Упражнение « Взаимные презентации»
Инструкция:
Работа в парах.Первый этап работы заключается в том, что один из участников рассказывает своему партнеру о себе, о своей будущей специальности.Слушающий может задавать наводящие вопросы. Вторым этапомработы будет представление группе своего партнера на основе этой беседы. Поэтому постарайтесь получить как можно больше разносторонней информации о своем партнере. Хотелось бы, чтобы вы отразили в самопрезентации следующие важные вопросы:
- Как я вижу свою профессию;
- Что я ценю в самом себе;
- Предмет моей гордости;
- Какие качества ты наиболее ценишь в людях?
- Что ты считаешь самым отвратительным?
- Чего бы тебе хотелось добиться в жизни? И т.п.
Презентации будут происходить следующим образом: один из членов пары сидит на стуле, второй встает за его спиной, положив первому руки на плечи. Стоящий будет говорить от лица сидящего, называя себя именем своего партнера. Ваша задача – стать двойником собеседника и построить свою презентацию так, чтобы она длилась ровно шестьдесят секунд. После этого любой член группы имеет право задать выступающему вопросы, на которые тот должен отвечать также от лица сидящего. Понятно, что вы можете и не знать истинного ответа на заданный вопрос, поэтому вам нужно понять, почувствовать, как ответил бы ваш партнер.
Вопросы, которые задают участники группы и ведущий выступающему, начинаются с обращения к нему по игровому имени человека, которого он презентует, и могут касаться тем, затронутых в презентации.
Упражнение завершается обсуждением чувств и мыслей участников. При этом важно уделить внимание трем аспектам:
1.способности учитывать время при презентации
2.способности верно и сжато передать полученную информацию от партнера и
3.способность «вчувствоваться» в другого человека настолько, чтобы домыслить недостающую информацию.
Рефлексия:
- Оцени успешность твоей презентации своего партнера.
- Удалось ли партнеру верно изложить сведения о тебе?
- Получилось ли у твоего партнера стать твоим двойником?
- Правильно ли он угадал ответы, которые давал от твоего имени?
- Тяжело ли было говорить от имени другого?
Третий блок.
Отмечено, что при общении двух человек имеют место шесть процессов, а именно:
то, что я думаю о вас;
то, что вы думаете о себе;
то, что я думаю о самом себе;
то, что вы думаете обо мне;
то, что я думаю, что вы думаете обо мне;
то, что вы думаете, что я думаю о вас.
- Как вы понимаете фразу « психологический контакт»? Почему он необходим для общения?
- Что необходимо для установления психологического контакта?
Помните: нам приятно общаться с людьми, рядом с которыми мы комфортно себя чувствуем.
- Как установить психологический контакт?
Проявляйте искренний интерес и уважение к личности собеседника.
Обращайтесь к человеку по имени и отчеству.
Будьте позитивны, открыты, доброжелательны и приветливы.
Постарайтесь понять круг интересов собеседника. Ведите беседу с учетом его индивидуальных особенностей, вкусов, желаний. Говорите с человеком на понятном ему языке.
Выразите словами одобрения и похвалы достоинства человека, с которым вы общаетесь.
Будьте терпимы к чужому мнению. Не осуждайте других людей, а постарайтесь понять мотивы, побуждающие их поступать именно так. Не допускайте критики.
Умейте поставить себя на место другого, чтобы понять его.
Будьте внимательным слушателем, дайте человеку высказаться.
Указывая на очевидные ошибки собеседника, начинайте разговор с подчеркивания положительных качеств. Делайте акцент на фактах, а не на личностных особенностях.
Никогда не критикуйте человека при посторонних, чтобы не унизить его самолюбия.
Упражнение «Умеем ли мы слушать».
Инструкция:
-Сейчас мы будем выполнять упражнение, в ходе которого нам понадобятся правила хорошего слушания. Запишите их пожалуйста.
Правила:
1. Полностью сконцентрируйте свое внимание на собеседнике. Обращай свое внимание не только на слова, но и на позу, мимику, жестикуляцию.
2. Проверяй, правильно ли ты понял слова собеседника.
3. Не давай советов.
4. Не давай оценок.
Упражнение мы будем выполнять в парах. Выберите себе в пару того из членов нашей группы, кого вы пока узнали меньше других, но хотели бы узнать поближе.
Тренер ждет, пока все участники сядут парами.
- Распределите между собой роли: «один из вас партнер «А», другой — «В». Задание будет состоять из нескольких этапов. Каждый этап рассчитан на определенное время, за временем буду следить я. Сначала правилами хорошего слушания руководствуется «В». «А» может отложить их пока в сторону. Итак, «А» говорит в течении 5 минут «В» о своих трудностях, проблемах в общении. Особое внимание при этом он обращает на те свои качества, которые порождают эти трудности. «В» соблюдает правила хорошего слушания, помогая при этом «А» рассказывать о себе.
Через 5 минут тренер останавливает беседу.
- Сейчас у «А» будет 1 минута, чтобы сказать «В», что в его поведении помогало ему открыто высказываться, говорить о своих проблемах, а что затрудняло этот рассказ.
После того как прошла одна минута, тренер дает следующее задание.
- Теперь «А» говорит о своих сильных сторонах в общении, что ему помогает устанавливать контакты, строить взаимоотношения. «В» не забывая о правилах хорошего слушания, должен учесть всю ту информацию, которую он получил от «В» в течение предыдущей минуты.
Через 5 минут тренер останавливает беседу и предлагает перейти к следующему шагу.
«В» за 5 минут должен повторить «А» , что он понял из двух его рассказов о себе (Проблемы и достоинства в общении). После того как «В» скажет все, что он запомнил из 2-х рассказов «А», последний может сказать, что было пропущено или искажено.
Во второй части упражнения участники пары меняются ролями.