Встреча 19. «Румяные яблоки» (совместно с родителями)

Задачи: развивать тонкие движения пальцев; способ­ствовать формированию тактильного и предметно-зритель­ного восприятия; включать детей и их родителей в ситуа­ции взаимодействия по решению проблемных практичес­ких задач.

Материальное обеспечение: кукольная игрушка «Заяц», мешок с яблоками (по количеству детей и родителей), кон­турное изображение фруктов, листы белой бумаги.

Подготовительная работа: рассматривание контурных и перечеркнутых изображений, использование игр с округ­лыми предметами в свободной деятельности.

Ход встречи

Появляется Заяц и кричит: — Бегу-бегу, спешу-спешу! Он держит мешок в лапках. Ребята, помните, вы меня морковкой да капустой угощали? Вот пришел и мой черед вас угостить. Только сразу я вам гостинцы не отдам, а поиграю с вами. Дого­ворились?

-Что же ты, Зайка, о гостинцах рассказал, а не отдал их. Какие уж тут игры, когда нам хочется узнать, что ты для нас приготовил!..

-А вот и попробуйте угадать, что в мешочке лежит. Я для вас как раз подсказки приготовил. Потрогайте мешок, ребя­та, только не развязывайте! Может, угадаете, что в нем ле­жит?

Дети подходят к мешку. Каждый ощупывает его содер­жимое и пытается угадать, что там лежит. Если правильно­го ответа не звучит, Заяц предлагает детям подсказки с кон­турным изображением фруктов: яблока, груши, лимона.

Дети по изображениям фруктов пытаются угадать их на­звания. Каждый участвует в игре по одному разу.

-Ох, и молодцы, же вы! Конечно, это фрукты. А вот какие — посмотрите сами.

Заяц открывает мешок, и на столе появляются яблоки. Он приглашает каждого ребенка подойти к нему за яблоками. Когда у детей, оказывается, по яблоку в каждой руке, Зайка начинает угощать родителей.

-А теперь мы будем с яблоками играть. Хотите?

Дети отвечают.

Игра «Не урони яблоко»

-Возьмите в каждую руку по яблочку. Готовы? А те­перь поменяйте их местами, переложив из одной руки в другую. Но только сделайте это аккуратно, чтобы ни одно яблочко не упало.

Игра «Яблочная башня»

-А теперь из яблок построим башню. Положите яблоч­ко на стол, на него — другое яблочко. Ну, как? У вас полу­чилась яблочная башня? А кто может сделать свою башню еще выше?

Некоторым детям предлагается сделать башню из трех яблок.

Игра «Покатаем яблочко»

-А еще яблоко можно катать. Положите его на лист бумаги, в один из углов, а теперь будем катить яблоко по самому краю листа. Старайтесь, чтобы ваше яблочко не убе­жало с бумаги.

Игра «Яблочко-юла»

-Попробуйте так закрутить яблоко, чтобы оно завер­телось быстро-быстро, как юла! У кого получится, тот мо­лодец!

Каждый раз во время объяснения Зайцем правил игры каждый родитель показывает своему ребенку нужное дей­ствие с предметом. При этом в процессе самостоятельной деятельности ребенка родитель внимательно следит за его действиями, оценивает его возможности, определяет труд­ности. В ситуации затруднения он не предлагает помощь ребенку, а ожидает обращения к нему за помощью и только после этого создает ситуацию совместной деятельности.

-Ну вот! Видите, как много игр можно придумать с яблочками! А вы их, наверное, съесть хотели?

Воспитатель:

-Да, Зайка! Это ты здорово придумал! Мы твои яблочки теперь есть не будем, мы лучше станем с ними играть. А ког­да ты к нам еще придешь, мы опять с яблоками игры заве­дем!

Заяц начинает прощаться с детьми, каждому ребенку по­жимает ручку на прощанье, обещает скоро опять прийти в гости к детям.

Встреча 20. «Прощание с Зайкой» (совместно с родителями)

Задачи: развивать тонкие движения пальцев; включать детей и их родителей в ситуации взаимодействия по решению проблем­ных практических задач, учить детей быть активными и инициа­тивными в процессе общения с близким взрослым.

Материальное обеспечение: кукольная игрушка «Заяц», листы картона, мягкая цветная бумага, клей, фотографии детей с куклой.

Подготовительная работа: работа с детьми по техни­кам обрывания и скатывания бумаги.

Ход встречи

Дети сидят за столом и зовут Зайца:

-Заяц Матвей, приходи скорей! Мы тебя ждем!

Появляется Заяц:

-Здравствуйте, ребята! Очень рад вас всех видеть! И Сашу, и Машу, и Вику, и Кирюшу... (Перечисляет имена всех детей.)

-Давно тебя, Зайка, видно не было. Чем занимался?

-Дом хочу новый строить. Все последние дни бегал по лесу, строительный материал собирал. С завтрашнего дня у меня большая стройка начнется!

-Ох, Зайка! И трудно же тебе одному будет!..

-А почему одному? Мне все мои друзья придут помо­гать: и Белка, и Мышка, и Ежик, и многие другие. Дел у меня теперь будет очень много, поэтому больше я к вам" приходить не смогу.

-Как же так, Зайка?

-Не расстраивайтесь, я вам письма из лесу буду присы­лать, посылки отправлять. Вам скучно не будет!

-И все-таки, Зайка, нам тебя будет не хватать!

-И мне вас тоже будет очень-очень не хватать! Я к вам очень привык, со всеми подружился, буду скучать...

-Знаешь, Зайка, я придумала! Чтобы ты не скучал, мы тебе памятные подарки сделаем. Правда, ребята?

Дети отвечают.

-Ребята и родители, давайте сделаем для Заиньки кар­тины, он их повесит на стенах в своем новом доме!

Дети отвечают.

-Я предлагаю вам сделать аппликацию из мятой бу­маги.

Воспитатель объясняет задачу: и ребенок, и родитель сво­рачивают цветную бумагу в шарики. Родитель демонстри­рует свою «неуспешность» в этом деле. С помощью вопро­сов «Как у тебя получается?», «Что я делаю неправильно?» и т.п. пытается обратить на себя внимание ребенка. Роди­тель обращается к ребенку за помощью, просит его объяс­нить и показать нужный способ действия. На этой основе между ребенком и родителем строится коммуникативная деятельность, где каждый из них является активным ее участником.

После того как первая часть задания выполнена, ребе­нок и родитель придумывают сюжет картины. Потом на­чинается практическая работа: родитель рисует клеем по картону, ребенок выкладывает на клейкую основу бумаж­ные шарики.

Когда практическая работа заканчивается, дети и роди­тели представляют свои картины и дарят их Зайке. Заяц благодарит детей:

-Ребята, вы молодцы! У вас получились замечательные картины! Они будут напоминать мне о вас! Так как вы пода­рили мне подарки, я тоже не могу оставить вас без памят­ных подарков. Я приготовил для вас фотографии, на кото­рых изображены вы и я.

Заяц раздает детям фотографии, изображающие их ря­дом с куклой-зайцем.

Затем он начинает прощаться с детьми, каждому ребен­ку пожимает ручку на прощанье.

Встреча 21. «Зайчата»

Задачи: развивать предметные действия, включать де­тей в ситуации взаимодействия со взрослым по решению проблемных практических задач, учить детей быть актив­ными и инициативными в процессе общения со сверстни­ками.

Материальное обеспечение: коробка, записка, набор де­талей «Строителя» для постройки большого дома, пласт­массовые игрушки-зайчата, каждому ребенку по 3-4 дета­ли «Строителя» для маленьких построек.

Подготовительная работа: включение игр на основе предметной деятельности в свободную деятельность детей.

Ход встречи

Психолог рассказывает детям, что получил посылку из леса, и приглашает детей рассмотреть ее содержимое. В ко­робке дети обнаруживают детали «Строителя» и записку. Психолог читает текст записки:

-Здравствуйте, ребята! Пишет вам Заяц Матвей. От­правляю вам строительный материал, из которого нужно построить домишки для моих зайчат. Я прищемил лапку и без вашей помощи не справлюсь! Помогите, пожалуйста, моим зайчатам, постройте для них домики! Заранее благо­дарю!

Психолог обращается к детям:

-Что думаете, ребята? Поможем Зайке и его зайчатам? Дети отвечают. Психолог приглашает детей подойти к столу, на котором стоят пластмассовые зайчата. Он еще раз повторяет задание. Обращает внимание детей на то, что стро­ительного материала не очень много:

-Ребята, подходите к столу и берите несколько кирпи­чиков. Только, прежде чем выбирать строительный матери­ал, подумайте, сколько вам необходимо взять кирпичиков для постройки домика для одного зайчонка. Пусть каждый возьмет зайчонка в руки, посмотрит, какой он маленький, и решит, какой величины он будет строить дом.

Дети приступают к работе. Психолог следит за тем, что­бы строительный материал достался каждому ребенку, об­ращает внимание детей на то, как можно построить домик нужной величины из небольшого количества кирпичиков. Когда работа выполнена, психолог обращает внимание де­тей на то, что у каждого зайчонка теперь есть свой дом, только он очень маленький.

-Ребята, как вы думаете, удобно зайчатам в таких ма­леньких домиках? Ни повернуться, ни подпрыгнуть, да и скучно, наверное, одному жить.

Дети отвечают.

-Я вам предлагаю построить один большой дом, чтобы в нем было много комнат, много дверей и окон. Давайте вместе попробуем такой дом построить!

Психолог приглашает детей к столу, на котором распо­ложены детали «Строителя». Дети начинают строить боль­шой дом для зайчат. Психолог направляет их действия, оречевляет свои действия, обращает внимание детей на то, сколько комнат, окон и дверей уже построено, следит, что­бы все дети участвовали в постройке дома.

Когда дом построен, психолог предлагает каждому посе­лить своего зайчонка в одну из комнат, приглашает поздра­вить зайчат с новосельем:

-Ребята, а сейчас давайте поздравим зайчат с новым домом. Давайте дружно похлопаем для них в ладошки!

Затем продолжает:

-Ребята, давайте сделаем фотографию нашего дома, от­правим фотографию в лес Зайке — он будет рад!

Дети фотографируются. Психолог благодарит их за рабо­ту.

Наши рекомендации