Также не разработан алгоритм взаимодействия специалистов бюро медико-социальной экспертизы с психологом.

Данные вопросы требуют регламентации с целью закрепления ста­туса психолога в этих учреждениях, в соответствии с целями его деятель­ности и должностными обязанностями.

  1. Задачи, виды и этапы деятельности психолога бюро МСЭ
    1. Цели, основные задачи, этапы осуществления психологической экспертно-реабилитационной диагностики

Два основных направления деятельности психолога - участие в экспертно-реабилитационной диагностике и участие в разработке инди­видуальной реабилитационной программы включают решение следую­щих конкретных задач:

  • осуществление диагностики актуального психологического ста­туса пациента, включая оценку познавательной, эмоциональной, лич­ностной сфер на основе психологических принципов (комплексность, системность, динамический подход качественно-количественный ана­лиз результатов);
  • определение структуры нарушенных и сохранных психических функций и степени выраженности имеющихся нарушений;
  • определение патопсихологического синдрома;
  • обоснование практических выводов о степени и видах ограниче­ний в различных сферах жизнедеятельности человека;
  • выделение реабилитационных диспозиций-“мишсиой" реабили- танта и перечня мер по психологической реабилитации.

Основные цели работы психолога бюро МСЭ опрежмшичен общи­ми задачами, стоящими перед медико-социальной экспертизой.

В каждом конкретном случае направление на экспертно-психоло- гическос обследование должно быть обосновано либо запросом других специалистов, входящих в состав бюро МСЭ (экспертами различного профиля, реабилитологом, специалистов по социальной работе), либо самим психологом после первичного знакомства в процессе беседы).

Запрос должен находиться в компетенции медицинского психолога - выявить структуру дефекта, оценить степень нарушений психичес­кой деятельности, выявить возможности включения компенсатор­ных механизмов, оценить возможности выполнять определенные виды деятельности (в том числе профессиональной), выявить воз­можности восстановления, коррекции или компенсации нарушенных функций и мер осуществления этого.

Запрос должен быть четко сформулирован и указан в соответству­ющей заявке. Формулировка запроса должна быть корректной и не про­тиворечить методологическим принципам психодиагностики, которые не допускают проведение “проверки” одной психической функции незави­симо от общего контекста психической деятельности.

Таким образом, работа психолога бюро МСЭ опосредуется следу­ющими факторами:



  • осуществляется в соответствии с запросами экспертно-реабили­тационного диагностического процесса;
  • опирается на теоретические и методологические положения пси­хологической наукио системном и комплексном исследовании психичес­кой деятельности,игнорирование которых практическим психологом может быть расценено как профессиональная некомпетентность;
  • осуществляется индивидуально с соблюдением требований кон­фиденциальности без участия посторонних лиц, в том числе другого ме­дицинского персонала.
    1. Методики, рекомендуемые для целей МСЭ

Набор необходимых методик определяется в каждом конкретном случае характером задачи (запроса), поставленной перед психологом, но обязательно должен включать их различные варианты, позволяю­щие системно оценить психическую деятельность освидетельствуемого (общее количество не меньше 8-9). При выборе методик предпочтение должно быть отдано методикам патопсихологического эксперимента. При этом психолог пользуется определенной свободой в выборе мето­дик при выстраивании стратегии экспериментально-психологического исследования, с учетоминдивидуальных особенностейкаждого боль­ного и характера запроса.

Психолог в ходе обследования может менять общую тактику обсле­дования и выбор диагностических средств.

Экспериментально-психологическое исследование отличается большим многообразием применяемых методик. Как правило, боль­шинство из них обладают достаточно широким диапазоном, а один и тот же дефект обнаруживается при исследовании различных проявле­ний психической деятельности. Однако, не каждый методический при­ем позволяет достоверно судить о форме и степени психического нару­шения, а взятая отдельно методика не имеет решающего диагности­ческого значения.

Качество психологического обследования в значительной мере за­висит от того, каким количеством приемов владеет психолог. Для получе­ния достоверных характеристик психических функций необходимо ис­пользовать несколько методик. Это позволяет исключить влияние случай­ных факторов и уточнить полученные данные.

Во время исследования необходимо учитывать поведение больно­го: отношение к ситуации экспертного обследования, реакции на инст­рукцию, на содержание экспериментальных заданий, на трудности и ошибки, на оценку результатов самим обследуемым и экспериментато­ром, на оказываемую помощь, на изменение условий протекания дея­тельности и приспособление к этим изменениям. Необходимость эта обусловлена смыслом психодиагностики; измерять и исследовать не отдельные процессы, а исследовать человека, совершающего реаль­ную деятельность.

Суть клинико-психологического эксперимента позволяет оказы­вать больному дозированную помощь, позволяющую определить зону его ближайшего развития. Подобные данные могут быть информатив­ны как для диагностики (попытка объективной оценки нарушения фун­кции, выявление сохранного звена на которое можно опереться), так и для коррекции, восстановления психических функций (возможность развития данной компенсаторной стратегии). Предъявление инструкций к заданиям должно быть четким, понятным, доступным. Небрежное, нечеткое предъявление инструкции может изменить характер и ре­зультаты эксперимента.

Ниже приведен перечень наиболее используемых в практике пси­ходиагностических методик с учетом хронометража их выполнения и обработки.Психологические методики, рекомендуемые для использования в целях экспертно-реабилитационной психодиагностики

Функции   Методики Время выполнения (мин) Время обработки (мин)
Сенсомоторная сфера и влияние Корректурная проба 3-10 5-10
Отыскивание чисел 5-20
Счет по Крепелину 3-5 5-10
Отсчитывание (дезавтоматизация) 3-10
Круг «Когана» 5-10
Мышление Классификация предметов 15-40 10-15
Тест Векслера 60-90
Методика Коса 10-30 10-15
Доски Сегена 5-15
Исключение предметов 5-20 5-10
Существенные признаки 5-15
Простые аналогии 5-15
Сложные аналогии 10-30
Сравнение понятий 5-15
Трактовка пословиц, метафор и фраз 10-15
Заполнение пропущенных в тексте слов 5-10 5-10
Объяснение сюжетных картин 5-20 5-10
Установление последовательности событий 5-10 5-10
Пиктограмма 15-40 5-15
Память 'Заучивание 10 слов 10-15 5-10
Воспроизведение рассказов 10-15
Опосредованное запоминание (по Леонтьеву) 10-25 5-10
Называние 60 слов
Ассоциативные процессы Ответные ассоциации 5-10
Противоположности 5-10
Уровень социальной фрустрированности (УСФ) 5-7
«Опросник социальной значимости заболевания» (Сердюк) 5-7
Эмоционально- личностная сфера J Исследование самооценки 5-20 5-10
Тест Розенцвейга 15-45 15-20
Рисунок человека 10-20 15-20
Тест Люшера 5-10 10-15
Рисунок несуществующего животного (РНЖ) 5-15 15-20
Методика «Дом. дерево, человек» 10-20
«Тест 20 утверждений» (Кто ты?) 10-15 5-10
Потребностно-мотивационная направленность (Что ты хочешь?) 10-15 5-10
Оценивается на протяжении всего эксперимента и беседы с больным    
Нейродинамика (работоспо­собность, истощаемость)     .. . ......

Наши рекомендации