж. Генсло и геолог А. Седжвик. Исследования, проведённые во время кругосветного путешествия на корабле «Бигл» (1831—36), способствовали выявлению Дарвиным движущих факторов эволюции. Уже в этот период Дарвин приблизился к открытию принци­па дивергенции, т. е. расхождения признаков у потом­ков общего предка. Став к 1837 убеждённым эволюцио­нистом, Дарвин занялся поисками движущего фактора эволюции. Одновременно он вёл огромную по широте работу в области зоологии, географии, геологии, па­леонтологии. В 1842 Дарвин сделал первый набросок своей теории эволюции. В 1851—54 опубликовал 4-томный труд по анатомии, систематике и палеонтологии сидя­чих ракообразных — усоногих раков. Анализ этой группы позволил Дарвину проверить на конкретном материа­ле основные положения эволюционной теории. К этому времени Дарвин стоял в ряду крупнейших натуралистов мира, его научный авторитет во многом способствовал последующе­му признанию созданной им эволюционной концепции. В 1854—55 Дарвин начал подготовку работы о происхожде­нии видов, обобщая весь известный материал по измен­чивости, наследственности и эволюции диких видов жи­вотных и растений, а также по методам селекции домаш­них животных и культурных растений. В начале 1856 Дарвин приступил к написанию эволюционного труда (рассчитанного на 3 – 4 тома), однако работа не была завершена. В поисках движущих факторов эволюции Дарвин обратил внимание на идею «борьбы за существование» в работах Мальтуса. Дарвин выделил две формы конкуренции — внут­ри- и межвидовую. По Дарвину, именно внутривидовая конку­ренция наиболее близких по своим потребностям осо­бей ведёт к вымиранию промежуточных форм и обеспе­чивает процесс дивергенции. Вымирание неприспособ­ленных и выживание приспособленных лежит в основе сформулированного Дарвиным принципа естественного отбора.

В 1858 английский зоолог и биогеограф А. Уоллес прислал Дарвину рукопись статьи, в которой он независимо от Дарвина сфор­мулировал принцип естественного отбора. Дарвин хотел пред­ставить статью Уоллеса в печать, умолчав о том, что им уже были написаны разделы задуманного трёх­томника. По настоянию геолога Ч. Лайеля и ботаника Дж. Гукера доклады Дарвина и Уоллеса были прочитаны на заседании Линнеевского зоологического общества в Лондоне и вместе опубликованы в журнале общества в 1858.

Основной труд Дарвина — «Происхождение видов путём естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» вышел в 1859 (первое сообщение в печати Дарвин сделал в 1858). В 1868 Дарвин опубликовал боль­шой труд по теории искусственного отбора «Изменения жи­вотных и растений под влиянием одомашнивания», развивающий идеи «Происхождения видов», а в 1871 — ра­боту «Происхождение человека и половой подбор», в котором показано не только несомненное сходство, но и родство человека и человекообразных обезьян. Проис­хождение человека от животных доказывалось Дарвином и в книге «Выражение эмоций у человека и животных» (1872). Учение Дарвина разрушило креационистскую концепцию о сотворении видов, подорвало основы представления о божественном происхождении человека, об его исключительном положении в системе органического мира. Дарвин стоял несколь­ко в стороне от той борьбы за становление эволюционной идеи в биологии и за признание дарвинизма в качестве стержня эволюционизма, которую вели сторонники уче­ния Дарвина в разных странах [с. 135 – 136].

[…] В физиологии (в особенности при изучении функций органов чувств) использование экспериментальных и количественных методов позволило открыть закономерные связи между внешним воздействием и сенсорной реакцией, а также между этой реакцией и двигательным ответом на раздражитель (работы Э. Вебера и Г. Фехнера, заложившие основы психофизики, Г. Гельмгольца, разработавшего психофизиологию зрительных и слуховых ощущений и вос­приятий, Ф. Дондерса, исследовавшего время реакции). Изучение адаптивного поведения позвоночных (Э.Пфлюгер) показало ограниченность прежнего учения о рефлексе и потребовало его радикальной перестройки, осуществлённой Сеченовым. Опираясь на созданную им неклассическую концепцию рефлекса, Сеченов разработал учение о том, что психические процессы реализуются по принципу сигнальной саморегуляции и обратной связи и модифицируются при участии механизмов внутреннего контроля.[…]

ТЕМА 8. Развитие психологии в 17 веке – первой половине 19 века - student2.ru Фехнер (Fechner) Густав Теодор (19.4.1801, Грос-Зерхен, близ Мускау,— 18.11.1887, Лейпциг), немецкий фи­зик, психолог, философ-идеалист, писатель-сатирик (выступал под именем доктора Мизеса). Профессор физики Лейпцигского университета (1834—40); из-за болезни и частич­ной слепоты, вызванной изучением зрительных ощущений, ос­тавил занятия физикой и обратился к философии. Раз­деляя во многом учение Шеллинга, интерпретировал его в духе панпсихизма (Вселенная одушевлена, мате­рия — оборотная сторона психического). Исходя из принципа строгой, математически вычисляемой зависи­мости между психическими и физическими явлениями, Фехнер выдвинул идею психофизики как науки о закономерном соотноше­нии между этими явлениями. Труд Фехнера «Элементы пси­хофизики» («Elemente der Psychophysik», 1860) заложил основы экспериментальной психологии; выведенный Фехнером основной психофизический закон (интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражи­теля) стал образцом применения точных методов в пси­хологии. Один из основоположников эксперименталь­ной психологии и эстетики (так называемой эстетики «снизу», иду­щей от опыта и индукции, а не от философских пост­роений) [3, с. 723].

ТЕМА 8. Развитие психологии в 17 веке – первой половине 19 века - student2.ru Гельмгольц Герман (1821 — 1894) — немецкий естествоиспыта­тель. В одной из первых работ «О сохранении силы» (1847) Гельмгольц, следуя идее единства природы, математи­чески обосновал закон сохранения энергии и положение о том, что жи­вой организм представляет физико-химическую среду, в которой указан­ный закон точно выполняется. Этот вывод нанес сокрушительный удар по витализму. Внедряя физические методы в нервно-мышечную физио­логию, Гельмгольц измерил скорость распро­странения возбуждения в нервном волокне. Полученные результаты по­ложили начало изучению «времени реакции» — одной из главных тем зарождавшейся экспериментальной психологии. Они имели важный фи­лософский смысл, ибо рассеивали предубеждение, будто нервно-психи­ческие акты как явления особого порядка совершаются мгновенно и не подлежат измерению. Основопо­лагающий характер носят работы Гельмгольца по физиологии органов чувств («Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа теории му­зыки», 1875; «Физиологическая оп­тика», 1867). Эти работы раскры­ли причинную зависимость ощуще­ний от воздействия внешних раздражителей на органы чувств. Вместе с тем Гельмгольц, принимая доктрину о «спе­цифической энергии органов чувств» выдвинул «теорию иероглифов», согласно которой ощущения пред­ставляют собой знаки объективных свойств вещей. В работах по физио­логической оптике Гельмгольц уделил боль­шое внимание механизму восприя­тия пространственных отношений. Он выдвинул на передний план роль мышечных движений и ощущений в формировании пространственного образа и предложил гипотезу «бес­сознательных умозаключений», на основании которой восприятие вели­чины предмета выводилось из свя­зи между реальной величиной изоб­ражения на сетчатке и степенью на­пряжения мышц, производящих приспособление глаза к расстояни­ям. Точка зрения Гельмгольца на истолкование прост­ранственного видения была более прогрессивной по сравнению с воз­зрениями его противников (нативи­стов), отрицавших первичную роль опыта в психическом развитии и счи­тавших пространственность прирож­денным свойством сознания. Идеи Гельмгольца о роли мышцы и чувственном позна­нии были творчески развиты с пози­ций рефлекторной теории И. М. Се­ченовым [2, с. 77].

ТЕМА 8. Развитие психологии в 17 веке – первой половине 19 века - student2.ru Сеченов Иван Михайлович [1(13).8.1829, с. Тёплый Стан, ныне с. Сеченово Горьковской обл.,— 2(15).14. 1905, Москва], русский естествоиспытатель и исследова­тель проблем психологии, теории познания и методо­логии науки. Основоположник физиологичекой школы и естественнонаучного направления в психологии в России. Почётный член Петербургской АН (1904; член-корреспондент 1869). Под влиянием философского учения русских революционных демократов Сеченов разработал и экспериментально обосновал новаторское учение о мозговых механизмах сознания и воли, впер­вые изложенное в работе «Рефлексы головного мозга» (1863). Развитое Сеченовым новое детерминистское понимание психики включало её активность наряду с обусловлен­ностью жизненным воспитанием.

Опираясь на свои открытия в области физиологии нервной системы (прежде всего открытие «центрального тор­можения» — тормозного влияния нервных центров на поведение), выдвинул положение о том, что все акты сознательной и бессознательной психической жизни по своей структуре и динамике («способу происхождения») являются реф­лексами. Рефлекс трактовался при этом не как механический ответ нервного центра на внешний стимул, а как «согласование движения с чувствованием». В работах Сеченова предвосхищалось понятие об обратной связи как непременном регуляторе поведения, утверждался прин­цип саморегуляции и системной организации нервно-психической деятельности.

Считая, что реальность ощущения коренится в реаль­ности двигательного акта, Сеченов развил новый подход к функциям органов чувств, согласно которому работа рецептора со­ставляет лишь сигнальную половину целостного меха­низма, другую половину которого образует деятельность мышцы. Сигналы мышечного чувства служат источником информации о пространственно-временных характеристиках среды и дают достоверное, «прямое, идущее в корень» знание о внешнем мире. Мышца участ­вует в процессах предметного мышления. С этих пози­ций Сеченов подверг критике учение Канта об априорности понятий пространства и времени.

Опираясь на новую рефлекторную теорию, Сеченов в по­лемике с идеалистами предложил план преобразова­ния психологии в объективную, строго детерминист­скую науку, предметом которой является «происхождение (т. е. механизм совершения) психических деятельностей» как рефлекторных по типу. Этот замысел означал изучение психической регуляции поведения посредством естественнонаучных понятий и методов. Исследованию раз­вития сложных форм познавательной активности (включая математическое и философское мышление) из элементарных посвя­щена работа Сеченов «Элементы мысли» (1878), в которой, как и в ряде статей («Впечатления и действительность», 1890, «Предметная мысль и действительность», 1892, и др.), он отстаивал учение о познаваемости мира в про­тивовес агностицизму. Эти работы Сеченова использовали русские марксисты (Г.В.Плеханов) в полемике со своими фи­лософскими противниками. Учение Сеченова оплодотворило развитие физиологии и психологии в СССР в послереволюционный период. Оно было воспринято И.П.Павловым, В.М.Бех­теревым, А.А.Ухтомским, Л.С.Выготским и их уче­никами, став основой объективного и системного анали­за жизнедеятельности организма и его психических функ­ций [3, с. 605 – 606].

8.3.Развитие собствен­ного научно-категориального аппарата психологии. […] Эти идеи и открытия привели к развитию собствен­ного научно-категориального аппарата психологии, начавшей обособляться как от философии, так и от физиологии (поскольку открытые в лабораториях закономерности не совпадали с анатомо-физиологическим). Выдвига­ется несколько программ построения психологии как опытной науки. Первым лидером экспериментальной психологии стал Вундт. По образцу созданной им лаборатории (1879, Лейпциг) возникают исследовательские центры психологии в различных странах; появляются специальные периодические издания по психологии; созываются международные психологические конгрессы. Экспе­риментальные методы исследования распространяются на процессы памяти (Г.Эббингауз), внимания (Дж. Кэттел), эмоций (У. Джемс и Г. Ланге), восприятия (русский психолог Н. Н. Ланге), навыков (Э.Торндайк), мышления (вюрцбургская школа). Зарождение отраслей психологии, изучающих поведение животных (сравнительная психология — Ч. Дарвин, К. Ллойд-Морган) и детей младенческого возраста (детская психология — В. Прайер) сыграло важную роль в укреплении объективного метода в психологии в противовес субъективному, поскольку позволяло объяснить феномены психологии, не обращаясь к интроспекции. Социаль­ные потребности стимулировали изучение социально-психологических различий между людьми и разработку систем тестов (краткосрочных и массовых испытаний, фиксирующих эти различия). Широкое применение тестов существенно сблизило психологию с практикой — меди­цинской, производственной, педагогической, — позво­лив использовать данные психологии с целью выявления и учё­та интеллектуальных и личностных характеристик лю­дей, уровня их развития, профессиональной пригодности и др. […]

ТЕМА 8. Развитие психологии в 17 веке – первой половине 19 века - student2.ru Вундт (Wundt) Вильгельм (16.8.1832, Неккарау, Баден,—31.8.1920, Гросботен, близ Лейпцига), немецкий психолог, физиолог, философ и языковед. Выдвинул план разработки физиологической психологии как особой науки, использующей метод лабораторного эксперимента для расчленения сознания на элементы и выясне­ния закономерной связи между ними. Созданная Вундтом в 1879 первая в мире психологическая лаборатория стала международным центром экспериментальной психологии; в ней изучались ощущения, время реакции, ассоциа­ции, внимание, простейшие чувства. Предметом пси­хологии Вундт считал непосредственный опыт — доступные са­монаблюдению явления или факты сознания; однако высшие психические процессы (речь, мышление, воля), по Вундту, недоступны эксперименту, и он предложил изучать их культурно-историческим методом. Вундт разделял точку зрения психофизического параллелизма. В области сознания, по Вундту, действует особая психическая причинность, а поведение определяется апперцепцией. Опыт психологического истолкова­ния мифа, религии, искусства и других явлений культуры Вундт предпринял в 10-томной «Психологии народов» («Völkerpsychologie», 1900—20).

В философии Вундт — представитель идеализма и волюн­таризма: мир — целесообразное развитие божественной ми­ровой воли. Язык для Вундта — одна из форм проявления «коллективной воли», или «народного духа». С этим пониманием языка как динамического процесса свя­зано выделение в качестве главного объекта языко­ведения языковой деятельности, а не языковой си­стемы [3, с. 97].

ТЕМА 8. Развитие психологии в 17 веке – первой половине 19 века - student2.ru ТЕМА 8. Развитие психологии в 17 веке – первой половине 19 века - student2.ru Эббингауз Герман (1850 — 1909) — немецкий психолог. Под впечатлением психофизики Фехнера реализовал идею о количественном и экспериментальном изучении не только простейших психических про­цессов (ощущений), но и памяти («О памяти», 1885). Исходным ма­териалом для этих исследований послужили так называемые бес­смысленные слоги — искусственные сочетания речевых элементов (двух согласных и гласных между ними), не вызывающие никаких смысло­вых ассоциаций. Составив список из 2300 бессмысленных слогов, Эббингауз экспериментально (на самом себе) изучал процессы заучивания и за­бывания, разработав методы, позво­лявшие установить особенности и закономерности памяти. Вывел «кривую забывания», показываю­щую, что наибольший процент за­бытого материала падает на пери­од, следующий непосредственно за заучиванием. Эта кривая приобре­ла значение образца, по типу которого строились в дальнейшем кривые выработки навыка, решения про­блемы и т. д. Эббингаузу принадлежит ряд других важных работ по экспери­ментальной психологии, в частности по феноменологии зрительного вос­приятия. При изучении умственных способностей детей Эббингауз изобрел тест, носящий его имя [2, с. 453].

ТЕМА 8. Развитие психологии в 17 веке – первой половине 19 века - student2.ru Кеттел Джеймс Маккин(1860 — 1944) — американский психолог. Провел классическое исследование объема внимания, обнаружив фе­номен антиципации при тахистоскопическом предъявлении объекта (см. Тахистоскоп). Выступил зачинате­лем и одним из лидеров тестологического движения, разра­ботав систему тестов, направлен­ных на изучение широкого круга психических функций (сенсорных, моторных, интеллектуальных и др.) [2, с.162].

Ланге Николай Николаевич (1858—1921) — русский психолог, один из основателей эксперимен­тальной психологии в России. Сфор­мулировал концепцию стадиально­сти (фазовости) процесса восприя­тия, предполагающую смену фаз восприятия от более общего ха­рактера к более частному, диффе­ренцированному (см. Восприятие). Всякое ощущение, по Ланге, начинает­ся с «простого толчка» в сознании («что-то случилось»), затем осозна­ется род раздражителя (цвет, звук, поверхность), форма предмета, место в пространстве. Ланге видел в этом основу всех простейших психических процессов («Психологические ис­следования», 1893). Им была раз­работана моторная теория внима­ния, согласно которой движение рассматривалось как условие, не толь­ко сопровождающее, но и улуч­шающее восприятие. Двигательный компонент, считал он, присутству­ет в процессах мышления наряду с такими составляющими, как па­мять. Исходя из этого, полагал, что воля — это импульс, предшествую­щий любому сознательному движе­нию. Этот импульс не осознается человеком, осознается лишь само движение в виде сопровождающей его суммы «обратных» ощущений. Следуя И.М.Сеченову, Ланге считал двигательные реакции организма первичными по отношению к внут­ренним психическим актам. Основ­ная функция психики — «круговая реакция», включающая центростре­мительный ток, сообщающий орга­низму о достигнутом, и центробеж­ную реакцию (ответ на это со­общение). Подчеркивая значение психики в биологической эволю­ции, выступал против психофизиче­ского параллелизма («Психология», 1914) [2, с. 185].

ТЕМА 8. Развитие психологии в 17 веке – первой половине 19 века - student2.ru Торндайк Эдуард Ли (1874— 1949)— американский психолог и педагог. Первая работа Торндайка «Ум животных» (1898) явилась важной вехой на пути внедрения объектив­ного метода в исследование про­цесса научения. Помещая в «проб­лемные» ящики — эксперименталь­ные устройства различной степени сложности — подопытных животных (кошек, собак, низших обезьян), Торндайк фиксировал характер их дви­гательных реакций, направленных на то, чтобы выйти из ящика и по­лучить подкрепление рефлекса. Ход опытов и его результаты изобра­жались графически в виде кривых, на которых отмечались повторные пробы и затраченное время. Характер кривой (названной им «кри­вой научения») дал Торндайку основание ут­верждать, что животное действует методом «проб, ошибок и случай­ного успеха». Весь процесс науче­ния трактовался как простое установление связи между ситуациями и движениями. Торндайк внес существен­ный вклад в разработку проблемы навыков, сформулировал ряд зако­нов научения («закон упражнения», «закон эффекта», «закон готовно­сти» и др.), носящих, по его мне­нию, универсальный характер. Он отрицал качественное различие между навыками животных и че­ловека. С механистически-биологизаторских позиций Торндайк разрабатывал проблемы поведенческой психоло­гии. Ему принадлежит серия работ по психологии обучения арифметике, алгебре, языку, чтению. Для количественного определения уровня психического развития он разрабо­тал систему ментиметрических прие­мов (тестов). Впоследствии Торндайк внес ряд коррективов в модель науче­ния, признал, в частности, значение сенсорного контроля для образова­ния навыков. […] Исследования Торндайка дают основание утверждать, что он подготовил возникновение бихевио­ризма [2, с. 404].

Вюрцбургская школа, направление экспериментального исследования мышления, существовавшее в 1-м десятилетии 20 в. в психологическом институте г. Вюрцбург (Германия).

Главные представители — О. Кюльпе (основатель Вюрцбургской школы), Н. Ах, К. Бюлер. Орган школы — журнал «Archiv für die gesamte Psychologie» (с 1903). Усовер­шенствовав технику самонаблюдения (подбор и пред­варительная тренировка испытуемых, разделение выполне­ния задания и отчёта о пережитом в нём), представи­тели Вюрцбургской школы установили отсутствие в сознании испытуе­мых образов, соответствующих содержанию заданий. Отсюда основной, по О.Кюльпе, негативный тезис школы о безóбразном характере мышления, его несводимости к комбинации чувственных представ­лений.

Переживаются, а затем сообщаются при отчёте, со­гласно Вюрцбургской школе, как правило, не образы, а нечто другое — отношения, целевые установки, действия ком­бинирования и группировки и т. д. Характерная черта этих образований — интенциональностъ, направленность на нечто лежащее за пределами пе­реживания: идеи, идеальные и реальные предметы и т. д.

Для объяснения перехода от одних состояний созна­ния к другим в Вюрцбургской школе в добавление к механизму репродукции ассоциативно связанных представлений был выдвинут принцип установки, детерминирующей тенден­ции (Ах). Вызываемая задачей детерминирующая тен­денция столь сильна, что может разрушать даже устоявшиеся ассоциативные связи и сохраняться некоторое время спустя после проведения эксперимента.

Главная заслуга Вюрцбургской школы состоит в утверждении специфичности психологических особенностей мышления, их несводимости к ассоциации представлений. Работы Вюрцбургской школы послужили отправной точкой для эксперимен­тальной психологии 20 в., оказав непосредственное влияние на гештальтпсихологию, а также на форми­рование теории установки. Тезис о безόбразности мышления повлиял на некоторые эстетические те­ории [3, с.98].

ТЕМА 8. Развитие психологии в 17 веке – первой половине 19 века - student2.ru Кюльпе Освальд (1862—1915) — немецкий психолог. Основатель Вюрцбургской школы психологии мышления. Следуя проведенному Брентано различию между содер­жанием и актом сознания, приме­нил методику систематической экс­периментальной интроспекции к исследованию мышления, акты и со­держания которого трактовались в качестве лишенных образного (сен­сорного) содержания. В познава­тельной деятельности Кюльпе выделил такие феномены, как осознание от­ношений, установка и др. [2, с.183].

ТЕМА 8. Развитие психологии в 17 веке – первой половине 19 века - student2.ru Ах Нарцисс (1871-1946)— немецкий психолог, представитель Вюрцбургской школы. В ходе экспериментальных исследований Ах показал, что испытуемый, приступая к решению поставленной перед ним задачи, обычно располагает неосознаваемой им установкой, которую Ах называл «детерминирующей тенденцией». Это утверждение сыграло важную роль в преодолении господствующей в начале XX в. трактовки мышления как ассоциативного процесса. Отвергнув положение, согласно которому элементами сознания являются чувственные образы (восприятия или представления), Ах предложил обозначить понятие об этих образах термином «сознаваемость». Пытаясь усовершенствовать методику «экспериментальной интроспекции», он требовал от испытуемого при решении задачи расчленить свой внутренний опыт (данные самонаблюдения) на сменяющие друг друга во времени фрагменты и каждый из них тщательным образом проанализировать («Волевая деятельность и мышление», 1905). Изучая процесс мышления, Ах изобрел одну из экспериментальных методик изучения мышления, которая была модифицирована в советской психологии Л.С.Выготским и другими психологами [1, с. 34 – 35].

ТЕМА 8. Развитие психологии в 17 веке – первой половине 19 века - student2.ru Бюлер Карл (1879—1963) — немецко-австрийский психолог. В первый период творчества примкнул к Вюрцбургской школе,где разрабатывал методики экспериментального изучения мышления, в частности метод свободного отчета испытуемого о своих психических процессах при решении сложных задач. Считал, что к содержаниям сознания следует отнести особые, лишенные сенсорной ткани элемен­ты — мысли. После первой мировой войны сосредоточился на изучении проблем развития детской психики. Бюлером была предложена схема трех ста­дий развития психики у животных и человека (инстинкт, навык, интеллект).Ряд его исследований посвящен проблемам теории и пси­хологии языка и речи. Вопросы методологии научного познания Бюлер рассматривал в работе «Кризис психологии» (1927), считая, что вы­ход этой науки из кризисной си­туации возможен путем интеграции трех основных направлений: интро­спективной концепции сознания, би­хевиористской концепции пове­дения (см. Бихевиоризм)и культурологических исследований пси­хики, ставящих личность в зависимость от системы ценностей. В дальнейшем предпринял попытку дать собственную трактовку принципа целостности в жизнедеятельности человека и животных [2, с.45 – 46 ].

Сравнительная психоло­гия — отрасль психологии, охва­тывающая проблемы, связанные с антропогенезом, становлением чело­веческого сознания и изучением об­щего и различного в психической деятельности человека и животных (проблема социального и биологи­ческого в поведении человека). Ма­териалистическая сравнительная психоло­гия сложилась в борьбе как с идеалистическими воззрениями (субъективизм, психо­физический параллелизм), так и с вульгарно-материалистическими по­пытками биологизации поведения человека с позиции плоского эво­люционизма. Сравнительно-психо­логический анализ строится на со­поставлении данных зоопсихологии (особенно результатов изучения обезьян) и психологии человека. Выявляются сходные психические компоненты и общие биологические факты, обусловливающие поведение животных и человека, свидетель­ствующие об общности их проис­хождения и унаследованные чело­веком от животных предков, равно как коренные качественные отличия поведения и психики человека, воз­никшие и развившиеся в результа­те действия социально-исторических факторов. Особое внимание уделя­ется в этой связи предпосылкам зарождения трудовой деятельности, человеческого общества и членораз­дельной речи. Данные сравнительной психоло­гии имеют существенное значение для решения коренных проблем психологии, фи­лософии, антропологии и других наук. Сравнительно-онтогенетическое изучение психики необходимо для познания закономерностей раз­вития психики ребенка. Практиче­ское применение данные сравнительной психоло­гии нахо­дят также в медицине (нейропатологии, психиатрии, моделировании патологических состояний на жи­вотных) [2, с. 382].

Детская психология — от­расль психологии, изучающая законо­мерности психического развития ребен­ка. Имеет ряд общих проблем с педаго­гической психологией, теснейшим об­разом связана с педагогикой, а также с возрастной морфологией и физиоло­гией, особенно с физиологией высшей нервной деятельности. […]

Оформление детской психологии как самостоятель­ной области знания началось в середине XIX в. под влиянием запросов педа­гогической практики, в связи с разра­боткой объективных методов психоло­гических исследований. В конце XIX— начале XX в. в детской психологии произошел пе­реход от накопления эмпирического материала в виде дневниковых записей к созданию обобщающих работ о пси­хическом развитии ребенка (В. Штерн, К.Коффка, К. Бюлер, А.Бине, А. Гезелл и др.). В области детской психологии проводили исследования А. Валлон, Р. Заззо и др. (Франция), М.Вернон, О'Коннор и др. (Англия), Дж. Брунер, Г. Стивенсон и др. (США). Широкую известность полу­чили исследования Ж.Пиаже и его сотрудников (Швейцария).

В России основы детской психологии были заложены в трудах И.М.Сеченова, К. Д. Ушинского. Существенный вклад в ее раз­витие внесли работы П.Ф.Каптерева, И.А.Сикорского, А.П.Нечаева, А.Ф.Лазурского, В.М.Бехтерева и др. […] [1, с.89].

Наши рекомендации