Закономерности и периодизация психического развития.
1.1. Общие и возрастные закономерности психического развития.
1.2. Основные подходы к периодизации психического развития.
1.3. Периодизации психического развития Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Ж. Пиаже, Э.Эриксона.
1.4. Современные периодизации развития.
Темы рефератов и сообщений
1. Научный вклад в возрастную психологию исследований П.П.Блонского и С.Т. Шацкого.
2. Разработка проблем возрастной психологии С.Л.Рубинштейном.
3. Значение работ Л.И.Божович для понимания проблем возрастной психологии.
4. Психическое развитие ребенка и ведущая деятельность.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Заполните таблицу, вписав критерии периодизации
Периодизации психического развития | Критерии периодизации |
Периодизация З.Фрейда | |
Периодизация Л.С.Выготского | |
Периодизация Д.Б. Эльконина | |
Периодизация Гетчинсона | |
Периодизация П.П.Блонского | |
Периодизация Э.Эриксона | |
Периодизация А.В.Петровского | |
Периодизация Д.И. Фельдштейна |
2. Какие стадии психического развития личности выделяются в теории Д.Б.Эльконина?
3. Сопоставьте концепцию А.В. Петровского со взглядами Д.Б.Эльконина и Л.С.Выготского.
Литература
1.Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М., 1997.
2. Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии/Г.С. Абрамова. - М., 1997.
3. Ананьев, Б.Г.Человек как предмет познания/ Б.Г.Ананьев. - М., 2001.
4. Волков, Б.С. Возрастная психология: в 2 ч. Ч.1. От рождения до поступления в школу / Б.С. Волков. – М., 2005.
5. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии/ Л.С. Выготский. - СПб.,1997.
6. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб., 2000.
7. Немов, Р.С. Психология: В 3 т./ Р.С. Немов. – М., 1995. – Т. 2.
8. Обухова, Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы/ Л.Ф. Обухова. - М., 1999.
9. Психология человека от рождения до смерти / Под общ.ред. А.А. Реана. – СПб., 2002.
Об отклонениях в психическом развитии.
1.1. Понятие нормы и патологии в развитии психики
1.2. Депривация. Задержка психического развития.
1.3. Психофизический инфантилизм.
1.4. Неврозы и дидактогенные заболевания.
1.5. Педагогическая запущенность.
Темы рефератов и сообщений
1. Материнская депривация.
2. Роль неправильного семейного воспитания в развитии психофизического инфантилизма.
3.Влияние неблагоприятного семейного микроклимата на развитие ребенка.
4.Школьные неврозы.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Как представления о возрастной норме влияют на организацию обучения и воспитания ребенка?
2. Охарактеризуйте причины ускоренного и замедленного психического развития.
3. В настоящее время рождается большое количество детей так называемой «группы риска». Витя (6 лет) и Коля (6 лет) имели неблагоприятную наследственность, но они воспитывались в разных семьях. Витя – в благополучных социальных условиях, Коля – нет. Сделайте анализ возможного психического развития детей, учитывая, что прочие условия одинаковые.
4. Фермер Хине Хардт усыновил семерых детей с большой задержкой интеллектуального развития. Они не могли правильно произвести даже самого простого действия. Хардт создал для них такие социальные условия, при которых дети стали равноправными членами семьи и активно участвовали в ее жизни. Он стал обучать их ремеслам, стараясь развивать их интеллект, эмоциональное восприятие мира и волю. Дайте возможный прогноз развития детей, какие факторы окажут наибольшее влияние на развитие детей.
5. В разных исследованиях отмечено, что дети первых лет жизни, находящиеся в детских домах при хорошем уходе, плохо прибавляют в весе, поздно начинают ходить, часто болеют, резко отстают в общем психическом развитии. Объясните причины этого явления.
Литература
1.Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М., 1997.
2. Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии/Г.С. Абрамова. - М., 1997.
3. Ананьев, Б.Г.Человек как предмет познания/ Б.Г.Ананьев. - М., 2001.
4. Астапов, В.М. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия/ В.М. Астапов, Ю.В. Макадзе. – СПб.,2008.
5. Волков, Б.С. Возрастная психология: в 2 ч. Ч.1. От рождения до поступления в школу / Б.С. Волков. – М., 2005.
6. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии/ Л.С. Выготский. - СПб.,1997.
7. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб., 2000.
8. Немов, Р.С. Психология: В 3 т./ Р.С. Немов. – М., 1995. – Т. 2.
9. Обухова, Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы/ Л.Ф. Обухова. - М., 1999.
10. Психология человека от рождения до смерти / Под общ.ред. А.А. Реана. – СПб., 2002.
11. Худик, В.А. Психология аномального развития личности в детском и подростково-юношеском возрасте/ В.А.Худик–К., 1993.
ТЕСТ – КОНТРОЛЬ
1. Закономерностью психического развития является:
а) гетерохронность;
б) среда;
в) фенотип;
г) подражание- рефлексия.
2. Фактором психического развития является:
а) гетерохронность;
б) среда;
в) фенотип;
г) неустойчивость.
3. Сторонники теории А.Маслоу считают, что поведение человека направляется, прежде всего, одним из перечисленных факторов:
а) ожидаемым поощрением;
б) потребностью в самоактуализации;
в) принципом удовольствия;
г) альтруистическими установками.
4. Какая из выделенных З.Фрейдом психических структур содержит в себе сексуальные и агрессивные инстинкты:
а) «Эго»;
б) «Ид»;
в) «Суперэго»;
г) «Цензура».
5. Госпитализм – глубокая психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни ребенка вследствие дефицита….
а) тесного общения со взрослым;
б) полезных веществ при вскармливании;
в) медицинской помощи;
г) материальных средств у родителей для приобретения игрушек.
6. Психофизический инфантилизм - это
а) неудовлетворенность основных потребностей ребенка;
б) болезнь личности;
в) последствия перенесенных в раннем детстве заболеваний;
г) психофизическая незрелость ребенка.
7. Д.И. Фельдштейн основным критерием развития личности ребенка определяет
а) ведущей вид деятельности ребенка;
б) основной вид либидозной энергии;
в) положение «Я» в социуме;
г) психофизическая зрелость ребенка.
8. По Л.С.Выготскому, стабильные периоды развития насыщены
а) быстрыми, критическими изменениями;
б) эволюционными, медленными изменениями;
в) сочетанием медленных и быстрых изменений;
г) физиологическими изменениями.
9. Кумулятивность как закономерность психического развития - это
а) повышение разнообразия в процессе психического развития;
б) усиление избирательности психического развития;
в) включение результата развития предыдущей стадии в последующую;
г) неравномерность и непропорциональность психического развития.
10.Э. Эриксон в развитии выделил
а) шесть стадий;
б) восемь стадий;
в) десять стадий;
г) пять стадий.
МОДУЛЬ 2. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА ДО ШКОЛЫ
Требования к компетентности:
-знать особенности психического развития детей младенческого возраста;
-знать особенности психического развития детей раннего возраста:
-знать особенности психического развития детей дошкольного возраста.