Авторитетом ее статуса и роли?
Конечно, сама ролевая позиция руководителя предполагает обязательное принятие им различных решений, определяющих жизнедеятельность возглавляемой им социальной общности. В связи с этим распространено мнение, что «начальник» как бы вне зависимости от своей профессиональной подготовленности и личностных качеств наделен в глазах подчиненных устойчивым авторитетом. В определенном смысле так оно и есть, если понятие «авторитет» рассматривать как синоним понятия «власть», а авторитетным считать каждого руководителя, который легко добивается от остальных членов группы подчинения и любое мнение которого воспринимается ими как подлежащее немедленному и беспрекословному исполнению.
Конечно, если правильность и целесообразность поступков руководителя ставятся под сомнение, советы не принимаются во внимание, вряд ли можно рассчитывать на успех, на положительный результат управленческого воздействия. Но с другой стороны, и идиллическая картина (идиллическая лишь на первый, самый поверхностный взгляд) беспрекословного подчинения руководителю далеко не всегда свидетельствует о полном благополучии. Сам по себе факт послушания еще ни о чем не говорит. Необходимо четко представлять, чем мотивировано такое поведение «объекта» руководящего воздействия, почему мнение вышестоящего в служебной иерархии оказалось для него определяющим. Что тому причиной — личность руководителя или сама роль, наделяющая ее носителя определенными полномочиями? По сути дела, предстоит ответить на вопрос: с чем мы столкнулись — с «авторитетом власти» или с «властью авторитета»? Нередки случаи, когда данного руководителя подчиненные раньше вообще не знали, но он все же выступает для них в качестве авторитетного лица (особенно часто это можно наблюдать в общностях, где задана четкая формальная иерархия статусов: в армии, в школе и т д.).
Скорее всего, главная причина этого не авторитет данной конкретной личности, а сложившийся еще до появления этого руководителя авторитет роли начальника. В определенном смысле это можно расценить как своеобразное авансирование доверия. И несомненно, руководителю предстоит в реальном совместном взаимодействии оправдать это доверие. Если же ставка делается исключительно на преимущество ролевой позиции, если основной расчет строится на предположении о неограниченном кредите доверия и уважения, который будто бы гарантирует роль вышестоящего в формальной властной иерархии, то не стоит ожидать ничего хорошего.
Конечно, нельзя говорить об авторитете руководителя, не оправдавшего доверия, изначально авансированного в силу авторитетности самой его роли. Но этим не всегда исчерпываются последствия столь печальной ситуации. Вполне возможно, что итогом ее станет не только крушение надежд конкретного' индивида на авторитет в, группе, но и разрушение для ее членов авторитета самой роли руководителя. В таком случае восстановление авторитета этой роли может быть достигнуто лишь путем завоевания личного авторитета. При этом стоит отметить, что ориентация того или иного руководителя на свое ролевое превосходство может привести к иным последствиям, не связанным с падением авторитета роли. Возможен и другой вариант развития ситуации, при котором авторитет роли останется неизменно высоким, даже если ее исполнитель не сумел завоевать личный авторитет. Опасность заключается в том, что по внешним признакам порой нелегко отличить такие отношения (руководителя и подчиненных) от тех, которые основаны на подлинном авторитете личности, вышестоящей по службе. По сути же своей они диаметрально противоположны.
Результатом упрочнения авторитета личности сказывается признание за ней (именно за данной конкретной личностью) права принимать значимые для окружающих решения, что ни в малейшей степени не снижает самостоятельности подчиненных, их ответственности за последствия этих решений. Скорее наоборот, такая атмосфера развивает их инициативу, стремление творчески» вдумчиво, заинтересованно работать. Жизнедеятельность настоящего коллектива попросту немыслима без власти авторитета личности, власти, являющейся прямым продолжением заслуженного в реальных делах доверия. Ничего общего с этим не имеет позиция подчеркнутого превосходства, ролевого давления, следствием которого может выступить и потеря интереса ведомых к делу, и проявление безволия, и бездумное, слепое повиновение. Авторитет роли, или точнее, авторитет власти, не подкрепленный авторитетом личности руководителя, как правило, оказывает деморализующее влияние, закономерно порождая стремление уйти от ответственности, не брать на себя груз самостоятельных решений,
ЛИТЕРАТУРА
1.Кондратьев МЮ. Подросток в замкнутом круге общения. М.; Воронеж 1997.С. 84-86.
2.Сорока-Росинский ВН. Школа Достоевского. М., 1978. С. 36—39.
3.Сухомлинский В А. Методика воспитания коллектива. М., С. 176—191.