Закономерности и периодизация психического развития.

1.1. Общие и возрастные закономерности психического развития.

1.2. Основные подходы к периодизации психического развития.

1.3. Периодизации психического развития Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Ж. Пиаже, Э.Эриксона.

1.4. Современные периодизации развития.

Темы рефератов и сообщений

1. Научный вклад в возрастную психологию исследований П.П.Блонского и С.Т. Шацкого.

2. Разработка проблем возрастной психологии С.Л.Рубинштейном.

3. Значение работ Л.И.Божович для понимания проблем возрастной психологии.

4. Психическое развитие ребенка и ведущая деятельность.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Заполните таблицу, вписав критерии периодизации

Периодизации психического развития Критерии периодизации
Периодизация З.Фрейда  
Периодизация Л.С.Выготского  
Периодизация Д.Б. Эльконина  
Периодизация Гетчинсона  
Периодизация П.П.Блонского  
Периодизация Э.Эриксона  
Периодизация А.В.Петровского  
Периодизация Д.И. Фельдштейна  

2. Какие стадии психического развития личности выделяются в теории Д.Б.Эльконина?

3. Сопоставьте концепцию А.В. Петровского со взглядами Д.Б.Эльконина и Л.С.Выготского.

Литература

1.Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М., 1997.

2. Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии/Г.С. Абрамова. - М., 1997.

3. Ананьев, Б.Г.Человек как предмет познания/ Б.Г.Ананьев. - М., 2001.

4. Волков, Б.С. Возрастная психология: в 2 ч. Ч.1. От рождения до поступления в школу / Б.С. Волков. – М., 2005.

5. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии/ Л.С. Выготский. - СПб.,1997.

6. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб., 2000.

7. Немов, Р.С. Психология: В 3 т./ Р.С. Немов. – М., 1995. – Т. 2.

8. Обухова, Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы/ Л.Ф. Обухова. - М., 1999.

9. Психология человека от рождения до смерти / Под общ.ред. А.А. Реана. – СПб., 2002.

Об отклонениях в психическом развитии.

1.1. Понятие нормы и патологии в развитии психики

1.2. Депривация. Задержка психического развития.

1.3. Психофизический инфантилизм.

1.4. Неврозы и дидактогенные заболевания.

1.5. Педагогическая запущенность.

Темы рефератов и сообщений

1. Материнская депривация.

2. Роль неправильного семейного воспитания в развитии психофизического инфантилизма.

3.Влияние неблагоприятного семейного микроклимата на развитие ребенка.

4.Школьные неврозы.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Как представления о возрастной норме влияют на организацию обучения и воспитания ребенка?

2. Охарактеризуйте причины ускоренного и замедленного психического развития.

3. В настоящее время рождается большое количество детей так называемой «группы риска». Витя (6 лет) и Коля (6 лет) имели неблагоприятную наследственность, но они воспитывались в разных семьях. Витя – в благополучных социальных условиях, Коля – нет. Сделайте анализ возможного психического развития детей, учитывая, что прочие условия одинаковые.

4. Фермер Хине Хардт усыновил семерых детей с большой задержкой интеллектуального развития. Они не могли правильно произвести даже самого простого действия. Хардт создал для них такие социальные условия, при которых дети стали равноправными членами семьи и активно участвовали в ее жизни. Он стал обучать их ремеслам, стараясь развивать их интеллект, эмоциональное восприятие мира и волю. Дайте возможный прогноз развития детей, какие факторы окажут наибольшее влияние на развитие детей.

5. В разных исследованиях отмечено, что дети первых лет жизни, находящиеся в детских домах при хорошем уходе, плохо прибавляют в весе, поздно начинают ходить, часто болеют, резко отстают в общем психическом развитии. Объясните причины этого явления.

Литература

1.Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М., 1997.

2. Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии/Г.С. Абрамова. - М., 1997.

3. Ананьев, Б.Г.Человек как предмет познания/ Б.Г.Ананьев. - М., 2001.

4. Астапов, В.М. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия/ В.М. Астапов, Ю.В. Макадзе. – СПб.,2008.

5. Волков, Б.С. Возрастная психология: в 2 ч. Ч.1. От рождения до поступления в школу / Б.С. Волков. – М., 2005.

6. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии/ Л.С. Выготский. - СПб.,1997.

7. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб., 2000.

8. Немов, Р.С. Психология: В 3 т./ Р.С. Немов. – М., 1995. – Т. 2.

9. Обухова, Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы/ Л.Ф. Обухова. - М., 1999.

10. Психология человека от рождения до смерти / Под общ.ред. А.А. Реана. – СПб., 2002.

11. Худик, В.А. Психология аномального развития личности в детском и подростково-юношеском возрасте/ В.А.Худик–К., 1993.

ТЕСТ – КОНТРОЛЬ

1. Закономерностью психического развития является:

а) гетерохронность;

б) среда;

в) фенотип;

г) подражание- рефлексия.

2. Фактором психического развития является:

а) гетерохронность;

б) среда;

в) фенотип;

г) неустойчивость.

3. Сторонники теории А.Маслоу считают, что поведение человека направляется, прежде всего, одним из перечисленных факторов:

а) ожидаемым поощрением;

б) потребностью в самоактуализации;

в) принципом удовольствия;

г) альтруистическими установками.

4. Какая из выделенных З.Фрейдом психических структур содержит в себе сексуальные и агрессивные инстинкты:

а) «Эго»;

б) «Ид»;

в) «Суперэго»;

г) «Цензура».

5. Госпитализм – глубокая психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни ребенка вследствие дефицита….

а) тесного общения со взрослым;

б) полезных веществ при вскармливании;

в) медицинской помощи;

г) материальных средств у родителей для приобретения игрушек.

6. Психофизический инфантилизм - это

а) неудовлетворенность основных потребностей ребенка;

б) болезнь личности;

в) последствия перенесенных в раннем детстве заболеваний;

г) психофизическая незрелость ребенка.

7. Д.И. Фельдштейн основным критерием развития личности ребенка определяет

а) ведущей вид деятельности ребенка;

б) основной вид либидозной энергии;

в) положение «Я» в социуме;

г) психофизическая зрелость ребенка.

8. По Л.С.Выготскому, стабильные периоды развития насыщены

а) быстрыми, критическими изменениями;

б) эволюционными, медленными изменениями;

в) сочетанием медленных и быстрых изменений;

г) физиологическими изменениями.

9. Кумулятивность как закономерность психического развития - это

а) повышение разнообразия в процессе психического развития;

б) усиление избирательности психического развития;

в) включение результата развития предыдущей стадии в последующую;

г) неравномерность и непропорциональность психического развития.

10.Э. Эриксон в развитии выделил

а) шесть стадий;

б) восемь стадий;

в) десять стадий;

г) пять стадий.


МОДУЛЬ 2. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА ДО ШКОЛЫ

Требования к компетентности:

-знать особенности психического развития детей младенческого возраста;

-знать особенности психического развития детей раннего возраста:

-знать особенности психического развития детей дошкольного возраста.

Наши рекомендации