Цель: используется для оценки состояния мнестической деятельности больного, выявления ее сохранности, утомляемости, активности внимания.

Инструкциясостоит из нескольких этапов. Больному предлагается следующее задание: “Сейчас я прочту вам 10 слов. Слушайте меня внимательно. Когда окончу читать, сразу же повторите те слова,которые запомнили. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно? ” Экспериментатор читает слова громко, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор в своем протоколе отмечает их.Затем продолжает инструкцию. Продолжение инструкции: “Сейчас я снова прочту вам те же самые слова, и вы опять должны повторить их и те, которые вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили, - асе вместе, в любом порядке”.

Экспериментатор снова отмечает слова, которые повторяет испытуемый. Затем снова повторяет слова 3,4,5 раз, но без каких-либо инструкций, просто предлагая повторить: “Еще раз”.

После пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к выполнению других методик, а в конце исследования, т.е. спустя 50 мин - час, снова предлагает воспроизвести заучиваемые ранее слова (без напоминания).

По форме кривой (мнемограммы) экспериментатор делает выводы относительно особенностей запоминания испытуемого. У здоровых людей, как взрослых, так и детей школьного возраста, кривая запоминания носит примерно такой характер: 5,7,9 или 6,8,9 или 5,7,10 и т.д. к третьему повторению исследуемый воспроизводит 9 или 10 слов и при последующих повторениях удерживается на числах 9 или 10.

Привнесение “лишних” слов встречаются при исследовании испытуемых, страдающих органическим заболевание головного мозга, а также у больных шизофренией в период интенсивной медикаментозной терапии. Особенно много таких “лишних” слов продуцируют дети в состоянии расторможенности и взрослые по окончании или перед началом синдромов расстройств сознания.

“Кривая запоминания” может указывать на ослабление активного внимания, и на выраженную утомляемость испытуемых. Так, например,

Иногда испытуемый ко второму разу воспроизводит 8 или 9 слов, а затем после каждой пробы воспроизведения - все меньше и меньше. В жизни испытуемый страдает обычно забывчивостью и рассеянностью, но в основе его забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость внимания. Истощаемость внимания не обязательно проявляется в кривой с резким спуском вниз, иногда кривая принимает зигзагообразный характер, свидетельствующий о неустойчивости внимания, о его колебании.

В отдельных, сравнительно редких случаях больные воспроизводят одно и тоже количество одних и тех же слов. Кривая имеет форму плато. Такое отсутствие нарастания удержания слов после их повторения свидетельствует об эмоциональной вялости больных; нет отношения к исследованию, нет заинтересованности в том, чтобы запомнить побольше.

Проба на запоминание выявляет и наличие сужения объема внимания. В этом случае испытуемый в следующем повторении, называя новые слова, уже не воспроизводит слов, фигурировавших в предыдущем туре. При этом суммарные результаты после каждого повторения мало отличаются.

Число слов, удержанных и воспроизведенных испытуемым час спустя после повторения, в большей мере свидетельствует о памяти в узком смысле слова, т.е. о фиксации следов воспринятого.

В норме объем кратковременной памяти 9-10 слов и в ретенции - 9-10. слов.

Непосредственная память (сразу) - характеризует в основном объем восприятия.

Число слов воспринятых через час свидетельствует о фиксации следов воспринятого.

  • 7 слов - незначительное снижение непосредственной памяти.
  • 5-6 слов - умеренное снижение.
  • 3-4 слова - выраженное снижение
  • 0-2 - значительно выраженное снижение.

Объем восприятия является суженным, если после первого прослушивания больной называет менее 5 слов и от пробы к пробе не происходит наращивание запоминания (плато).

Опосредованное запоминание (по Леонтьеву)

Цель: применяется для исследования памяти, анализа особенностей ассоциаций (те. характеристики мышления).

Для проведения методики необходимо иметь наборы изображения предметов (картинки) и наборы слов. Обычно используется третья и четвертая серия из числа апробированных Леонтьевым. Рисунки должны быть четкими, хорошо видимыми на карточках разхмером приблизительно 5x5 см каждая. Менять слова, предлагающиеся для запоминания, не следует, поскольку методика очень тщательно апробирована.

Инструкция: Больному предлагается следующее задание: "Вам нужно будет запомнить ряд слое. Для того чтобы легче было запомнить слова, нуж:но каждый раз, когда я назову слово, выбрать какую-либо одну из карточек, такую, чтоб она помогла вспомнить заданное слово”.

“Вот например, первое слово, которое нужно запомнить - дождь. Здесь дождь нигде не нарисован, но можно выбрать карточку, которая поможет запомнить это слово”. Когда больной выбрал карточку, ее откладывают в сторону и спрашивают: “Как эта карточка напомнит про дождь?” Если больной приступает к работе неохотно, то такие вопросы можно задавать, начиная с третьего или четвертого слова. Все отобранные карточки откладываются в сторону. Спустя 40 минут или час, т.е. перед концом исследования, испытуемому показывают по одной эти карточки в перемешенном порядке, просят припомнить, для какого слова эта карточка была отобрана, и обязательно спрашивают, как удалось припомнить или чем эта карточка напомнила заданное слово.

Интерпретация результатов.

В основном мы оцениваем:

  1. понимание испытуемым инструкции.
  2. способность к нахождению опосредующих символов.
  3. содержательность объяснения выбора.
  4. продуктивностьопосредования в целях запоминания.

Наши рекомендации