Встреча 13. «Посылка из леса» (совместно с родителями)

Задачи: развивать тонкие движения пальцев; способство­вать формированию тактильного и предметно-зрительного восприятия; формировать положительную мотивацию обра­щения к взрослому; включать детей и их родителей в ситу­ации взаимодействия для решения проблемных практичес­ких задач.

Материальное обеспечение: кукольная игрушка «Заяц», ящик, большой мешок с овощами (морковью, капустой), 5-6 маленьких мешочков с лесными орехами, контурное изображение лесного ореха, перечеркнутое изображение лесного ореха, колокольчик.

Подготовительная работа: рассматривание контурных и перечеркнутых изображений предметов; использование в свободной деятельности игр с грецкими орехами.

Ход встречи

Дети сидят вместе с родителями за столами и зовут Зай­ца:

-Заяц Матвей, приходи скорей! Мы тебя ждем! Появляется Заяц с ящиком:

-Получил я из леса посылку от Белки. Шлет она для меня и моих зайчат подарочки, да вот открыть ящик никак не могу, ведь лапки у меня мягкие, пушистые, острых ког­тей и зубов нет, да и слабый я: силы у меня нет, чтобы ящик с посылкой открыть. Принес его сюда. Может быть, вы мне поможете его открыть?

-Конечно, поможем, Зайка! Давай его сюда! Ребята под­ходите, будем все вместе ящик открывать.

Дети вместе с воспитателем решают, как будут откры­вать ящик с посылкой. Когда ящик открыт, дети загляды­вают внутрь и видят мешок, завязанный узлом. Зайка на­чинает плакать и приговаривать:

-Наверное, я никогда не получу гостинцев от Белки, ведь никогда не смогу развязать этот узелок!

Он уже не просит помощи у детей. Они сами должны предложить ему свою помощь.

Воспитатель пытается подвести детей к этому решению:

-Бедный Зайка! Что же ему делать, ребята?

-Кто же Заиньке поможет? И т.д.

Дети решают еще раз помочь Зайке. Они все вместе ста­раются открыть мешок. Узел развязан! В мешке дети нахо­дят овощи — капусту, морковь. О 5-6 мешочках, в кото­рых лежат лесные орехи, дети пока не знают. Зайка гово­рит:

-Ой! Да тут и для вас гостинцы припасены! Для каждо­го есть подарок!

Каждый ребенок получает мешочек и пытается на ощупь определить, что в нем находится. Они подходят к родителям, показывают им свои мешочки и вместе пытаются угадать, что же там лежит. Родители показывают способ действия — ощу­пывание предметов, однако не говорят детям, что лежит в мешочке. Зайка задает вопросы детям:

-Это мягкое или твердое?

-Это большое или маленькое?

-Там много или мало?

-Как вы думаете, что это? Родители спрашивают Зайку:

-Зайка, а ты не знаешь, что лежит в мешочках?

-Я догадываюсь. Хотите, подскажу?

-Конечно, Зайка, подскажи!

-Заяц показывает детям контурное изображение лесного ореха.

-Пока сложно догадаться! Может, еще подскажешь? Заяц показывает детям перечеркнутое изображение оре­хов.

Дети догадываются, что в мешочках орехи.

-Точно, это орехи! Я сам видел, как она их еще прошлой осенью запасала, а теперь ими вас угощает. Ребята, а вы знае­те, что можно делать с орехами?

Дети отвечают. (Можно съесть, подарить, поиграть...)

-А я такую интересную игру с орехами придумал! Хо­тите поиграть?

-Да!

-Тогда доставайте скорее орешки из мешочка, начнем игру.

У детей возникают затруднения, поскольку мешочки с орехами затянуты тугими бантиками. Чтобы достать орехи, им потребуется либо приложить усилие и проявить сноров­ку, для того чтобы развязать узелки, либо обратиться за помощью к родителям. Однако дети самостоятельно пыта­ются решить поставленную перед ними задачу, а родители в это время наблюдают за их действиями, оценивают их возможности, замечают трудности.

Когда все мешочки развязаны, дети выкладывают орехи на стол перед собой. Заяц объясняет правила игры.

Первый вариант игры.

-Положите все орехи в одну руку. Укладывать начи­найте по одному ореху, до тех пор, пока все орехи со стола не переместятся в руку. Победит тот, кто первый соберет все орехи в руку.

Второй вариант игры.

-Все орехи из одной руки переложите в другую, старай­тесь, чтобы ни один орех не упал. У кого это получится — тот и победитель.

Дети выполняют задания, а родители им помогают, орга­низуют совместную деятельность.

Когда дети заканчивают игру, раздается звон колоколь­чика. Зайка начинает охать:

-Ой-ой-ой-ой-ой! Совсем забыл: ведь надо бежать к зай­чатам, капусту и морковку им отнести. Они меня совсем заждались, а я тут с вами заигрался. Побегу домой, хоро­шо? Спасибо вам за помощь, что ящик с посылкой открыли да мешок развязали. Как приду к зайчатам, так сразу и расскажу, как вы нам помогли.

-И тебе спасибо, Зайка, что забежал к нам, поиграл с нами! Передавай привет Белке, спасибо ей за орешки!

Каждый ребенок подходит к зайке и пожимает ему лап­ку. Дети машут ему рукой. Заяц исчезает.

Восприятие детьми дидактического материала на этом эта­пе было различным.

Большая часть детей, обучавшихся на специальных за­нятиях, проявили устойчивый интерес к предлагаемой дея­тельности, однако они испытывали значительные затрудне­ния в процессе решения задач по коррекции нарушенных функций, в т.ч. в выполнении заданий на развитие мелкой моторики и восприятия. Однако в совместной деятельности со взрослым (воспитателем или родителем) они стремились к коррекции своих ошибок. Именно поэтому в коррекционную программу были включены не только подгрупповые, но и индивидуальные занятия с детьми.

Вместе с тем дети в определенной степени были готовы к решению новых, более сложных коммуникативных задач: они начинали обращаться к взрослому за помощью, стре­мились различными речевыми проявлениями привлечь его внимание.

Вторая серия II этапа также состоит из 6 занятий, цель которых — формирование у детей потребности в обращении к взрослому.

Для этого в занятия включен специальный класс задач. Детям предлагается решить знакомую задачу практическо­го плана, доступную их возрастным и индивидуальным воз­можностям, однако не имеющую верного решения (на осно­ве настольных игр). Правильное решение невозможно, по­скольку взрослый меняет привычные элементы практической деятельности в игре. Особое внимание здесь уделяется проговариванию детьми своих намерений. Подобный методический прием подготавливает детей к речевому обращению за помо­щью.

Так, на занятии «В гостях у Дятла» детям предлагается изобразить червячков из бисера. Им раздают мелкий бисер и толстые шнурки. Соответствующие бисеру шнурки дер­жит воспитатель.

На занятии «Белка заболела» детям предлагается из де­ревянного конструктора собрать грибы (на один вертикаль­но поставленный брусок горизонтально положить другой). В качестве раздаточного материала используют тонкие пла­стины. Бруски нужной толщины находятся в коробке, рас­положенной в центре стола, за которым сидят дети. Подоб­ные проблемные ситуации провоцируют детей на обращение к взрослому. Здесь важно, чтобы дети проявляли не толь­ко инициативу и активность в процессе обращения к взросло­му, но и проговаривали, описывали характер своих трудностей и оречевляли свою просьбу (в соответствии со своими речевы­ми возможностями).

Интересна реакция детей на предлагаемые задания. Сна­чала все пытаются решать такие задачи практически (упор­но пытаются нанизать мелкий бисер на толстый шнурок; установить одну тонкую палочку на другую), однако с тече­нием времени большинство из них стремятся обратиться за помощью к воспитателю, используя при этом только жестово-мимические средства. Но воспитатель не откликается на эти «призывы о помощи».

Тогда некоторые дети проявляют попытки речевого обра­щения за помощью к воспитателю и получают ее. Замечая это, другие дети также прибегают к речевому взаимодей­ствию. Таким образом, эти задания не только способствуют коммуникативному развитию, но и формируют речевое об­щение.

Учитывая сложность задач данной серии занятий, не­сколько меняют и условия взаимодействия между куклой-коммуникантом и детьми. Если в предыдущих сериях кук­ла общалась с детьми из-за ширмы и, таким образом, была ограничена в пространстве, в данной серии кукла на руке у психолога непосредственно включается не только в процесс взаимодействия с детьми, но и в их практическую деятель­ность.

Некоторым детям обратиться за помощью к кукле на­много проще, чем к взрослому, что значительно повышает их успешность в сложных видах деятельности. В процессе взаимодействия с ней они намного быстрее и эффективнее решают проблемные задания.

Подобный методический прием не только позволяет де­тям быть более успешными в сложных для них видах дея­тельности — прежде всего он создает условия для перехода детей от взаимодействия с куклой к взаимодействию со взрос­лым: обращаясь к кукле, они ждут ответной реакции от взрослого, который ей управляет.

Об этом говорят следующие факты. Во-первых, дети, взаи­модействуя с куклой, устанавливают визуальный контакт со взрослым; во-вторых, обращаясь к кукле, они уже не называ­ют ее по имени (Зайка Матвей, Зая и т.д.), как это делали раньше, а опускают ее имя, поскольку направляют свое внимание на взрослого, имя которого произнести еще не готовы. Таким образом, дети еще не готовы к непосредственному общению со взрослым.

Во второй серии занятий на данном этапе проводится также работа по коррекции нарушенных функций. На подгрупповых занятиях вся работа основана на общеразвивающих специальных заданиях. В индивидуальной работе с детьми задания следует подбирать с учетом структуры дефекта.

Для реализации комплексного подхода к организации спе­циальной помощи детям с задержкой речевого развития по­добранные развивающие упражнение на подгрупповых за­нятиях использует логопед, на подгрупповых и индивиду­альных занятиях — воспитатель.

Обозначим также роль родителей в коррекционной ра­боте с детьми данной категории на первых двух ее этапах. Родители должны непосредственно участвовать в совмест­ных с детьми занятиях по развитию их коммуникативных навыков.

Перед каждым занятием психолог знакомит родителей с целями и задачами занятия, указывает на некоторые важ­ные моменты в нем, оговаривает условия взаимодействия родителя и ребенка. После занятия психолог беседует с ро­дителями. Родители рассказывают о трудностях, с которыми они сталкивались в процессе занятия, обозначают вопросы, возникшие по поводу того или иного упражнения, вносят свои предложения и пожелания.

Включению родителей в коррекционный процесс способ­ствует также стенд психолога в группе. После каждого подгруппового занятия с детьми на стенде надо размещать ин­формацию о прошедшем занятии: конспект занятия; вопро­сы для родителей по теме занятия; различные варианты развивающих упражнений, использованных на занятии и рекомендуемых для индивидуальной работы с детьми.

Такой подход к участию родителей в коррекционном про­цессе позволил в максимально короткие сроки наладить кон­такт со всеми родителями, что, в свою очередь, не могло не сказаться на общем результате совместной деятельности специалистов и родителей — положительной динамике в коррекции нарушенных функции у детей.

Наши рекомендации