Исследование А Н. Леонтьева направленно на сопоставление
результатов непосредственного и опосредованного запоминания у детей разного возраста и взрослых. Как правило, выполнять это задание очень легко. Совершенно неважно, какую именно карточку выберет испытуемый; связь между словом и карточкой может носить и сугубо личный характер. Например, для запоминания слова “молоко” испытуемый может выбрать рисунок коровы, т.к. корова дает молоко. Может выбрать хлеб, т.к. хлеб едят с молоком, и стакан т.к. в него можно налить молоко. Наконец, испытуемый может выбрать образ дерева, но объяснить, что дерево напоминает ему о сельской жизни, а будучи в селе, он всегда пил молоко.
Здесь нет правильного или неправильного выбора, важно лиши то, что исследуемый установил содержательную смысловую связь между заданным для запоминания словом и изображенным на карточке.
Слабоумные больные, даже если они поняли инструкцию, испытывают затруднения в установление более сложных, опосредованных связей. Например: сравнительно легко выбрав для запоминания слова “лес” - ветку земляники, они никак не могут выбрать картинку для слова “ночь” или “игра”. Кроме того, слабоумие (врожденное или приобретенное) проявляет себя также в том, что испытуемому недоступен процесс опосредования; когда ему в конце опыта показывают карточку и спрашивают о том, что он должен был по ней запомнить, испытуемый просто называет карточку. Припоминание по ассоциации оказывается для него процессом недоступным. Нередко те же испытуемые, которые не запомнили ни одного заданного им слова и ограничивались называнием отобранных карточек, относительно лучше повторяют слова при заучивании их на слух (методика заучивания 10 слов). При Корсаковском синдроме связи могут быть установлены адекватно, но полностью забыты к моменту воспроизведения.
Для некоторых испытуемых характерна резко выраженная непродуктивность ассоциаций. Так, больная шизофренией в дефектном состоянии, бухгалтер по профессии, не могла ни к одному слову найти подходящей карточки. К слову "собрание” она с большим трудом выбирает собаку и объясняет это тем, что на букву “С” - оба слова. Для слова “драка” берет носки, оправдывая свой выбор тем, что можно ведь любую карточку взять, лишь бы она помогла запомнить. Для запоминания слова “день” выбирает детские штанишки. Такие “пустые”, бессодержательные связи свидетельствуют о выхолощенности, непродуктивности мышления. . Иногда наблюдаются ассоциации по случайным элементам формы рисунка. Так, например, для слова “дождь” испытуемый выбирает расческу т.к. у нее такие же ровные полоски, которые образуются при падении дождя.
Обработка результатов:
80% - правильных ответов соответствует незначительному нарушению опосредованного запоминания.
60-70% соответствует умеренному нарушению опосредованного запоминания.
50% - 40% соответствуют выраженному нарушению опосредованного запоминания.
Менее 40% правильных ответов соответствует значительно выраженному нарушению опосредованного запоминания.
Методика “Пиктограммы”
Цель: применяется для исследования особенностей мыслительной деятельности, исследования памяти, анализа особенностей ассоциаций (т е. характеристики мышления) и графомоторных особенностей.
Инструкция: “Я буду называть слова и целые выражения, которые вы должны будете запомнить. Для того чтобы легче было запомнить вы должны к каждому слову нарисовать что либо такое, чтобы могло помочь вам вспомнить заданное слово. Качество рисунка роли не играет, можно рисовать что угодно и как угодно, лишь бы вам помогло вспомнить. Но нельзя писать на листе ни слов, ни букв”.
Как только больной нарисует картинку надо поинтересоваться как это поможет вспомнить слово.
Листок с рисунком откладывается в сторону (переворачивается). Воспроизвести по памяти больному предлагается через 50-час, можно не по порядку.
При анализе данного теста обращается внимание на: доступность для больного общей символизации слова т.е. может ли самостоятельно найти обобщенный образ, адекватность рисунка (страдает при шизофрении).
При легкой умственной недостаточности больной рисует конкретные понятия (болезнь-кровь), но символические слова - недоступны (например: сомнение, справедливость).