Отклонения в психическом развитии

Виды отклонений Проявления отклонений Причины отклонений
Депривация - переживание недоверия к миру; - нарушению волевого поведения; - принятие позиции жертвы; -отсутствие инициативы и преобладание подражательного поведения, –сверхкомпенсация в разных областях жизни; -неспособность любить и строить собственную семью. недостаточное удовлетворение важной психологической потребности.
Задержка психического развития -низкая работоспособность, быстрая утомляемость; -незрелость эмоций и волевой сферы; -ограниченный запас общих сведений и представлений; -обедненный словарь; -неполноценность игровой деятельности; -неустойчивость и недостаточная концентрация внимания; -замедленное восприятие; -нарушение мышления и снижение всех видов памяти; - затруднения в организации собственной целенаправленной деятельности; -наивность, несамостоятельность, непосредственность, частые конфликты со сверстниками. -нарушения внутриутробного развития; -ранняя инфекция ребенка; -депривации.
Психофизический инфантилизм - не вырабатываются понятия «нельзя» и «надо»; - нет чувства дистанции в отношении со взрослыми; - задерживается созревание способности верно оценивать ситуации, способность предвидеть развитие событий; -трудности общения со сверстниками. -конституционно-генетические, эндокринно-гормональные факторы; - гипоксия; -инфекционно-токсические вредности в период беременности; - асфиксия в родах; -инфекционные болезни в первые месяцы жизни.
Неврозы и дидактогенные заболевания -повышенная психическая утомляемость (астения); - отвлекаемость и трудность концентрации внимания; - раздражительная слабость, общая вялость, невыносливость; -большое количество страхов; -высокий уровень тревожности и неуверенности в себе. -навязчивые страхи, мысли и действия, мнительность, колебания в принятии решения; -расстройства настроения, капризность, эгоизм, фиксация внимания на своих болезнях (проблемах); -состояние беспокойства, расстройства вегетативной регуляции, излишняя подвижность, тики, заикание, энурез и т.д. - подчеркнутая эмоциональность. -хроническая психотравмирующая семейная ситуация; -дефекты воспитания; - школьные конфликты; -острая психическая травма; - бытовое пьянство и алкоголизм родителей.
Педагогическая запущенность - задержка моторного развития; -недоразвитие речи; -плохо развито логическое причинно-следственное мышление; -неготовность к школьному обучению; -несформированность интересов; -неумение слушать, не понимают обращенной к ним речи; -низкая усидчивость; -несформированность произвольного внимания; -несформированностьобщеучебных, обще трудовых навыков; -не сформированы некоторые интеллектуальные операции; -отсутствие самостоятельности, неумение подобрать собственный пример, неумение использовать свой личный опыт. многодетность, отсутствие одного родителя, малообеспечанность, эмоциональная отчужденность членов семьи, постоянное физическое и психическое давление на ребенка, вплоть до физического насилия, противоправное поведение взрослых, чаще всего на фоне алкоголизма.


ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (к модулю 1)

Основные современные концепции развития.

1.1. Психоаналитическая концепция.

1.2. Механистическая концепция.

1.3. Когнитивная концепция.

1.4. Гуманистическая концепция.

Темы рефератов и сообщений

1. Биогенетический подход, его основные теории.

2.Сравнительный анализ теорий психического развития социогенетического подхода.

3. Роль персоногентического подхода в понимании психического развития.

4. Основные когнитивные теории развития.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Анна Фрейд писала, что быстрее всего у ребенка развивается то, что больше всего нравится матери, и оно оживленнее всего приветствуется. Процесс развития замедляется там, где она остается равнодушной или скрывает свое одобрение. Объясните данное явление и приведите примеры.

2. Объясните, почему теория Э.Эриксона получила название эпигенетической.

3. Ребенок снова и снова выбрасывает погремушку из прогулочной коляски. Каков примерный возраст ребенка, и на какой стадии развития интеллекта (по Ж.Пиаже) находится ребенок?

4. Почему З.Фрейд назвал стадии развития человека «психосексуальными», а Э.Эриксон – «психосоциальными»?

5.Объясните роль гуманистической психологии в развитии возрастной психологии.

Литература

1.Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М., 1997.

2. Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии/Г.С. Абрамова. - М., 1997.

3. Ананьев, Б.Г.Человек как предмет познания/ Б.Г.Ананьев. - М., 2001.

4. Волков, Б.С. Возрастная психология: в 2 ч. Ч.1. От рождения до поступления в школу / Б.С. Волков. – М., 2005.

5. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии/ Л.С. Выготский. - СПб.,1997.

6. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб., 2000.

7. Немов, Р.С. Психология: В 3 т./ Р.С. Немов. – М., 1995. – Т. 2.

8. Обухова, Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы/ Л.Ф. Обухова. - М., 1999.

9. Психология человека от рождения до смерти / Под общ.ред. А.А. Реана. – СПб., 2002.

Наши рекомендации