Предмет, задачи, значение, проблемы возрастной психологии
Возрастная психология – относительно молодая отрасль психологических знаний. Она зародилась в конце 19 века как ветвь сравнительной психологии. Основателем ее считается немецкий ученый В. Прейер, который в книге «Душа ребенка» (1882) описывает результаты наблюдений за развитием органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка собственного сына. Заслугой В.Прейера является то, что он впервые провел объективное исследование психики ребенка.
На первой ступени своего развития возрастная психология занималась изучением только психологии ребенка. На современном этапе развития сформировались такие ее разделы, как детская психология, юношеская психология, психология зрелого возраста и психология старости (геронтопсихология).
Дальнейшее развитие возрастной психологии проходило под влиянием социально-экономического развития общества и тесно связано с развитием естествознания, изучением деятельности мозга и органов чувств. Практически каждый выдающийся психолог занимался проблемами возрастной психологии. В зарубежной психологии это Дж.Уотсон, К.Бюллер, К.Левин, А.Валлон, З.Фрейд, Ж.Пиаже и многие другие. Большой вклад внесли и вносят отечественные психологи – Л.С Выготский, В.М. Бехтерев, Л.И.Божович, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, Я.Л.Коломинский и др.
Возрастная психология – это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.
На основе знания общих закономерностей развития и системного подхода в возрастной психологии могут решаться разнообразные прикладные и теоретические задачи. Основной задачей возрастной психологии является изучение динамики развития человека на каждом возрастном этапе.
Среди наиболее существенных проблем возрастной психологии на современном этапе выделяют:
- научное обоснование возрастных норм, различных психофизиологических функций в процессе онтогенеза;
- определение эталонов зрелости индивида, личности;
- выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в разные периоды его жизни;
- научное прогнозирование развития периодов жизни и понимание их роли для последующего развертывания психических ресурсов человека.
Знание возрастных норм необходимо для оценки отклоняющихся форм поведения и в целях прогноза психического развития. Широкий диапазон действия возрастных норм обусловлен тем, что возраст выступает как одна из наиболее интегральных характеристик человека. Оценивая возрастные особенности с позиции комплексного подхода, важно учитывать неодинаковую степень связи изменений различных функций с возрастом.
Стратегия поиска возрастных различий должна учитывать относительный характер возрастного фактора, который выражен неодинаковым образом не только в развитии различных подструктур и функций человека, но и на отдельных этапах жизни человека.
С возрастом развитие человека все более индивидуализируется. С.Л. Рубинштейн писал, что чем старше ребенок и чем процессы сложнее, тем большую роль играют индивидуальные различия. Таким образом, индивидуальные различия выступают как самостоятельная проблема в возрастной психологии.
Феномен ускорения процесса развития является еще одной проблемой возрастной психологии. Акселерация в период роста и созревания организма и ретардация старения, отодвигание границ геронтогенеза в современном обществе под действием комплекса социально-экономических и других факторов оказывают влияние на построение системы возрастного нормирования.
Одной из основных проблем возрастной психологии является классификация периодов жизни. На основе знания основных характеристик жизненного цикла человека, его внутренних закономерностей и механизмов может быть осуществлена разработка синтетической проблемы о скрытых возможностях и резервах психического развития.
В число основных проблем возрастной психологии входит исследование факторов развития, поскольку оно осуществляется во взаимодействии человека с окружающим миром, в процессе общения, практической деятельности.
Объектом возрастной психологии является весь жизненный цикл человека, включающий детские и юношеские годы, взрослость и период старения.
Специфика объекта возрастной психологии заключается в том, что на протяжении жизни в психологии человека происходят не только рост, но и разнообразные качественные преобразования.
Предмет изучения возрастной психологии является человек – в процессе его перехода их одного возраста в другой.