Также не разработан алгоритм взаимодействия специалистов бюро медико-социальной экспертизы с психологом.
Данные вопросы требуют регламентации с целью закрепления статуса психолога в этих учреждениях, в соответствии с целями его деятельности и должностными обязанностями.
- Задачи, виды и этапы деятельности психолога бюро МСЭ
- Цели, основные задачи, этапы осуществления психологической экспертно-реабилитационной диагностики
Два основных направления деятельности психолога - участие в экспертно-реабилитационной диагностике и участие в разработке индивидуальной реабилитационной программы включают решение следующих конкретных задач:
- осуществление диагностики актуального психологического статуса пациента, включая оценку познавательной, эмоциональной, личностной сфер на основе психологических принципов (комплексность, системность, динамический подход качественно-количественный анализ результатов);
- определение структуры нарушенных и сохранных психических функций и степени выраженности имеющихся нарушений;
- определение патопсихологического синдрома;
- обоснование практических выводов о степени и видах ограничений в различных сферах жизнедеятельности человека;
- выделение реабилитационных диспозиций-“мишсиой" реабили- танта и перечня мер по психологической реабилитации.
Основные цели работы психолога бюро МСЭ опрежмшичен общими задачами, стоящими перед медико-социальной экспертизой.
В каждом конкретном случае направление на экспертно-психоло- гическос обследование должно быть обосновано либо запросом других специалистов, входящих в состав бюро МСЭ (экспертами различного профиля, реабилитологом, специалистов по социальной работе), либо самим психологом после первичного знакомства в процессе беседы).
Запрос должен находиться в компетенции медицинского психолога - выявить структуру дефекта, оценить степень нарушений психической деятельности, выявить возможности включения компенсаторных механизмов, оценить возможности выполнять определенные виды деятельности (в том числе профессиональной), выявить возможности восстановления, коррекции или компенсации нарушенных функций и мер осуществления этого.
Запрос должен быть четко сформулирован и указан в соответствующей заявке. Формулировка запроса должна быть корректной и не противоречить методологическим принципам психодиагностики, которые не допускают проведение “проверки” одной психической функции независимо от общего контекста психической деятельности.
Таким образом, работа психолога бюро МСЭ опосредуется следующими факторами:
- осуществляется в соответствии с запросами экспертно-реабилитационного диагностического процесса;
- опирается на теоретические и методологические положения психологической наукио системном и комплексном исследовании психической деятельности,игнорирование которых практическим психологом может быть расценено как профессиональная некомпетентность;
- осуществляется индивидуально с соблюдением требований конфиденциальности без участия посторонних лиц, в том числе другого медицинского персонала.
- Методики, рекомендуемые для целей МСЭ
Набор необходимых методик определяется в каждом конкретном случае характером задачи (запроса), поставленной перед психологом, но обязательно должен включать их различные варианты, позволяющие системно оценить психическую деятельность освидетельствуемого (общее количество не меньше 8-9). При выборе методик предпочтение должно быть отдано методикам патопсихологического эксперимента. При этом психолог пользуется определенной свободой в выборе методик при выстраивании стратегии экспериментально-психологического исследования, с учетоминдивидуальных особенностейкаждого больного и характера запроса.
Психолог в ходе обследования может менять общую тактику обследования и выбор диагностических средств.
Экспериментально-психологическое исследование отличается большим многообразием применяемых методик. Как правило, большинство из них обладают достаточно широким диапазоном, а один и тот же дефект обнаруживается при исследовании различных проявлений психической деятельности. Однако, не каждый методический прием позволяет достоверно судить о форме и степени психического нарушения, а взятая отдельно методика не имеет решающего диагностического значения.
Качество психологического обследования в значительной мере зависит от того, каким количеством приемов владеет психолог. Для получения достоверных характеристик психических функций необходимо использовать несколько методик. Это позволяет исключить влияние случайных факторов и уточнить полученные данные.
Во время исследования необходимо учитывать поведение больного: отношение к ситуации экспертного обследования, реакции на инструкцию, на содержание экспериментальных заданий, на трудности и ошибки, на оценку результатов самим обследуемым и экспериментатором, на оказываемую помощь, на изменение условий протекания деятельности и приспособление к этим изменениям. Необходимость эта обусловлена смыслом психодиагностики; измерять и исследовать не отдельные процессы, а исследовать человека, совершающего реальную деятельность.
Суть клинико-психологического эксперимента позволяет оказывать больному дозированную помощь, позволяющую определить зону его ближайшего развития. Подобные данные могут быть информативны как для диагностики (попытка объективной оценки нарушения функции, выявление сохранного звена на которое можно опереться), так и для коррекции, восстановления психических функций (возможность развития данной компенсаторной стратегии). Предъявление инструкций к заданиям должно быть четким, понятным, доступным. Небрежное, нечеткое предъявление инструкции может изменить характер и результаты эксперимента.
Ниже приведен перечень наиболее используемых в практике психодиагностических методик с учетом хронометража их выполнения и обработки.Психологические методики, рекомендуемые для использования в целях экспертно-реабилитационной психодиагностики
Функции | Методики | Время выполнения (мин) | Время обработки (мин) |
Сенсомоторная сфера и влияние | Корректурная проба | 3-10 | 5-10 |
Отыскивание чисел | 5-20 | ||
Счет по Крепелину | 3-5 | 5-10 | |
Отсчитывание (дезавтоматизация) | 3-10 | ||
Круг «Когана» | 5-10 | ||
Мышление | Классификация предметов | 15-40 | 10-15 |
Тест Векслера | 60-90 | ||
Методика Коса | 10-30 | 10-15 | |
Доски Сегена | 5-15 | ||
Исключение предметов | 5-20 | 5-10 | |
Существенные признаки | 5-15 | ||
Простые аналогии | 5-15 | ||
Сложные аналогии | 10-30 | ||
Сравнение понятий | 5-15 | ||
Трактовка пословиц, метафор и фраз | 10-15 | ||
Заполнение пропущенных в тексте слов | 5-10 | 5-10 | |
Объяснение сюжетных картин | 5-20 | 5-10 | |
Установление последовательности событий | 5-10 | 5-10 | |
Пиктограмма | 15-40 | 5-15 |
Память | 'Заучивание 10 слов | 10-15 | 5-10 |
Воспроизведение рассказов | 10-15 | ||
Опосредованное запоминание (по Леонтьеву) | 10-25 | 5-10 | |
Называние 60 слов | |||
Ассоциативные процессы | Ответные ассоциации | 5-10 | |
Противоположности | 5-10 | ||
Уровень социальной фрустрированности (УСФ) | 5-7 | ||
«Опросник социальной значимости заболевания» (Сердюк) | 5-7 | ||
Эмоционально- личностная сфера J | Исследование самооценки | 5-20 | 5-10 |
Тест Розенцвейга | 15-45 | 15-20 | |
Рисунок человека | 10-20 | 15-20 | |
Тест Люшера | 5-10 | 10-15 | |
Рисунок несуществующего животного (РНЖ) | 5-15 | 15-20 | |
Методика «Дом. дерево, человек» | 10-20 | ||
«Тест 20 утверждений» (Кто ты?) | 10-15 | 5-10 | |
Потребностно-мотивационная направленность (Что ты хочешь?) | 10-15 | 5-10 | |
Оценивается на протяжении всего эксперимента и беседы с больным | |||
Нейродинамика (работоспособность, истощаемость) | .. . ...... |