Проблема «личностного» взросления.
Профессиональная склонность к рефлексии способствует тому, что психолог начинает явственно видеть и чувствовать изменения в собственном мировоззрении, в своих взглядах на какие-либо события и вещи. Это не всегда его радует. Но это неизбежно и, как правило, позитивно. Надо просто быть готовым к этому.
4. Проблема налаживания контактов с деть
ми и родителями.
Эта проблема косвенно касается проблемы взаимодействия психолога и педагогов групп. В случае позитивных контактов педагог при необходимости или возникновении проблем может посоветовать родителям обратиться за помощью к психологу. Но психолог и сам должен позаботиться о себе: вывесить в групповых раздевалках приглашения для родителей с указанием консультативных часов, заинтересовать новой информацией психологического плана, касающейся проблем в развитии детей, повесить объявления о проведенном диагностическом обследовании детей и о возможности узнать его результаты в часы приема и т. д.
5. Полное «погружение» в работу в ущерб
личному времени.
Часто молодые специалисты бросаются в работу, отдавая ей все силы и время. Такое рвение при-
Справочник дошкольного психолога
ятно администрации, но опасно для самого специалиста — перегрузками, нарушением баланса между работой и личной жизнью. К тому же со временем это проходит, а руководство, привыкшее к тому, что психолог сидит на работе днями и ночами, начинает недоумевать и негодовать, что специалист ушел с работы вовремя. Может возникнуть, конечно, «производственная необходимость» (объезды, проверки и т. д., которыми изобилует жизнь ДОУ), тогда лучше остаться после работы и помочь нуждающимся в вас.
6. Критичное отношение к возрасту (читай — «наличию опыта») психолога со стороны педагогов и родителей.
Свое нежелание обращаться за помощью к психологу некоторые педагоги и родители мотивируют его молодостью. В этом случае лучше всего поможет чувство юмора. Одна умная женщина-психолог на такой аргумент ответила: «А у нас, психологов, профессиональная обязанность выглядеть молодо!»
Таким образом, становится очевидно, что первые шаги психолога в коллективе — период ответственный и трудный. И, как уже говорилось, от того, как специалист себя зарекомендует, зависит успешность его дальнейшей работы.
Для построения собственной модели деятельности психологу важно знать ожидания педагогов, их представления о психологической работе. Информацию можно получить из непосредственных бесед и собственных наблюдений. Лучше, если психолог сам придет к педагогу в группу. Не стоит
Глава 2. Организация деятельности психолога в ДОУ
задавать прямые вопросы. В процессе таких бесед «всплывает» много подводных камней, на первый взгляд незаметных: личностные особенности педагога, особенности взаимоотношений с администрацией, ценности коллектива, система работы с родителями, профессиональная позиция педагога, отношение к детям и т. д. Задача психолога — выделить важное для себя. Побеседовать необходимо с каждым сотрудником, включая и помощников воспитателя.
Если психологическая служба уже действовала в учреждении, новому специалисту необходимо проанализировать закономерности ее функционирования, планы, документацию, особенности сложившихся взаимоотношений с коллективом. Нерационально менять систему, необходимо выделить в ней позитивные моменты и отметить негативные.
В случае, если психолог в учреждении не работал, необходимо раскрыть коллективу особенности работы психолога, направления и формы его деятельности, его возможности и ожидания. Такое ознакомление может происходить в форме групповой консультации, семинара, деловой игры.
Работе с педагогами в первый год деятельности необходимо уделять особое внимание. Это обусловлено тем, что при построении позитивного взаимодействия с педагогами возникает возможность наиболее эффективного решения целого ряда проблем. Для этого необходимо заинтересовать педагогов, предложить им интересные темы для бесед в неформальной обстановке. Можно использовать «сюрпризные моменты»: письменные приглашения,
Справочник дошкольного психолога
конкурсы, психологические игры. Но важно, чтобы это не превращалось в пустое времяпрепровождение. Психолог должен четко следовать своей цели и направлять ход беседы в нужное русло.
Необходимо как можно чаще бывать в группах. Педагоги должны знать, что психолог — это помощник, а не контролер. Только тогда будет создана необходимая атмосфера доверия, исключающая давление на педагогов. Важно объяснить, что деятельность и педагога, и психолога направлена на создание условий для развития ребенка, обеспечение его благополучия, а различия заключаются лишь в средствах.
Многое зависит от того, какую позицию занимает психолог. В книге М.Р. Битяновой1 «Организация психологической работы в школе» выделяется несколько моделей межличностных отношений психолога и педагогов, складывающихся в повседневном общении. Эти позиции с некоторыми коррективами можно отнести и к условиям детского сада.
1-я позиция. «При директоре/заведующей».В такой позиции психолог становится личным психотерапевтом администратора, следствием чего, во-первых, является подмена деловых отношений личными, а во-вторых, нарушение отношений с педагогами. Позиция изначально неэффективная и приводящая к осложнениям, так как любая попытка сменить эту позицию приводит к нарушению деловых отношений. Хотя данная позиция позволяет
1 Битянова М.Р. организация психологической работы в школе. М., 1998.
Глава 2. Организация деятельности психолога в ДОУ
психологу реально влиять на педагогический процесс, для самого психолога она чревата самыми плачевными последствиями: он становится объектом сплетен и пересудов, на него часто жалуются начальству, а его неудачи вызывают злорадство. В такой ситуации наиболее действенными оказываются административные меры, что лишь снижает эффективность психологической работы.
2-я позиция. «Самый умный».Близка по результатам к первой, но в отличие от нее провоцируется стилем поведения психолога. Имеет ярко выраженную ироническую окраску, выражаемую обычно педагогами с большим стажем, стиль общения которых характеризуется авторитарностью и агрессивностью. При возникновении проблем они часто снимают с себя ответственность, обращаясь к психологу с требованием «сделать что-нибудь». Такая реакция педагогов возникает на благородное желание психолога «научить, как надо», на использование им научной терминологии, часто непонятной педагогам, а также на излишнюю критичность по отношению к тому, как строилась деятельность до его прихода в детский сад. В любом случае данная позиция тоже неэффективна.
3-я позиция. «Сам по себе». Втакой позиции психолог фактически не является участником психологического процесса, все знают о его существовании, но никто не понимает, чем он занимается. Его работа отрывочна и эпизодична. Его образ окутан дымкой загадочности. И если в начале коллектив проявляет любопытство к деятельности пси-
Справочник дошкольного психолога
холога, то далее интерес постепенно пропадает и об этом специалисте забывают. Такая позиция может быть выгодна, с одной стороны, администрации, которая не заинтересована во вмешательстве в привычное течение дел, а с другой, псевдопсихологам, по какой-либо причине не желающим или не умеющим работать.
4-я позиция. «Один из нас».У психолога в такой позиции есть возможность установить равноправные отношения с педагогами, активно включиться в общую систему деятельности, повышая ее эффективность. Но существует опасность быть вовлеченным в межличностные эмоциональные контакты, которые не всегда носят позитивную окраску. И тогда трудно будет сохранить нейтралитет как основной принцип деятельности психолога.
5-я позиция. «Палочка-выручалочка».Оказание помощи, не относящейся к психологической (в частности, выполнение всевозможных просьб и поручений как администрации, так и педагогов), становится основным содержанием деятельности психолога. В такую позицию часто попадают молодые специалисты, в силу своих личностных особенностей не желающие портить отношения с коллегами и администрацией.
Для того чтобы избежать таких манипуляций, важно выделить для себя приоритеты, осознать и принять их. Умение тактично, но твердо ответить отказом вырабатывается не сразу, но это единственная защита от манипуляторов. Это отнюдь не означает, что психолог категорически должен отказываться от выполнения просьб, обращенных к
«
Глава 2. Организация деятельности психолога в ДОУ
нему и не входящих в круг его профессиональных обязанностей. Главное, чтобы выполнение таких поручений не стало основным содержанием его деятельности. Тем более что и в работе на группе вместо воспитателя (с этой просьбой администрация обращается к психологу особенно часто) есть свои плюсы, например более близкое знакомство с родителями, возможность взаимодействия с детьми в различных видах деятельности. Но и здесь необходима аккуратность, так как изначально позиции воспитателя и психолога различны, поэтому психологически грамотные руководители, желая сохранить специалиста, стараются не использовать психолога в качестве воспитателя.
Еще один немаловажный момент, требующий особого внимания. Это внешний вид психолога.Здесь, конечно, многое зависит от вкуса и материального достатка. Тем не менее, есть общие моменты, на которые стоит обратить внимание:
1. Главное правило — аккуратность и чистота.
2. Макияж и прическа не должны быть «кричащими».
3. Страстным любительницам украшений лучше умерить свои аппетиты и на работу не надевать их слишком много.
4. Одежда должна быть удобной и комфортной. Лучше, если у вас будет «рабочий комплект» — то, во что вы будете переодеваться, приходя на работу, и что даст возможность для активной работы с детьми.
Образ психолога должен складываться из уверенности в себе, скромности и респектабельности.
Справочник дошкольного психолога
Вопрос «рабочего комплекта» является еще и психогигиеническим: приходя на работу и переодеваясь, вы оставляете личные проблемы. То же самое и при уходе домой. Собственная психогигиена очень важна в работе психолога, так как это постоянное общение с людьми, приходящими со своими проблемами и трудностями. С другой стороны, психолог тоже живой человек, и у него в жизни тоже не все может складываться гладко. Поэтому важно найти те способы, которые помогли бы настроиться на работу или снять с себя груз чужих проблем. Каждый должен найти свое: аутогенная тренировка, душ, музыка, ритуальные действия и т. д. '
Профессиональная адаптация психолога не может ограничиться какими-либо временными рамками, они очень условны. Важно развивать в себе умение изменяться, быть открытым и не бояться ошибок. Как сказал философ: «Человеку свойственно ошибаться», — а другой умный человек добавил: «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает!»
§ 2. ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТА ПСИХОЛОГА
Организация и оформление кабинета психолога требует особого внимания и со стороны самого специалиста, и со стороны администрации. За материальную сторону ответственна администрация ДОУ, что оговаривается при подписании договора о приеме психолога (как и других специалистов) на работу. Тем не менее, реальная ситуация фи-
Глава 2. Организация деятельности психолога в ДОУ
нансирования часто способствует тому, что специалистам приходится заниматься самофинансированием. Такой вариант наиболее распространен в практике ДОУ и требует, кроме всего, временных и энергетических затрат работников.
При организации кабинета необходимо исходить из реальных возможностей. Идеальным вариантом является наличие отдельного помещения, отведенного под кабинет психолога. Но также часто встречается ситуация, когда психолог делит кабинет с другим специалистом.
Остановимся на общих требованиях к оформлению.
Предпочтительнее, чтобы размер комнаты был небольшим, желательно наличие окна. Цветовое решение должно быть мягким, в голубых, зеленых, кремовых тонах. Если обои имеют рисунок, он должен быть мелким и неброским. Не стоит увлекаться «детской» тематикой (обои в стиле игровой комнаты, с собачками, клоунами и т. д.), так как кабинет психолога является еще и консультативным. Окно должно быть занавешено гардинами.
По возможности кабинет должен располагаться в отдалении от медицинского и административного кабинетов, от музыкального и физкультурного залов. Близость к первым двум может препятствовать приходу или возникновению боязни, скованности (страх медицинских процедур, ощущение контроля). Близость же к спортивному или музыкальному залу повышает уровень шума в кабинете, что может негативно сказываться на устойчивости внимания клиента. Идеальной звуко-
'25
Справочник дошкольного психолога
изоляции в детском саду не бывает, но необходимо добиваться предотвращения проникновение звуков из кабинета психолога (принцип конфиденциальности) .
Подбор оборудования и мебели должен осуществляться в соответствии с направлениями работы психолога.
1. Консультативное пространство оснащается журнальным столиком и двумя креслами. .
2. Игровое пространство включает стеллажи и полки с игрушками, небольшой ковер, небольшой стол и 2—3 детских стульчика.
3. Организационно-планирующее пространство кабинета оснащается письменным столом, стеллажом или шкафом для книг и картотек.
В наличии должны быть картотеки:
— психологической литературы;
— игр и упражнений для развития и коррекции познавательной сферы;
— стимульного материала к диагностическим методикам в работе с детьми;
— стимульного материала к диагностическим методикам в работе с родителями и педагогами;
— бланки и анкеты тестов.
Наличие таких картотек систематизирует работу психолога, помогает экономить время. Данный перечень может варьироваться в соответствии со спецификой работы конкретного ДОУ.
В наличии должен быть магнитофон с функцией записи и подбор аудиокассет с разнохарактерной музыкой (релаксационная, активизирующая, шум леса и моря, детские песенки и т. д.).
Глава 2. Организация деятельности психолога в ДОУ
Литература должна классифицироваться по следующим разделам:
— по общей психологии (включая словари);
— по детской психологии и возрастным особен: ностям детей;
— коррекционно-развивающая;
— по диагностике уровня развития детей;
— для родителей;
— периодические издания;
— по организации психологической службы в ДОУ.
Игровое пространство должно включать:
1) набор мозаик из пластмассы;
2) пазлы;
3) пирамиды, матрешки;
4) конструктор (типа «Лего»);
5) сюжетные кубики;
6) небольшой набор строительного материала;
7) куб форм (с прорезями);
8) различные головоломки;
9) тематические игры типа «Азбука настроений», «Волшебное путешествие», «Четвертый — лишний», «Логический поезд» и т. д.;
10) маски с различным эмоциональным выражением;
11) различные виды кукол:
— перчаточные;
— пальчиковые;
— конусные;
— веревочные (мальчик и девочка);
— «дергунчики»;
12) игрушки-сюрпризы с включением движения,
цвета и звука; ч
Справочник дошкольного психолога
13) наборы маленьких игрушек (типа «Киндер-
сюрприз»):
— деревья;
— здания, дома;
— мебель;
— машинки;
— посуда;
— дикие животные;
— домашние животные;
— древние животные (динозавры);
— солдатики;
— самолеты, вертолеты, лодки;
— драгоценности, клады;
— пупсы, люди;
— фантастические персонажи;
— лопатка, совок, ведерко;
— природный материал (листики, камыш, орешки, водоросли, корешки, шишки хмеля и т. д.);
— оружие, бытовые приборы;
— соска;
— семья животных;
— семья людей;
14) емкости для песка (голубой деревянный ящик
с коричневыми сверху бортиками 60x40x10 см);
15) емкость для воды с набором плавающих игрушек;
16) детский дартс, лучше с мячиком на резинке, а не с дротиками;
17) игрушка Бобо (без лица) или подушка для выплеска агрессивности;
18) разнообразный художественный материал: пластилин, глина и т. д.
Глава 2. Организация деятельности психолога в ДОУ
Такой перечень игровых материалов способствует использованию психологом широкого спектра терапевтических техник: игротерапии, сказкотера-пии, изотерапии, пескотерапии. Выбор приоритетного направления зависит от профессиональных предпочтений специалиста. Игрушки должны располагаться в доступном для ребенка месте, на открытых или застекленных полках. Песок должен быть чистым, прокаленным.
Организуя пространство кабинета, необходимо помнить, что основными принципами, которыми необходимо руководствоваться, являются комфортность, гармоничность и доверительность атмосферы. Кабинет не должен загромождаться лишними предметами, вещами. Лучше, если комнатное растение будет одно, но большое. Возможно включение в интерьер кабинета аквариума. Нежелательно присутствие личных вещей психолога, например фотографий.
Один из вариантов организации пространства кабинета показан на рисунке 1 (в случае, если у психолога отдельный кабинет).
Вариантом организации пространства при необходимости использования кабинета двумя специалистами, например старшим воспитателем и психологом, может быть следующий (рисунок 2).
Одним из важных аспектов деятельности психолога является забота о психо-эмоциональном состоянии педагогов. В целях снятия напряжения необходимо организовывать во время сна детей «релаксационные паузы» для педагогов и, по желанию, других сотрудников ДОУ. Для проведения