I. Непосредственные (информационные)

1.Семантические (смысловые):

1) высокая субъективная сложность задачи;

2) высокая ответственность задания;

3) опасность ситуации;

4) недостаточный контроль за ситуацией;

5) неопределенность (неизвестность) оперативной ситуации;

6) непредсказуемость развития ситуации;

7) частичный или полный неуспех в деятельности;

8) противоречивость информации и т. п.

2. Операциональные:

1) дефицит информации;

2) избыточность информации;

3) большой объем информации;

4) низкая вероятность поступления значимой информации;

5) нарушения ритма поступления информации и т. п. -

3. Временные:

1) дефицит времени;

2) большая длительность воздействия рабочей нагрузки;

3) аритмичность предъявления информации;

448 Приложение I

4) высокий темп предъявления информации;

5) неопределенность времени (неожиданность) поступления.

4. Организационные:

1) низкая объективная вероятность предъявления информации, объективная неопределенность момента предъявления информации;

2) неправильный выбор необходимой информации;

3) отвлечение внимания;

4) пропуск сигнала, объективная сложность задачи;

5) совмещенная деятельность и т. п.

5. Технические:

1) отказ системы;

2) блокировка сигнала;

3) маскировка, искажение сигнала;

4) ложная информация;

5) интерференция сигналов;

6) противоречие информационных признаков ситуации;

7) недостаточный привлекающий эффект сигнала;

8) несоответствие сигнальных признаков информации и т. п.

И. Главные (субъектные)

1.Морально-нравственные (недисциплинированность, безответственность, небрежность и т. п.).

2. Профессиональные (низкий уровень знаний, недостатки в развитии навыков и умений, отсутствие необходимого опыта и т. п.).

3. Физиологические: снижение резервов организма в результате острых и хронических заболевании, неблагоприятные функциональные состояния (укачивание, утомление, десинхропоз, неудовлетворительный уровень чувствительности анализаторов и т. п.). (Бодров В. А. Информационный стресс. М., 2000.)

III. Сопутствующие (средовые)

1. Ворганизации труда:

1) нерациональный режим труда и отдыха (сверхурочные, ночные смены);

2) чрезмерная рабочая нагрузка;

3) недостатки в обратной связи о результатах деятельности, неадекватная оценка деятельности и оплата труда;

4) недостатки в охране труда, технике безопасности, организации рабочего места;

5) недостатки в профессиональном (медицинском, психологическом) отборе, в психологическом и медицинском контроле в процессе деятельности и т. п.

Приложение 1 449

2. В средствах труда:

1) недостатки в компоновке приборов, кодировании информации, разборчивости текстуры, светотехнических характеристик приборов, конструкции органов управления, их загрузки, пространственном соотношении и т. п.

3. В условиях труда:

1) недостатки в микроклимате и газовом составе воздуха на рабочем месте, в уровне шума, вибрации и освещенности, в конструкции рабочего места, обзоре, досягаемости до органов управления;

2) неблагоприятный психологический климат в коллективе;

3) недостаточная совместимость, сплоченность;

4) межличностные конфликты;

5) низкий ролевой статус;

6) неудовлетворительный уровень социальной ответственности, личного доверия, общественного признания, одобрения и т. п.

Основные функциональные блоки(Бодров В. А. Информационный стресс. М., 2000):

♦ мотивов деятельности;

♦ целей деятельности;

♦ программы деятельности;

♦ информационной основы деятельности;

♦ принятия решений;

♦ подсистемы деятелыюстно важных качеств.

15 Зак. 1109

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Структура деятельности руководителя факультета

Гностические умения: 1)изучать потребности государства п его требования к выпускникам данного факультета; 2) изучать возможности факультета удовлетворять этим требованиям; 3) изучать продвижение студентов и педагогического коллектива в области реализации государственных требований и получения искомого результата; 4) анализировать и совершенствовать собственную деятельность в соответствии с критериями успешности работы факультета; 5) изучать способы совершенствования деятельности коллектива преподавателей н студентов.

Проектировочные умения:1) исходя из комплексных перспективных планов педагогической, научной, общественной деятельности вуза, планировать социальное развитие факультета на длительный срок; 2) проектировать работу педагогического коллектива в области совершенствования учебных планов, программ, учебников, учебных пособий, инструктивных материалов, учитывая весь пятилетний цикл обучения студентов на факультете; 3) проектировать совершенствование организационных форм и методов теоретического обучения студентов в течение всего цикла; 4) проектировать систему заданий студентам, направленных на улучшение их трудовой непрофессиональной подготовки в течение всего цикла; 5) проектировать систему заданий студентам, направленных па совершенствование их практики в течение всего цикла подготовки.

Конструктивные умения: 1)конкретизировать планы и цели факультета и всех его подсистем до уровня сроков и индивидуальных планов работы сотрудников и контроля за содержанием воспитания и обучения студентов в ближайшее время; 2) конкретизировать планы работы руководителей педагогических коллективов (в том числе сроки контроля) над совершенствованием средств, форм, методов учебно-воспитательной работы со студентами; 3) конкретизировать сроки и формы обучения и контроля студентов методами и приемами самостоятельной учебно-исследовательской деятельности; 4) конкретизировать сроки и формы обучения и контроля студентов методами и приемами самостоятельной общественно-политической и профессиональной деятельности; 5) конкретизировать сроки и формы повышения квалификации преподавателей с учетом развития специализаций, создания новых спецкурсов и факультативов.

Коммуникативные умения:1) устанавливать на факультете педагогически целесообразные взаимоотношения, чтобы в коллективе существовала подлинно творческая атмосфера поиска, плодотворных дискуссий, творческой взыскательности; 2) завоевывать в коллективе авторитет, налаживая деловые контакты как с преподавателями кафедр, так и с администрацией вуза; 3) управлять своим настроением; 4) побуждать членов коллектива ответственно выполнять поставленные задачи; 5) тактично и принципиально критиковать отдельных преподавателей, предотвращать конфликты.

Приложение 2

Организаторские умения: 1)обеспечивать успешное выполнение спроектированных целей и намеченных планов, выступая инициатором в организации коллективной деятельности факультета и всех его подсистем: 2) организовать взаимопомощь в педагогическом коллективе, опираясь на систему контроля за индивидуальной деятельностью преподавателе]'!; 3) опираться на своих заместителей в организации управления факультетским коллективом, обеспечивая тем самым целенаправленную и взаимосвязанную работу всех подразделений педагогической системы; 4) обеспечить исполнительскую культуру и индивидуальную ответственность всех категорий сотрудников коллектива по выполнению приказов и постановлений вышестоящих организаций и своих собственных; 5) поощрять творческую и исполнительскую активность своих заместителей, преподавателей и студентов.

Наши рекомендации