Профессионально-значимые личностные качества педагога-исследователя
Научно-исследовательская деятельность известна с древнейших времен. Человек всегда стремился познать мир, в котором он живет. Социальная значимость и потребность в науке не преходяща, она вечна.
Исследователь, организуя и проводя свои изыскания, выполняет две основные функции: во-первых, систематизирует, аккумулирует знания, накопленные человечеством; во-вторых, познает новое, неизведанное, что пополняет, обогащает науку. Эти функции остаются определяющими для любого исследования во все времена, изменяется лишь их содержание по мере изменений, происходящих в общественной жизни, изучаемых проблемах, методах работы. Для реализации названных функций исследователю необходимо обладать рядом качеств, создающих прочный фундамент его личности.
Научная работа - исключительно напряженный, творческий труд, который требует полной самоотдачи, упорства, терпения, самоотверженности, творческого мышления, чувства нового, стремления познать неведомое. В истории науки было немало попыток перечислить наиболее важные качества ученого-исследователя.
Так, К.Э. Циолковский считал, что основными чертами личности ученого-исследователя должны быть: хорошая память, умение сосредоточиться, «уйти в себя», научная фантазия, интеллектуальная независимость, т.е. самостоятельность мышления, увлеченность, страстность, одержимость в науке, настойчивость.
В.А. Обручев выделял три основных принципа плодотворной научной деятельности: планомерность, аккуратность и любовь к творчеству.
И.П. Павлов к ведущим качествам личности ученого-исследователя относил: научную последовательность, прочность познания азов науки и стремление идти от них к вершинам человеческих знаний, сдержанность, терпение, готовность и умение делать черновую работу, умение терпеливо накапливать факты, научную скромность, готовность отдать науке всю жизнь.
К. И. Скрябин отмечал особую значимость в научном творчестве любви к науке, избранной специальности.
Как видим, к личности исследователя предъявлялись и предъявляются исключительно высокие требования, находящиеся на
пределе возможностей человека как личности, требующие от него полной самоотдачи.
Конечно, в рамках данных требований формируется индивидуальный стиль научной деятельности. У каждого исследователя индивидуальна структура наиболее важных качеств личности, обеспечивающая успех исследования. Вместе с тем общепризнано, что прежде всего речь должна идти о его гражданской ответственности, о том, чтобы быть не просто профессионалом-исследователем, но и, в первую очередь, патриотом своей страны, решающим приоритетные для России научные задачи. Важным качеством исследователя является психолого-педагогическая направленность, проявляющаяся в постоянном стремлении к достижению главной цели -формирования и развития личности будущего специалиста, повышения качества его воспитания и обучения.
Исходя из сказанного, к важным качествам педагога-исследователя следует отнести: оптимизм, веру в возможность улучшить существующее положение дел, выработать оптимальные варианты творческого развития обучающихся, гуманизм, предполагающий доброту, отзывчивость, сердечность к людям, исключающий злую иронию, оскорбления и унижение человека; справедливость, уравновешенность, терпимость, сдержанность, самообладание; умение вести исследовательскую работу честно, согласуясь со своей совестью. Это в свою очередь предполагает требовательность исследователя к себе и людям, т.е. следование нормам психолого-педагогической морали, добросовестное исполнение своего профессионального долга. Наконец, существенное значение в исследовательской работе имеет общительность и коммуникабельность.
Все названные профессионально-значимые личностные качества определяют авторитет исследователя, слагаемыми которого являются: глубокие разносторонние специальные знания; владение профессиональными и исследовательскими навыками; наличие психолого-педагогических способностей; общая педагогическая культура; умение общаться с людьми; поведение в соответствии с нормами профессиональной психолого-педагогической этики.
Обобщая основные профессионально-значимые качества личности педагога-исследователя, правомерно представить их в следующих рамках:
1. Общие психолого-педагогические качества:
•профессиональная психолого-педагогическая направленность;
•социально и профессионально значимые свойства личности: гражданственность, гуманизм, оптимизм, стабильный интерес к научно-исследовательскому труду, справедливость и доброжелательность к людям, общительность, требовательность к себе и людям.
2. Профессиональные психолого-педагогические качества:
•психолого-педагогическая, теоретическая, методическая и
практическая подготовленность;
•развитые психолого-педагогические способности: коммуникативные, перспективные, проективные, суггестивные, эмоционально-волевые, конструктивные, дидактические, организаторские, познавательные, экспрессивно-речевые, творческие (креативные).
3. Индивидуальные профессиональные психолого-педагогические
качества:
•психолого-педагогическая направленность психических процессов: познавательных и эмоциональных, волевых;
•эмоциональная отзывчивость (эмпатия);
•развитость воли;
•рефлексия.
Педагогическое мастерство исследователя проявляется через развитие у него профессиональных способностей. Среди них целесообразно выделить следующие:
•интеллектуальные (развитость научного психолого-педагогического мышления), определяющие следующие навыки: анализировать и объяснять изучаемое, отделять существенное от несущественного; проводить психологический и педагогический эксперименты; осуществлять научный поиск в гностическом цикле «факты - модель - гипотеза - следствия - проверка»; строить на основе опытных данных теоретическую (идеализированную) модель, находить связи между количественными и качественными сторонами исследуемого явления, формулировать правомерные выводы, устанавливать границы их применимости; рассматривать процессы и явления во взаимосвязи, вскрывать их сущность и противоречия; абстрагироваться, анализировать и обобщать исследовательский материал, и такие качества, как интуиция, дар предвидения, обширность знаний;
•перцептивные, лежащие в основе умения проникать во внутренний мир человека: необыкновенная напряженность внимания, впечатлительность, восприимчивость и т.п.;
•коммуникативные, позволяющие устанавливать правильные взаимоотношения с участниками процесса исследования;
•конструктивные, дающие возможность предвидеть ход, развитие и результаты образовательного процесса;
•суггестивные, нацеленные на получение нужного результата путем эмоционально-волевого влияния, внушения силой твердого слова, авторитета, идущего от участников исследовательского или педагогического процесса;
•эмоционально-волевые, позволяющие управлять своим внутренним состоянием, чувствами, поведением;
•дидактические, проявляющиеся в умении излагать материал, толковать исследовательские задачи доступно, интересно, четко, ясно, аргументированно;
•организаторские, позволяющие организовать познавательную деятельность обучающихся, а также свою собственную работу педагога-исследователя, высокая самоорганизация, большая работоспособность;
•научно-познавательные, дающие возможность оперативно овладевать новой информацией;
•творческие (креативные), позволяющие творчески решать психолого-педагогические и исследовательские задачи: уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, удовлетворение не столько от достижения цели исследования, сколько от самого его процесса, непреодолимое стремление к творческой деятельности.
Таковы основные профессионально-значимые личностные качества педагога-исследователя, определяющие его лицо как подлинного ученого, новатора.