Этапы работы по созданию тренинговых техник
Они могут быть такими.
1. Вычленение проблемы, которую необходимо решить в тренинговой работе.
Например: как уменьшить конфликты среди семиклассников? Или: как подготовить ребят к сдаче экзаменов, чтобы этот процесс не был для них излишне стрессогенным? Или: каким образом помочь быстрее адаптироваться детям мигрантов в чужой культурной и языковой среде?
II. Формулирование цели будущей психотехники.
Цель вытекает из осознанной проблемы.
III. Выбор тренингового метода, в рамках которого наиболее целесообразно разрабатывать психотехнику.
В главе З указывалось, что тренинговые методы могут быть классифицированы по временным и пространственным параметрам, и, соответственно, могут быть выделены тренинговые методы работы с прошлыми событиями, «случающимися» событиями и конструируемыми событиями.
IV. Создание необходимых тренинговых техник в рамках выбранного метода.
На этом этапе возможна реализация двух стратегий: во-первых, создание собственной, ни на что не похожей техники; во-вторых, модификация имеющейся техники (или психотехнической модели), приводящая к рождению новой.
Первый вариант не рассматривается, поскольку четкого алгоритма творчества не существует, во всяком случае, мы не рискнем предлагать такой алгоритм.
А вот в случае второго варианта и происходит использование приемовразработки тренинговых техник. Следует оговориться, что речь идет именно о модификации известных техник. В списке литературы прилагаемому к программе, и в примечании к каждому упражнению необходимо указать, что данное упражнение является модификацией такой-то игры. Впрочем, модификация может быть настолько творческой и пойти так далеко, что созданная вами психотехника окажется в смысле авторской.
Чтобы добиться этого, можно предпринять ряд действий.
1.Подбор психотехник, направленных на достижение тех же целей.Придется обратиться к литературе или собственному опыту и подобрать техники, которые их разработчиками предназначались для того же, чего добиваетесь и вы. Можно, конечно, не мудрствуя лукаво, просто их и применять в том же самом виде. Но — творить, так творить! Подумайте, годится ли эта психотехника для тех людей, с которыми вы собираетесь работать в тренинге. Проанализируйте, что можно изменить в ней для большего соответствия вашим
конкретным задачам без потери ее целевой направленности.
2. Разложение известной техники по функциям (компонентам, составным частям) — создание «психотехническою конструктора».Если не обнаружилось техник, направленных на те же цели, или найденная техника по каким-то причинам вас совсем не удовлетворяет, придется пойти иным путем. Наверняка есть упражнения или игры, которые вам очень нравятся. Неважно, что они нацелены на другое. Давайте разберемся, как они сконструированы, чтобы понять сущность привлекательной для вас модели.
Приведем пример. У известного тренера Марасанова есть игра, рая называется «Козлятушки-ребятушки».
Ведущий предлагает участникам группы вспомнить известную сказку «Волк и семеро козлят», фабула которой связана со стремлением Волка попасть в дом козлят в отсутствие их матушки. Участники делятся на группу козлят и группу гостей, среди которых имеется один или несколько волков. Все гости поочередно стучатся в дверь козлятушкиного дома (сконструированного из стульев) и просятся войти, предлагая какую-то «легенду» о себе и мотивах попадания в дом. Участники, исполняющие роли козлятушек, должны определить, кто из их гостей на самом деле является «ежиком из соседнего дома» , «внезапно вернувшимся папой-козлом» или «слесарем-сантехником Бобром», а кто скрывает за подобными масками личину злобною Волка. Если Волк оказывается впущен в дом, то козлятушки считаются съеденными.
В этой игре условно можно выделить следующие составные части (разумеется, их можно выделять иначе):
- Погружение в сказку;
- Инструкция ведущего, включающая полное описание предстоящей игры;
— Разделение на группы;
— Дополнительные инструкции каждой группе;
— Скрытое от козлятушек распределение среди гостей ролей волков;
- Поочередное появление гостей;
- Окончательное принятие решения козлятушками;
- Раскрытие ролей, определяющее итоги игры;
— Рефлексия происходившего, обсуждение.
3. Подбор психотехник с подобной структурой.Теперь необходимо подыскать игры, структурно сходные с описанной. Можно вспомнить, скажем, широко известную «Мафию» или «Теремок» (см. раздел 2).
4. Анализ сходства и различил в способах реализации компонентов игр. Сравнивая эти игры между собой, легко увидеть, что они ориентированы на разные возрастные контингенты: «Теремок» предназначен для групповой работы с младшими школьниками, «Волк и семеро козлят» — скорее с подростками, «Мафия» — со старшеклассниками и взрослыми. Да и цели этих психотехник несколько разнятся: от формирования навыков построения аргументированных высказываний до развития тонких умений комплексного анализа различных оттенков поведения. При этом не все компоненты присутствуют во всех психотехниках, например в «Мафии» отсутствуют погружение в сказку, поочередное появление гостей. А в «Теремке» и «Козлятушках» нет смены дня и ночи — обязательной процедуры в «Мафии».
5. Изменение одной функции и анализ произошедших изменений в психотехнике. Для дальнейшей работы сосредоточимся вновь на «Козлятушках-ребятушках». Зададимся вопросом: что изменится в этой игре, если изменить одну какую-либо составную часть?
Допустим, мы с вами откажемся от поочередного появления гостей, а предложим им... появиться одновременно! Может быть, напротив дома козлятушек развернулась ярмарка, где происходит много всяких событий? Или приехал цирк, демонстрирующий разные номера, которые козлятушки могут наблюдать из окон?
А что, если изменить инструкцию и поставить задачу гостям не в дом проникнуть, а несмышленых детишек наружу выманить?..
А если не делать погружение в сказку, а устроить погружение Вфэнтези, детектив, мелодраму или вестерн?.. Ведь совсем необязательно, чтобы в доме жили именно козлятушки.
Разыгралось воображение? Вот и рукой подать до новой техники. Незабывайте только о цели, которой вы хотите достичь с ее помощью.
6. Перестановка составных частей в структуре психотехники. Этот прием также очень продуктивен для порождения новых идей. Например, разделение участников и распределение ролей можно провести раньше, чем дана инструкция: тогда те, кто предпочел бы отсидеться в роли козлятушек, вынужден будет проявлять находчивость и артистизм, исполняя роль гостя. Возникает дополнительная цель игры — активизация пассивных участников. Еще вариант: раскрытие ролей происходит до окончания игры и до прохождения всех гостей. Волк, оказавшийся в доме, не дожидается, пока все гости себя проявят, а тут же «раскрывает карты». Тогда можно козлятушкам поставить задачу отыскать способ выдворить его из дома и спастись от острых клыков. Или найти возможность мирного сосуществования с Волком в одном доме. Вот и новые цели — развитие толерантности, умений вести себя в экстремальной ситуации.
7. Создание психотехники на основе случайно выбранных компонентов по аналогии с известными играми и упражнениями.Если вычленить структуры не одной, а нескольких игр и упражнений, то возникнет набор «игровых деталей», из которых можно собрать совершенно новые психотехники. Попробуйте сами сконструировать хотя бы простенькую игру для достижения нужных вам целей из такого, например, набора:
· Инструкция ведущего;
• Определение основного игрока;
• Выбор этим игроком двух исполнителей;
• Реализация исполнителями и основным игроком определенных функций;
• Смена основного игрока и исполнителей;
• Повторение игровой процедуры;
• Включение всей группы;
• Рефлексия происходившего.
8. Последовательное изменение всех элементов психотехники.Этот прием очень эвристичен, несмотря на кажущуюся механистичность действий. Вспоминается в связи с этим приемом известный в сказкотерапии способ создания новой сказки путем последовательной замены слов на «противоположные» в первом предложении любой известной сказки. Возьмем расхожую сказочную фразу: «В одной
деревне жили-были старик со старухой...» Произведем замену: «В двух городах не было ни одного юноши и ни одной девушки...» Вот и зачин для новой сказки, в котором и проблема уже ясно зафиксирована.
Сходным образом можно поступить и в отношении элементов психотехники. Покажем на примере предложенного выше набора.
• Инструкция ведущегоотсутствует.
• Основного игрока нет — в равной степени должна быть активна вся группа.
• Группа выбирает из своего состава тех, кто не будет участвовать в упражнении.
• Выбранные становятся просто наблюдателями происходящего (выполняют экспертные функции).
• Смены игроков не происходит — вся группа за исключением наблюдателей действует в том же составе.
• Процесс происходит единожды.
• В определенный момент группа выключается из упражнения.
• Групповая рефлексия не проводится, выслушиваются суждения наблюдателей-экспертов.
Легко увидеть, что ничего абсурдного или невыполнимого в образовавшейся последовательности процедур нет. Можно переходить к следующему приему.
9. Психотехника-калька (создание упражнения по имеющейся модели).Модель (например, разработанная при использовании предыдущего приема) или вычлененная при анализе какого-либо известного упражнения может рассматриваться как некий скелет, каркас, на который нужно нарастить «мясо» содержания. При этом нужно отвлечься, абстрагироваться от прежнего содержания психотехники, сохранив только структуру. Вам остается только выбрать область — реальную или вымышленную, в которую можно поместить каркас, как в насыщенный раствор — в соответствии с вашими целями. Уверен: на нем появятся очень красивые кристаллы. Области могут быть любые — школьные ситуации, сюжет известных сказок, космические путешествия и т.п.
10. Перевод вычлененной проблемы на язык метафоры. Этот прием является, на мой взгляд, основным при создании новых психотехник.Прямая, «лобовая» работа с проблемой редко бывает эффективной. Игры и упражнения и нужны, чтобы погрузиться в волнующие темы неожиданным нестандартным образом, и тут уж от метафоры никуда не деться. Перевод проблемы на язык метафоры может быть осуществлен разными способами. Назову некоторые:
а). Сочинение сказки и решение проблемы в процессе развертывания сюжета. Например, ведущий заранее придумывает зачин сказки в которой в метафорической форме представлена проблема, волнующая участников тренинговой группы. Всей группе сразу или отдельным подгруппам предлагается придумать завершение сказки, в котором проблема бы конструктивно решалась. Другой вариант: участники в подгруппах сами придумывают подобные зачины, а затем происходит обмен этими зачинами и сказки «доводятся» до счастливого финала. Третья возможность: зачин сказки, содержащий проблему (придуманный ли ведущим или кем-то из группы — неважно), обыгрывается в сценическом действии, а затем спектакль разворачивается спонтанно.
б). Создание игры на основе метафоры. Чтобы придумать игру под конкретную проблему участников, ведущий может задать себе очень простой вопрос: «А на что похожа эта проблема?». Или: «Какие образы наиболее ярко отражают суть проблемы?». Когда образы появились, надо подумать, какая из известных игр уже содержит эти образы или может включить их в себя. Подумайте о том, как можно модифицировать эту игру, закрутив фабулу вокруг нужных вам образов и направив на поиск решения групповой проблемы.
в). Превращение проблемы в визуальную, звуковую, двигательную метафору. Можно сказать, что этот прием является детализацией предыдущего. В зависимости от ваших собственных предпочтений и/или особенностей участников группы, можно использовать разные модальности. Ведь проблема может быть отражена не только в визуальных образах, но и в музыкальных фрагментах или в других звуках, в жестах, танцевальных движениях или статичных «живых скульптурах».
Подводя итог, напомню еще раз: работа над тренинговыми упражнениями, осуществляемая с помощью описанных или каких-то других приемов, может остаться всего лишь более или менее удачной модификацией известных психотехник, а может привести к созданию по-настоящему авторского продукта. Как говорил один умный человек: «Если идея пришла в твою голову, значит, она наверняка уже пришла еще к кому-то. Поэтому не спеши радоваться. Иди дальше!»
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Каковы этапы создания тренинговых техник?
2. Опишите действия, позволяющие на основе знания имеющихся Игр и упражнений разработать новые психотехники.
3. Какие из названных действий кажутся вам наиболее подходящими именно для вас?
4. Выберите из второй части пособия любое упражнение и разработайте на его основе свою собственную психотехнику.
5. Попробуйте, опираясь на какой-либо из описанных в этой главе приемов, на основе двух известных упражнений путем их модификации создать новое упражнение.
6. Заполните хотя бы один столбец «Психологической матрицы» тренинга играми и упражнениями, разработанными вами самостоятельно на основе приемов создания тренинговых техник.
Глава 12
ПРИМЕРЫ ТРЕНИНГОВЫХ МЕТОДОВ И УПРАЖНЕНИЙ
Ниже описаны две большие тренинговые игры, предназначенные для использования в тренингах лидерства или в рамках тренинга тренеров. Почти все элементы, из которых состоят игры, снабжены комментариями и указаниями на то, какой из описанных в предыдущих тренинговых методов применен в каждом конкретном случае.
Игра «Ты настоящий творец!»
Целями этой игры являются следующие:
• выявление и анализ эффективности основных стратегий управления;
·развитие лидерских и креативных способностей участников.
Этап 1. Подготовка
Ведущий:Каждый человек изначально является по своей природе творцом - хотя бы потому, что каждому приходится каким-то образом строить свою собственную жизнь. Никто за него этого не сделает - жить-то ему приходится самому. Но эту способность творить реализуют по-разному: кто-то постоянно следует советам других или полностью копирует свою жизнь с кого-то, кто-то способен к самостоятельным действиям, а кто-то живет по принципу «что хо- то и ворочу». Сегодня нам предстоит попробовать себя в роли творцов и оценить, насколько мы сами обладаем творческими способностями, действуя в неожиданных ситуациях. Посмотрите на других участников и выберите для себя партнеров, с которыми вы пока меньше всего взаимодействовали и которые, как вам кажется, то сильно отличаются от вас. Исходя из этих двух критериев, найдите тех, с кем будете работать в дальнейшем, и образуйте четверки.
Давая участникам такое задание, ведущий фактически реализует регрессии: участникам необходимо обратиться к уже имеющемуся у них опыту взаимодействия со своими товарищами по группе, проанализировать сложившиеся представления о других участниках и осознать свое отношение к ним — как отличающимся или похожим на него. Одновременно, образуя малые группы, участники вынуждены решать, в общем-то,непростую задачу как выполнить требование ведущего и в то же время соотнести свое мнение и мнения других...
Этап 2. «Симфонический оркестр»
Ведущий: Итак, группы у нас образованы. Атеперь узнайте следующее: каждая четверка это маленький симфонический оркестр, Вам необходимо в течение одной минуты выбрать дирижера, именно он будет руководить вашим оркестром... Так, а, теперь дирижер должен будет распределить инструменты среди своих музыкантов и отрепетировать с ними какую-нибудь мелодию. Все участники обязаны подчиняться дирижеру. Можно использовать все подручные средства. Через пять минут — выступление вашего оркестра.
Достаточно очевидно, что в данном случае реализуется метод построения диспозиций. Поскольку эта процедура носит социометрический характер и связана с выявлением лидера, неизбежным становится прояснение отношений участников друг к другу. Иными словами, раскрывается система их взаимоотношений — совершенно реальная. За короткие пять минут участники каждой подгруппы должны суметь найти общий язык и «выдать на-гора» некий творческий продукт. Кроме того, на этапе подготовки к выступлению фактически реализуется метод символического самовыражения дирижера (в случае его авторитарного управления остальными) или группы (в случае, если продукт создается общими усилиями при демократической позиции лидера).
После выступлений всех симфонических оркестров и аплодисментов слушателей ведущий просит каждую группу ответить на следующие вопросы:
Как вы определили дирижера?
Сложно ли было сделать выбор?
Кто из вас был не согласен с появившимся в вашей группе руководителем?
Насколько комфортно вам было в процессе подготовки выступления?
Считаете ли вы, что ваш дирижер успешно справился с предоставленными ему лидерскими функциями, или нет?
Как вы оцениваете результат — свое выступление?
Задаваемые ведущим вопросы и последующее обсуждение приводят к осуществлению еще одного тренингового метода — метода групповой рефлексии,который, как и другие методы, в этой игре будет обнаруживаться еще не единожды.
Любопытно, что почти в каждой группе находится «оппозиционер», который не удовлетворен лидером. Иногда конфликт этих двух участников приобретает явные черты. И вот тут-то ведущий может применить метод концентрации присутствия по отношению к одному из оппонентов или поочередно к обоим. В этом ему помогут примерно такие вопросы:
Что ты сейчас чувствуешь?
Ты сидишь на расстоянии примерно метра от остальных участников вашего симфонического оркестра. Почему?
Что тебе сейчас хочется сделать?
Что ты хочешь сказать своему дирижеру?
Применяя этот метод, ведущий не провоцирует развитие конфликта. Он просто обнажает реально существующее положение дел в этой малой группе и помогает «оппозиционеру» отрефлексировать свои мысли и чувства. Сделав это, ведущий предлагает этому «антилидеру» перейти в соседнюю группу (по часовой стрелке). Если «оппозиционеры» проявили себя не в каждой из малых групп, то такой переход ведущий может предложить тем участникам, которые вели себя во время подготовки выступления наиболее пассивно. Здесь в результате изменения пространственного расположения участников снова реализуется метод построения диспозиций.
Этап 3. «Мастерская художника»
Ведущий: Теперь, после того как произошли изменения в составе групп, изменится и содержание творческой деятельности. Каждая группа — это мастерская художника. Вам необходимо в течение одной минуты выбрать художника, а все остальные участники станут ‚ подручным материалом, из которого он будет создавать свое произведение. Одно дополнительное условие — тот, кто был дирижером на предыдущем этапе, не имеет права становиться художником. Итак, время пошло... А теперь художник получает возможность решить, кто в качестве какого материала будет выступать. Ведь в мастерской могут быть краски, глина, смальта для мозаики... Да все, что угодно! Все участники обязаны подчиняться художнику! Через пять минут художники должны представить свои произведения публике.
Метод построения диспозиций используется здесь снова, но уже на новом содержании. Изменение состава группы и запрет выбора прежнего лидера вынуждают участников решать проблему по-новому. И снова можно увидеть в происходящем отражение метода символического самовыражения участников.
Дальнейшая процедура повторяет описанную выше.
Применяются методы групповой рефлексии и концентрации присутствия.За счет перехода «оппозиционеров» и пассивных участников в малых группах снова меняется состав.
Вдобавок к названным выше ведущий задает такие вопросы, адресованные художникам:
Что означает ваше произведение?
Какой смысл оно несет?
Как вы могли бы назвать продукт своего творчества?
Этап 4. «Архитектурное бюро»
Ведущий: Ивот опять у нас обновились группы. Теперь каждая из ваших групп — это бюро архитектора. Сооружения, которые проектируются архитектором, могут быть самыми разными — от громадных дворцов и целых городов до маленьких и изящных ротонд в парке. И, как это было на предыдущих этапах, вам нужно будет начать с того, чтобы определить, кто же из вас станет архитектором. Вам необходимо в течение одной минуты его выбрать. Условие прежнее — те, кто уже был лидером — дирижером или художником, — на роль архитектора претендовать не имеют права... Ну, а теперь, когда вы определились, — за дело, господа творцы! Все участники обязаны подчиняться вам. Подумайте, что вы могли бы предложить людям? Какой архитектурный проект вы готовы разработать? У вас пять минут. А потом вы представите свое творение.
На протяжении этого этапа также применяются те же методы, что на втором и третьем этапах: методы построения диспозиций, символического самовыражения, групповой рефлексии и концентрации присутствия.По завершении выставки архитектурных проектов ведущий задает вопросы, названные выше, а затем помогает участникам выйти на детальное и подробное обсуждение всей игры.
Этап 5. Подведение итогов
На этом последнем этапе участники вновь садятся в общий круг. Обсуждаются вопросы:
Какой из этапов игры был самым трудным? Какой — самым легким?
Как в каждом конкретном случае определялся лидер в малых группах?
Как лидеры оценивают сбою творческую деятельность?
Заметна ли была разница между лидерами — дирижером, художником, архитектором, — сменявшими друг друга на разных этапах?
Какие стратегии руководства применяли эти лидеры?
Под чьим управлением было наиболее комфортно работать?
Изменилось ли мнение оппозиционеров в отношении лидерства после того, как им самим довелось стать лидерами малых групп?
Какая из стратегий оказалась наиболее эффективной?
Чей творческий продукт оказался наиболее оригинальным, ярким и неожиданным?
Почему? Что помогло в этом?
Очевидно, что на данном этапе применяетсяметод групповой рефлексии.
Однако ведущий может решать в процессе реализации этого метода еще одну важную задачу — повысить уверенность в себе наиболее робких и застенчивых участников. Условия проводимых процедур приводят к необходимости испытать себя в роли лидера почти всем участникам — даже тем, кто к этому совсем не стремится. Опыт показывает, что часто, занимая демократическую позицию, они дают возможность проявить творческие ресурсы всем остальным участникам, а вовсе не пытаются диктовать другим свою волю. В результате итоговый продукт бывает более креативным, чем в группах «волюнтаристов». Ведущему стоит аккуратно обратить внимание группы на этот факт.
От этой игры можно перейти к отработке выявленных стратегий управления в процессе проигрывания конкретных жизненных ситуаций, предложенных ведущим или участниками. Тогда будет реализовываться метод операционализации.
Игра «Мои удачи и неудачи»
Цели этой игры:
·формирование умений позитивно мыслить;
• развитие положительного самоотношения.
Эту игру рекомендуется проводить не в самом начале лидерского тренинга (или тренинга тренеров), а уже после того, как участники начали в достаточной степени доверять друг другу.
Этап 1. События моей жизни
Ведущий сообщает участникам, что на сегодняшнем занятии импредстоит работать с образами фантазии и просит их развернуть свои стулья спиной к центру круга. Такое расположение представляется наиболее соответствующим задаче символического уединения, которая актуализируется в процессе последующей процедуры. Ведущий говорит участникам, что при желании можно закрыть глаза. Требовать закрывать глаза совсем необязательно. Многие люди могут прекрасно вызывать яркие зрительные образы, не делая этого. А кроме того, у некоторых участников закрывание глаз вызывает повышение тревоги.
Ведущий: Прошу вас вспомнить свою жизнь, прошедшую до нынешнего момента. Невидимый волшебный фонарь, горящий в центре нашего круга, освещает твою память, помогая выявить самые важные события. Конечно же, вспомнить абсолютно все невозможно. Это и не нужно. Вот луч волшебного фонаря освещает один из самых дальних уголков твоей памяти. Вернись к тому моменту в своей биографии, который можно считать первым воспоминанием... Сколько тебе было в тот день три года? Может быть, чуть больше? А может, меньше?.. Что тогда произошло с тобой такое, что помнится до сих пор?.. Как оценить то событие — было ли оно твоим успехом или вашей неудачей?.. Не всякое событие можно однозначно отнести к успеху или неудаче. Но событие было, оно врезалось в память, а значит, оно каким-то образом повлияло на твою жизнь. В результате этого события ты изменился, для тебя оно имело значение...
Волшебный фонарь может осветить и другие события. Давай пойдем дальше по маршруту твоей жизни, останавливаясь в те моменты, которые по тем или иным причинам оказались для тебя значимыми... Сейчас они всплывут в твоей памяти. Ты сам вправе выбирать, стоит ли напрягаться, воссоздавая подробности, или, не задерживаясь, идтидальше. Вспоминай те дни, часы, минуты, которые были для тебя очень удачными. Те мгновения, которые ты проживал, как триумфатор, въезжающий в город на белом коне...
Однако постарайся не бежать от воспоминаний и тех событий, которыеможно рассматривать как моменты неудачи Может быть, и о них стоит все-таки вспомнить? Они произошли. Они остались в памяти. Они повлияли на тебя. Они изменили тебя. Значит, они нужны тебе...
Совершенно очевидно, что в форме этой медитации-визуализации применяется метод регрессии.
Свет волшебного фонаря, горящего в центре нашего круга, становится все менее ярким, поскольку его перебивает свет сегодняшнего дня, свет настоящего...
Этап 2. Создание рисунка «Мой жизненный путь»
Ведущий: А теперь я прошу открыть глаза тех, кто закрывал их во время упражнения. Не делайте резких движений. Не торопясь, медленно смените позу. Можно потянуться. На столах лежат листы бумаги и краски. Не разговаривая и не мешая друг другу, подойдите к толам. Попробуйте отразить в рисунке свой жизненный путь, который вы проделали до нынешнего момента. Изобразить тем или иным образом те события, которые вспоминались в процессе выполнения только что проведенного упражнения. Время на рисование — примерно пятнадцать минут.
На время рисования ведущий может включить музыку (хорошо, если эта музыка насыщена различным эмоциональным содержанием; следует позаботиться, чтобы в ней было преобладание мажорных, положительных мотивов). За минуту до конца отведенного пятнадцатиминутного промежутка ведущий просит участников завершить свои работы. Впрочем, если позволяет время, предпочтительней дать каждому завершить свой рисунок, уделив ему столько времени, сколько участник посчитает нужным. Рисование является одним из конкретных Способов реализации метода символическою самовыражения.
Участники, закончившие рисунки раньше, возвращаются в круг и ожидают завершения работы своих товарищей, расположившись уже лицом к кругу.
Обсуждения рисунков проводить не следует, а тем более — их интерпретировать и оценивать. Нужно сразу предупредить об этом участников. Процедуру лучше организовать, например, следующим образом: все «художники», держа свои рисунки в руках, молча предъявляют их другим членам группы. Ведущий просит участников выбрать среди рисунков своих коллег те, которые кажутся в чем-то похожими наих собственные или даже просто созвучными по тематике, по настроению. Участники сообщают о своих выборах и коротко их поясняют. У них также есть возможность задать друг другу вопросы Относительно каких-то аспектов или деталей изображения, уточнить, правильно ли понят образ на рисунке.
По желанию, участники комментируют свои рисунки и рассказывают об ощущениях, возникших по ходу выполнения этапов упражнения — во время медитации-визуализации и во время рисования. В большой группе, видимо, не является необходимым настаивать на высказываниях всех членов группы. Пусть выскажутся те, кто посчитает это нужным. Сам процесс выполнения описанной работы имеет большое развивающее значение для участников тренинга и является воплощением метода построения диспозиций.
Этап 3. Радость неудачи
Ведущий: Отложите, пожалуйста, свои рисунки. Встаньте снова спиной в круг и закройте глаза. Начинайте двигаться спиной вперед к центру круга. По моему хлопку вы должны собраться в группы по четыре человека. Без специальной команды глаза открывать нельзя. Продолжаем движение... Собрались в четверки!
Ведущий наблюдает за тем, кто каким-образом ведет себя в необычной ситуации: уверенно или робко, проявляя инициативу или подчиняясь. Участники берутся за руки. Ведущий советует им, не открывал глаз, разобраться, сколько их человек в каждой подгруппе. При необходимости участники могут покинуть одну подгруппу и примкнуть к другой. Все это — другая форма того же метода построения диспозиций.
Ведущий: Вот теперь откройте глаза и сядьте подгруппами в отдельные кружки. Я прошу каждого из вас вспомнить такое событие из вашей жизни, которое вы вначале рассматривали как неудачу, а затем поняли, что на самом деле это событие имело для вас очень благоприятное значение. Иными словами, вспомните событие, которое позволило вам понять, что такое «радость неудачи», и расскажите о нем своим товарищам по подгруппе. У вас па это двадцать минут.
Понятно, что в этом случае реализуется метод обмена опытом.
Этап 4. Общая метафора
Ведущий:Вы узнали нечто новое о своих товарищах. Наверное, с каждым из вас случались похожие в чем-то события. Я прошу вас найти нечто общее, сходное в рассказанных историях и представить это общее в метафорической форме. Это можно сделать средствами рисунка афоризма, «живой скульптуры» или как-нибудь еще. При желании вы можете прокомментировать предлагаемые метафоры.
Поскольку в коллективных произведениях участников представлена квинтэссенция их объединенного опыта, то можно говорить о том,что в этом случае используется метод имитации.
Ведущий: Спасибо за ваши замечательные метафоры. А теперь такое задание для каждой группы: назовите хотя бы одно не очень приятное событие ближайшего будущего кого-то из вас (или всей группы), которое в свете принципа «радости неудачи» может быть рассмотрено как позитивное.
Участники в течение пяти минут обсуждают поставленную задачу в группах, а затем представители групп описывают новый способ рассмотрения будущего события. Безусловно, здесь мы имеем дело сметодом группового решения проблем.
Этап 5.«Стул хвастовства»
Все участники садятся в общий круг. Ведущий берет один из свободных стульев и ставит его так, чтобы он выступал из круга, при этом сам тренер располагается чуть позади и справа
Ведущий: Это непростой стул. Это стул хвастовства. Каждый, кто сядет на него, получает право похвастаться. Чем? Да чем угодно! Любым достижением на своем жизненном пути. Например, тем, что закончил десятый класс на одни пятерки, или тем, что выиграл спортивные соревнования. Может статься, что какое-то достижение в глазах других кажется малозначимым, но для него самого является очень важным. Скажем, он сам без напоминаний со стороны мамы сходил на рынок за картошкой. Этим тоже можно похвастаться. Тот, кто садится на этот стул, должен начинать свое сообщение со слов: «Я хочу похвастаться тем, что...» Итак, кто первый?
После первого «хвастовства» ведущий инициирует аплодисменты и восторженные отзывы. Это особенно важно для эмоциональной поддержки робких и застенчивых участников. Выступив, сидящий на «стуле хвастовства» называет следующего, кому он предлагает сесть на этот стул. При желании можно садиться на «стул хвастовства» неоднократно.
Здесь снова реализуется метод обмена опытом,но на этот раз он служит средством повышения уверенности всебе.
Этап 6. Благодарность за опыт
Ведущий: Сегодня мы многое узнали друг о друге такое, о чем даже не подозревали. Мы поделились друг с другом своим жизненным опытом. Мы дали возможность друг другу испытать новые переживания.
Мне кажется, стоит поблагодарить тех, ктовнес в это дело самый значимый для нас вклад. Я прошу каждого из вас подумать и выбрать того человека из нашей группы — только одного! — кого вы хотели бы персонально поблагодарить. Можно высказаться, обращаясь к этому человеку и объяснив, почему хочется поблагодарить именно его.
Ведущий внимательно следит за тем, в чей адрес звучит наибольшее число благодарностей и кто остался без внимания. Если последних оказалось несколько человек, ведущий сам произносит слова благодарности за опыт тому, кто, по его мнению, больше всего нуждается в поддержке. Это еще одна форма метода построения диспозиций.
Этап 7. Подведение итогов
Ведущий:Мы завершаем это упражнение. Я прошу вас вернуться к рисункам, на которых изображен ваш жизненный путь. Взгляните на них еще раз. Хочется ли сейчас вам что-то исправить на них? Или добавить нечто? у вас есть пять минут, чтобы внести в рисунки те изменения, которые кажутся вам необходимыми. Но если вас устраивает то, что уже нарисовано, то, разумеется, можно ничего не менять.
Для того чтобы выполнить это задание, участники должны сосредоточиться на своих переживаниях и мыслях. В этом случае ведущий косвенным образом применяет метод концентрации присутствия.
Через пять минут участники вновь садятся в общий круг. Обсуждаются вопросы:
Что вы чувствуете сейчас?
Менялись ли ваши чувства на протяжении игры?
Какой из этапов игры показался вам наиболее сложным?
Трудно ли было вспоминать события вашей жизни?
Какие события — связанные с вашими удачами или неудачами — чаще вспоминались?
Изменилось ли ваше отношение к каким-либо событиям вашей жизни?
Как вы поняли, что такое радость неудачи?
Что дало вам сидение на« стуле хвастовства»? Легко ли было публично хвастаться?
Изменили вы что-то на своих рисунках или нет? Почему?
Это, конечно же, метод групповой рефлексии.
Итак, в описанных двух играх были применены практически все девять основных тренинговых методов.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Выберите какое-либо известное вам упражнение (можно воспользоваться играми и психотехниками из второй части пособия) и выделите в нем использованные тренинговые методы.
2. Разработайте самостоятельно новое тренинговое упражнение, которое включало бы в себя как минимум три из основных тренинговых методов.
РАЗДЕЛ 2
ТРЕНИНГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ, ПСИХОТЕХНИКИ
Можно было бы ожидать, что приведенные ниже психотехники, игры и упражнения будут типологизированы в соответствии с описанными выше основными тренинговыми методами. Однако, как указывалось в конце первой части, в одном упражнении часто встречаются разнообразные тренинговые методы, а значит, подобная типологизация весьма затруднительна. Поэтому упражнения собраны в главы в соответствии с важнейшими целями, на которые они направлены. Такой способ разбиения представляется более удобным в практическом отношении для осуществления подбора нужных психотехник при составлении тренинговой программы.
Глава 1