Глава 1. теоретические основания деятельности
ББК 88.8 Ш64
ОТ АВТОРА
Широкова Г. А.
Ш64Справочник дошкольного психолога/Серия «Справочники». — Ростов н/Д: «Феникс», 2004. — 384 с.
Справочник освещает широкий спектр вопросов организации деятельности психолога в детском дошкольном учреждении: диагностические методики, работа с педагогами и родителями, коррекция личности и поведения детей.
Книга имеет практическую направленность и предназначена для использования в повседневной работе психолога ДОУ.
ISBN 5-222-03587-5 ББК 88.8
© Широкова Г.А., 2003
© Изд-во «Феникс»: оформление, 2003
Предлагаемая вашему вниманию книга является попыткой систематизации современных подходов к организации психологической службы в дошкольных образовательных учреждениях (далее — ДОУ). Цель данной книги — облегчить ваш каждодневный труд и помочь безболезненно адаптироваться к условиям конкретного ДОУ. Она также будет полезна и психологам, уже имеющим опыт практической работы.
Предлагается теоретический материал, касающийся закономерностей развития детей дошкольного возраста, обращается внимание на новообразования этого периода жизни. Небольшой экскурс в детскую психологию и обзор основных теорий, являющихся базисом деятельности детского психолога, помогут вам лучше ориентироваться в вопросах развития и коррекции личности и поведения детей.
Одна из глав посвящена регуляции деятельности психолога в ДОУ, приводится перечень отчетной документации педагога-психолога. Автор касается и вопросов организации кабинета психолога, исходя из реальных материальных условий дошкольного образования.
Построение оптимального взаимодействия с педагогами, работающими непосредственно с детьми, — важнейшая задача психолога, от успешности реализации которой будет зависеть качество его деятельности. В книге представлена тематика занятий психолога с педагогами, приводится обзор основных форм работы с коллективом.
Справочник дошкольного психолога
Ставя во главу угла ценность личности ребенка, но делая акцент на различных аспектах его развития, каждый практический психолог моделирует свою профессиональную деятельность, основываясь на специфических особенностях учреждения, в котором он работает, которые включают: особенности программы («Детство», «Развитие» и т. д.), особенности контингента детей и родителей, профессиональные и личностные особенности педагогического коллектива. Тем не менее, можно выделить приоритеты, являющиеся общими для всех психологов образования:
— участие в создании эмоционально комфортных условий для субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) в ДОУ;
— повышение психологической культуры педагогов и родителей;
— изучение особенностей развития детей в триединстве эмоциональной; волевой и интеллектуальной сфер.
В настоящее время ведутся активные попытки разработки единого инвариантного компонента деятельности педагога-психолога ДОУ. Это может являться следствием общих проблем: отсутствие четких представлений о системном характере деятельности педагога-психолога в рамках ДОУ; преобладание теоретических знаний над практическими умениями у большинства начинающих психологов; акцент на диагностическом аспекте деятельности психолога в ущерб профилактическому и т. д.
Рассматриваются вопросы реализации основных направлений работы психолога:
От АВТОРА
— профилактики и просвещения;
— психодиагностики;
— поддержки деятельности ДОУ;
— консультирования;
— коррекции и развития.
Одно из важных мест в книге отведено работе с детьми, имеющими проблемы: агрессивными, застенчивыми, замкнутыми, гиперактивными. Предлагается авторская программа развития и коррекции социально-эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
В книге имеется достаточно широкий справочный материал: диагностические методики, тематика занятий с педагогами, информационный материал для работы с родителями.
Книга имеет практическую направленность и предназначена для использования в повседневной работе психолога ДОУ.
Основываясь на рефлексивном анализе своей профессиональной деятельности, автор стремится освоить основные проблемы, с которыми рано или поздно сталкивается каждый из его коллег-психологов.
Творческих успехов вам, уважаемые коллеги!
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
Построение системы работы педагога-психолога ДОУ невозможно без знаний теоретических основ и закономерностей развития ребенка-дошкольника.
В отечественной психологии проблема дошкольного детства охватывает возраст с 3 до 6-7 лет.
Л. С. Выготский1 определял возрастные особенности как наиболее типичные для детей того или иного возраста, указывающие на общее направление развития на том или ином этапе жизни.
Формирование личности ребенка происходит в его активной деятельности (А. Н. Леонтьев)2. На каждом возрастном этапе ведущей является определенная деятельность (общение, игра, учение, труд), обусловливающая основные изменения в
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991. Леонтьев АЛ. Избранные психологические произведения В 2-х т. М., 1983.
Глава 1. Теоретические основания деятельности ...
личности. Основными признаками ведущей деятельности являются следующие.
1.Внутри ведущей деятельности возникают и дифференцируются другие виды деятельности (например, обучение дошкольника возникает в игре — ведущей для него деятельности).
2. В процессе ведущей деятельности формируются и/или перестраиваются психические процессы (например, в игре формируются процессы воображения ребенка-дошкольника).
3. Ведущая деятельность — это деятельность, от которой зависят основные для данного периода развития психологические изменения личности ребенка (например, в игре ребенок усваивает общественные функции и нормы поведения людей).
Органы, системы и психические функции ребенка развиваются с разной интенсивностью и не параллельно. Согласно теоретическим положениям (Бодалев А. А., Ломов Б. Ф., Матюшкин А. М.)1 в онтогенетическом развитии существуют периоды, в течение которых организм становится особенно чувствителен к определенным воздействиям окружающей действительности. Такие периоды называют сензитивными.
Факторами, оказывающими непосредственное влияние на развитие ребенка, являются:
— наследственность;
— среда; .
— обучение и воспитание;
— активность самого ребенка.
1 Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1993.
Справочник дошкольного психолога
Схема 1
Глава 1. Теоретические основания деятельности ...
Схема 2
В процесс обучения и воспитания личности ребенка обучение «ведет» за собой развитие. И именно обучение создает «зону ближайшего развития» ребенка (т. е. то, что ребенок может сделать с помощью взрослого, под его руководством) и должно быть ориентировано на нее, а не на «зону актуального развития» (т. е. то, что ребенок уже умеет делать самостоятельно). Эффективность обучения и развития во многом определяется активностью самого ребенка, выступающей как условие психического развития его личности. Такая активность развивается и проявляется в различных видах деятельности дошкольника, способы организации и содержание которых опосредуют их развивающие возможности. Необходимо помнить, что деятельность ребенка будет носить развивающий харак-
Справочник дошкольного психолога
тер в том случае, если будет являться для него лично значимой.
Вразвитии активности ребенка и повышении эффективности его обучения и развития большую роль играет образовательная среда, организуемая взрослыми1.
Значение физиологических основ процесса развития и обучения является тем базисом, на котором строится профессиональная деятельность и педагогов, и психологов.
Работа всей нервной системы носит рефлекторный характер. Деятельность систем и лсихических функций регулируется центральной нервной системой (ЦНС), высшим отделом которой является кора головного мозга. Выделяют безусловные и условные рефлексы:
— безусловные рефлексы осуществляются спинным мозгом и мозговым стволом (низшие отделы ЦНС), носят постоянный, врожденный характер;
— условные рефлексы осуществляются большими полушариями головного мозга (высшие отделы ЦНС), носят временный характер, возникают и исчезают при определенных условиях (табл. 1).
Выделяют ряд факторов, влияющих на образование условных рефлексов.
1. Состояние здоровья (любое недомогание тормозит образование условных рефлексов).
2. Кора головного мозга должна находиться в активном (возбужденном) состоянии.
1 Дубровина И. В. Готовность к школе. М., 2001.
Глава 1. Теоретические основания деятельности ...
Таблица 1 Стадии формирования условных рефлексов
Название | Содержание |
1. Индифферентная | Первично-рецепторное восприятие предмета или объекта |
II. Сосредоточения | Возникновение реакции интереса по отношению к предмету или объекту, вопрос «что это?» |
III. Формирования неустойчивого условного рефлекса | Выделение существенных и второстепенных признаков предмета; формирование знаний о нем |
IV. Формирования устойчивого условного рефлекса | Практическое использование предмета или объекта как средства деятельности; формирование умения действовать с ним |
V. Автоматизма | Сосредоточение внимания на преобразовании целей и условий действий с предметом или объектом в ходе его практического использования; формирование навыка действий с ним |
3. Активность (возбуждение) коры головного мозга должна быть оптимальной, не повышенной и не сниженной.
4. Анатомическая зрелость и функциональное состояние анализаторов. Необходимо «включить» и активизировать как можно большее количество анализаторов (зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных) для получения информации в достаточном объеме.
Справочник дошкольного психолога
5. Формирование условного рефлекса должно идти последовательно — от простого к сложному.
6. Нельзя одновременно формировать несколько условных рефлексов.
7. Условный рефлекс формируется при условии систематичности.
При благоприятном действии вышеперечисленных факторов у человека формируются условные рефлексы (знания, умения, навыки).
Знания — это обобщенное отражение действительности.
Умения — применение знаний на практике.
Навыки — закрепленные действия, которые являются результатом обучения. Для навыков характерна автоматизация приемов выполнения действия, так как навык освобождает сознание от функции контроля над этими приемами, позволяет сосредоточиться на целях и условиях действия.
Эффективность обучения заключается именно в том, что знания и умения в итоге должны становиться навыками, основываясь на которых ребенок сможет творчески решать возникающие проблемы. Для этого необходимо строить обучение в соответствии с законами физиологии.
Таким образом, множество факторов влияют на развитие личности ребенка, на развитие его способностей в различных областях знаний и деятельности. Задача взрослых — способствовать созданию таких условий, которые обеспечивали бы ребенку возможность полноценного проживания каждого этапа его жизни. Для этого необходимо стимулировать собственную активность ребенка, его
Глава 1. Теоретические основания деятельности ...
любознательность и интерес к познанию окружающего мира, в соответствии с закономерностями психического развития включать ребенка в ведущую для данного возрастного этапа деятельность, учитывать сензитивные периоды в развитии новообразований, которые в дальнейшем станут фундаментом гармоничного индивидуального развития ребенка.
Рис. 1. План кабинета психолога
1— журнальный столик; 2 — кресла; 3 — детский стол; 4 — детские стульчики; 5 —: рабочий стол психолога; 6 — стул; 7 — книжный шкаф; 8 — стеллажи с картотеками; 9 — стеллажи с игрушками; 10 — емкость с песком; 11 — емкость с водой; 12 — разделительная стена (лучше, если она будет представлять собой натянутые и прикрепленные к полу и потолку декоративные веревки); 13 — большой цветок; 14— ковер
Рис. 2
1— письменный стол; 2— стулья; 3 — книжный шкаф; 4 — ковер; 5 — стеллажи с игрушками; 6 — журнальный столик;7 — кресла; 8 — емкость спеском
Справочник дошкольного психолога
такой формы работы требуются специальные условия. Если в ДОУ есть возможность, желательно организовать специальную комнату отдыха. В такой комнате должна быть мягкая удобная мебель, стены лучше, задрапировать тканью теплых тонов, окна должны иметь темные шторы, пол необходимо покрыть мягким ковром. Дополнительно можно использовать фито- или ароматерапию. Здесь также должен быть магнитофон и/или видеоаппаратура.
Но можно использовать и другие помещения, например музыкальный или спортивный зал.
Таким образом, необходимо учитывать то, что организация пространства кабинета во многом определяет эффективность деятельности психолога. Важно исходить из реальных возможностей.
ГЛАВА 4.
Содержание программы.
Блок 1. Формирование у ребенка следующих умений:
— представления о языке эмоций как знаках, подаваемых человеком о себе;
— знания о средствах выражения различных эмоциональных состояний;
Глава 5. Типичные проблемы в развитии детей ...
— понимание ребенком значения эмоциональной окраски слова, его значения в процессе общения, а также того, как влияют отрицательные эмоции на состояние самого человека и других людей;
— умения регулировать свои отрицательные эмоции.
Блок 2. Обучение этически ценным формам и способам поведения во взаимоотношениях с другими людьми, способом ухода от конфликтов или их конструктивного решения, формирования умения устанавливать контакты, сотрудничать. Раскрытие внутреннего мира ребенка, умения в адекватной форме делиться своими эмоциями. Обеспечение чувства психологической защищенности.
Блок 3. Формирование нравственного поведения в повседневной жизни. Дать понятие о парных качествах (добрый — злой). Формирование положительных- черт характера. Обогащение способами преодоления негативных черт характера.
Алгоритм занятия:
1.Приветствие.
2. Беседа или проблемная ситуация.
3. Развивающая игра, психогимнастический этюд, тематическое или свободное рисование'.
4. Подвижная игра.
5. Прощание.
ГЛАВА 6.
III шаг «Выговорись»
Необходимо выявить объект ссоры и четко сформулировать проблему.
IV шаг «Соглашение»
Необходимо уловить момент, когда участники выговорились, психологически готовы к примирению. Здесь возможна как устная, так и письменная договоренность.
Важно помнить, что конфликт считается разрешенным, если участники пришли к общему решению в результате обоюдного согласия. Показателем будет восстановление отношений. Нужно учитывать несколько советов:
1. Нарабатывайте практический навык. Сразу может что-то не получиться. Не отчаивайтесь!
2. Стимулируйте диалог. Если разговор зашел в тупик, начните его снова, повторив одну из конструктивных фраз участников.
Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога
3. Укрепляйте позитив, покажите участникам спо
собы, которые помогут им лучше понять друг друга.
4. Не принимайте решения сами. Выработка
соглашения — дело конфликтующих.
Типичным заблуждением является представление о том, что в конфликте кто-то может быть прав, а кто-то виноват. А проигрывать люди не любят и, в итоге, переговоры зайдут в тупик. Следуйте другому принципу, обеспечивающему эффективное поведение в конфликте.
Тактика поведения педагогов в ситуации служебного конфликта
В случае служебного конфликта можно пользоваться следующими приемами его разрешения:
1. Уясните ситуацию, ответив себе на вопросы:
— Насколько велика доля субъективных фак
торов в конфликте, в чем истоки ожесточений од
ной или обеих сторон?
— Достижению каких целей другой стороны вы, быть может, препятствуете?
— С каким личностным барьером — установки, темперамент, характер, «нервозность» — вы столкнулись?
— Что важнее для дела — возможные последствия конфликта или сама проблема, из^за которой произошло столкновение?
2. Первому сделать шаг к нормализации отно
шений. Открыто взять ма себя долю вины и пред
ложить спокойно отыскать приемлемое для обеих
сторон решение.
Справочник дошкольного психолога
3. Прибегнуть к мнению третьего, незаинтересованного и авторитарного лица, которое должно рассмотреть деловую, не эмоциональную сторону конфликта.
Реагирование на конфликтное поведение
Человек попадпет в различные жизненные ситуации. И конфликты тоже часто становятся нашими сопровождающими во жизни. Как реагировать на такие ситуации?
1. Главное — внутреннее принципиальное отношение.
2. Мудрость. Мудрый человек, не зависимо от возраста на все смотрит сверху и широко, агрессивность сведи людей — явление естественное и реагировать на каждый выпад-будет себе дороже.
3. Понимание другого. Почему человек ведет себя конфликтно? Причин может быть множество. Но скорее всего он не может справиться с какой-либо ситуацией. Поймите его, помогите ему или просто пройдите мимо.
4. Внутренняя безмятежность и сохранение достоинства. Душевно здоровый человек унижен и оскорблен быть не может. «Здесь могут низке поступить, унизить нас они не могут!». Если вы знаете себе цену, с чего вы поверите словам другого? И из лимона можно сделать лимонад: обратите внимание на то, как воспринимают вас окружающие, что особо подмечают.
5. Ваша ответная агрессия — неконструктивна. Как правило, она вызывает ответную агрессию.
Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога
5. Миролюбие — ваш союзник.
6. Будьте готовы признать свою вину. Пока вы считаете виновным другого, он будет защищаться и видеть виновным только вас.
7. Не будьте мстительны. Человек, плохой для вас, абсолютно может не являться таковым для других.
§ 5. ВОЗМОЖНЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ
И КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Коренные изменения, происшедшие за последнее время в общественной жизни России, создают благоприятные условия для проявления принципиально новых подходов к построению системы образования.
В ситуации социальной нестабильности на ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому специалисты отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью, агрессивностью.
В связи с этим наиболее актуальной для практической психологии и педагогики является задача поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления психического неблагополучия.
Известно, что появление различных эмоциональных нарушений и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий, про-
Справочник дошкольного психолога
изошедших в детстве. Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям.
В последнее время вопросы диагностики и коррекций страхов приобрели важное значение ввиду их довольно широкого распространения среди детей.
Большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов.
А. И. Захаров1 считает, что страх — это одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула.
Объективный подход к рассмотрению эмоции страха требует указать на то, что, несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняет разнообразные функции в жизни человека. На всем протяжении человеческой истории страх сопровождал людей, выражаясь в боязни темноты, огня, природных явлений. Страх мобилизовал научный и творческий потенциал людей на борьбу со стихией. Страх играл и играет защитную роль, позволяя избежать встречи с опасностью. Страх также выступает своеобразным средством познания реалий окружающего мира, приводя к более критическому и избирательному отношению к явлениям жизни. Поэтому, по мнению А. И. Захарова, страх можно рассматривать как естественное сопровождение человеческого развития.
1 Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. М., 1986.
Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога
В самом общем виде страх условно классифицируют на ситуационный (возникающий в необычных ситуациях) и личностно обусловленный (предопределяемый характером человека, например тревожной мнительностью).
Страх бывает реальный и воображаемый, острый и хронический.
Принято выделять также возрастные страхи, появление которых чаще всего совпадает с определенными изменениями в жизни ребенка, другими словами, возрастные страхи являются отражением личностного развития ребенка.
Невротические страхи появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Поэтому невротические страхи требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии таких страхов ребенок становится скованным, напряженным. Его поведение характеризуется пассивностью, развивается аффективная замкнутость.
В связи с этим остро встает вопрос ранней диагностики невротических страхов.
Для выявления страхов у детей дошкольного возраста могут быть использованы различные методы. Наиболее распространенным методом является беседа о страхах (модификация методики А. И. Захарова), в процессе которой выявляются и уточняются преобладающие виды страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.). Проведение этой методики является
Справочник дошкольного психолога
достаточно простым и не требующим специальной подготовки. Так, беседа с ребенком проводится индивидуально, ему задается вопрос: «Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься.,.» (и далее называются различные виды страхов, например, посторонних людей).
Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов, которые были сформулированы А. И. Захаровым. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии.
Также успешно может быть использована проективная методика А. И. Захарова «Что мне снится страшное, или чего я боюсь днем». Американский психолог К. Маковер считал, что центральным механизмом изобразительной деятельности является проекция. Другими словами, оперируя материалами изобразительной деятельности, человек отображает на нем особенности своего внутреннего мира. Поэтому проективные методики используются для выявления наиболее ярких переживаний чувства страха. В инструкции ребенку предлагается нарисовать то, чего он боится, то, что его пугает. Материалом для рисования является альбомный лист формата А-4 и набор цветных карандашей или фломастеров. По окончании рисования ребенка просят рассказать о том, что он изобразил, т. е. вербализовать свой страх. Таким образом, предполагается, что активное обсуждение ребенком своих ощущений в игровой обстановке позволяет внутренним ресурсам изменить направле-
Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога
ние с защиты на конструктивный процесс личностных изменений.
Разновидностью предыдущей методики можно считать проективную методику «Мои страхи». После предварительной беседы, актуализирующей воспоминания ребенка о том, что его пугает, ему предлагают лист бумаги и цветные карандаши. В процессе анализа обращается внимание на то, что ребенок нарисовал, а также на цвета, использовавшиеся им в процессе рисования.
Одной из проблем, возникающих в процессе обследования детей с помощью данных методик, является влияние субъективного мнения исследователя в процессе интерпретации полученных данных. Попыткой решения данной проблемы может явиться предложенная М. Панфиловой методика «Страхи в домиках»1. Автором произведен своеобразный синтез двух известных методик: модифицированной беседы А. И. Захарова и теста «Красный дом, черный дом». Ребенку предлагается нарисовать два дома — красный и черный (возможен вариант предъявления ребенку листа с уже нарисованными домами). В эти дома либо самостоятельно (если это младшие школьники и более старшие дети), либо с помощью экспериментатора (если это дошкольники) детям предлагается расселить страхи: в красный дом — «нестрашные», в черный — «страшные страхи». Здесь хотелось бы остановиться на авторской формулировке М. Пан-
Панфилова М. А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков // «Школьный психолог». 1999. № 8.
Справочник дошкольного психолога
филовой — «нестрашные страхи», так как нам данное сочетание представляется не совсем адекватным. В соответствии со словарем русского языка С. И. Ожегова, «страх — очень сильный испуг, сильная боязнь; события, предметы, вызывающие чувство боязни, ужаса». Таким образом, сама этимология данного слова отвергает данное словосочетание.
После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ — выбросить или потерять. Автор предполагает, что данный акт успокаивает актуализированные страхи. Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами.
В отечественной современной психологии одним из средств коррекции детских страхов является игротерапия. По мнению А. Я. Варга1, игровая терапия — нередко единственный путь помощи тем, кто еще не освоил мир слов, взрослых ценностей и правил, кто еще смотрит на мир снизу вверх, но в мире фантазий и образов является повелителем. Г. Л. Лэндрет2 сравнивал по значимости речь для взрослого и игру для ребенка, для дошкольника игра является естественной потреб-
1 Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений обще
ния младших школьников в игровой группе // Семья в пси
хологической консультации / Под jtefl. А.А. Бодалева, В.В.
. Столина. М., 1998.
2 Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.,
1994.
Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога
ностью, выступающей условием гармоничного развития личности.
По мнению многих исследователей, игра является ведущим средством психотерапии в дошкольном возрасте. При этом она несет еще и диагностическую, и обучающую функцию. Игре, по ее развивающему потенциалу, по конечному эффекту, в дошкольном возрасте отводится центральное место.
Успешность игрового коррекционного воздействия заложена в диалогическом общении взрослого и ребенка через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств.
В русле игротерапии используют свободную игру и директивную (управляемую). В свободной игре психолог предлагает детям различный игровой материал, провоцируя регрессивные, реалистические и агрессивные виды игр. Регрессивная игра предполагает, возврат к менее зрелым формам поведения. Реалистическая игра зависит от объективной ситуации, в которой ребенок оказывается, а не от его потребностей и желаний. Агрессивная игра — это игра в насилие, войну и т. д.
Для организации таких игр используют неструктурированный и структурированный игровой материал.
Использование неструктурированного игрового материала (вода, песок, глина, пластилин) предоставляет ребенку возможность косвенно выразить свои эмоции, желания, так как сам материал способствует сублимации.
Структурированный игровой материал включает: кукол, мебель, постельные принадлежности (они
Справочник дошкольного психолога
провоцируют желание заботиться о ком-то); оружие (способствует выражению агрессии); телефон, поезд, машины (способствуют использованию коммуникативных действий). По своей сути структурированный игровой материал способствует овладению социальными навыками, усвоению способов поведения.
Остановимся еще на одном интересном методе коррекции. Оригинальным методом психотерапии детей является граматическая психоэлевация. Этот метод создан в 1990 году И. Медведевой и Т. Ши-шовой. Он предназначен для работы с детьми, страдающими невротическими и сходными пограничными расстройствами: страхами, агрессивным поведением, тиками, навязчивостями, логоневрозом и т. д. Авторы относят этот метод к разряду индивидуально-групповых, то есть занятия проводятся в группах, но уже после второго занятия каждый ребенок получает индивидуальное домашнее задание. Другими словами, каждый ребенок идет по индивидуальной программе в условиях группы. Обязательным условием применения данного метода является активное участие родителей.
В некоторых аспектах драматическая психоэлевация имеет сходство с театрализованными методиками типа психодрамы Якоба Морено. Главное отличие методики драматической психоэлевации состоит в преимущественной опоре на сознание и сверхсознание. В процессе работы авторы стремятся актуализировать желание ребенка справиться со своей патологической доминантой, «подняться над ней» (психоэлевация — от лат. elevare — под-
Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога
нимать, возвышать). Также отличием является то,, что метод драматической психоэлевации основное внимание уделяет особенностям данной конкретной личности, не справляющейся с какой-либо ситуацией.
Тактикой работы эта методика кардинально отличается от других психотерапевтических методик. В нескольких словах ее можно описать следующим образом: патологическая доминанта > недостаток > достоинство.
Исключительное значение в данном методе придается метафорической форме театральных этюдов, так как эта форма является наиболее эффективной и наименее травмирующей в работе с детьми. Наиболее сильный терапевтический эффект достигается путем взаимосочетания трех компонентов этого метода: воображаемой ситуации, адекватно заданной темы и присутствия в качестве персонажей вполне реальных людей, прежде всего, самого ребенка и его близких.
Основным инструментом работы по данной методике являются атрибуты кукольного театра: ширма, тряпичные куклы, маски. Они способствуют самораскрытию маленьких актеров, «высвечиванию» патологических черт личности, определению патологической доминанты, то есть выполняют и диагностическую функцию.
Авторы акцентируют внимание на том, что сам по себе театральный антураж и, в частности, куклы не несут лечебного воздействия. Они лишь способствуют тому, чтобы ребенок получил возможность осознать свою проблему и решить ее без пси-
Справочник дошкольного психолога
хического ущерба для себя. С нашей точки зрения, драматическая психоэлевация — интегрированный метод коррекционного воздействия, одной из составляющих которого является сказкотера-пия: в сказкотерапии и в методе драматической психоэлевации особое внимание уделяется подготовке к спектаклю, изготовлению детьми кукол под руководством взрослых. Воплощая свои замыслы в жизнь, концентрируя внимание на деталях, характеризующих персонаж, ребенок приобретает возможность непосредственно увидеть результат своего творчества. Кроме того, самостоятельное изготовление кукол способствует развитию моторики, а также способности планировать свои действия и ориентироваться на конкретный результат.
В практике сказкотерапии используются три варианта кукол: куклы-марионетки (очень просты в изготовлении, могут быть без лица, что дает ребенку возможность для фантазирования); пальчиковые куклы; куклы теневого театра (используются, преимущественно, для работы с детскими страхами).
Сказкотерапевты Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и А. М. Михайлов1 отмечают широкий спектр воздействия кукол на детей. Как средство перевоплощения, кукла облегчает процесс постановки спектакля, так как далеко не каждый человек, в силу тех или иных причин, способен играть на сцене. С другой стороны, материализуясь в кукле, страх лишается для ребенка своей эмоционально напря-
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Михайлов А. М. Волшебный источник. СПб., 1996.
Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога
женной составляющей. Наделяя куклу теми или иными характерологическими чертами, ребенок получает опыт оперативной недирективной обратной связи, он видит и ощущает результат своего воздействия на куклу. В той или иной степени ребенок начинает осознавать ответственность за сценическую жизнь куклы. Таким образом, ребенок видит причинно-следственные связи между своими действиями и действиями куклы.
Кукла, выступая атрибутом, воплощает в себе противоположные эталоны человеческих поступков и качеств, которые наиболее ярко представлены в сказках.
Привлекательность сказок для психологической коррекции вообще и коррекции страхов, в частности состоит, прежде всего, в естественности развертывания сюжетной линии, отсутствии нравоучений. В образной форме ребенок в сказках проживает проблемы, через которые проходило все человечество (отделение от родителей, проблема выбора, несправедливость и т. д.). И, несомненно, наиболее важным является то, что в сказке зло всегда наказуемо, но даже из плохих поступков можно извлечь хороший урок.
Выделяют несколько приемов работы со сказкой: анализ, рассказывание, переписывание, сочинение новых сказок.
Во время работы над сказкой ребенок получает конкретные способы борьбы со своими страхами, его эмоциональный мир окрашивается более радостными тонами. С другой стороны, в сказке пугающий персонаж или явление может вовсе таким
7. Справочник дошкольного психолога
Справочник дошкольного психолога
не выглядеть. Примером этому служит сказка Т. Вершининой «Волшебница Темнота»1.
Еще одним из достаточно распространенных методов коррекции невротических страхов принято считать куклотерапию.
На современном этапе куклы используются для решения задач психодиагностического и психокор-рекционного характера. Чтобы определить наиболее подходящую тактику преодоления страхов посредством игры с куклами, А. И. Захаров предлагает сначала провести наблюдения за самостоятельной игрой ребенка в естественных условиях. После этого можно начинать проводить терапевтические сеансы в игровой комнате. Ребенку предоставляется возможность самостоятельного выбора игрушек и материалов. Для игры надо заранее подготовить игрушки, похожие' на тот предмет, которого дошкольник боится, и разыграть сюжет, в котором он может «расправиться» со своим страхом, тем самым избавив<