Тема 1. Роль и место психологии как учебного предмета в обучении и воспитании учащихся средних учебных заведений. Дидактика или теория обучения.
Директор ТИ (ф) МГЭУ
_________ Бутузов А.А.
«___»___________ 2017 г.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ»
дополнительной профессиональной программы
«Преподаватель психологии»
в рамках направления 37.03.01 Психология
Тверь – 2017
Данную программу разработал Попкова Т.А., к.психол.н., доцент МГЭИ, декан факультета психологии Тверского института (филиала) МГЭУ.
Предназначена для слушателей программы профессиональной переподготовки «Психологическое консультирование» в рамках направления подготовки 37.03.01 Психология.
Разработана в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 37.03.01 Психология.
Обсуждена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры психологии Тверского института (филиала) МГЭУ. Протокол № 1 от 7.09.2017 г.
Содержание
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с проектируемыми результатами освоения образовательной программы………………………………………................................................ | ||
Место дисциплины в структуре образовательной программы …...................... | ||
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся…………………………………………………………… | ||
Содержание дисциплины, структурированное по темам (модулям) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий………………………………………………………………….. | ||
Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся по дисциплине…………………………………………………… | ||
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся……………………………………………………………………... | ||
Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины…………………………............................................ | ||
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины………………………... | ||
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины……………………………………………………………………..... | ||
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем……………………………………………………………………………. | ||
Описание учебно-материальной базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине……………………………………. |
1. Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Цель изучения дисциплины – раскрыть специфику преподавания психологии как важнейшей составляющей будущей профессиональной деятельности студентов.
1.1. Основные задачи дисциплины:
В ходе изложения и изучения дисциплины предполагается решение следующих задач:
- сформировать потребность в развитии педагогических способностей как личностно значимых в процессе профессиональной подготовки студентов;
- сформировать современные научные знания в области методики преподавания психологии, умения и навыки, необходимые для грамотного проектирования, организации, контроля и коррекции образовательного процесса;
- сформировать личностные качества, необходимые для организации образовательного процесса в среднем учебном заведении
1.2. Требования к результатам освоения дисциплины.
В соответствии с учебным планом дополнительной образовательной программы переподготовки «Преподаватель психологии» процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенции:
- ПК - 10 способность к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий;
- ПК - 12 способность к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества.
В результате освоения курса «Методика преподавания психологии» слушатели должны:
Знать:
- специфику содержания, целей и методов обучения психологии как гуманитарной дисциплины;
- роль и место психологии как учебного предмета в обучении и воспитании учащихся средних учебных заведений;
- таксономию учебных задач по психологии как средство формирования разнообразных форм познавательной деятельности и сознания;
- способы и формы организации продуктивных взаимодействий и целостных учебно-воспитательных ситуаций в средних учебных заведениях;
Уметь
- совершенствовать культуру самоорганизации деятельности преподавателя психологии;
- проектировать и конструировать методически обоснованную деятельность преподавателя при организации учебно-воспитательных ситуаций;
- руководить познавательной деятельностью обучающихся на учебных занятиях по психологии;
- создавать творческую атмосферу образовательного процесса и педагогического общения;
- анализировать педагогические ситуации и выявлять методические аспекты их разрешения;
- самостоятельно пополнять знания по проблемам методики преподавания психологии, повышать методическую культуру.
Владеть
- навыками составления учебного плана, учебной программы, конспекта учебного занятия;
- навыками определения образовательных, воспитательных и развивающих задач учебного занятия;
- навыками подбора методов, форм и средств организации учебного занятия;
- навыками проведения контроля и коррекции образовательного процесса в средних учебных заведениях;
- навыками организации самостоятельной работы обучаемых; работы с учебной и научной литературой;
- навыками самовоспитания и саморазвития;
- навыками организации продуктивных учебно-воспитательных ситуаций;
-навыками реализации педагогического взаимодействия и педагогического общения.
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Методика преподавания психологии» относится к Разделу 2. Специальные дисциплины программы дополнительного образования «Преподаватель психологии» на 2017-2018 учебный год.
В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов.
Формой промежуточной аттестации является зачет.
3. Объем дисциплины с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Вид учебной работы | Всего часов | Аудиторная работа |
Аудиторные занятия (контактная работа), в том числе: | ||
Лекции (Л) | ||
Семинарские занятия (СЗ) | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
Самостоятельная работа (всего): Другие виды самостоятельной работы: подготовка рефератов по темам курса, презентаций, докладов для выступления на научных конференциях и т.д. | ||
Вид промежуточной аттестации – зачет | ||
Общая трудоемкость, час. / | ||
4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий, а также форм текущего контроля успеваемости
Тематический план очной формы обучения
№ | Наименование темы | Количество часов по учебному плану | Количество аудиторных часов | Контактная нагрузка | Самостоятельная работа | Формируемые компетенции | |
лекции | практические занятия | ||||||
Роль и место психологии как учебного предмета в обучении и воспитании школьников, студентов, педагогов. Дидактика или теория обучения | ПК-10, ПК-12 | ||||||
Закономерности и принципы процесса обучения. Цели обучения и отбор содержания образования | ПК-10, ПК-12 | ||||||
Методы, формы и средства обучения психологии | |||||||
Работа с категориальным аппаратом | ПК-10, ПК-12 | ||||||
Учебные задачи по психологии как средство формирования разнообразных форм познавательной деятельности и сознания. Преподавание психологии как науки теоретической и прикладной | ПК-10, ПК-12 | ||||||
Управление самостоятельной работой обучающихся | ПК-10, ПК-12 | ||||||
Контроль и коррекция учебной деятельности обучающихся | ПК-10, ПК-12 | ||||||
Организация продуктивных взаимодействий и целостных учебно-воспитательных ситуаций в средних учебных заведениях | ПК-10, ПК-12 | ||||||
Специфика деятельности преподавателя психологии | ПК-10, ПК-12 | ||||||
Итого | - |
* в том числе в интерактивной форме
ПК-10
Код компетенции | Уровень освоения компетенции | Содержание | Этапы |
ПК - 10 способность к проектированию, реализации и оценке учебно- воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий | пороговый | – знает о соотношении научной психологии и психологии как учебного предмета; – знает основные принципы построения содержания учебного предмета по психологии; – знает основные теории обучения, методы преподавания психологии, формы реализации учебных занятий; - знает технологию построению учебных занятий по психологии. | |
продвинутый | – способен синтезировать знания из области педагогики и педагогической психологии для понимания процесса преподавания психологии; – способен анализировать сложность процесса преподавания психологии как общеобразовательной дисциплины. - способен определять цели и задачи преподавания психологии как общеобразовательной дисциплины; – способен применять основные принципов реализации учебного процесса по психологии; – способен опереться на определенную теорию обучения, выбрать адекватные методы преподавания психологии и формы реализации учебных занятий; - способен построить план учебного занятия по психологии, реализовать его и оценить его эффективность | ||
высокий | – владеть навыками преподавания психологии как общеобразовательной дисциплины и использованием активных и интерактивных технологий; – владеть современными технологиями и методами преподавания психологии как общеобразовательной дисциплины. |
ПК-12
Код компетенции | Уровень освоения компетенции | Содержание | Этапы |
ПК - 12 способность к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества | пороговый | – способен анализировать знания из различных отраслей психологии с целью выбора содержания для просвещения; – способен проводить междисциплинарные аналогии, устанавливать междисциплинарные связи для построения содержания для выступлений. | |
продвинутый | – способен определять цели и задачи просветительской деятельности населения; – способен применять основные принципов реализации просветительской деятельности среди населения; – способен выбрать адекватные методы просветительской деятельности населения с целью повышения уровня психологической культуры общества; - способен построить план выступления для просветительской деятельности. | ||
высокий | – владеть навыками просветительской деятельности с целью повышения уровня психологической культуры общества; – владеть современными технологиями и методами просветительской деятельности |
Директор ТИ (ф) МГЭУ
_________ Бутузов А.А.
«___»___________ 2017 г.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ»
дополнительной профессиональной программы
«Преподаватель психологии»
в рамках направления 37.03.01 Психология
Тверь – 2017
Данную программу разработал Попкова Т.А., к.психол.н., доцент МГЭИ, декан факультета психологии Тверского института (филиала) МГЭУ.
Предназначена для слушателей программы профессиональной переподготовки «Психологическое консультирование» в рамках направления подготовки 37.03.01 Психология.
Разработана в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 37.03.01 Психология.
Обсуждена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры психологии Тверского института (филиала) МГЭУ. Протокол № 1 от 7.09.2017 г.
Содержание
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с проектируемыми результатами освоения образовательной программы………………………………………................................................ | ||
Место дисциплины в структуре образовательной программы …...................... | ||
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся…………………………………………………………… | ||
Содержание дисциплины, структурированное по темам (модулям) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий………………………………………………………………….. | ||
Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся по дисциплине…………………………………………………… | ||
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся……………………………………………………………………... | ||
Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины…………………………............................................ | ||
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины………………………... | ||
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины……………………………………………………………………..... | ||
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем……………………………………………………………………………. | ||
Описание учебно-материальной базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине……………………………………. |
1. Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Цель изучения дисциплины – раскрыть специфику преподавания психологии как важнейшей составляющей будущей профессиональной деятельности студентов.
1.1. Основные задачи дисциплины:
В ходе изложения и изучения дисциплины предполагается решение следующих задач:
- сформировать потребность в развитии педагогических способностей как личностно значимых в процессе профессиональной подготовки студентов;
- сформировать современные научные знания в области методики преподавания психологии, умения и навыки, необходимые для грамотного проектирования, организации, контроля и коррекции образовательного процесса;
- сформировать личностные качества, необходимые для организации образовательного процесса в среднем учебном заведении
1.2. Требования к результатам освоения дисциплины.
В соответствии с учебным планом дополнительной образовательной программы переподготовки «Преподаватель психологии» процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенции:
- ПК - 10 способность к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий;
- ПК - 12 способность к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества.
В результате освоения курса «Методика преподавания психологии» слушатели должны:
Знать:
- специфику содержания, целей и методов обучения психологии как гуманитарной дисциплины;
- роль и место психологии как учебного предмета в обучении и воспитании учащихся средних учебных заведений;
- таксономию учебных задач по психологии как средство формирования разнообразных форм познавательной деятельности и сознания;
- способы и формы организации продуктивных взаимодействий и целостных учебно-воспитательных ситуаций в средних учебных заведениях;
Уметь
- совершенствовать культуру самоорганизации деятельности преподавателя психологии;
- проектировать и конструировать методически обоснованную деятельность преподавателя при организации учебно-воспитательных ситуаций;
- руководить познавательной деятельностью обучающихся на учебных занятиях по психологии;
- создавать творческую атмосферу образовательного процесса и педагогического общения;
- анализировать педагогические ситуации и выявлять методические аспекты их разрешения;
- самостоятельно пополнять знания по проблемам методики преподавания психологии, повышать методическую культуру.
Владеть
- навыками составления учебного плана, учебной программы, конспекта учебного занятия;
- навыками определения образовательных, воспитательных и развивающих задач учебного занятия;
- навыками подбора методов, форм и средств организации учебного занятия;
- навыками проведения контроля и коррекции образовательного процесса в средних учебных заведениях;
- навыками организации самостоятельной работы обучаемых; работы с учебной и научной литературой;
- навыками самовоспитания и саморазвития;
- навыками организации продуктивных учебно-воспитательных ситуаций;
-навыками реализации педагогического взаимодействия и педагогического общения.
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Методика преподавания психологии» относится к Разделу 2. Специальные дисциплины программы дополнительного образования «Преподаватель психологии» на 2017-2018 учебный год.
В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов.
Формой промежуточной аттестации является зачет.
3. Объем дисциплины с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Вид учебной работы | Всего часов | Аудиторная работа |
Аудиторные занятия (контактная работа), в том числе: | ||
Лекции (Л) | ||
Семинарские занятия (СЗ) | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
Самостоятельная работа (всего): Другие виды самостоятельной работы: подготовка рефератов по темам курса, презентаций, докладов для выступления на научных конференциях и т.д. | ||
Вид промежуточной аттестации – зачет | ||
Общая трудоемкость, час. / | ||
4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий, а также форм текущего контроля успеваемости
Тематический план очной формы обучения
№ | Наименование темы | Количество часов по учебному плану | Количество аудиторных часов | Контактная нагрузка | Самостоятельная работа | Формируемые компетенции | |
лекции | практические занятия | ||||||
Роль и место психологии как учебного предмета в обучении и воспитании школьников, студентов, педагогов. Дидактика или теория обучения | ПК-10, ПК-12 | ||||||
Закономерности и принципы процесса обучения. Цели обучения и отбор содержания образования | ПК-10, ПК-12 | ||||||
Методы, формы и средства обучения психологии | |||||||
Работа с категориальным аппаратом | ПК-10, ПК-12 | ||||||
Учебные задачи по психологии как средство формирования разнообразных форм познавательной деятельности и сознания. Преподавание психологии как науки теоретической и прикладной | ПК-10, ПК-12 | ||||||
Управление самостоятельной работой обучающихся | ПК-10, ПК-12 | ||||||
Контроль и коррекция учебной деятельности обучающихся | ПК-10, ПК-12 | ||||||
Организация продуктивных взаимодействий и целостных учебно-воспитательных ситуаций в средних учебных заведениях | ПК-10, ПК-12 | ||||||
Специфика деятельности преподавателя психологии | ПК-10, ПК-12 | ||||||
Итого | - |
* в том числе в интерактивной форме
Тема 1. Роль и место психологии как учебного предмета в обучении и воспитании учащихся средних учебных заведений. Дидактика или теория обучения.
Место психологического знания в структуре современного образования. Специфика содержания, целей и методов обучения психологии как гуманитарной дисциплины, роль и место психологии как учебного предмета в обучении и воспитании учащихся средних учебных заведений. Современная практика преподавания психологии в средних учебных заведениях и ее проблемы. Психологическое образование и его особенности*.
Методика преподавания психологии как отрасль научного знания. Предмет и задачи методики преподавания психологии. Связь методики преподавания психологии с другими отраслями научного познания. Образовательные стандарты по психологии и их основное содержание. Методические предпосылки реализации образовательного стандарта в практике обучения и воспитания студентов колледжей и школьников. Задачи и структура курса «Методика преподавания психологии» и особенности его изучения.
Понятие дидактики. Объект и предмет теории обучения. Сущность процесса обучения. Функции обучения. Модель структуры учебного процесса. Системообразующие и переменные компоненты процесса обучения. Понятие теории обучения в психологии. Психологическая теория учебной деятельности. Учебная деятельность как особая форма учения, ее структура. Формирование учебной деятельности обучающихся*.
Тема 2. Закономерности и принципы процесса обучения. Цели обучения и отбор содержания образования.
Специфика педагогических закономерностей, их вероятностный характер. Внешние и внутренние закономерности процесса обучения. Современная педагогическая концепция обучения. Специфика дидактических принципов в преподавании психологии. Принцип научности. Принцип связи обучения с практикой. Принцип систематичности и последовательности. Принцип доступности. Принцип обучения на высоком уровне трудности. Принцип наглядности. Принцип сознательности и активности. Принцип прочности. Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы. Дидактические правила и их связь с принципами обучения*.
Целеполагание в учебном процессе и его уровни: учебный предмет, раздел, тема, учебное занятие. Основные требования к постановке целей различного уровня. Цели обучения психологии. Педагогические задачи и процесс их постановки. Образовательные задачи и их представление в учебном процессе. Воспитательные задачи и их постановка. Развивающие задачи учебного процесса. Способы актуализации и удержания целевых ориентиров в процессе проведения учебного занятия*.
Понятие содержания образования. Источники содержания образования, требования к его отбору, принципы отбора. Когнитивная, ценностная и регулятивная составляющие содержания образования. Построение содержания образования как процесс разработки культурного сценария*. Семиотическое поле представления продуктов культуры*. Особенности знаково-символических средств представления различных элементов содержания культуры*.
Учебная дисциплина как центральное звено построения содержания образования. Деятельностный аспект учебной дисциплины и пути его реализации. Моделирование как основной принцип представления деятельности в образовании*. Материальная среда, ситуации и задачи как средства представления образа профессиональной деятельности в учебном процессе.