Тема 1.1 История социальной психологии в России XX столетия.

Общие положения

1.1. Цель и задачи учебной дисциплины.

Цель учебной дисциплины заключается в получении обучающимися теоретических знаний в области современной социальной психологии, ее понятийным и методологическим аппаратом, методами практической деятельности в области диагностики, коррекции, консультирования, разрешения конфликтов, организации управления, воспитания и образования

Задачи учебной дисциплины:

· изучить определение дисциплины, её специфики, предмета, целей, задач, связи с другими науками и областями практической деятельности;

· познакомить с основными концепциями и подходами в социальной психологии;

· усвоить категориальный аппарат социальной психологии;

· познакомить с современными технологиями социально-психологической диагностики, коррекции и консультирования;

· сформировать первичные навыки научно-исследовательской работы и просвещения в области социальной психологии;

· закрепить способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

· продолжать развивать способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

· совершенствовать способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

· расширять навыки по самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

· продолжать совершенствовать умения использования основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОПК-6);

· формировать навыки составления и представления проектов научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами (ПК-3).

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.

Учебная дисциплина «Социальная психология» реализуется в общепрофессиональном модуле основной профессиональной образовательной программы "Социология социальных процессов" по направлению подготовки специальности 39.03.01 Социология (бакалавр) очной и заочнойформы обучения.

Изучение учебной дисциплины «Социальная психология» базируется на знаниях и умениях, полученных обучающимися ранее в ходе освоения программного материала ряда учебных дисциплин: «Социология», «Философия».

Изучение учебной дисциплины «Социальная психология» является базовым для последующего освоения программного материала учебных дисциплин: «Управление персоналом», «Теория и методика социальной работы», «Теория и методика инклюзивного взаимодействия».

1.3. Планируемые результаты обучения по учебной дисциплине в рамках планируемых результатов освоения основной профессиональной образовательной программы.

Процесс освоения учебной дисциплины направлен на формирование у обучающихся следующих общекультурных, общепрофессиональных и профессиональныхкомпетенций: (ОК-1), (ОК-5),(ОК-6:),(ОК- 7), (ОПК-6), (ПК-3) в соответствии с основной профессиональной образовательной программой 39.03.01 Социологияпо направлению подготовки бакалавр очной и заочнойформы обучения

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты:

Код компетенции Содержание компетенции Результаты обучения
ОК-1 способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции;   Знать: философские основы профессиональной деятельности; основные философские категории и проблемы человеческого бытия;
Уметь: анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; системно анализировать и выбирать социально- психологические концепции; находить общее и существенное в частных и случайных явлениях;
Владеть: системой социально-психологических категорий и понятий, как инструментами социального познания в профессиональной сфере.
ОК-5 способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия; Знать: правила и этические нормы современной речевой коммуникации в профессиональной сфере.
Уметь: выражать мысли, эффективно слышать и слушать партнера, устанавливать контакт, преодолевая речевые, коммуникативные и психологические барьеры; применять языковые средства современной речевой коммуникации в соответствии с нормами и традициями отечественной лингвистической культуры (устной и письменной).
Владеть: техникой речи в рамках публичных речевых и межличностных коммуникаций.
ОК-6 способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; Знать: типы, виды, формы и модели межкультурной и деловой коммуникации; лингвистических и психологических основ эффективной межкультурной и деловой коммуникации; основные принципы работы в гомогенном и гетерогенном коллективе; особенности вербального и невербального поведения представителей разных социальных групп и культур.
Уметь: правильно интерпретировать конкретные проявления коммуникативного поведения в различных ситуациях общения, в том числе в ситуации межкультурных контактов; преодолевать влияние стереотипов и осуществлять межкультурный диалог в общей и профессиональной сферах коммуникации
Владеть: приемами эффективного взаимодействия с представителями различных социальных групп и культур, основанного на принципах партнерских отношений; Владеть навыками успешного преодоления барьеров межкультурного общения
ОК -7 Способность к самоорганизации и самообразованию Знать: методы и приемы самоорганизации и дисциплины в получении и систематизации знаний; -методику самообразования.
Уметь:развивать свой общекультурный и профессиональный уровень самостоятельно; самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения
Владеть: работой с литературой и другими информационными источниками.
ОПК-6 способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; Знать:основные методы и модели прикладной статистики, применяемые в социально-психологических исследованиях.
Уметь:использовать современные информационные технологии для создания баз данных, проведения компьютеризованных опросов, презентации целей и результатов в учебной деятельности; оценивать применимость средств формального представления для различных типов социально-психологических данных.
Владеть:навыками практического использования базовых знаний и методов математики и естественных наук в социально-психологических исследованиях.
ПК-3 способностью составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами Знать:методологию и методы социально-психологических исследований как научно- исследовательскую нормативную систему. Комплексы прав, норм и ценностей как детерминант деятельности индивов, групп и социальных институтов общества
Уметь:разрабатывать и проводить социально-психологические исследования в соответствии с научно-исследовательской нормативной системой
Владеть:навыками представления результатов научно-исследовательских разработок в области социальной психологии в соответствии с нормативными документами по оформлению реферативных работ других научных исследований.


Объем учебной дисциплины, включая контактную работы обучающегося с преподавателем и самостоятельную работу обучающегося

Общая трудоемкость учебной дисциплины очной форме обучения составляет ___6___ зачетных единиц.

Вид учебной работы Всего часов Семестры
     
Аудиторные учебные занятия, всего      
В том числе контактная работа обучающихся с преподавателем::          
Учебные занятия лекционного типа      
Учебные занятия семинарского типа      
Лабораторные занятия          
Самостоятельная работа обучающихся, всего      
В том числе:          
Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение разделов дисциплины в ЭИОС          
Выполнение практических заданий          
Рубежный текущий контроль          
Вид промежуточной аттестации (экзамен)      
Общая трудоемкость учебной дисциплины з.е.      


3. Содержание учебной дисциплины

3.1. Учебно-тематический план по очной форме обучения

Объем аудиторных занятий составляет ___48__________ часов, в том числе __24 часа занятий в интерактивных формах.

Объем самостоятельной работы – _____141__ часов.

№ п/п Раздел, тема Виды учебной работы, академических часов
Всего Самостоятельная работа, в т.ч. промежуточная аттестация Контактная работа обучающихся с преподавателем
Всего Лекционного типа Семинарского типа Лабораторные занятия
 
  Раздел 1 Введение в социальную психологию  
  Тема 1.1 История социальной психологии в России XX столетия.    
  Тема 1.2 Методология и методы социальной психологии.    
  Тема 1.3 Социометрия как метод психологических исследований.    
  Раздел 2 Социальная психология личности  
  Тема 2.1. Социально-психологическая структура личности    
  Тема 2.2. Социализация и личностные регуляторы социального поведения человека    
  Раздел 3 Социальная психология общения и влияния.  
  Тема 3.1 Социально-психологические характеристики общения    
  Тема 3.2 Социальная психология влияния    
  Раздел 4 Социальная психология межличностных отношений.  
  Тема 4.1 Межличностные отношения как предмет социально-психологического исследования.    
  Тема 4.2 Психология межличностного конфликта    
  Раздел 5 Социальная психология групп.  
  Тема 5.1 Малые группы в социальной психологии    
  Тема 5.2 Социально-психологические характеристики организаций.    
  Раздел 6 Социальная психология общностей.    
  Тема 6.1 Психология больших социальных групп.    
  Тема 6.2 Массовые взгляды и представления    
  Тема 6.3 Массовые психические состояния и проявления. Психология массовой коммуникаии.    
  Форма промежуточной аттестации (экзамен)            
Общий объем, часов  

Общая трудоемкость учебной дисциплины по заочной форме обучения составляет ___6___ зачетных единиц.

Вид учебной работы Всего часов Семестры
     
Аудиторные учебные занятия, всего      
В том числе контактная работа обучающихся с преподавателем::          
Учебные занятия лекционного типа      
Учебные занятия семинарского типа      
Лабораторные занятия          
Самостоятельная работа обучающихся, всего      
В том числе:          
Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение разделов дисциплины в ЭИОС          
Выполнение практических заданий          
Рубежный текущий контроль          
Вид промежуточной аттестации (экзамен)      
Общая трудоемкость учебной дисциплины з.е.      

3.2. Учебно-тематический план по заочной форме обучения

Объем аудиторных занятий составляет ___48__________ часов, в том числе 14_ часов занятий в интерактивных формах.

Объем самостоятельной работы – ____132____ часов.

№ п/п Раздел, тема Виды учебной работы, академических часов
Всего Самостоятельная работа, в т.ч. промежуточная аттестация Контактная работа обучающихся с преподавателем
Всего Лекционного типа Семинарского типа Лабораторные занятия
 
  Раздел 1 Введение в социальную психологию  
  Тема 1.1 История социальной психологии в России XX столетия.          
  Тема 1.2 Методология и методы социальной психологии.    
  Тема 1.3 Социометрия как метод психологических исследований.          
  Раздел 2 Социальная психология личности        
  Тема 2.1. Социально-психологическая структура личности          
  Тема 2.2. Социализация и личностные регуляторы социального поведения человека          
  Раздел 3 Социальная психология общения и влияния.  
  Тема 3.1 Социально-психологические характеристики общения    
  Тема 3.2 Социальная психология влияния          
  Раздел 4 Социальная психология межличностных отношений.        
  Тема 4.1 Межличностные отношения как предмет социально-психологического исследования.          
  Тема 4.2 Психология межличностного конфликта          
  Раздел 5 Социальная психология групп.  
  Тема 5.1 Малые группы в социальной психологии          
  Тема 5.2 Социально-психологические характеристики организаций.    
  Раздел 6 Социальная психология общностей.          
  Тема 6.1 Психология больших социальных групп.          
  Тема 6.2 Массовые взгляды и представления          
  Тема 6.3 Массовые психические состояния и проявления. Психология массовой коммуникаии.          
Форма промежуточной аттестации (экзамен)            
Общий объем, часов  

Всего по курсу 16 ч. Лекции (8 пар)

32 ч. Практические (16 пар)

132 ч самостоятельная работа студентов

Общая трудоемкость учебной дисциплины – 216 (6 з.е.)

Занятия Всего зачетных единиц  
 
Академическая активность  
Практические задания в очной форме (8ч. Лекций и 10ч. семинарских по 0,8)  
Практические задание к разделу 1  
Практическое задание к разделу 2  
Практическое задание к разделу 3  
Практическое задание к разделу 4  
Практическое задание к разделу 5  
Практическое задание к разделу 6  
Рубежный контроль 1 (20 вопросов из 60 для раздела 1)Тест  
Рубежный контроль 2 (20 вопросов из 60 для раздела 2)Тест  
Рубежный контроль 3 (20 вопросов из 60 для раздела 3)Тест  
Рубежный контроль 4 (20 вопросов из 60 для раздела 3)Тест  
Рубежный контроль 5 (20 вопросов из 60 для раздела 3)Тест  
Рубежный контроль 6 (20 вопросов из 60 для раздела 3)Тест  
Дифференцированный зачет  

4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине

4.1. Виды самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Раздел, тема Формы текущего контроля, в т.ч. самостоятельной работы
Академическая активность, час Форма академической активности Выполнение практических заданий, час Форма практического задания Рубежный текущий контроль, час Форма рубежного текущего контроля
1. Раздел 1 Введение в социальную психологию Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение раздела в ЭИОС Реферат, эссе Компьютерное тестирование или иная форма рубежного контроля по усмотрению преподавателя
2. Раздел 2 Социальная психология личности Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение раздела в ЭИОС Эссе, Компьютерное тестирование или иная форма рубежного контроля по усмотрению преподавателя
3. Раздел 3 Социальная общения и влияния Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение раздела в ЭИОС Кейс, эссе, Компьютерное тестирование или иная форма рубежного контроля по усмотрению преподавателя
  Раздел 4 Социальная психология межличностных отношений Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение раздела в ЭИОС Эссе, кейс Компьютерное тестирование или иная форма рубежного контроля по усмотрению преподавателя
  Раздел 5 Социальная психология групп Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение раздела в ЭИОС Эссе Компьютерное тестирование или иная форма рубежного контроля по усмотрению преподавателя
  Раздел 6 Социальная психология общностей Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение раздела в ЭИОС Эссе Компьютерное тестирование или иная форма рубежного контроля по усмотрению преподавателя
  Всего      

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 1

Формы контроля самостоятельной работы обучающихся

Темы рефератов и докладов:

1. Теоретические основы прикладной социальной психологии: состояние и перспективы развития.

2. Влияние идеологии на развитие социально-психологической науки в России ХХ столетия.

3. Социально-психологические аспекты педагогической деятельности А.С. Макаренко.

4. Влияние учения о высших психических функциях Л.С. Выготского на развитие социально-психологических идей в России.

5. Основные положения деятельностного подхода в социальной психологии

6. В чем проявляется синтезирующая роль социальной психологии в системе наук

7. Место социальной психологии в системе наук

8. Какие основные проблемы изучает социальная психология

9. Взаимосвязь социальной психологии с философией, социологией

10. Направления и активно развивающиеся отрасли современной социальной психологии.

11. Предмет и задачи социальной психологии

12. Социальная психология - прошлое, настоящее и будущее

13. Становление и развитие социальной психологии в России

14. Исторические этапы становления и развития социальной психологии.

15. Взаимосвязь социальной психологии с философией, социологией

16. Основные практические проблемы социальной психологии.

17. Интеракционистски-ориентированное направление социальной психологии.

18. Бихевиористски-ориентированное направление социальной психологии.

19. Психоаналитически-ориентированное направление социальной психологии.

20. Когнитивно-ориентированное направление социальной психологии.

Реферат – это отражение (описание) студентом точек зрения различных авторов или обзор нескольких источников по рассматриваемой теме (проблеме).

Рекомендуемый формат:

Объем от 12-15 страниц печатного текста (шрифт Times New Roman, 14, интервал одинарный).

Содержание подготовлено на базе не менее 5 научных источников, с оформлением цитирования в рамках принятых филологических норм.

Задание должно быть представлено преподавателю на проверку в 3-х дневный срок с момента его получения в электронном формате. Оригинальность текста не менее 75%.

Основными критериями оценки реферата являются:

· степень отражения реферируемого текста;

· оригинальность тезисов и аргументов к ним;

· наличие обобщения и собственных выводов в заключении.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 2

Формы контроля самостоятельной работы обучающихся

Темы эссе:

1. Методы и процедуры диагностики социально-психологических черт личности.

2. Проблема формирования социально-психологических свойств личности.

3. Основные социально-психологические свойства личности.

4. Социально-психологические представления о личности в зарубежной психологии

5. Представления о личности в отечественной социальной психологии

6. Я-концепция как социально-психологический феномен.

7. Самопознание личности

8. Самопрезентация личности

9. Самоконтроль. Понятие о локусе контроля. Развитие самоконтроля личности.

10. Самоуважение и самоэффективность.

11. Социальная идентичность.

12. Социальный и “национальный” характер.

13. Личность и психология управления.

14. Социально-психологические и индивидуально-личностные особенности высоко - профессионального педагога.

15. Социально-психологические и индивидуально-личностные особенности высоко - профессионального работника социальной сферы.

16. Составляющие Я-концепции – самоуважение и самооценка. Их роль в развитии личности.

17. Структура и функции Я-концепции.

18. Психологический смысл формулы А.Н. Леонтьева «индивидом рождаются, личностью становятся».

19. Соотношение понятий «социальный индивид» и «личность».

20. Влияния социально-психологических условий на развитие личности.

Эссе – это развернутое и аргументированное изложение точки зрения студента в виде сочинения по рассматриваемой теме (проблеме). Рекомендуемый объем 1-3 страницы печатного текста (шрифт Times New Roman, 14, интервал одинарный). Содержание подготовлено на базе не менее 3 научных источников, с оформлением цитирования в рамках принятых филологических норм русского языка. Оригинальность текста не менее 75%.

*(Задание проверятся в рамках очной формы обучения).

Основными критериями оценки эссе являются:

Ø степень отражения изученного материала (эссе имеет четкую структуру, отраженную в тезисах);

Ø оригинальность подхода к проблеме;

Ø аргументация (привлекаются литературные и научные источники);

Ø способность обоснованно отстаивать свою точку зрения (эссе содержит критические идеи и комментарии автора).

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 3

Формы контроля самостоятельной работы обучающихся

Кейс-задание по психология межличностного общения

Ситуация 1

Какое место в моей жизни занимает общение с другими людьми?

Сколько времени в течение дня я провожу в общении с людьми?

Хотелось бы мне проводить с людьми больше времени или я предпочитаю одиночество?

У меня много друзей или очень мало?

Ситуация 2

Переформулируйте приводимые ниже «ты -высказывания» в «я - послания».

Образец:

Ты - высказывание: «Как ты мог такое сказать!»

Я - послание: «Мне неприятно то, о чем ты только что сказал».

А) Ты абсолютно не прав.

Б) Какой ты бестолковый.

B) Только невежа мог поверить в это.

Г) Вечно ты лезешь не в свое дело.

Ситуация 3

Молодой девушке (22 года), только что окончившей университет, предстоит встреча с руководителем фирмы, в которой она хочет работать, по поводу ее трудоустройства. Девушка крайне заинтересована в получении этого места. Опишите детали ее имиджа и поведения в момент встречи.

Задание 4

Представьте возможные варианты ответа подчиненного в ситуации, когда он не может выполнить порученное ему задание в различных эго-состояниях (Эго состояние – Родитель, Эго состояние-Взрослый, Эго состояние – Ребенок (Теория «Трансактного анализа Э.Берна»), а также опишите последствия каждого из ответов.

Задание 5

Во время предстоящей деловой беседы Вам необходимо будет убедить руководителя принять и одобрить Ваш подход к решению проблемы. Перечислите, какие невербальные средства общения Вы будете использовать во время этой деловой беседы.

Задание 6

Определите тип слушателя по его ведущей репрезентативной системе (аудиал, визуал, кинестетик) и опишите средства для привлечения его внимания.

Задание 7

В школе было проведено анкетирование учащихся направленное на выявление трудностей общения связанных с проявлениями агрессии в межличностных отношениях. Анализ результатов анкетирования учащихся I-IVклассов показал, что около 22 % учащихся отметили факт проявления вербальной и физической агрессии со стороны сверстников: «Моя соседка по парте все время мне грубит, кричит, толкается» (Дима В.); «На перемене драки устраивают» (Катя П.); «Не играют, а бьют и обзываются» (Аня Д.). Агрессия одних учеников по отношению к другим приводит к тому, что у 97,5 % школьников сформирована стойкая антипатия к таким одноклассникам. В этих условия трудно осуществлять работу по созданию учебного коллектива и воспитанию у детей толерантности и чувства гуманизма.

Что в этой ситуации необходимо предпринять психологу с целью коррекции межличностных отношений учащихся.

Задание 8

Младший школьник не удовлетворен межличностными отношениями с учителем. Ролевые отношения учитель – ученик складываются неблагополучно и на неуспешном фоне, ребенок не чувствует эмоционального комфорта в общении с педагогом, отказывается ходить в школу.

Что в этой ситуации необходимо предпринять психологу с целью коррекции межличностных отношений?

Кейс-задание.

Требования к выполнению

Должно быть выполнено не менее 2-х заданий из общего объема. До 1-й страницы текста на каждую работу (необходимо ответить на два вопроса). Излагается суть ответа на поставленный вопрос. Рекомендация: отвечать конкретно, по существу. Лист ответа должен быть оформлен (ФИО, направление подготовки, курс, группа).

Задание должно быть представлено преподавателю на проверку в 3-х дневный срок с момента его получения в электронном виде.

*(Выполняется как практическое задание в электронной образовательной среде)

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 4

Формы контроля самостоятельной работы обучающихся

Темы эссе

1. Аттракция и развитие межличностных отношений.

2. Теория межличностных отношений В. Шутца.

3. Проблема коррекции деструктивных межличностных отношений

4. Феномен альтруизма в современном научном представлении.

5. Факторы и механизмы развития мотивации помощи.

6. Теории социального научения, морального развития личности.

7. Психологические модели альтруистической мотивации помощи: псевдоальтруистические и собственно альтруистические объяснения.

8. Роль социума в усвоении форм просоциального поведения.

9. Роль эмпатии в развитии межличностных отношений.

10. Личностные детерминанты альтруизма.

11. Способы психологической коррекции лиц с повышенной агрессивностью в межличностных отношениях

12. Профилактики межличностной агрессии

13. Агрессивное поведение (природа социальной агрессии, понятие, основные виды агрессивности).

14. Личностные и ситуационные факторы формирования и проявления агрессивного поведения.

15. Под влиянием каких факторов развивается и проявляется эмпатия личности.

16. Межличностная совместимость и срабатываемость.

17. Агрессия, ее причины и последствия.

18. Социально-психологический климат во взаимоотношениях людей.

19. Социально-психологическая совместимость учителя и ученика.

20. Просоциальное и асоциальное поведение.

Эссе – это развернутое и аргументированное изложение точки зрения студента в виде сочинения по рассматриваемой теме (проблеме). Рекомендуемый объем 1-3 страницы печатного текста (шрифт Times New Roman, 14, интервал одинарный). Содержание подготовлено на базе не менее 3 научных источников, с оформлением цитирования в рамках принятых филологических норм русского языка. Оригинальность текста не менее 75%.

*(Задание проверятся в рамках очной формы обучения).

Основными критериями оценки эссе являются:

Ø степень отражения изученного материала (эссе имеет четкую структуру, отраженную в тезисах);

Ø оригинальность подхода к проблеме;

Ø аргументация (привлекаются литературные и научные источники);

Ø способность обоснованно отстаивать свою точку зрения (эссе содержит критические идеи и комментарии автора).

Ситуация 1

Между двумя сотрудниками организации возник спор по поводу сроков внедрения новой технологии. Один из них мотивировал предлагаемые сроки внедрения интересами производства продукции, второй свою позицию обосновывал с позиции интересов персонала, которому предстоит осваивать новую технологию.

Является описанная ситуация конфликтом? Каковы перспективы развития данной ситуации и механизмы управления ею?

Ситуация 2

Принимая на работу сотрудника, руководитель фирмы пообещал через два месяца перевести его на вышестоящую должность. По истечении указанного срока обещание руководителя не выполнено.

Можно ли описанную ситуацию идентифицировать как конфликтное взаимодействие? Если нет, то каковы перспективы развития описанной ситуации в конфликт.

Ситуация 3

Вы недавно назначены менеджером по кадрам. Вы еще плохо знаете сотрудников фирмы, сотрудники еще не знают вас в лицо. Вы идете на совещание к генеральному директору. Проходите мимо курительной комнаты и замечаете двух сотрудников, которые курят и о чем-то оживленно беседуют. Возвращаясь с совещания, которое длилось один час, вы опять видите тех же сотрудников в курилке за беседой.

Как бы вы поступили в данной ситуации? Объясните свое поведение.

Ситуация 4

Вы начальник отдела. В отделе напряженная обстановка, срываются сроки выполнения работ. Не хватает сотрудников. Выезжая в командировку, вы случайно встречаете свою подчиненную – молодую женщину, которая уже две недели находится на больничном. Но вы находите ее в полном здравии. Она кого-то с нетерпением встречает в аэропорту.

Как вы поступите в этом случае? Объясните свое поведение.

Ситуация 5

Одна сотрудница высказывает другой претензии по поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая сотрудница принимает высказываемые претензии за оскорбление. Между ними возник конфликт.

В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.

Ситуация 6

В ответ на критику со стороны подчиненного, прозвучавшую на служебном совещании, начальник начал придираться к нему по мелочам и усилил контроль за его служебной деятельностью.

В ч

Наши рекомендации