Для участия в экспертно-реабилитационной диагностике психолог бюро медико-социальной экспертизы поэтапно осуществляет следующие виды деятельности.

  • изучает медицинские документы освидетельствуемого,
  • ведет наблюдение, в процессе экспертной комиссии, за поведени­ем освидетельствуемого с целью принятия совместного с врачами-экс- пертами решения о необходимости индивидуального психологического обследования (метод наблюдения),
  • осуществляет беседу с освидетельствуемым (метод клинической беседы),
  • проводит обследование больного,
  • осуществляет анализ полученных результатов, обобщение и напи­сание заключения, участвует в обсуждении полученных результатов с эк­спертной комиссией и руководителем экспертного состава,
  • по запросу освидетельствуемого или врача-эксперта, осуществля­ет профориентационное консультирование,
  • по запросу освидетельствуемого или врача-эксперта (на уровне ФГУ ФБ МСЭ) осуществляет психологическое консультирование, психо­логическую коррекцию в индивидуальной или групповой форме.
  • предоставляет данные о состоянии психической деятельности освидетельствуемого другим специалистам бюро (докладывает и обсуж­дает результаты обследования с врачами экспертами), для экспертной оценки и формирования ИПР, а также участвует в принятии эксперт­ных решений.

2.3.1. Изучение клинико-экспертной документации освидетельствуемогоЭкспертно-реабилитационная психодиагностика начинается с изучения медицинских документов освидетельствуемого (запрос, акт, амбулаторная карта, выписки из истории болезни и др.) с целью поста­новки конкретных задач, планирования, подбора необходимых методик для осуществления обследования.

Время, требуемое на ознакомление с документами составляет 5-7

Минут.

  1. Беседа с освидетельствуемым

Следующим этапом является беседа с освидетельствуемым. Бесе­да - это метод психодиагностики, которая носит психотерапевтический характер. Основная цель беседы - установление доверительного контак­та и фасилитирующей обстановки для проведения дальнейшего исследо­вания. В процессе беседы происходит знакомство с пациентом, выясня­ются его установки, направленность личности, характер эмоциональных реакций, отношение к болезни и своему' социальному статусу; субъектив­ная оценка своей самоэффективности, определяется социокультурный уро­вень, уровень общего развития, осведомленности, круг интересов, основ­ные потребностно-мотивационные характеристики, а также перспектива будущего.

Время, требуемое на беседу с освидетельствуемым может варьиро­ваться от 15 до 20-30 минут.



  1. Проведение пато- и/или нейропсихологического обследования

Переходить к следующему этапу - этапу экспериментального об­следования возможно лишь после установления благожелательного кон­такта с обследуемым. Этот этап требует не менее 1 - 1,5 часов. Свыше 1,5 часов проведение обследования не рекомендуется, так как обследуе­мый утомляется. В случае необходимости можно продолжить обследова­ние на следующий день.

Построение экспериментально-психологического исследования пре­дусматривает использование многообразных методических подходов (ме­тодики патопсихологического эксперимента, нейропсихологические мето­дики, психометрические методики, опросники, проективные методики).

Общее количество их должно быть 8-9. Набор их определяется в каждом случае запросом, жалобами больного, характером заболеваний, возрастом, образовательным уровнем и другими факторами, определяю­щими индивидуальности свидетельствуемого.

  1. Анализ, обобщение результатов исследования и написание заключения

Заключительный этап исследования - анализ, обобщение, интер­претация полученных данных, интегративная оценка всей эксперимен­тальной ситуации в целом. Он завершается написанием заключения и формулировкой психологического синдрома.

Процесс анализа и интерпретации результатов исследования вклю­чает следующие аспекты:

  • отношение испытуемого к исследованию;
  • наличие или отсутствие заинтересованности;
  • понимание инструкции;
  • отношение к заданию;
  • способ выполнения;
  • отношение ошибкам;
  • возможность их коррекции;
  • проявления эмоционально-волевой сферы и т.д.;
  • особенности нарушений отдельных психических процессов и сто­рон личности (симптом);
  • определение степени выраженности нарушений;
  • обобщение результатов и формирование их в патопсихологический синдром, под которым понимается совокупность поведенческих, моти­вационных и познавательных особенностей психической деятельности


Наши рекомендации