Развитие психологических знаний в рамках учений о душе
Б1.Б.9.5история психологии
Направление подготовки:
44.03.02 – Психолого-педагогическое образование
Учебная программа
Пояснительная записка
Предметом изучения дисциплины «История психологии» являются закономерности и этапы развития психологии как науки. В рамках дисциплины описываются психологические теории прошлого, выявляется влияние социально-политических и идеологических условий на развитие и содержание учений психологов, роль специфических индивидуальных качеств ученых в появлении наиболее значительных теорий, а также выявляется значение наиболее важных концепций для дальнейшего развития психологии, клинической и педагогической практики.
Цель дисциплины: создание условий для освоения студентами знаний о закономерностях развития психологии как науки и специфике основных психологических концепций.
Задачи:
· расширение у студентов понятийного аппарата в области психологии;
· формирование у студентов знаний об общих закономерностях, логике и этапах развития психологии как науки;
· формирование у студентов знаний о наиболее значимых психологических концепциях от Античности до конца ХХ века;
· развитие у студентов способности к сравнительному анализу подходов к проблемам психологии в разные исторические периоды, формирование у них недогматического взгляда на психологические теории, умения критически их оценивать, устанавливать связь с современностью;
· активизация интереса к психологическим знаниям, создание установки на перенос полученных знаний в практическую работу.
Формами организации обучения в рамках данной дисциплины являются лекции, семинары, лабораторные работы и самостоятельная работа студентов.
Примерный тематический план ОФО, 1 курс (108 – 3 зет)
№ | Раздел | Всего | ЛК | ЛБ | СМ | СР |
Введение | ||||||
Развитие психологических знаний в рамках учений о душе | ||||||
Развитие психологии как науки о сознании | ||||||
Становление психологии как самостоятельной науки | ||||||
Развитие зарубежной психологии в XX веке | ||||||
Развитие российской психологии | ||||||
Контрольная работа | ||||||
Зачет | ||||||
Итого |
Примерный тематический план ЗФО, 1 курс (108 – 3 зет)
№ | Раздел | Всего | ЛК | ЛБ | СМ | СР |
Введение | ||||||
Развитие психологических знаний в рамках учений о душе | ||||||
Развитие психологии как науки о сознании | ||||||
Становление психологии как самостоятельной науки | ||||||
Развитие зарубежной психологии в XX веке | ||||||
Развитие российской психологии | ||||||
Контрольная работа | ||||||
Зачет | ||||||
Итого |
Содержание дисциплины
Введение
Предмет и задачи истории психологии. Методологические проблемы историко-психологического исследования. Условия и закономерности развития психологических знаний. Этапы развития психологии как науки. Методы и источники истории психологии. Значение и место истории психологии в системе современной психологической науки.
Развитие психологических знаний в рамках учений о душе
Тема2. Проблемы психологии в Средние века и в эпоху Возрождения
Общая характеристика развития психологии Средневековья: социально-экономические и идеологические условия становления психологии; особенности и этапы развития средневековой психологии.
Зарождение сакрального подхода в психологии: учение Августина. Концепция души Фомы Аквинского: положение о божественном происхождении души, формы души, естественный и сверхъестественный пути познания, роль разума в управлении поведением, развитие души.
Условия развития и особенности арабоязычной психологии. Концепция Ибн-Сины: теория двойственной истины, естественно-научный подход к проблемам природы души, познания, развития и воспитания ребенка.
Развитие науки, искусства, педагогики и медицины в эпоху Возрождения, их влияние на понимание души и ее функций. Концепция души Дж. Бруно.
Итоги развития и значение средневековой психологической мысли.
Развитие психологии как науки о сознании
Тема8. Первые программы построения психологии
Программа развития психологии В. Вундта, два направления психологии: индивидуальная и культурно-историческая. Предмет, задачи и методы индивидуальной психологии, элементы сознания, законы «душевной жизни». Предмет и методы психологии народов.
Программа развития психологии Ф. Брентано: предмет и методы психологии, учение об интенциональных актах.
Тема 12. Бихевиоризм
Философские основы (позитивизм, прагматизм), понятие о предмете и методе психологии в бихевиоризме.
Характеристика взглядов Дж. Уотсона,Э. Торндайка. Поведение как предмет психологии, особенности экспериментальных исследований, структура поведенческого акта, научение как основа развития психики, законы и механизмы научения.
Развитие необихевиоризма. Изменение представлений о структуре поведенческого акта. Теория Б.Ф. Скиннера: оперантное поведение, научение через подкрепление, виды подкреплений, теория программированного обучения.
Включение «промежуточных переменных» в структуру поведенческого акта. Социально-когнитивная теория А. Бандуры. Влияние психоанализа на развитие необихевиоризма: теория ролей Д. Мида, теории социального научения Дж. Долларда, Р. Сирса.
Значение бихевиоризма для дальнейшего развития психологии.
Тема 13. Гештальтпсихология
Естественно-научные и философские основы гештальтпсихологии (физика, феноменология), крика ассоциативной психологии, предмет и методы психологии, понятие о гештальте.
Экспериментальные исследования восприятия Э. Маха, Г. Фолькельта, В. Келера, М. Вертгеймера, законы восприятия (прегнантности, транспозиции, фигуры и фона…), проблема онтогенеза восприятия. Исследования интеллектуального поведения антропоидов В. Келлера, специфика проблемных ситуаций, понятие об инсайте. Проблема творческого мышления в концепции М. Вертгеймера: метод изучения автобиографий, механизм и этапы решения задач.
Гештальттеория психического развития детей К. Коффки: развитие психики как динамическое усложнение примитивных форм поведения, роль созревания и обучения.
Динамическая теория личности К. Левина: понятие о личности, детерминанты поведения, виды потребностей и мотивов, виды поведения, исследования межличностных отношений.
Значение гештальтпсихологии для дальнейшего развития психологии.
Интернет-ресурсы
· http://www.psyoffice.ru (учебники)
· www.pedlib.ru (Педагогическая библиотека)
·http://psyjournals.ru
Программа составлена канд. психологических наук,
доцентом кафедрыпсихологиии психофизиологии Черноковой Т.Е.
Б1.Б.9.5история психологии
Направление подготовки:
44.03.02 – Психолого-педагогическое образование
Учебная программа
Пояснительная записка
Предметом изучения дисциплины «История психологии» являются закономерности и этапы развития психологии как науки. В рамках дисциплины описываются психологические теории прошлого, выявляется влияние социально-политических и идеологических условий на развитие и содержание учений психологов, роль специфических индивидуальных качеств ученых в появлении наиболее значительных теорий, а также выявляется значение наиболее важных концепций для дальнейшего развития психологии, клинической и педагогической практики.
Цель дисциплины: создание условий для освоения студентами знаний о закономерностях развития психологии как науки и специфике основных психологических концепций.
Задачи:
· расширение у студентов понятийного аппарата в области психологии;
· формирование у студентов знаний об общих закономерностях, логике и этапах развития психологии как науки;
· формирование у студентов знаний о наиболее значимых психологических концепциях от Античности до конца ХХ века;
· развитие у студентов способности к сравнительному анализу подходов к проблемам психологии в разные исторические периоды, формирование у них недогматического взгляда на психологические теории, умения критически их оценивать, устанавливать связь с современностью;
· активизация интереса к психологическим знаниям, создание установки на перенос полученных знаний в практическую работу.
Формами организации обучения в рамках данной дисциплины являются лекции, семинары, лабораторные работы и самостоятельная работа студентов.
Примерный тематический план ОФО, 1 курс (108 – 3 зет)
№ | Раздел | Всего | ЛК | ЛБ | СМ | СР |
Введение | ||||||
Развитие психологических знаний в рамках учений о душе | ||||||
Развитие психологии как науки о сознании | ||||||
Становление психологии как самостоятельной науки | ||||||
Развитие зарубежной психологии в XX веке | ||||||
Развитие российской психологии | ||||||
Контрольная работа | ||||||
Зачет | ||||||
Итого |
Примерный тематический план ЗФО, 1 курс (108 – 3 зет)
№ | Раздел | Всего | ЛК | ЛБ | СМ | СР |
Введение | ||||||
Развитие психологических знаний в рамках учений о душе | ||||||
Развитие психологии как науки о сознании | ||||||
Становление психологии как самостоятельной науки | ||||||
Развитие зарубежной психологии в XX веке | ||||||
Развитие российской психологии | ||||||
Контрольная работа | ||||||
Зачет | ||||||
Итого |
Содержание дисциплины
Введение
Предмет и задачи истории психологии. Методологические проблемы историко-психологического исследования. Условия и закономерности развития психологических знаний. Этапы развития психологии как науки. Методы и источники истории психологии. Значение и место истории психологии в системе современной психологической науки.
Развитие психологических знаний в рамках учений о душе