Профессионально-значимые личностные качества педагога-исследователя

Научно-исследовательская деятельность известна с древней­ших времен. Человек всегда стремился познать мир, в котором он живет. Социальная значимость и потребность в науке не прехо­дяща, она вечна.

Исследователь, организуя и проводя свои изыскания, выполняет две основные функции: во-первых, систематизирует, аккумулирует знания, накопленные человечеством; во-вторых, познает новое, не­изведанное, что пополняет, обогащает науку. Эти функции остаются определяющими для любого исследования во все времена, изменя­ется лишь их содержание по мере изменений, происходящих в об­щественной жизни, изучаемых проблемах, методах работы. Для реа­лизации названных функций исследователю необходимо обладать рядом качеств, создающих прочный фундамент его личности.

Научная работа - исключительно напряженный, творческий труд, который требует полной самоотдачи, упорства, терпения, са­моотверженности, творческого мышления, чувства нового, стрем­ления познать неведомое. В истории науки было немало попыток перечислить наиболее важные качества ученого-исследователя.

Так, К.Э. Циолковский считал, что основными чертами лич­ности ученого-исследователя должны быть: хорошая память, уме­ние сосредоточиться, «уйти в себя», научная фантазия, интеллек­туальная независимость, т.е. самостоятельность мышления, увле­ченность, страстность, одержимость в науке, настойчивость.

В.А. Обручев выделял три основных принципа плодотворной научной деятельности: планомерность, аккуратность и любовь к творчеству.

И.П. Павлов к ведущим качествам личности ученого-исследо­вателя относил: научную последовательность, прочность позна­ния азов науки и стремление идти от них к вершинам человече­ских знаний, сдержанность, терпение, готовность и умение делать черновую работу, умение терпеливо накапливать факты, научную скромность, готовность отдать науке всю жизнь.

К. И. Скрябин отмечал особую значимость в научном твор­честве любви к науке, избранной специальности.

Как видим, к личности исследователя предъявлялись и предъ­являются исключительно высокие требования, находящиеся на

пределе возможностей человека как личности, требующие от него полной самоотдачи.

Конечно, в рамках данных требований формируется индивиду­альный стиль научной деятельности. У каждого исследователя ин­дивидуальна структура наиболее важных качеств личности, обеспе­чивающая успех исследования. Вместе с тем общепризнано, что прежде всего речь должна идти о его гражданской ответственности, о том, чтобы быть не просто профессионалом-исследователем, но и, в первую очередь, патриотом своей страны, решающим приори­тетные для России научные задачи. Важным качеством исследова­теля является психолого-педагогическая направленность, прояв­ляющаяся в постоянном стремлении к достижению главной цели -формирования и развития личности будущего специалиста, повы­шения качества его воспитания и обучения.

Исходя из сказанного, к важным качествам педагога-иссле­дователя следует отнести: оптимизм, веру в возможность улуч­шить существующее положение дел, выработать оптимальные ва­рианты творческого развития обучающихся, гуманизм, предпола­гающий доброту, отзывчивость, сердечность к людям, исклю­чающий злую иронию, оскорбления и унижение человека; справедливость, уравновешенность, терпимость, сдержанность, самообладание; умение вести исследовательскую работу честно, согласуясь со своей совестью. Это в свою очередь предполагает требовательность исследователя к себе и людям, т.е. следование нормам психолого-педагогической морали, добросовестное ис­полнение своего профессионального долга. Наконец, существен­ное значение в исследовательской работе имеет общительность и коммуникабельность.

Все названные профессионально-значимые личностные каче­ства определяют авторитет исследователя, слагаемыми которого являются: глубокие разносторонние специальные знания; владе­ние профессиональными и исследовательскими навыками; нали­чие психолого-педагогических способностей; общая педагогиче­ская культура; умение общаться с людьми; поведение в соответст­вии с нормами профессиональной психолого-педагогической этики.

Обобщая основные профессионально-значимые качества личности педагога-исследователя, правомерно представить их в следующих рамках:

1. Общие психолого-педагогические качества:

•профессиональная психолого-педагогическая направлен­ность;

Профессионально-значимые личностные качества педагога-исследователя - student2.ru •социально и профессионально значимые свойства личности: гражданственность, гуманизм, оптимизм, стабильный интерес к научно-исследовательскому труду, справедливость и доброжела­тельность к людям, общительность, требовательность к себе и лю­дям.

2. Профессиональные психолого-педагогические качества:
•психолого-педагогическая, теоретическая, методическая и

практическая подготовленность;

•развитые психолого-педагогические способности: коммуни­кативные, перспективные, проективные, суггестивные, эмоцио­нально-волевые, конструктивные, дидактические, организатор­ские, познавательные, экспрессивно-речевые, творческие (креа­тивные).

3. Индивидуальные профессиональные психолого-педагогические
качества:

•психолого-педагогическая направленность психических процес­сов: познавательных и эмоциональных, волевых;

•эмоциональная отзывчивость (эмпатия);

•развитость воли;

•рефлексия.

Педагогическое мастерство исследователя проявляется через развитие у него профессиональных способностей. Среди них целесо­образно выделить следующие:

•интеллектуальные (развитость научного психолого-педагоги­ческого мышления), определяющие следующие навыки: анализи­ровать и объяснять изучаемое, отделять существенное от несуще­ственного; проводить психологический и педагогический экспе­рименты; осуществлять научный поиск в гностическом цикле «факты - модель - гипотеза - следствия - проверка»; строить на основе опытных данных теоретическую (идеализированную) мо­дель, находить связи между количественными и качественными сторонами исследуемого явления, формулировать правомерные выводы, устанавливать границы их применимости; рассматривать процессы и явления во взаимосвязи, вскрывать их сущность и противоречия; абстрагироваться, анализировать и обобщать ис­следовательский материал, и такие качества, как интуиция, дар предвидения, обширность знаний;

•перцептивные, лежащие в основе умения проникать во внут­ренний мир человека: необыкновенная напряженность внимания, впечатлительность, восприимчивость и т.п.;

•коммуникативные, позволяющие устанавливать правильные взаимоотношения с участниками процесса исследования;

•конструктивные, дающие возможность предвидеть ход, разви­тие и результаты образовательного процесса;

•суггестивные, нацеленные на получение нужного результата путем эмоционально-волевого влияния, внушения силой твердого слова, авторитета, идущего от участников исследовательского или педагогического процесса;

•эмоционально-волевые, позволяющие управлять своим внутрен­ним состоянием, чувствами, поведением;

•дидактические, проявляющиеся в умении излагать материал, толковать исследовательские задачи доступно, интересно, четко, ясно, аргументированно;

•организаторские, позволяющие организовать познавательную деятельность обучающихся, а также свою собственную работу педа­гога-исследователя, высокая самоорганизация, большая работо­способность;

•научно-познавательные, дающие возможность оперативно ов­ладевать новой информацией;

•творческие (креативные), позволяющие творчески решать психолого-педагогические и исследовательские задачи: уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, удовлетворение не столько от достижения цели исследования, сколько от самого его процесса, непреодолимое стремление к творческой деятельности.

Таковы основные профессионально-значимые личностные ка­чества педагога-исследователя, определяющие его лицо как под­линного ученого, новатора.

Наши рекомендации