Отклонения в психическом развитии
Виды отклонений | Проявления отклонений | Причины отклонений |
Депривация | - переживание недоверия к миру; - нарушению волевого поведения; - принятие позиции жертвы; -отсутствие инициативы и преобладание подражательного поведения, –сверхкомпенсация в разных областях жизни; -неспособность любить и строить собственную семью. | недостаточное удовлетворение важной психологической потребности. |
Задержка психического развития | -низкая работоспособность, быстрая утомляемость; -незрелость эмоций и волевой сферы; -ограниченный запас общих сведений и представлений; -обедненный словарь; -неполноценность игровой деятельности; -неустойчивость и недостаточная концентрация внимания; -замедленное восприятие; -нарушение мышления и снижение всех видов памяти; - затруднения в организации собственной целенаправленной деятельности; -наивность, несамостоятельность, непосредственность, частые конфликты со сверстниками. | -нарушения внутриутробного развития; -ранняя инфекция ребенка; -депривации. |
Психофизический инфантилизм | - не вырабатываются понятия «нельзя» и «надо»; - нет чувства дистанции в отношении со взрослыми; - задерживается созревание способности верно оценивать ситуации, способность предвидеть развитие событий; -трудности общения со сверстниками. | -конституционно-генетические, эндокринно-гормональные факторы; - гипоксия; -инфекционно-токсические вредности в период беременности; - асфиксия в родах; -инфекционные болезни в первые месяцы жизни. |
Неврозы и дидактогенные заболевания | -повышенная психическая утомляемость (астения); - отвлекаемость и трудность концентрации внимания; - раздражительная слабость, общая вялость, невыносливость; -большое количество страхов; -высокий уровень тревожности и неуверенности в себе. -навязчивые страхи, мысли и действия, мнительность, колебания в принятии решения; -расстройства настроения, капризность, эгоизм, фиксация внимания на своих болезнях (проблемах); -состояние беспокойства, расстройства вегетативной регуляции, излишняя подвижность, тики, заикание, энурез и т.д. - подчеркнутая эмоциональность. | -хроническая психотравмирующая семейная ситуация; -дефекты воспитания; - школьные конфликты; -острая психическая травма; - бытовое пьянство и алкоголизм родителей. |
Педагогическая запущенность | - задержка моторного развития; -недоразвитие речи; -плохо развито логическое причинно-следственное мышление; -неготовность к школьному обучению; -несформированность интересов; -неумение слушать, не понимают обращенной к ним речи; -низкая усидчивость; -несформированность произвольного внимания; -несформированностьобщеучебных, обще трудовых навыков; -не сформированы некоторые интеллектуальные операции; -отсутствие самостоятельности, неумение подобрать собственный пример, неумение использовать свой личный опыт. | многодетность, отсутствие одного родителя, малообеспечанность, эмоциональная отчужденность членов семьи, постоянное физическое и психическое давление на ребенка, вплоть до физического насилия, противоправное поведение взрослых, чаще всего на фоне алкоголизма. |
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (к модулю 1)
Основные современные концепции развития.
1.1. Психоаналитическая концепция.
1.2. Механистическая концепция.
1.3. Когнитивная концепция.
1.4. Гуманистическая концепция.
Темы рефератов и сообщений
1. Биогенетический подход, его основные теории.
2.Сравнительный анализ теорий психического развития социогенетического подхода.
3. Роль персоногентического подхода в понимании психического развития.
4. Основные когнитивные теории развития.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Анна Фрейд писала, что быстрее всего у ребенка развивается то, что больше всего нравится матери, и оно оживленнее всего приветствуется. Процесс развития замедляется там, где она остается равнодушной или скрывает свое одобрение. Объясните данное явление и приведите примеры.
2. Объясните, почему теория Э.Эриксона получила название эпигенетической.
3. Ребенок снова и снова выбрасывает погремушку из прогулочной коляски. Каков примерный возраст ребенка, и на какой стадии развития интеллекта (по Ж.Пиаже) находится ребенок?
4. Почему З.Фрейд назвал стадии развития человека «психосексуальными», а Э.Эриксон – «психосоциальными»?
5.Объясните роль гуманистической психологии в развитии возрастной психологии.
Литература
1.Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М., 1997.
2. Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии/Г.С. Абрамова. - М., 1997.
3. Ананьев, Б.Г.Человек как предмет познания/ Б.Г.Ананьев. - М., 2001.
4. Волков, Б.С. Возрастная психология: в 2 ч. Ч.1. От рождения до поступления в школу / Б.С. Волков. – М., 2005.
5. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии/ Л.С. Выготский. - СПб.,1997.
6. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб., 2000.
7. Немов, Р.С. Психология: В 3 т./ Р.С. Немов. – М., 1995. – Т. 2.
8. Обухова, Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы/ Л.Ф. Обухова. - М., 1999.
9. Психология человека от рождения до смерти / Под общ.ред. А.А. Реана. – СПб., 2002.