Встреча 13. «Посылка из леса» (совместно с родителями)
Задачи: развивать тонкие движения пальцев; способствовать формированию тактильного и предметно-зрительного восприятия; формировать положительную мотивацию обращения к взрослому; включать детей и их родителей в ситуации взаимодействия для решения проблемных практических задач.
Материальное обеспечение: кукольная игрушка «Заяц», ящик, большой мешок с овощами (морковью, капустой), 5-6 маленьких мешочков с лесными орехами, контурное изображение лесного ореха, перечеркнутое изображение лесного ореха, колокольчик.
Подготовительная работа: рассматривание контурных и перечеркнутых изображений предметов; использование в свободной деятельности игр с грецкими орехами.
Ход встречи
Дети сидят вместе с родителями за столами и зовут Зайца:
-Заяц Матвей, приходи скорей! Мы тебя ждем! Появляется Заяц с ящиком:
-Получил я из леса посылку от Белки. Шлет она для меня и моих зайчат подарочки, да вот открыть ящик никак не могу, ведь лапки у меня мягкие, пушистые, острых когтей и зубов нет, да и слабый я: силы у меня нет, чтобы ящик с посылкой открыть. Принес его сюда. Может быть, вы мне поможете его открыть?
-Конечно, поможем, Зайка! Давай его сюда! Ребята подходите, будем все вместе ящик открывать.
Дети вместе с воспитателем решают, как будут открывать ящик с посылкой. Когда ящик открыт, дети заглядывают внутрь и видят мешок, завязанный узлом. Зайка начинает плакать и приговаривать:
-Наверное, я никогда не получу гостинцев от Белки, ведь никогда не смогу развязать этот узелок!
Он уже не просит помощи у детей. Они сами должны предложить ему свою помощь.
Воспитатель пытается подвести детей к этому решению:
-Бедный Зайка! Что же ему делать, ребята?
-Кто же Заиньке поможет? И т.д.
Дети решают еще раз помочь Зайке. Они все вместе стараются открыть мешок. Узел развязан! В мешке дети находят овощи — капусту, морковь. О 5-6 мешочках, в которых лежат лесные орехи, дети пока не знают. Зайка говорит:
-Ой! Да тут и для вас гостинцы припасены! Для каждого есть подарок!
Каждый ребенок получает мешочек и пытается на ощупь определить, что в нем находится. Они подходят к родителям, показывают им свои мешочки и вместе пытаются угадать, что же там лежит. Родители показывают способ действия — ощупывание предметов, однако не говорят детям, что лежит в мешочке. Зайка задает вопросы детям:
-Это мягкое или твердое?
-Это большое или маленькое?
-Там много или мало?
-Как вы думаете, что это? Родители спрашивают Зайку:
-Зайка, а ты не знаешь, что лежит в мешочках?
-Я догадываюсь. Хотите, подскажу?
-Конечно, Зайка, подскажи!
-Заяц показывает детям контурное изображение лесного ореха.
-Пока сложно догадаться! Может, еще подскажешь? Заяц показывает детям перечеркнутое изображение орехов.
Дети догадываются, что в мешочках орехи.
-Точно, это орехи! Я сам видел, как она их еще прошлой осенью запасала, а теперь ими вас угощает. Ребята, а вы знаете, что можно делать с орехами?
Дети отвечают. (Можно съесть, подарить, поиграть...)
-А я такую интересную игру с орехами придумал! Хотите поиграть?
-Да!
-Тогда доставайте скорее орешки из мешочка, начнем игру.
У детей возникают затруднения, поскольку мешочки с орехами затянуты тугими бантиками. Чтобы достать орехи, им потребуется либо приложить усилие и проявить сноровку, для того чтобы развязать узелки, либо обратиться за помощью к родителям. Однако дети самостоятельно пытаются решить поставленную перед ними задачу, а родители в это время наблюдают за их действиями, оценивают их возможности, замечают трудности.
Когда все мешочки развязаны, дети выкладывают орехи на стол перед собой. Заяц объясняет правила игры.
Первый вариант игры.
-Положите все орехи в одну руку. Укладывать начинайте по одному ореху, до тех пор, пока все орехи со стола не переместятся в руку. Победит тот, кто первый соберет все орехи в руку.
Второй вариант игры.
-Все орехи из одной руки переложите в другую, старайтесь, чтобы ни один орех не упал. У кого это получится — тот и победитель.
Дети выполняют задания, а родители им помогают, организуют совместную деятельность.
Когда дети заканчивают игру, раздается звон колокольчика. Зайка начинает охать:
-Ой-ой-ой-ой-ой! Совсем забыл: ведь надо бежать к зайчатам, капусту и морковку им отнести. Они меня совсем заждались, а я тут с вами заигрался. Побегу домой, хорошо? Спасибо вам за помощь, что ящик с посылкой открыли да мешок развязали. Как приду к зайчатам, так сразу и расскажу, как вы нам помогли.
-И тебе спасибо, Зайка, что забежал к нам, поиграл с нами! Передавай привет Белке, спасибо ей за орешки!
Каждый ребенок подходит к зайке и пожимает ему лапку. Дети машут ему рукой. Заяц исчезает.
Восприятие детьми дидактического материала на этом этапе было различным.
Большая часть детей, обучавшихся на специальных занятиях, проявили устойчивый интерес к предлагаемой деятельности, однако они испытывали значительные затруднения в процессе решения задач по коррекции нарушенных функций, в т.ч. в выполнении заданий на развитие мелкой моторики и восприятия. Однако в совместной деятельности со взрослым (воспитателем или родителем) они стремились к коррекции своих ошибок. Именно поэтому в коррекционную программу были включены не только подгрупповые, но и индивидуальные занятия с детьми.
Вместе с тем дети в определенной степени были готовы к решению новых, более сложных коммуникативных задач: они начинали обращаться к взрослому за помощью, стремились различными речевыми проявлениями привлечь его внимание.
Вторая серия II этапа также состоит из 6 занятий, цель которых — формирование у детей потребности в обращении к взрослому.
Для этого в занятия включен специальный класс задач. Детям предлагается решить знакомую задачу практического плана, доступную их возрастным и индивидуальным возможностям, однако не имеющую верного решения (на основе настольных игр). Правильное решение невозможно, поскольку взрослый меняет привычные элементы практической деятельности в игре. Особое внимание здесь уделяется проговариванию детьми своих намерений. Подобный методический прием подготавливает детей к речевому обращению за помощью.
Так, на занятии «В гостях у Дятла» детям предлагается изобразить червячков из бисера. Им раздают мелкий бисер и толстые шнурки. Соответствующие бисеру шнурки держит воспитатель.
На занятии «Белка заболела» детям предлагается из деревянного конструктора собрать грибы (на один вертикально поставленный брусок горизонтально положить другой). В качестве раздаточного материала используют тонкие пластины. Бруски нужной толщины находятся в коробке, расположенной в центре стола, за которым сидят дети. Подобные проблемные ситуации провоцируют детей на обращение к взрослому. Здесь важно, чтобы дети проявляли не только инициативу и активность в процессе обращения к взрослому, но и проговаривали, описывали характер своих трудностей и оречевляли свою просьбу (в соответствии со своими речевыми возможностями).
Интересна реакция детей на предлагаемые задания. Сначала все пытаются решать такие задачи практически (упорно пытаются нанизать мелкий бисер на толстый шнурок; установить одну тонкую палочку на другую), однако с течением времени большинство из них стремятся обратиться за помощью к воспитателю, используя при этом только жестово-мимические средства. Но воспитатель не откликается на эти «призывы о помощи».
Тогда некоторые дети проявляют попытки речевого обращения за помощью к воспитателю и получают ее. Замечая это, другие дети также прибегают к речевому взаимодействию. Таким образом, эти задания не только способствуют коммуникативному развитию, но и формируют речевое общение.
Учитывая сложность задач данной серии занятий, несколько меняют и условия взаимодействия между куклой-коммуникантом и детьми. Если в предыдущих сериях кукла общалась с детьми из-за ширмы и, таким образом, была ограничена в пространстве, в данной серии кукла на руке у психолога непосредственно включается не только в процесс взаимодействия с детьми, но и в их практическую деятельность.
Некоторым детям обратиться за помощью к кукле намного проще, чем к взрослому, что значительно повышает их успешность в сложных видах деятельности. В процессе взаимодействия с ней они намного быстрее и эффективнее решают проблемные задания.
Подобный методический прием не только позволяет детям быть более успешными в сложных для них видах деятельности — прежде всего он создает условия для перехода детей от взаимодействия с куклой к взаимодействию со взрослым: обращаясь к кукле, они ждут ответной реакции от взрослого, который ей управляет.
Об этом говорят следующие факты. Во-первых, дети, взаимодействуя с куклой, устанавливают визуальный контакт со взрослым; во-вторых, обращаясь к кукле, они уже не называют ее по имени (Зайка Матвей, Зая и т.д.), как это делали раньше, а опускают ее имя, поскольку направляют свое внимание на взрослого, имя которого произнести еще не готовы. Таким образом, дети еще не готовы к непосредственному общению со взрослым.
Во второй серии занятий на данном этапе проводится также работа по коррекции нарушенных функций. На подгрупповых занятиях вся работа основана на общеразвивающих специальных заданиях. В индивидуальной работе с детьми задания следует подбирать с учетом структуры дефекта.
Для реализации комплексного подхода к организации специальной помощи детям с задержкой речевого развития подобранные развивающие упражнение на подгрупповых занятиях использует логопед, на подгрупповых и индивидуальных занятиях — воспитатель.
Обозначим также роль родителей в коррекционной работе с детьми данной категории на первых двух ее этапах. Родители должны непосредственно участвовать в совместных с детьми занятиях по развитию их коммуникативных навыков.
Перед каждым занятием психолог знакомит родителей с целями и задачами занятия, указывает на некоторые важные моменты в нем, оговаривает условия взаимодействия родителя и ребенка. После занятия психолог беседует с родителями. Родители рассказывают о трудностях, с которыми они сталкивались в процессе занятия, обозначают вопросы, возникшие по поводу того или иного упражнения, вносят свои предложения и пожелания.
Включению родителей в коррекционный процесс способствует также стенд психолога в группе. После каждого подгруппового занятия с детьми на стенде надо размещать информацию о прошедшем занятии: конспект занятия; вопросы для родителей по теме занятия; различные варианты развивающих упражнений, использованных на занятии и рекомендуемых для индивидуальной работы с детьми.
Такой подход к участию родителей в коррекционном процессе позволил в максимально короткие сроки наладить контакт со всеми родителями, что, в свою очередь, не могло не сказаться на общем результате совместной деятельности специалистов и родителей — положительной динамике в коррекции нарушенных функции у детей.