Для участия в экспертно-реабилитационной диагностике психолог бюро медико-социальной экспертизы поэтапно осуществляет следующие виды деятельности.
- изучает медицинские документы освидетельствуемого,
- ведет наблюдение, в процессе экспертной комиссии, за поведением освидетельствуемого с целью принятия совместного с врачами-экс- пертами решения о необходимости индивидуального психологического обследования (метод наблюдения),
- осуществляет беседу с освидетельствуемым (метод клинической беседы),
- проводит обследование больного,
- осуществляет анализ полученных результатов, обобщение и написание заключения, участвует в обсуждении полученных результатов с экспертной комиссией и руководителем экспертного состава,
- по запросу освидетельствуемого или врача-эксперта, осуществляет профориентационное консультирование,
- по запросу освидетельствуемого или врача-эксперта (на уровне ФГУ ФБ МСЭ) осуществляет психологическое консультирование, психологическую коррекцию в индивидуальной или групповой форме.
- предоставляет данные о состоянии психической деятельности освидетельствуемого другим специалистам бюро (докладывает и обсуждает результаты обследования с врачами экспертами), для экспертной оценки и формирования ИПР, а также участвует в принятии экспертных решений.
2.3.1. Изучение клинико-экспертной документации освидетельствуемогоЭкспертно-реабилитационная психодиагностика начинается с изучения медицинских документов освидетельствуемого (запрос, акт, амбулаторная карта, выписки из истории болезни и др.) с целью постановки конкретных задач, планирования, подбора необходимых методик для осуществления обследования.
Время, требуемое на ознакомление с документами составляет 5-7
Минут.
- Беседа с освидетельствуемым
Следующим этапом является беседа с освидетельствуемым. Беседа - это метод психодиагностики, которая носит психотерапевтический характер. Основная цель беседы - установление доверительного контакта и фасилитирующей обстановки для проведения дальнейшего исследования. В процессе беседы происходит знакомство с пациентом, выясняются его установки, направленность личности, характер эмоциональных реакций, отношение к болезни и своему' социальному статусу; субъективная оценка своей самоэффективности, определяется социокультурный уровень, уровень общего развития, осведомленности, круг интересов, основные потребностно-мотивационные характеристики, а также перспектива будущего.
Время, требуемое на беседу с освидетельствуемым может варьироваться от 15 до 20-30 минут.
- Проведение пато- и/или нейропсихологического обследования
Переходить к следующему этапу - этапу экспериментального обследования возможно лишь после установления благожелательного контакта с обследуемым. Этот этап требует не менее 1 - 1,5 часов. Свыше 1,5 часов проведение обследования не рекомендуется, так как обследуемый утомляется. В случае необходимости можно продолжить обследование на следующий день.
Построение экспериментально-психологического исследования предусматривает использование многообразных методических подходов (методики патопсихологического эксперимента, нейропсихологические методики, психометрические методики, опросники, проективные методики).
Общее количество их должно быть 8-9. Набор их определяется в каждом случае запросом, жалобами больного, характером заболеваний, возрастом, образовательным уровнем и другими факторами, определяющими индивидуальности свидетельствуемого.
- Анализ, обобщение результатов исследования и написание заключения
Заключительный этап исследования - анализ, обобщение, интерпретация полученных данных, интегративная оценка всей экспериментальной ситуации в целом. Он завершается написанием заключения и формулировкой психологического синдрома.
Процесс анализа и интерпретации результатов исследования включает следующие аспекты:
- отношение испытуемого к исследованию;
- наличие или отсутствие заинтересованности;
- понимание инструкции;
- отношение к заданию;
- способ выполнения;
- отношение ошибкам;
- возможность их коррекции;
- проявления эмоционально-волевой сферы и т.д.;
- особенности нарушений отдельных психических процессов и сторон личности (симптом);
- определение степени выраженности нарушений;
- обобщение результатов и формирование их в патопсихологический синдром, под которым понимается совокупность поведенческих, мотивационных и познавательных особенностей психической деятельности