Встреча 19. «Румяные яблоки» (совместно с родителями)
Задачи: развивать тонкие движения пальцев; способствовать формированию тактильного и предметно-зрительного восприятия; включать детей и их родителей в ситуации взаимодействия по решению проблемных практических задач.
Материальное обеспечение: кукольная игрушка «Заяц», мешок с яблоками (по количеству детей и родителей), контурное изображение фруктов, листы белой бумаги.
Подготовительная работа: рассматривание контурных и перечеркнутых изображений, использование игр с округлыми предметами в свободной деятельности.
Ход встречи
Появляется Заяц и кричит: — Бегу-бегу, спешу-спешу! Он держит мешок в лапках. Ребята, помните, вы меня морковкой да капустой угощали? Вот пришел и мой черед вас угостить. Только сразу я вам гостинцы не отдам, а поиграю с вами. Договорились?
-Что же ты, Зайка, о гостинцах рассказал, а не отдал их. Какие уж тут игры, когда нам хочется узнать, что ты для нас приготовил!..
-А вот и попробуйте угадать, что в мешочке лежит. Я для вас как раз подсказки приготовил. Потрогайте мешок, ребята, только не развязывайте! Может, угадаете, что в нем лежит?
Дети подходят к мешку. Каждый ощупывает его содержимое и пытается угадать, что там лежит. Если правильного ответа не звучит, Заяц предлагает детям подсказки с контурным изображением фруктов: яблока, груши, лимона.
Дети по изображениям фруктов пытаются угадать их названия. Каждый участвует в игре по одному разу.
-Ох, и молодцы, же вы! Конечно, это фрукты. А вот какие — посмотрите сами.
Заяц открывает мешок, и на столе появляются яблоки. Он приглашает каждого ребенка подойти к нему за яблоками. Когда у детей, оказывается, по яблоку в каждой руке, Зайка начинает угощать родителей.
-А теперь мы будем с яблоками играть. Хотите?
Дети отвечают.
Игра «Не урони яблоко»
-Возьмите в каждую руку по яблочку. Готовы? А теперь поменяйте их местами, переложив из одной руки в другую. Но только сделайте это аккуратно, чтобы ни одно яблочко не упало.
Игра «Яблочная башня»
-А теперь из яблок построим башню. Положите яблочко на стол, на него — другое яблочко. Ну, как? У вас получилась яблочная башня? А кто может сделать свою башню еще выше?
Некоторым детям предлагается сделать башню из трех яблок.
Игра «Покатаем яблочко»
-А еще яблоко можно катать. Положите его на лист бумаги, в один из углов, а теперь будем катить яблоко по самому краю листа. Старайтесь, чтобы ваше яблочко не убежало с бумаги.
Игра «Яблочко-юла»
-Попробуйте так закрутить яблоко, чтобы оно завертелось быстро-быстро, как юла! У кого получится, тот молодец!
Каждый раз во время объяснения Зайцем правил игры каждый родитель показывает своему ребенку нужное действие с предметом. При этом в процессе самостоятельной деятельности ребенка родитель внимательно следит за его действиями, оценивает его возможности, определяет трудности. В ситуации затруднения он не предлагает помощь ребенку, а ожидает обращения к нему за помощью и только после этого создает ситуацию совместной деятельности.
-Ну вот! Видите, как много игр можно придумать с яблочками! А вы их, наверное, съесть хотели?
Воспитатель:
-Да, Зайка! Это ты здорово придумал! Мы твои яблочки теперь есть не будем, мы лучше станем с ними играть. А когда ты к нам еще придешь, мы опять с яблоками игры заведем!
Заяц начинает прощаться с детьми, каждому ребенку пожимает ручку на прощанье, обещает скоро опять прийти в гости к детям.
Встреча 20. «Прощание с Зайкой» (совместно с родителями)
Задачи: развивать тонкие движения пальцев; включать детей и их родителей в ситуации взаимодействия по решению проблемных практических задач, учить детей быть активными и инициативными в процессе общения с близким взрослым.
Материальное обеспечение: кукольная игрушка «Заяц», листы картона, мягкая цветная бумага, клей, фотографии детей с куклой.
Подготовительная работа: работа с детьми по техникам обрывания и скатывания бумаги.
Ход встречи
Дети сидят за столом и зовут Зайца:
-Заяц Матвей, приходи скорей! Мы тебя ждем!
Появляется Заяц:
-Здравствуйте, ребята! Очень рад вас всех видеть! И Сашу, и Машу, и Вику, и Кирюшу... (Перечисляет имена всех детей.)
-Давно тебя, Зайка, видно не было. Чем занимался?
-Дом хочу новый строить. Все последние дни бегал по лесу, строительный материал собирал. С завтрашнего дня у меня большая стройка начнется!
-Ох, Зайка! И трудно же тебе одному будет!..
-А почему одному? Мне все мои друзья придут помогать: и Белка, и Мышка, и Ежик, и многие другие. Дел у меня теперь будет очень много, поэтому больше я к вам" приходить не смогу.
-Как же так, Зайка?
-Не расстраивайтесь, я вам письма из лесу буду присылать, посылки отправлять. Вам скучно не будет!
-И все-таки, Зайка, нам тебя будет не хватать!
-И мне вас тоже будет очень-очень не хватать! Я к вам очень привык, со всеми подружился, буду скучать...
-Знаешь, Зайка, я придумала! Чтобы ты не скучал, мы тебе памятные подарки сделаем. Правда, ребята?
Дети отвечают.
-Ребята и родители, давайте сделаем для Заиньки картины, он их повесит на стенах в своем новом доме!
Дети отвечают.
-Я предлагаю вам сделать аппликацию из мятой бумаги.
Воспитатель объясняет задачу: и ребенок, и родитель сворачивают цветную бумагу в шарики. Родитель демонстрирует свою «неуспешность» в этом деле. С помощью вопросов «Как у тебя получается?», «Что я делаю неправильно?» и т.п. пытается обратить на себя внимание ребенка. Родитель обращается к ребенку за помощью, просит его объяснить и показать нужный способ действия. На этой основе между ребенком и родителем строится коммуникативная деятельность, где каждый из них является активным ее участником.
После того как первая часть задания выполнена, ребенок и родитель придумывают сюжет картины. Потом начинается практическая работа: родитель рисует клеем по картону, ребенок выкладывает на клейкую основу бумажные шарики.
Когда практическая работа заканчивается, дети и родители представляют свои картины и дарят их Зайке. Заяц благодарит детей:
-Ребята, вы молодцы! У вас получились замечательные картины! Они будут напоминать мне о вас! Так как вы подарили мне подарки, я тоже не могу оставить вас без памятных подарков. Я приготовил для вас фотографии, на которых изображены вы и я.
Заяц раздает детям фотографии, изображающие их рядом с куклой-зайцем.
Затем он начинает прощаться с детьми, каждому ребенку пожимает ручку на прощанье.
Встреча 21. «Зайчата»
Задачи: развивать предметные действия, включать детей в ситуации взаимодействия со взрослым по решению проблемных практических задач, учить детей быть активными и инициативными в процессе общения со сверстниками.
Материальное обеспечение: коробка, записка, набор деталей «Строителя» для постройки большого дома, пластмассовые игрушки-зайчата, каждому ребенку по 3-4 детали «Строителя» для маленьких построек.
Подготовительная работа: включение игр на основе предметной деятельности в свободную деятельность детей.
Ход встречи
Психолог рассказывает детям, что получил посылку из леса, и приглашает детей рассмотреть ее содержимое. В коробке дети обнаруживают детали «Строителя» и записку. Психолог читает текст записки:
-Здравствуйте, ребята! Пишет вам Заяц Матвей. Отправляю вам строительный материал, из которого нужно построить домишки для моих зайчат. Я прищемил лапку и без вашей помощи не справлюсь! Помогите, пожалуйста, моим зайчатам, постройте для них домики! Заранее благодарю!
Психолог обращается к детям:
-Что думаете, ребята? Поможем Зайке и его зайчатам? Дети отвечают. Психолог приглашает детей подойти к столу, на котором стоят пластмассовые зайчата. Он еще раз повторяет задание. Обращает внимание детей на то, что строительного материала не очень много:
-Ребята, подходите к столу и берите несколько кирпичиков. Только, прежде чем выбирать строительный материал, подумайте, сколько вам необходимо взять кирпичиков для постройки домика для одного зайчонка. Пусть каждый возьмет зайчонка в руки, посмотрит, какой он маленький, и решит, какой величины он будет строить дом.
Дети приступают к работе. Психолог следит за тем, чтобы строительный материал достался каждому ребенку, обращает внимание детей на то, как можно построить домик нужной величины из небольшого количества кирпичиков. Когда работа выполнена, психолог обращает внимание детей на то, что у каждого зайчонка теперь есть свой дом, только он очень маленький.
-Ребята, как вы думаете, удобно зайчатам в таких маленьких домиках? Ни повернуться, ни подпрыгнуть, да и скучно, наверное, одному жить.
Дети отвечают.
-Я вам предлагаю построить один большой дом, чтобы в нем было много комнат, много дверей и окон. Давайте вместе попробуем такой дом построить!
Психолог приглашает детей к столу, на котором расположены детали «Строителя». Дети начинают строить большой дом для зайчат. Психолог направляет их действия, оречевляет свои действия, обращает внимание детей на то, сколько комнат, окон и дверей уже построено, следит, чтобы все дети участвовали в постройке дома.
Когда дом построен, психолог предлагает каждому поселить своего зайчонка в одну из комнат, приглашает поздравить зайчат с новосельем:
-Ребята, а сейчас давайте поздравим зайчат с новым домом. Давайте дружно похлопаем для них в ладошки!
Затем продолжает:
-Ребята, давайте сделаем фотографию нашего дома, отправим фотографию в лес Зайке — он будет рад!
Дети фотографируются. Психолог благодарит их за работу.