Принятие решений в неопределенности

Предыдущие три способа обычно используются в случаях, когда решения достаточно понятны, но что делать, если существует определенный риск, двусмысленность или сомнения? Для примера: представьте, что вы опаздываете на занятия по психологии. Должны ли вы превысить скорость на дороге, рискуя получить штраф? Или стоит вести машину по правилам, несмотря на возможность получить сниженный балл за запланированную контрольную? В таких случаях стоит сравнить возможности опоздания и получения штрафа.

35. «Сдвиг риска» и поляризация группы.

''Поляризация группы'' – сущность этого явления закл-ся в том, что в ходе групповой дискуссии противоположные мнения, имевшиеся у различных группировок, не только обнажаются, но и вызывают принятие или отвержение и всей массой членов группы.

Сдвиг к риску — явление при групповой дискуссии, при повышении экстремальности принимаемых решений. три типа эксперимента:

1. сравнение первичных индивидуальных решений и согласованных групповых: риск растет

2. сравнение первичных индивидуальных решений и вторичных индивидуальных после общей дискуссии с обязательным согласованием: риск растет

3. сравнение первичных индивидуальных решений и вторичных индивидуальных после общей дискуссии без обязательного согласования: риск растет

максимальный сдвиг к риску наблюдался при лабораторных исследованиях в группе 5-6 человек и обсуждении от 3 до 5 минут. При этом наблюдается Эффект потолка, высказывание в пользу риска, значимое влияние рискующего лидера.

Объяснения:

· риск как ценность

распределение ответственности

36. Эффективность групповой деятельности.

Под эффективностью групповой деятельности подразумевается как производительность труда в группе, так и удовлетворенность её членов совместной деятельностью.

На эффективность групповой деятельности оказывают влияние как содержательные (межличностные отношения, нормы, ценностные ориентации, роли, статусы, внутренние установки, лидерство), так и формальные характеристики группы (число членов в группе, ее композицию, каналы коммуникаций, особенности групповой задачи, связанные с распределением обязанностей между членами группы). Первые описывают психологические состояния людей и непосредственно влияют на работу группы, однако они плохо поддаются изменению и зависят от формальных характеристик группы, например от ее композиции (состава). Формальные характеристики групповой работы оказывают лишь косвенное влияние на групповую деятельность – через психологию составляющих ее людей, однако управлять ими легче.

Критерии эффективности деятельности группы:
1) образовательный – включает знание предмета, общую образованность, культуру поведения;
2) профессиональный – включают профессиональную квалификацию, мастерство, творчество;
3) воспитательный – включают общественно-политическое и нравственное сознание и активную жизненную позицию.

Уровни соответствия деятельности группы предъявляемым к ней требованиям:
1) правовой или нормативный уровень – это соответствие группы, результатов ее работы обязательным требованиям, которые предъявляются к группе законом;
2) моральный, или сверхнормативный уровень – соответствие социальным ожиданиям, выраженным в форме нравственных суждений и общественных идеалов.

Факторы, влияющие на эффективность групповой деятельности:
1) величина группы оказывает как положительное влияние (увеличивается количество людей с ярко выраженной индивидуальностью, облегчается распределение обязанностей, увеличивается объем обработки информации за единицу времени, повышается количество талантов и аналитиков), так и отрицательное (может уменьшаться сплоченность, увеличиваться дистанция и расхождение во мнениях между членами группы, что ведет к обострению взаимоотношений в группе, осложняет управление и организацию взаимодействия, вклад каждого участника группы значительно снижается);
2) характер и сложность задачи, стоящей перед группой;
3) композиция или индивидуальный состав группы – неоднородные группы лучше, чем однородные, справляются со сложными проблемами и задачами;
4) развитие группы (наличие общих целей, интересов, сплоченности). Так, низко развитая группа, способна решать только легкие задачи, группы среднего развития способны решать трудные задачи лишь при условии их личной значимости для каждого участника. Наиболее сложные задачи способны решать лишь высокоразвитые группы;
5) стиль лидерства связан с уровнем социально-психологического развития группы. Для хорошо развитых групп, способных к самоорганизации больше подходят демократичный и либеральный стили лидерства. К группам среднего уровня развития больше подходит гибкий стиль лидерства, в котором сочетаются элементы директивности, демократичности и либеральности. В слаборазвитых группах, предпочтителен директивный стиль руководства с элементами демократичности;
6) микроклимат в группе, совместимость ее членов и их работоспособность;
7) форма организации ее деятельности:
а) коллективно-кооперативная – тесное взаимодействие и взаимозависимость участников группы в работе;
б) индивидуальная – основана на самостоятельной работе каждого;
в) скоординированная – каждый работает самостоятельно, но соотносительно с деятельностью остальных участников группы.

37. Проблема развития группы в социальной психологии.

В отечественной психологии существует несколько «моделей» развития группы, фиксирующих особые стадии или уровни в этом движении.

Одна из наиболее развернутых попыток подобного рода содержится в психологической теории коллектива, разработанной Петровским (Психологическая теория коллектива, 1979). Она определяет группу, состоящую из трех страт (слоев), каждый из которых характеризуется определенным принципом, по которому в нем строятся отношения между членами группы. В первом слое реализуются, прежде всего, непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости; во втором слое эти отношения опосредуются характером совместной деятельности; в третьем слое (ядро группы) развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Этот слой соответствует высшему уровню развития группы, и, таким образом, его наличие позволяет констатировать, что перед нами коллектив.

Далее он выявил главную идею всей концепции: деятельностное опосредование выступает как системообразующий признак коллектива.

С этой точки зрения были внесены уточнения в анализ многоуровневого построения строения группы, главным образом с целью иерархизировать различные процессы, происходящие в группе. В последней редакции рассматриваются уровни групповой структуры в обратном порядке, начиная с характеристики ядерных отношений. Центральное звено групповой структуры (А) образует сама предметная деятельность группы (см. рис.). Она задана той более широкой социальной структурой, в которую данная группа включена. Эта предметная деятельность в данном случае есть обязательно социально-позитивная деятельность. Доказать достаточную степень ее развития можно при помощи трех выделенных критериев: 1)оценка выполнения группой основной общественной функции (успешность участия в общественном разделении труда); 2)оценка соответствия группы социальным нормам; 2)оценка способности группы обеспечить каждому ее члену возможности для полноценного развития личности. Диагностика уровня развития группы предполагает качественно-количественную оценку каждого из этих параметров. Прослежена зависимость всех процессов, протекающих в группе, от ядерного слоя ее деятельности. Этот слой представляет собой непсихологическое образование, но позволяет связать с психологическими процессами, проявляющимися на следующих стратах, совокупность тех общественных отношений, в которых данная группа существует.

Второй слой – фиксация отношений каждого члена группы к групповой деятельности, ее целям и задачам (ЦОЕ). Этот слой позже описывается не только как совпадение ценностей, касающихся совместной деятельности, но и как развитие определенной мотивации членов группы, эмоциональной идентификации с группой и т. д. Принципиально важным является, таким образом, рассечение всей системы групповых отношений этого уровня на два слоя: на вышеупомянутый Б, где фиксированы отношения к деятельности, и третий слой В, фиксирующий собственно межличностные отношения, опосредованные деятельностью. Наконец, выделяется четвертый слой (Г), где фиксируются поверхностные связи между членами группы. Это та часть межличностных отношений, которая построена на непосредственных эмоциональных контактах, где ни цели, ни ценностные ориентации не выступают в качестве основного фактора, опосредующего личные контакты членов группы.

Это представление о многоуровневой структуре групповых отношений позволяет рассмотреть путь, проходимый каждой группой, как последовательное включение совместной деятельности в опосредование многообразных контактов между членами группы.

Этот подход содержит в себе реализацию, с одной стороны, определенного «ответа» на идеологический норматив, но вместе с тем, содержит попытку дать дальнейшую разработку проблемы группы в социально-психологическом знании. Рассмотрим такую попытку как опыт специальной социально-психологической теории коллектива.

Идея определенных стадий разлития группы, выделенных на основе уровней развития деятельности, получила широкое признание. В разработке данной проблемы Уманским идея стадий сочетается с выделением некоторых параметров группы, применительно к которым и замеряется уровень ее развития. В качестве таких параметров называются: направленность коллектива, организованность, подготовленность и психологическая коммуникативность. Далее устанавливается континуум реальных групп – от момента объединения ранее незнакомых людей ради определенной совместной деятельности и до того периода существования этой группы, когда ее можно назвать коллективом, т. е. до момента ее социальной зрелости. Отличие одной стадии от другой прослеживается по каждому из выделенных параметров. С некоторыми допущениями три стадии развития группы и превращения ее в коллектив в данной схеме соответствуют трем слоям Петровского, на основании которых была разработана идея разной степени деятельности опосредования всей системы отношений группы на соответствующих уровнях ее развития.

Особое значение при разработке проблемы развития группы имеют две проблемы. Первая – поиск адекватных методических средств, позволяющих в экспериментальном исследовании замерить степень выраженности в каждой конкретной группе тех ее качеств и характеристик, которые дают основание для эффективной диагностики уровня развития этой группы.

Второй проблемой является более конкретное описание тех модификаций, которые происходят с каждым из известных групповых процессов, на каждом новом этапе развития группы.

38. Психологические теории коллектива.

Проблема развития группы получила ϲʙᴏе специфическое решение в психологической теории коллектива. Особенность именно такого подхода продиктована двумя обстоятельствами. С одной стороны, определенной традицией исследования коллектива в отечественной науке. Кстати, эта традиция в ϲʙᴏю очередь имеет два источника. Первый — постановка проблемы коллектива в марксистском обществоведении, где ей придано определенное идеологическое содержание: в работах Маркса впервые была высказана мысль о том, что коллектив — специфическая форма организации людей социалистического общества. Стоит сказать, для Маркса подлинная коллективность невозможна в условиях существования антагонистических классов, коллективный труд как труд ϲʙᴏбодный основан на общественной собственности. Следовательно, подлинная коллективность, в полном смысле ϶ᴛᴏго слова, может быть реализована исключительно в социалистическом обществе, и, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно, коллективы могут быть формой организации людей только в таком обществе. Согласно Марксу, буржуазное общество знает исключительно «суррогаты коллективности» и в качестве таких «суррогатов» разнообразные групповые образования, кᴏᴛᴏᴩые, естественно, не могут дать материал для анализа специфических характеристик коллектива.

Особое качество группы, связанной общей деятельностью, есть продукт развития группы. Тот факт, что ϶ᴛᴏ особое качество группы, высший уровень ее развития было обозначено термином «коллектив», есть исключительно дань упомянутой традиции. Хотя в сегодняшних условиях нашего общества предложенное в марксистском употреблении понятие «коллектив» весьма спорно (может ли быть «коллектив частной фирмы» или «коллектив совместного российско-американского предприятия»?), в обыденной речи оно сохраняется. Нет оснований отказаться от него и в социальной психологии, учитывая отмеченную специфику его содержания.

Что же касается разработки проблемы в истории отечественной науки, то там содержится много полезного, в частности в работах А.С. Макаренко, где наряду с решением педагогических проблем коллектива совершенно четко был обозначен и тот специфически социально-психологический аспект исследования, кᴏᴛᴏᴩый впоследствии был принят советской психологией. Не стоит забывать, что важнейший признак коллектива, по Макаренко, — ϶ᴛᴏ не любая совместная деятельность, а социально-позитивная деятельность, отвечающая потребностям общества. По϶ᴛᴏму первым признаком коллектива как группы особого рода будет именно его направленность, кᴏᴛᴏᴩая обеспечивает особое качество личностей, в него входящих, а именно — их целеустремленность, что и позволяет создать организацию с ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующими органами управления и выделением лиц, уполномоченных на выполнение определенных функций. Природа отношений в коллективе обладает особым ϲʙᴏйством: признанием важнейшей роли совместной деятельности в качестве фактора, образующего коллектив и опосредующего всю систему отношений между его членами. Такой подход предполагал сразу же и необходимость развития коллектива, неизбежность ряда стадий, кᴏᴛᴏᴩые он проходит, и по мере прохождения кᴏᴛᴏᴩых все названные качества полностью развертываются.

Характеризуя данные стадии, А.С. Макаренко создал достаточно четкую картину того, каким образом можно обеспечить движение коллектива по ступеням. Не стоит забывать, что важнейшим условием будет непрерывное развитие тех самых общественно значимых целей, ради кᴏᴛᴏᴩых создан коллектив. Это предполагает, что должны быть обрисованы «перспективные линии» развития коллектива, разработана «диалектика требований», организованы «завтрашние радости». Успешное сочетание всех данных факторов создает в коллективе такую атмосферу, кᴏᴛᴏᴩая наилучшим образом ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует развитию личностей, входящих в него.

39. Психология межгрупповых отношений.

Межгрупповые отношения — это отношения между различными социальными группами людей, не только малыми, но и большими. История их изучения сложилась таким образом, что в центре внимания ученых оказались в основном отношения между большими социальными группами, поэтому данная область научных знаний оказалась представленной не столько в социальной психологии (хотя это, безусловно, социально-психологическая проблематика), сколько в смежных с ней науках; социологии, этнопсихологии, экономике, истории и ряде других. Такое положение дел сохраняется до сих пор, поэтому во многих современных учебниках по социальной психологии отсутствует специальный раздел, посвященный межгрупповым отношениям. Кроме того, эта область знаний и научных исследований формально не принадлежит ни к одному из известных направлений в социальной психологии, хотя данная проблематика затрагивалась в научных трудах представителей самых разных течений не только в психологии, но и в других науках.

Одним из ученых, кто специально занимался в нашей стране изучением межгрупповых отношений, является В. С. Агеев. Определяя предмет исследования этой области научных знаний, он считает, что сфера межгрупповых отношений затрагивает отношения не только между большими, но также и малыми социальными группами. Отношения между большими социальными группами больше находятся в сфере интересов социологов, в то время как отношения между малыми социальными группами больший интерес представляют для психологов.

В число главных тем соответствующих исследований входит изучение процессов восприятия и понимания друг друга представителями различных социальных групп (межгрупповых социально-перцептивных процессов). Здесь социальная группа выступает как субъект и объект восприятия со стороны представителей других социальных групп.

Специфической структурной характеристикой межгруппового восприятия по сравнению с межличностным восприятием является его целостность. Если межличностное восприятие отличается у различных людей как личностей, то в том случае, когда люди характеризуются как представители одной и той же социальной группы, у них обнаруживаются общие особенности социальной перцепции. Другими словами, если, изучая межличностное восприятие людей, психологи акцентируют внимание на его индивидуальных отличиях, то, представляя межгрупповое восприятие (и соответственно межгрупповые отношения), социальные психологи подчеркивают межгрупповые отличия. К примеру, в качестве феноменов межгруппового восприятия могут выступать общие для той или иной социальной группы установки, убеждения, стереотипы и т. п.

40. Феномены ингруппового фаворитизма и аутгрупповой враждебности.

Основные феномены межгруппового восприятия — это межгрупповая предубежденность (аутгрупповая вражденность) и ингрупповой фаворитизм, причем оба названных феномена функционально связаны друг с другом. Межгрупповая предубежденность проявляется в том, что члены одной социальной группы, социально и психологически отделяя себя от представителей других социальных групп, относятся к ним не так, как они относятся к членам своей социальной группы. Свою группу они, как правило, считают лучшей, а другие социальные группы — уступающими ей. В результате складывается более позитивное отношение к своей социальной группе по сравнению с отношением к другим ("чужим") социальным группам. В отношениях к своей социальной группе, безусловно, преобладают позитивные моменты, а если и проявляются негативные, то ее участники относятся к ним "с пониманием", прощают членам своей социальной группы замеченные у них так называемые "мелкие" недостатки. По отношению к другим социальным группам проявляются преимущественно негативные моменты, а замечаемые у них недостатки считаются "крупными" и не прощаются.

Ингрупповой фаворитизм — это обратная сторона межгрупповой предубежденности. Он проявляется в том, что в большинстве случаев члены группы отдают предпочтение "своим", то есть участникам их собственной группы. "Чужие" соответственно находятся на втором месте и лишаются тех привилегий, которыми обладают члены своей социальной группы.

41. Специфика подхода к исследованию личности в социальной психологии.

Личность - структурно и иерархически организованное системное психическое образование человека. Психологическую структуру личности составляют ее психические свойства (направленность, характер, темперамент, способности), жизненный опыт, психические образования, индивидуальные особенности психических процессов, характерные психические состояния. В личности также выделяют следующие стороны, сферы: интеллектуально-познавательную, эмоциональную, волевую, потребностно-мотивационную, психомоторную. Центральное место в психологической структуре личности занимают потребностно-мотивационная сфера и система направленности.

В психологии существуют и другие подходы к рассмотрению структуры личности как у отечественных психологов (К. К. Платонов, А. Г. Ковалев, Н. Н. Обозов и др.), так и у представителей зарубежных психологических школ (3. Фрейд, Э. Фромм, Э. Берн, А. Маслоу, К. Роджерс и др.). Эти подходы достаточно хорошо представлены в соответствующей психологической литературе.

Социально-психологический подход к изучению личности

Свой подход к изучению личности имеет социальная психология как одна из базовых отраслей психологического знания.

Для лучшего понимания того, что является объектом и предметом социально-психологического изучения личности, целесообразно рассмотреть своеобразие подходов к изучению личности в социологии.

Социология изучает личность, включенную в разнообразные социальные системы связей и отношений, в социальное взаимодействие. И это выступает объектом социологии личности. Предметом социологии личности являются социальные особенности поведения и деятельности личности в социальной среде: особенности социальных ролевых функций личности (учителя, военнослужащего, торгового работника, медицинского специалиста и т.д.) и социальные механизмы (регуляторы) реализации ею этих социальных ролевых функций. При этом социологию интересует, как в зависимости от развития общества должны изменяться и социальные ролевые функции личности, и социальная регуляция их исполнения. Все это и выступает предметом социологии личности.

Социальную психологию интересует личность, когда она включена в системы социальных и социально-психологических связей и отношений, особенности ее социального и социально-психологического взаимодействия. И это выступает объектом социальной психологии личности. Как видим, объект социальной психологии личности шире объекта социологии личности.

42. Проблема социализации.

Социально-психологическая социализация (от лат. Socialis - общественный) - это процесс вхождения индивида в общество, социализации личности, активного усвоения им социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе.

В процессе социализации у человека формируются социальные качества, знания, умения, соответствующие навыки, что дает ему возможность стать дееспособным участником социальных отношений.

Благодаря активности человека его жизненный путь, отражение его социально-психологической реальности, превращается в сложную двустороннюю систему взаимодействия личности и социальной жизни. Сложный процесс взаимовлияния друг на друга и являются источником развития и становления индивида.

Итак, двусторонний процесс социализации предполагает усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей и активное воспроизведение этих связей. То есть человек не только адаптируется к условиям социума, элементам культуры, норм, которые формируются на различных уровнях жизнедеятельности общества, но и превращает их в собственные ценности, ориентации, установки благодаря собственной активности.

Истоки современной концепции социализации находим в работах А.Бандуры, Г. Тарда, Т. Парсонса. Изучение процессов социализации в наше время сводится к широкому и узкому пониманию этого понятия.

Социализация в широком понимании - это определение происхождения и формирования родовой природы человека. Речь идет о историческом процессе развития человечества, филогенез.

Социализация в узком смысле - это процесс привлечения человека к социальной жизни путем активного усвоения его норм, ценностей и идеалов. Исходя из толкования социализации как результата усвоения человеком условий социальной жизни и активного воспроизводства им социального опыта, ее можно рассматривать как типичный и единичный процессы

43. Сущность, структура и функции аттитюдов.

Аттитюд в ХХ в. (1918 г.) предложили Томас и Знанецкий. Психологическое переживание человеком ценностей, значения, смысла социальных объектов. Способность обобщенно оценивать окружающий мир.

Понятие аттитюда было определено как «психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта», или как «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности».

Функции аттитюдов:

1. Приспособительная (утилитарная, адаптивная) – аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей.

2. Функция знания – аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту.

3. Функция выражения (ценности, саморегуляции) – аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности.

4. Функция защиты – аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов Личности.

Структура аттитюда

М. Смит в 1942 г. предложил трёхкомпонентную структуру аттитюда:

· когнитивный компонент (осознание объекта социальной установки)

· аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта)

· поведенческий компонент (поведение по отношению к объекту)

Все элементы структуры находятся в тесной взаимосвязи между собой, и изменение одной из них влечёт за собой изменение других.

44. Социальная установка и реальное поведение.

Социальная установка – мотив, побуждающий личность к деятельности. Д. Узнадзе определил установку состоянием готовности к определенной активности. В случае повторения ситуации возникает фиксированная установка в отличие от ситуативной.
Функции аттитюд:
1) приспособительная (адаптивная) – направление субъекта к объектам, служащим достижению его целей;
2) функция знания – выработка способа поведения по отношению к конкретному объекту;
3) функция выражения (функция саморегуляции) -
освобождение субъекта от внутреннего напряжения;
4) функция защиты – разрешение внутренних конфликтов личности.
В 1942 г. М. Смитом определена структура аттитюда:
1) когнитивный компонент (осознание объекта социальной установки);
2) аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта);
3) поведенческий компонент (последовательное поведение по отношению к объекту).
Стереотип – это чрезмерное обобщение какого-либо явления, переходящее в устойчивое убеждение и влияющее на систему отношений человека.
В результате стереотипизации формируется социальная установка.
Социальные установки обладают некоторой устойчивостью и несут в себе функции облегчения, алгоритмизации и познания. Зная социальные установки человека, можно прогнозировать его действия.

45. Иерархическая структура диспозиций личности.

Основой концепции В.А. Ядова является рассмотрение иерархической системы диспозиций человека, регулирующих его поведение и деятельность на разных уровнях социальной действительности. Диспозиции личности представляют собой зафиксированные в социальном опыте предрасположенности воспринимать и оценивать условия деятельности, собственную активность индивида и действия других, а также предуготовленность действовать в определенных условиях соответствующимым образом (Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности, 1979 ).

В основу механизма образования диспозиций в теории В.А.Ядова положена схема Д.Н.Узнадзе, разработанная им для объяснения возникновения первичных установок (set). Таким образом, диспозиции возникают при " встрече" определенного уровня потребностей и определенного уровня ситуаций их удовлетворения. На разных уровнях потребностей и разных уровнях ситуаций действуют соответственно разные диспозиционные образования. Вначале рассмотрим отдельно иерархию потребностей и иерархию ситуаций.

Иерархия потребностей.

В концепции В.А.Ядова выделяются четыре уровня потребностей, соответственно тому, в каких сферах деятельности они находят свое удовлетворение. Основанием классификации служат здесь последовательное расширение границ активности личности.

Первая сфера, где реализуются потребности человека - ближайшее семейное окружение.

Вторая сфера - контактная ( малая) группа, в рамках которой действует индивид.

Третья сфера - более широкая сфера деятельности, связанная с определенной сферой труда, досуга, быта.

Четвертая сфера - сфера деятельности, понимаемая как определенная социально-классовая структура, в которую индивид включается через освоение идеологических и культрных ценностей общества .

Ситуации структурированы по длительности времени существования данных условий деятельности. Т.е. ситуацию деятельности можно рассматривать как быстро изменяющуюся или же устойчивую.
Первый уровень - быстро изменяющиеся предметные ситуации;
Второй уровень - ситуации группового общения, характерные для деятельности индивида в рамках малой группы. По своей
длительности подобные ситуации деятельности человека гораздо больше, чем предыдущии;
Третий уровень - устойчивые условия деятельности, имеющие место в различных социальных сферах ( труда , досуга, семейной жизни человека);
Четвертый уровень - наиболее длительные, устойчивые условия деятельности в рамках определенного типа общества, широкой экономической, политической и культурной структуры его функционирования.

Определенная диспозиция, как уже было сказано, возникает (и действует) на пересечении определенного уровня потребностей и ситуаций их удовлетворения. При этом выделяются четыре уровня диспозиций:
Первый уровень диспозиций - установка (set) (элементарные фиксированные установки (по Д.И.Узнадзе). Они формируются на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях. Эти установки лишены модальности ( переживания " за" или " против") и неосознаются субъектом.

Второй уровень диспозиций - социальные фиксированные установки или аттитюды - более сложные диспозиции, которые формируются на основе потребности человека в общении, осуществляемом в малой ( контактной) группе. Социальные установки образуются на базе оценки отдельных социальных объектов ( или их свойств) и отдельных социальных ситуаций ( или их свойств).

Третий уровень диспозиций - базовые социальные установки (общая направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности). Данные установки имеют трехкомпонентную структуру ( как и аттитюды), но это не столько выражение отношения к определенному социальному объекту, сколько к каким-то более значимым социальным областям. В этом случае направленность может быть представлена как идентификация личности со значимой для нее социальной деятельностью. Например, можно обнаружить доминирующую направленность в сферу профессиональной деятельности ( тогда основные интересы человека будут связаны, например, с достижением высокого уровня профессионализма, расширением профессиональных знаний и умений, построением профессиональной карьеры и т.п.).

Четвертый уровень диспозиций - система ценностных ориентаций личности на цели жизнедеятельности человека, а также на средства их достижения.

Система ценностных ориентаций формируется на основе высших социальных потребностей личности и детерминированна общими социальными условиями, типом общества, системой его экономических, политических, идеологических и культурных принципов.

46. Основные направления прикладных исследований социальной психологии.

Направление 1: управление и развитие организации.

В настоящее время социально-психологическая проблематика тесно переплетена с проблемами общей, медицинской, педагогической психологии, социологии, управления. Тот факт, что сфера в целом получила название "практическая социальная психология", обусловлен тем, что все области практических приложений психологических знаний есть области социальной жизни, где социально-психологические феномены – общение и совместная деятельность являются основными.

Традиционно выделяют несколько проблем в сферах психологии управления (социальной психологии организации).

I. Управление.

1. Психологические качества руководителя. С целью выявления психологических качеств руководителя применяются различные личностные тесты и описательные методики, включающие характеристики идеального руководителя. Например, анализ совместимости руководителя и коллектива или выявление роли "обратной связи" (знание руководителем того, как он воспринимается подчиненными) в эффективности управления и т.д. Распространенным методом таких исследований является составление психологического портрета руководителя, включающего его способность к восприятию нововведений, его гибкость в применении разных форм контроля и т.д.

2. Деловое общение. Проблема оптимизации делового общения для руководителей разного ранга решается не только при помощи совокупности прикладных исследований, но и практических занятий для руководителей. На них в основном отрабатываются стратегии и техника делового общения, его правила и нормы. Как правило, психолог-практик выступает здесь в роли руководителя практических занятий, например, по организации деловой беседы, совещания. Здесь также эффективна организация специальных деловых игр.

II. Развитие организации. "Развитие организации" или "организационное развитие" означает создание особой культуры по использованию различных технологий для совершенствования поведения индивидов и групп в организации, особенно в том, что касается принятия решений, решения конфликтов, развития сети коммуникаций. В более узком смысле организационное развитие предполагает обеспечение таких условий, при которых организация становится самообновляющейся системой, изменяющейся в зависимости от изменения ее целей, когда разработан механизм непрерывного совершенствования структуры с учетом требований роста организации, повышения ее эффективности

Наши рекомендации