Глава 1. психология труда как область научного знания

о труде.......................................24

1.1.Объект, предмет изучения и задачи психологии труда ... 24

1.2. Категории «деятельность» и «труд» в психологии ......29

1.3. Взаимосвязи психологии труда с другими дисциплинами 33

1.4. Современная наука, или Структура научных революций 34

1.5. Парадигмы психологии труда........................37

Контрольные вопросы .................................37

Практические задания .................................38

Литература ..........................................38

Глава 2. История психологии труда....................39

2.1. История зарубежной психологии труда ...............39

2.2. Психология труда в России......................... 46

2.3. Место психологии в системе наук о человеке

как субъекте деятельности...........................50

2.4. Тенденции развития общества, общественного производства и представлений о субъекте труда.........52

2.5. Парадигмы психологии труда........................56

Контрольные вопросы ..............56

Практические задания .................................57

Литература .......................................... 57

Глава 3. Психология труда: основные составляющие научной дисциплины...................................58

3.1. Основные разделы психологии труда . . ................58

3.2. Психология труда .................................62

3.3. Инженерная психология............................64

4 Оглавление

3.4. Эргономика.......................................65

3.5. Организационная психология .......................72

3.6. Профессиональная ориентация ......................79

3.7. Профессиональное обучение ........................83

3.8. Парадигмы психологии труда........................84

Контрольные вопросы .................................85

Литература .......................................... 85

Глава 4. Трудовой пост, рабочее место и профессия........87

4.1. Трудовой пост и его структура.......................87

4.2. Системный подход в исследовании предмета психологии труда.............................................93

4.3. Профессия как система социальных отношений. Трудовой пост и рабочее место.......................96

4.4. Парадигмы психологии труда.......................107

Контрольные вопросы ................................108

Литература..........................................108

Глава 5. Эргатические функциии классификация профессий 110

5.1. Эргатические функции и их генезис .................110

5.2. Классификация профессий.........................115

5.3. Психические регуляторы труда .....................119

5.4. «Золотое правило» психологии труда................126

5.5. Парадигмы психологии труда.......................127

Контрольные вопросы . . ..............................127

Литература..........................................127

Глава 6. Методы изучения трудовой деятельности........129

6.1.Методы исследования в психологии .................129

6.2. Психологический анализ профессиональной деятельности ..................................... 140

6.3. Психологический анализ трудовых движений.........144

6.4. Эргономические основы проектирования рабочих мест . 145

6.5. Рабочее место психолога в организации..............154

6.6. Парадигмы психологии труда.......................160

Контрольные вопросы ................................162

Практические задания ................................163

Литература..........................................163

Оглавление 5

Глава 7. Условия профессиональной деятельности

и эффективность труда..........................165

7.1. Пути развития трудовой деятельности ...............165

7.2. Профессиональный стресс .........................169

7.3. Работоспособность и функциональные состояния......172

7.4. Экстремальные, субэкстремальные и особые условия деятельности ..................................... 177

7.5. Биоритмы и эффективность трудовой деятельности ............. 189

7.6. Психология безопасности..........................192

7.7. Парадигмы психологии труда.......................201

Контрольные вопросы ................................201

Практические задания ................................202

Литература..........................................202

Глава 8. Адаптация человека к профессиональной

деятельности..................................203

8.1. Психологические механизмы адаптации человека

к деятельности в организации .......................203

8.2. Профессиональная пригодность и пути адаптации человека к требованиям профессии...................208

8.3. Кризисы профессионального становления............211

8.4. Проблема стиля деятельности и структурирование ее пространства ..................................... 218

8.5. Уровни психологической поддержки субъекта труда ........... 231

8.6. Парадигмы психологии труда.......................232

Контрольные вопросы ................................233

Практические задания................................234

Литература..........................................234

Глава 9. Профессиональная пригодность и профессионализм 235

9.1. Принципы определения профессиональной пригодности

и процесс ее формирования.........................235

9.2. Профессиограмма и психограмма ...................238

9.3. Задачи науки и практики: подходы и методы профессиографии..................................241

9.4! Профессионально важные качества и способности .....246

9.5. Профессионально важные качества: контексты оценок . ....... 251

9.6. Динамика требований к ПВК субъекта...............260

6 Оглавление

9.7. Профессии типа «человек-человек»: восприятие ПВК партнеров ........................................ 272

9.8. Профессионализм и модели специалиста.............276

9.9. Парадигмы психологии труда.......................279

Контрольные вопросы ................................286

Литература..........................................286

Глава 10. Профессиональный отбор персонала организаций. 288

10.1. Профессиональный отбор как элемент управления персоналом.......................................288

10.2. Особенности деятельности в системе «человек-техника» ................................. 292

10.3. Особенности деятельности в системах «человек-природа», «человек-знак», «человек - художественный образ» .... 297

10.4. Особенности деятельности в системе «человек-человек» ................................ 301

10.5. Парадигмы психологии труда......................304

Контрольные вопросы................................306

Литература..........................................306

Глава 11. Подбор, расстановка и обучение персонала......308

11.1.Подбор, найм и расстановка кадров.................308

11.2. Методы оценки профессионального потенциала субъектов труда...................................319

11.3. Обучение и переподготовка персонала организации . . . 324

11.4. Парадигмы психологии труда......................330

Вопросы............................................332

Практические задания ................................332

Литература..........................................333

Наши рекомендации