Глава 1. теоретические основания деятельности

ББК 88.8 Ш64

ОТ АВТОРА



Широкова Г. А.

Ш64Справочник дошкольного психолога/Серия «Спра­вочники». — Ростов н/Д: «Феникс», 2004. — 384 с.

Справочник освещает широкий спектр вопро­сов организации деятельности психолога в детс­ком дошкольном учреждении: диагностические методики, работа с педагогами и родителями, кор­рекция личности и поведения детей.

Книга имеет практическую направленность и предназначена для использования в повседневной работе психолога ДОУ.

ISBN 5-222-03587-5 ББК 88.8

© Широкова Г.А., 2003

© Изд-во «Феникс»: оформление, 2003

Предлагаемая вашему вниманию книга являет­ся попыткой систематизации современных подхо­дов к организации психологической службы в до­школьных образовательных учреждениях (далее — ДОУ). Цель данной книги — облегчить ваш каж­додневный труд и помочь безболезненно адаптиро­ваться к условиям конкретного ДОУ. Она также будет полезна и психологам, уже имеющим опыт практической работы.

Предлагается теоретический материал, каса­ющийся закономерностей развития детей дошколь­ного возраста, обращается внимание на новообразо­вания этого периода жизни. Небольшой экскурс в детскую психологию и обзор основных теорий, явля­ющихся базисом деятельности детского психолога, помогут вам лучше ориентироваться в вопросах раз­вития и коррекции личности и поведения детей.

Одна из глав посвящена регуляции деятельнос­ти психолога в ДОУ, приводится перечень отчет­ной документации педагога-психолога. Автор ка­сается и вопросов организации кабинета психоло­га, исходя из реальных материальных условий до­школьного образования.

Построение оптимального взаимодействия с педа­гогами, работающими непосредственно с детьми, — важнейшая задача психолога, от успешности реа­лизации которой будет зависеть качество его дея­тельности. В книге представлена тематика за­нятий психолога с педагогами, приводится обзор основных форм работы с коллективом.



Справочник дошкольного психолога

Ставя во главу угла ценность личности ребенка, но делая акцент на различных аспектах его разви­тия, каждый практический психолог моделирует свою профессиональную деятельность, основыва­ясь на специфических особенностях учреждения, в котором он работает, которые включают: особен­ности программы («Детство», «Развитие» и т. д.), особенности контингента детей и родителей, про­фессиональные и личностные особенности педаго­гического коллектива. Тем не менее, можно выде­лить приоритеты, являющиеся общими для всех психологов образования:

— участие в создании эмоционально комфорт­ных условий для субъектов образовательного про­цесса (детей, педагогов, родителей) в ДОУ;

— повышение психологической культуры педа­гогов и родителей;

— изучение особенностей развития детей в три­единстве эмоциональной; волевой и интеллектуаль­ной сфер.

В настоящее время ведутся активные попытки разработки единого инвариантного компонента де­ятельности педагога-психолога ДОУ. Это может яв­ляться следствием общих проблем: отсутствие чет­ких представлений о системном характере деятель­ности педагога-психолога в рамках ДОУ; преобла­дание теоретических знаний над практическими умениями у большинства начинающих психологов; акцент на диагностическом аспекте деятельности психолога в ущерб профилактическому и т. д.

Рассматриваются вопросы реализации основных направлений работы психолога:

От АВТОРА

— профилактики и просвещения;

— психодиагностики;

— поддержки деятельности ДОУ;

— консультирования;

— коррекции и развития.

Одно из важных мест в книге отведено работе с детьми, имеющими проблемы: агрессивными, за­стенчивыми, замкнутыми, гиперактивными. Пред­лагается авторская программа развития и коррек­ции социально-эмоциональной сферы детей стар­шего дошкольного возраста.

В книге имеется достаточно широкий справоч­ный материал: диагностические методики, темати­ка занятий с педагогами, информационный мате­риал для работы с родителями.

Книга имеет практическую направленность и предназначена для использования в повседневной работе психолога ДОУ.

Основываясь на рефлексивном анализе своей про­фессиональной деятельности, автор стремится ос­воить основные проблемы, с которыми рано или поздно сталкивается каждый из его коллег-психо­логов.

Творческих успехов вам, уважаемые коллеги!





ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Построение системы работы педагога-психоло­га ДОУ невозможно без знаний теоретических ос­нов и закономерностей развития ребенка-дошколь­ника.

В отечественной психологии проблема дошколь­ного детства охватывает возраст с 3 до 6-7 лет.

Л. С. Выготский1 определял возрастные особен­ности как наиболее типичные для детей того или иного возраста, указывающие на общее направле­ние развития на том или ином этапе жизни.

Формирование личности ребенка происходит в его активной деятельности (А. Н. Леонтьев)2. На каждом возрастном этапе ведущей является опре­деленная деятельность (общение, игра, учение, труд), обусловливающая основные изменения в

Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991. Леонтьев АЛ. Избранные психологические произведения В 2-х т. М., 1983.

Глава 1. Теоретические основания деятельности ...

личности. Основными признаками ведущей де­ятельности являются следующие.

1.Внутри ведущей деятельности возникают и дифференцируются другие виды деятельности (например, обучение дошкольника возникает в игре — ведущей для него деятельности).

2. В процессе ведущей деятельности формиру­ются и/или перестраиваются психические процес­сы (например, в игре формируются процессы во­ображения ребенка-дошкольника).

3. Ведущая деятельность — это деятельность, от которой зависят основные для данного периода развития психологические изменения личности ребенка (например, в игре ребенок усваивает об­щественные функции и нормы поведения людей).

Органы, системы и психические функции ребен­ка развиваются с разной интенсивностью и не па­раллельно. Согласно теоретическим положениям (Бодалев А. А., Ломов Б. Ф., Матюшкин А. М.)1 в онтогенетическом развитии существуют периоды, в течение которых организм становится особенно чувствителен к определенным воздействиям окру­жающей действительности. Такие периоды назы­вают сензитивными.

Факторами, оказывающими непосредственное влияние на развитие ребенка, являются:

— наследственность;

— среда; .

— обучение и воспитание;

— активность самого ребенка.

1 Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, пробле­мы. М., 1993.





Справочник дошкольного психолога

Схема 1

Глава 1. Теоретические основания деятельности ...

Схема 2



глава 1. теоретические основания деятельности - student2.ru


глава 1. теоретические основания деятельности - student2.ru

В процесс обучения и воспитания личности ре­бенка обучение «ведет» за собой развитие. И имен­но обучение создает «зону ближайшего развития» ребенка (т. е. то, что ребенок может сделать с по­мощью взрослого, под его руководством) и должно быть ориентировано на нее, а не на «зону актуаль­ного развития» (т. е. то, что ребенок уже умеет делать самостоятельно). Эффективность обучения и развития во многом определяется активностью самого ребенка, выступающей как условие психи­ческого развития его личности. Такая активность развивается и проявляется в различных видах де­ятельности дошкольника, способы организации и содержание которых опосредуют их развивающие возможности. Необходимо помнить, что деятель­ность ребенка будет носить развивающий харак-

Справочник дошкольного психолога

тер в том случае, если будет являться для него лично значимой.

Вразвитии активности ребенка и повышении эффективности его обучения и развития большую роль играет образовательная среда, организуемая взрослыми1.

Значение физиологических основ процесса раз­вития и обучения является тем базисом, на кото­ром строится профессиональная деятельность и педагогов, и психологов.

Работа всей нервной системы носит рефлектор­ный характер. Деятельность систем и лсихических функций регулируется центральной нервной сис­темой (ЦНС), высшим отделом которой является кора головного мозга. Выделяют безусловные и условные рефлексы:

— безусловные рефлексы осуществляются спин­ным мозгом и мозговым стволом (низшие отделы ЦНС), носят постоянный, врожденный характер;

— условные рефлексы осуществляются больши­ми полушариями головного мозга (высшие отделы ЦНС), носят временный характер, возникают и исчезают при определенных условиях (табл. 1).

Выделяют ряд факторов, влияющих на образо­вание условных рефлексов.

1. Состояние здоровья (любое недомогание тор­мозит образование условных рефлексов).

2. Кора головного мозга должна находиться в активном (возбужденном) состоянии.

1 Дубровина И. В. Готовность к школе. М., 2001.

Глава 1. Теоретические основания деятельности ...

Таблица 1 Стадии формирования условных рефлексов

Название Содержание
1. Индифферентная Первично-рецепторное вос­приятие предмета или объ­екта
II. Сосредоточения Возникновение реакции ин­тереса по отношению к предмету или объекту, во­прос «что это?»
III. Формирования неустойчивого услов­ного рефлекса Выделение существенных и второстепенных признаков предмета; формирование знаний о нем
IV. Формирования устойчивого условно­го рефлекса Практическое использование предмета или объекта как средства деятельности; формирование умения дей­ствовать с ним
V. Автоматизма Сосредоточение внимания на преобразовании целей и условий действий с предме­том или объектом в ходе его практического использова­ния; формирование навыка действий с ним

3. Активность (возбуждение) коры головного мозга должна быть оптимальной, не повышенной и не сниженной.

4. Анатомическая зрелость и функциональное состояние анализаторов. Необходимо «включить» и активизировать как можно большее количество анализаторов (зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных) для получения информации в дос­таточном объеме.

Справочник дошкольного психолога

5. Формирование условного рефлекса должно идти последовательно — от простого к сложному.

6. Нельзя одновременно формировать несколь­ко условных рефлексов.

7. Условный рефлекс формируется при условии систематичности.

При благоприятном действии вышеперечислен­ных факторов у человека формируются условные рефлексы (знания, умения, навыки).

Знания — это обобщенное отражение действи­тельности.

Умения — применение знаний на практике.

Навыки — закрепленные действия, которые яв­ляются результатом обучения. Для навыков харак­терна автоматизация приемов выполнения дей­ствия, так как навык освобождает сознание от функ­ции контроля над этими приемами, позволяет со­средоточиться на целях и условиях действия.

Эффективность обучения заключается именно в том, что знания и умения в итоге должны стано­виться навыками, основываясь на которых ребе­нок сможет творчески решать возникающие про­блемы. Для этого необходимо строить обучение в соответствии с законами физиологии.

Таким образом, множество факторов влияют на развитие личности ребенка, на развитие его спо­собностей в различных областях знаний и деятель­ности. Задача взрослых — способствовать созда­нию таких условий, которые обеспечивали бы ре­бенку возможность полноценного проживания каж­дого этапа его жизни. Для этого необходимо сти­мулировать собственную активность ребенка, его

Глава 1. Теоретические основания деятельности ...

любознательность и интерес к познанию окружа­ющего мира, в соответствии с закономерностями психического развития включать ребенка в веду­щую для данного возрастного этапа деятельность, учитывать сензитивные периоды в развитии ново­образований, которые в дальнейшем станут фун­даментом гармоничного индивидуального развития ребенка.



Рис. 1. План кабинета психолога

1— журнальный столик; 2 — кресла; 3 — детский стол; 4 — детские стульчики; 5 —: рабочий стол психолога; 6 — стул; 7 — книжный шкаф; 8 — стеллажи с картотеками; 9 — стел­лажи с игрушками; 10 — емкость с песком; 11 — емкость с водой; 12 — разделительная стена (лучше, если она будет пред­ставлять собой натянутые и прикрепленные к полу и потолку декоративные веревки); 13 — большой цветок; 14— ковер

глава 1. теоретические основания деятельности - student2.ru

Рис. 2

1— письменный стол; 2— стулья; 3 — книжный шкаф; 4 — ковер; 5 — стеллажи с игрушками; 6 — журнальный столик;7 — кресла; 8 — емкость спеском





Справочник дошкольного психолога

такой формы работы требуются специальные ус­ловия. Если в ДОУ есть возможность, желательно организовать специальную комнату отдыха. В та­кой комнате должна быть мягкая удобная мебель, стены лучше, задрапировать тканью теплых тонов, окна должны иметь темные шторы, пол необходи­мо покрыть мягким ковром. Дополнительно мож­но использовать фито- или ароматерапию. Здесь также должен быть магнитофон и/или видеоаппа­ратура.

Но можно использовать и другие помещения, например музыкальный или спортивный зал.

Таким образом, необходимо учитывать то, что организация пространства кабинета во многом оп­ределяет эффективность деятельности психолога. Важно исходить из реальных возможностей.

ГЛАВА 4.

Содержание программы.

Блок 1. Формирование у ребенка следующих умений:

— представления о языке эмоций как знаках, подаваемых человеком о себе;

— знания о средствах выражения различных эмоциональных состояний;

Глава 5. Типичные проблемы в развитии детей ...

— понимание ребенком значения эмоциональ­ной окраски слова, его значения в процессе обще­ния, а также того, как влияют отрицательные эмо­ции на состояние самого человека и других людей;

— умения регулировать свои отрицательные эмоции.

Блок 2. Обучение этически ценным формам и способам поведения во взаимоотношениях с други­ми людьми, способом ухода от конфликтов или их конструктивного решения, формирования умения устанавливать контакты, сотрудничать. Раскрытие внутреннего мира ребенка, умения в адекватной форме делиться своими эмоциями. Обеспечение чувства психологической защищенности.

Блок 3. Формирование нравственного поведения в повседневной жизни. Дать понятие о парных ка­чествах (добрый — злой). Формирование положи­тельных- черт характера. Обогащение способами преодоления негативных черт характера.

Алгоритм занятия:

1.Приветствие.

2. Беседа или проблемная ситуация.

3. Развивающая игра, психогимнастический этюд, тематическое или свободное рисование'.

4. Подвижная игра.

5. Прощание.

ГЛАВА 6.

III шаг «Выговорись»

Необходимо выявить объект ссоры и четко сфор­мулировать проблему.

IV шаг «Соглашение»

Необходимо уловить момент, когда участники выговорились, психологически готовы к примире­нию. Здесь возможна как устная, так и письмен­ная договоренность.

Важно помнить, что конфликт считается разре­шенным, если участники пришли к общему реше­нию в результате обоюдного согласия. Показате­лем будет восстановление отношений. Нужно учи­тывать несколько советов:

1. Нарабатывайте практический навык. Сразу может что-то не получиться. Не отчаивайтесь!

2. Стимулируйте диалог. Если разговор зашел в тупик, начните его снова, повторив одну из конст­руктивных фраз участников.

Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога

3. Укрепляйте позитив, покажите участникам спо­
собы, которые помогут им лучше понять друг друга.

4. Не принимайте решения сами. Выработка
соглашения — дело конфликтующих.

Типичным заблуждением является представле­ние о том, что в конфликте кто-то может быть прав, а кто-то виноват. А проигрывать люди не любят и, в итоге, переговоры зайдут в тупик. Следуйте дру­гому принципу, обеспечивающему эффективное поведение в конфликте.

Тактика поведения педагогов в ситуации служебного конфликта

В случае служебного конфликта можно пользо­ваться следующими приемами его разрешения:

1. Уясните ситуацию, ответив себе на вопросы:

— Насколько велика доля субъективных фак­
торов в конфликте, в чем истоки ожесточений од­
ной или обеих сторон?

— Достижению каких целей другой стороны вы, быть может, препятствуете?

— С каким личностным барьером — установки, темперамент, характер, «нервозность» — вы столк­нулись?

— Что важнее для дела — возможные послед­ствия конфликта или сама проблема, из^за кото­рой произошло столкновение?

2. Первому сделать шаг к нормализации отно­
шений. Открыто взять ма себя долю вины и пред­
ложить спокойно отыскать приемлемое для обеих
сторон решение.

Справочник дошкольного психолога

3. Прибегнуть к мнению третьего, незаинтере­сованного и авторитарного лица, которое должно рассмотреть деловую, не эмоциональную сторону конфликта.

Реагирование на конфликтное поведение

Человек попадпет в различные жизненные си­туации. И конфликты тоже часто становятся на­шими сопровождающими во жизни. Как реагиро­вать на такие ситуации?

1. Главное — внутреннее принципиальное отно­шение.

2. Мудрость. Мудрый человек, не зависимо от возраста на все смотрит сверху и широко, агрес­сивность сведи людей — явление естественное и реагировать на каждый выпад-будет себе дороже.

3. Понимание другого. Почему человек ведет себя конфликтно? Причин может быть множество. Но скорее всего он не может справиться с какой-либо ситуацией. Поймите его, помогите ему или просто пройдите мимо.

4. Внутренняя безмятежность и сохранение дос­тоинства. Душевно здоровый человек унижен и ос­корблен быть не может. «Здесь могут низке посту­пить, унизить нас они не могут!». Если вы знаете себе цену, с чего вы поверите словам другого? И из лимона можно сделать лимонад: обратите внима­ние на то, как воспринимают вас окружающие, что особо подмечают.

5. Ваша ответная агрессия — неконструктивна. Как правило, она вызывает ответную агрессию.

Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога

5. Миролюбие — ваш союзник.

6. Будьте готовы признать свою вину. Пока вы считаете виновным другого, он будет защищаться и видеть виновным только вас.

7. Не будьте мстительны. Человек, плохой для вас, абсолютно может не являться таковым для других.

§ 5. ВОЗМОЖНЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ

И КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Коренные изменения, происшедшие за последнее время в общественной жизни России, создают бла­гоприятные условия для проявления принципиаль­но новых подходов к построению системы образо­вания.

В ситуации социальной нестабильности на ре­бенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить раз­витие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому специалисты отмечают рост числа детей с разно­образными страхами, повышенной возбудимостью, агрессивностью.

В связи с этим наиболее актуальной для прак­тической психологии и педагогики является зада­ча поиска наиболее эффективных путей выявле­ния и преодоления психического неблагополучия.

Известно, что появление различных эмоциональ­ных нарушений и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий, про-





Справочник дошкольного психолога

изошедших в детстве. Психика ребенка отличает­ся обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям.

В последнее время вопросы диагностики и кор­рекций страхов приобрели важное значение ввиду их довольно широкого распространения среди детей.

Большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотера­певтов.

А. И. Захаров1 считает, что страх — это одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула.

Объективный подход к рассмотрению эмоции страха требует указать на то, что, несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняет разно­образные функции в жизни человека. На всем про­тяжении человеческой истории страх сопровождал людей, выражаясь в боязни темноты, огня, при­родных явлений. Страх мобилизовал научный и творческий потенциал людей на борьбу со стихи­ей. Страх играл и играет защитную роль, позво­ляя избежать встречи с опасностью. Страх также выступает своеобразным средством познания реа­лий окружающего мира, приводя к более крити­ческому и избирательному отношению к явлениям жизни. Поэтому, по мнению А. И. Захарова, страх можно рассматривать как естественное сопровож­дение человеческого развития.

1 Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. М., 1986.

Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога

В самом общем виде страх условно классифици­руют на ситуационный (возникающий в необыч­ных ситуациях) и личностно обусловленный (пре­допределяемый характером человека, например тревожной мнительностью).

Страх бывает реальный и воображаемый, ост­рый и хронический.

Принято выделять также возрастные страхи, по­явление которых чаще всего совпадает с опреде­ленными изменениями в жизни ребенка, другими словами, возрастные страхи являются отражени­ем личностного развития ребенка.

Невротические страхи появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Поэтому невротические страхи требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии таких страхов ребенок становит­ся скованным, напряженным. Его поведение ха­рактеризуется пассивностью, развивается аффек­тивная замкнутость.

В связи с этим остро встает вопрос ранней диаг­ностики невротических страхов.

Для выявления страхов у детей дошкольного возраста могут быть использованы различные ме­тоды. Наиболее распространенным методом явля­ется беседа о страхах (модификация методики А. И. Захарова), в процессе которой выявляются и уточняются преобладающие виды страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские стра­хи и т. д.). Проведение этой методики является

Справочник дошкольного психолога

достаточно простым и не требующим специальной подготовки. Так, беседа с ребенком проводится ин­дивидуально, ему задается вопрос: «Скажи, пожа­луйста, ты боишься или не боишься.,.» (и далее называются различные виды страхов, например, посторонних людей).

Совокупные ответы ребенка объединяются в не­сколько групп по видам страхов, которые были сформулированы А. И. Захаровым. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердитель­ный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии.

Также успешно может быть использована про­ективная методика А. И. Захарова «Что мне снит­ся страшное, или чего я боюсь днем». Американ­ский психолог К. Маковер считал, что централь­ным механизмом изобразительной деятельности является проекция. Другими словами, оперируя материалами изобразительной деятельности, чело­век отображает на нем особенности своего внут­реннего мира. Поэтому проективные методики ис­пользуются для выявления наиболее ярких пере­живаний чувства страха. В инструкции ребенку предлагается нарисовать то, чего он боится, то, что его пугает. Материалом для рисования является альбомный лист формата А-4 и набор цветных ка­рандашей или фломастеров. По окончании рисо­вания ребенка просят рассказать о том, что он изоб­разил, т. е. вербализовать свой страх. Таким обра­зом, предполагается, что активное обсуждение ре­бенком своих ощущений в игровой обстановке по­зволяет внутренним ресурсам изменить направле-

Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога

ние с защиты на конструктивный процесс личнос­тных изменений.

Разновидностью предыдущей методики можно считать проективную методику «Мои страхи». После предварительной беседы, актуализирующей воспоминания ребенка о том, что его пугает, ему предлагают лист бумаги и цветные карандаши. В процессе анализа обращается внимание на то, что ребенок нарисовал, а также на цвета, использо­вавшиеся им в процессе рисования.

Одной из проблем, возникающих в процессе об­следования детей с помощью данных методик, яв­ляется влияние субъективного мнения исследова­теля в процессе интерпретации полученных дан­ных. Попыткой решения данной проблемы может явиться предложенная М. Панфиловой методика «Страхи в домиках»1. Автором произведен своеоб­разный синтез двух известных методик: модифи­цированной беседы А. И. Захарова и теста «Крас­ный дом, черный дом». Ребенку предлагается на­рисовать два дома — красный и черный (возмо­жен вариант предъявления ребенку листа с уже нарисованными домами). В эти дома либо само­стоятельно (если это младшие школьники и более старшие дети), либо с помощью экспериментатора (если это дошкольники) детям предлагается рассе­лить страхи: в красный дом — «нестрашные», в черный — «страшные страхи». Здесь хотелось бы остановиться на авторской формулировке М. Пан-

Панфилова М. А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков // «Школьный психолог». 1999. № 8.





Справочник дошкольного психолога

филовой — «нестрашные страхи», так как нам данное сочетание представляется не совсем адек­ватным. В соответствии со словарем русского язы­ка С. И. Ожегова, «страх — очень сильный испуг, сильная боязнь; события, предметы, вызывающие чувство боязни, ужаса». Таким образом, сама эти­мология данного слова отвергает данное словосо­четание.

После выполнения задания ребенку предлагает­ся закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ — выбросить или потерять. Автор предпо­лагает, что данный акт успокаивает актуализиро­ванные страхи. Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчи­тывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами.

В отечественной современной психологии одним из средств коррекции детских страхов является игротерапия. По мнению А. Я. Варга1, игровая терапия — нередко единственный путь помощи тем, кто еще не освоил мир слов, взрослых цен­ностей и правил, кто еще смотрит на мир снизу вверх, но в мире фантазий и образов является по­велителем. Г. Л. Лэндрет2 сравнивал по значимо­сти речь для взрослого и игру для ребенка, для дошкольника игра является естественной потреб-

1 Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений обще­
ния младших школьников в игровой группе // Семья в пси­
хологической консультации / Под jtefl. А.А. Бодалева, В.В.

. Столина. М., 1998.

2 Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.,
1994.

Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога

ностью, выступающей условием гармоничного раз­вития личности.

По мнению многих исследователей, игра являет­ся ведущим средством психотерапии в дошкольном возрасте. При этом она несет еще и диагностичес­кую, и обучающую функцию. Игре, по ее развиваю­щему потенциалу, по конечному эффекту, в дош­кольном возрасте отводится центральное место.

Успешность игрового коррекционного воздей­ствия заложена в диалогическом общении взрос­лого и ребенка через принятие, отражение и вер­бализацию им свободно выражаемых в игре чувств.

В русле игротерапии используют свободную игру и директивную (управляемую). В свободной игре психолог предлагает детям различный игровой материал, провоцируя регрессивные, реалистичес­кие и агрессивные виды игр. Регрессивная игра предполагает, возврат к менее зрелым формам по­ведения. Реалистическая игра зависит от объектив­ной ситуации, в которой ребенок оказывается, а не от его потребностей и желаний. Агрессивная игра — это игра в насилие, войну и т. д.

Для организации таких игр используют неструк­турированный и структурированный игровой ма­териал.

Использование неструктурированного игрового материала (вода, песок, глина, пластилин) предос­тавляет ребенку возможность косвенно выразить свои эмоции, желания, так как сам материал спо­собствует сублимации.

Структурированный игровой материал включа­ет: кукол, мебель, постельные принадлежности (они





Справочник дошкольного психолога

провоцируют желание заботиться о ком-то); ору­жие (способствует выражению агрессии); телефон, поезд, машины (способствуют использованию ком­муникативных действий). По своей сути структу­рированный игровой материал способствует овла­дению социальными навыками, усвоению способов поведения.

Остановимся еще на одном интересном методе коррекции. Оригинальным методом психотерапии детей является граматическая психоэлевация. Этот метод создан в 1990 году И. Медведевой и Т. Ши-шовой. Он предназначен для работы с детьми, стра­дающими невротическими и сходными погранич­ными расстройствами: страхами, агрессивным по­ведением, тиками, навязчивостями, логоневрозом и т. д. Авторы относят этот метод к разряду инди­видуально-групповых, то есть занятия проводятся в группах, но уже после второго занятия каждый ребенок получает индивидуальное домашнее зада­ние. Другими словами, каждый ребенок идет по индивидуальной программе в условиях группы. Обязательным условием применения данного ме­тода является активное участие родителей.

В некоторых аспектах драматическая психоэле­вация имеет сходство с театрализованными мето­диками типа психодрамы Якоба Морено. Главное отличие методики драматической психоэлевации состоит в преимущественной опоре на сознание и сверхсознание. В процессе работы авторы стремят­ся актуализировать желание ребенка справиться со своей патологической доминантой, «подняться над ней» (психоэлевация — от лат. elevare — под-

Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога

нимать, возвышать). Также отличием является то,, что метод драматической психоэлевации основное внимание уделяет особенностям данной конкрет­ной личности, не справляющейся с какой-либо си­туацией.

Тактикой работы эта методика кардинально от­личается от других психотерапевтических методик. В нескольких словах ее можно описать следующим образом: патологическая доминанта > недостаток > достоинство.

Исключительное значение в данном методе при­дается метафорической форме театральных этю­дов, так как эта форма является наиболее эффек­тивной и наименее травмирующей в работе с деть­ми. Наиболее сильный терапевтический эффект достигается путем взаимосочетания трех компонен­тов этого метода: воображаемой ситуации, адек­ватно заданной темы и присутствия в качестве пер­сонажей вполне реальных людей, прежде всего, самого ребенка и его близких.

Основным инструментом работы по данной ме­тодике являются атрибуты кукольного театра: ширма, тряпичные куклы, маски. Они способству­ют самораскрытию маленьких актеров, «высвечи­ванию» патологических черт личности, определе­нию патологической доминанты, то есть выполня­ют и диагностическую функцию.

Авторы акцентируют внимание на том, что сам по себе театральный антураж и, в частности, кук­лы не несут лечебного воздействия. Они лишь спо­собствуют тому, чтобы ребенок получил возмож­ность осознать свою проблему и решить ее без пси-





Справочник дошкольного психолога

хического ущерба для себя. С нашей точки зре­ния, драматическая психоэлевация — интегриро­ванный метод коррекционного воздействия, одной из составляющих которого является сказкотера-пия: в сказкотерапии и в методе драматической психоэлевации особое внимание уделяется подго­товке к спектаклю, изготовлению детьми кукол под руководством взрослых. Воплощая свои замыслы в жизнь, концентрируя внимание на деталях, ха­рактеризующих персонаж, ребенок приобретает возможность непосредственно увидеть результат своего творчества. Кроме того, самостоятельное из­готовление кукол способствует развитию мотори­ки, а также способности планировать свои действия и ориентироваться на конкретный результат.

В практике сказкотерапии используются три ва­рианта кукол: куклы-марионетки (очень просты в изготовлении, могут быть без лица, что дает ребен­ку возможность для фантазирования); пальчиковые куклы; куклы теневого театра (используются, пре­имущественно, для работы с детскими страхами).

Сказкотерапевты Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и А. М. Михайлов1 отмечают широкий спектр воз­действия кукол на детей. Как средство перевопло­щения, кукла облегчает процесс постановки спек­такля, так как далеко не каждый человек, в силу тех или иных причин, способен играть на сцене. С другой стороны, материализуясь в кукле, страх лишается для ребенка своей эмоционально напря-

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Михайлов А. М. Волшебный ис­точник. СПб., 1996.

Глава 6. Специфические аспекты деятельности психолога

женной составляющей. Наделяя куклу теми или иными характерологическими чертами, ребенок получает опыт оперативной недирективной обрат­ной связи, он видит и ощущает результат своего воздействия на куклу. В той или иной степени ре­бенок начинает осознавать ответственность за сце­ническую жизнь куклы. Таким образом, ребенок видит причинно-следственные связи между свои­ми действиями и действиями куклы.

Кукла, выступая атрибутом, воплощает в себе противоположные эталоны человеческих поступ­ков и качеств, которые наиболее ярко представле­ны в сказках.

Привлекательность сказок для психологической коррекции вообще и коррекции страхов, в частно­сти состоит, прежде всего, в естественности раз­вертывания сюжетной линии, отсутствии нравоу­чений. В образной форме ребенок в сказках про­живает проблемы, через которые проходило все человечество (отделение от родителей, проблема выбора, несправедливость и т. д.). И, несомненно, наиболее важным является то, что в сказке зло всегда наказуемо, но даже из плохих поступков можно извлечь хороший урок.

Выделяют несколько приемов работы со сказ­кой: анализ, рассказывание, переписывание, сочи­нение новых сказок.

Во время работы над сказкой ребенок получает конкретные способы борьбы со своими страхами, его эмоциональный мир окрашивается более радо­стными тонами. С другой стороны, в сказке пуга­ющий персонаж или явление может вовсе таким




7. Справочник дошкольного психолога



Справочник дошкольного психолога

не выглядеть. Примером этому служит сказка Т. Вершининой «Волшебница Темнота»1.

Еще одним из достаточно распространенных методов коррекции невротических страхов приня­то считать куклотерапию.

На современном этапе куклы используются для решения задач психодиагностического и психокор-рекционного характера. Чтобы определить наибо­лее подходящую тактику преодоления страхов по­средством игры с куклами, А. И. Захаров предла­гает сначала провести наблюдения за самостоятель­ной игрой ребенка в естественных условиях. Пос­ле этого можно начинать проводить терапевтичес­кие сеансы в игровой комнате. Ребенку предостав­ляется возможность самостоятельного выбора иг­рушек и материалов. Для игры надо заранее под­готовить игрушки, похожие' на тот предмет, кото­рого дошкольник боится, и разыграть сюжет, в котором он может «расправиться» со своим стра­хом, тем самым избавив<

Наши рекомендации