I. Непосредственные (информационные)
1.Семантические (смысловые):
1) высокая субъективная сложность задачи;
2) высокая ответственность задания;
3) опасность ситуации;
4) недостаточный контроль за ситуацией;
5) неопределенность (неизвестность) оперативной ситуации;
6) непредсказуемость развития ситуации;
7) частичный или полный неуспех в деятельности;
8) противоречивость информации и т. п.
2. Операциональные:
1) дефицит информации;
2) избыточность информации;
3) большой объем информации;
4) низкая вероятность поступления значимой информации;
5) нарушения ритма поступления информации и т. п. -
3. Временные:
1) дефицит времени;
2) большая длительность воздействия рабочей нагрузки;
3) аритмичность предъявления информации;
448 Приложение I
4) высокий темп предъявления информации;
5) неопределенность времени (неожиданность) поступления.
4. Организационные:
1) низкая объективная вероятность предъявления информации, объективная неопределенность момента предъявления информации;
2) неправильный выбор необходимой информации;
3) отвлечение внимания;
4) пропуск сигнала, объективная сложность задачи;
5) совмещенная деятельность и т. п.
5. Технические:
1) отказ системы;
2) блокировка сигнала;
3) маскировка, искажение сигнала;
4) ложная информация;
5) интерференция сигналов;
6) противоречие информационных признаков ситуации;
7) недостаточный привлекающий эффект сигнала;
8) несоответствие сигнальных признаков информации и т. п.
И. Главные (субъектные)
1.Морально-нравственные (недисциплинированность, безответственность, небрежность и т. п.).
2. Профессиональные (низкий уровень знаний, недостатки в развитии навыков и умений, отсутствие необходимого опыта и т. п.).
3. Физиологические: снижение резервов организма в результате острых и хронических заболевании, неблагоприятные функциональные состояния (укачивание, утомление, десинхропоз, неудовлетворительный уровень чувствительности анализаторов и т. п.). (Бодров В. А. Информационный стресс. М., 2000.)
III. Сопутствующие (средовые)
1. Ворганизации труда:
1) нерациональный режим труда и отдыха (сверхурочные, ночные смены);
2) чрезмерная рабочая нагрузка;
3) недостатки в обратной связи о результатах деятельности, неадекватная оценка деятельности и оплата труда;
4) недостатки в охране труда, технике безопасности, организации рабочего места;
5) недостатки в профессиональном (медицинском, психологическом) отборе, в психологическом и медицинском контроле в процессе деятельности и т. п.
Приложение 1 449
2. В средствах труда:
1) недостатки в компоновке приборов, кодировании информации, разборчивости текстуры, светотехнических характеристик приборов, конструкции органов управления, их загрузки, пространственном соотношении и т. п.
3. В условиях труда:
1) недостатки в микроклимате и газовом составе воздуха на рабочем месте, в уровне шума, вибрации и освещенности, в конструкции рабочего места, обзоре, досягаемости до органов управления;
2) неблагоприятный психологический климат в коллективе;
3) недостаточная совместимость, сплоченность;
4) межличностные конфликты;
5) низкий ролевой статус;
6) неудовлетворительный уровень социальной ответственности, личного доверия, общественного признания, одобрения и т. п.
Основные функциональные блоки(Бодров В. А. Информационный стресс. М., 2000):
♦ мотивов деятельности;
♦ целей деятельности;
♦ программы деятельности;
♦ информационной основы деятельности;
♦ принятия решений;
♦ подсистемы деятелыюстно важных качеств.
15 Зак. 1109
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Структура деятельности руководителя факультета
Гностические умения: 1)изучать потребности государства п его требования к выпускникам данного факультета; 2) изучать возможности факультета удовлетворять этим требованиям; 3) изучать продвижение студентов и педагогического коллектива в области реализации государственных требований и получения искомого результата; 4) анализировать и совершенствовать собственную деятельность в соответствии с критериями успешности работы факультета; 5) изучать способы совершенствования деятельности коллектива преподавателей н студентов.
Проектировочные умения:1) исходя из комплексных перспективных планов педагогической, научной, общественной деятельности вуза, планировать социальное развитие факультета на длительный срок; 2) проектировать работу педагогического коллектива в области совершенствования учебных планов, программ, учебников, учебных пособий, инструктивных материалов, учитывая весь пятилетний цикл обучения студентов на факультете; 3) проектировать совершенствование организационных форм и методов теоретического обучения студентов в течение всего цикла; 4) проектировать систему заданий студентам, направленных на улучшение их трудовой непрофессиональной подготовки в течение всего цикла; 5) проектировать систему заданий студентам, направленных па совершенствование их практики в течение всего цикла подготовки.
Конструктивные умения: 1)конкретизировать планы и цели факультета и всех его подсистем до уровня сроков и индивидуальных планов работы сотрудников и контроля за содержанием воспитания и обучения студентов в ближайшее время; 2) конкретизировать планы работы руководителей педагогических коллективов (в том числе сроки контроля) над совершенствованием средств, форм, методов учебно-воспитательной работы со студентами; 3) конкретизировать сроки и формы обучения и контроля студентов методами и приемами самостоятельной учебно-исследовательской деятельности; 4) конкретизировать сроки и формы обучения и контроля студентов методами и приемами самостоятельной общественно-политической и профессиональной деятельности; 5) конкретизировать сроки и формы повышения квалификации преподавателей с учетом развития специализаций, создания новых спецкурсов и факультативов.
Коммуникативные умения:1) устанавливать на факультете педагогически целесообразные взаимоотношения, чтобы в коллективе существовала подлинно творческая атмосфера поиска, плодотворных дискуссий, творческой взыскательности; 2) завоевывать в коллективе авторитет, налаживая деловые контакты как с преподавателями кафедр, так и с администрацией вуза; 3) управлять своим настроением; 4) побуждать членов коллектива ответственно выполнять поставленные задачи; 5) тактично и принципиально критиковать отдельных преподавателей, предотвращать конфликты.
Приложение 2
Организаторские умения: 1)обеспечивать успешное выполнение спроектированных целей и намеченных планов, выступая инициатором в организации коллективной деятельности факультета и всех его подсистем: 2) организовать взаимопомощь в педагогическом коллективе, опираясь на систему контроля за индивидуальной деятельностью преподавателе]'!; 3) опираться на своих заместителей в организации управления факультетским коллективом, обеспечивая тем самым целенаправленную и взаимосвязанную работу всех подразделений педагогической системы; 4) обеспечить исполнительскую культуру и индивидуальную ответственность всех категорий сотрудников коллектива по выполнению приказов и постановлений вышестоящих организаций и своих собственных; 5) поощрять творческую и исполнительскую активность своих заместителей, преподавателей и студентов.