Психолого-педагогические основы понятия агрессивность
Для психолого-педагогической науки вопрос о природе агрессивности имеет особое значение, поскольку от ответа на него зависит выбор способов гуманизации общества посредством воспитательных воздействий.
Существует три основных подхода в объяснении природы агрессивности.
Первый объединяет теории, в которых агрессивность трактуется как врожденное инстинктивное свойство человека.
В рамках второго подхода (отчасти перекликающегося с первым) агрессия описывается как поведенческая реакция на фрустрацию.
Третий составляют концепцию, рассматривающие агрессивность как характеристику поведения, формирующуюся в результате научения.
Рассмотрим эти положения отдельно.
Первый подход. Психоэнергетическая модель. Основоположником является З.Фрейд. (Разрушительные влечения). Вот уже более ста лет его теория является предметом больших споров, благодаря этому агрессия и агрессивность превратились из темы рассуждений в объект научного анализа. Фрейд считал, что в человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт смерти.
Либидо рассматривается как стремление, связанное с потребностью любить, заботиться, иметь близость с кем-то. Второй несет в себе энергию разрушения, приводить все живое в состояние безжизненности. Это злоба, ненависть.
Взгляды З. Фрейда разделялись и другими учеными. Например, К.Лоренц, который утверждал, что агрессивный инстинкт много значил в процессе эволюции выживания и адаптации человека. Но стремительное развитие научно-технической мысли и прогресс привели к замедлению тормозных механизмов агрессии, что влечет к периодическому внешнему выражению агрессии, чтобы не произошла вспышка неконтролируемого поведения (принцип парового котла).
Однако большинство психологов не разделяют такого взгляда на человеческое поведение. Во-первых, ими не отрицается, что агрессивность имеет свои эволюционные и физиологические корни, но осуждается ограниченность представлений о природе человека как о чем-то неизменном.
Во-вторых, является ли агрессия инстинктом, или же она поставляет энергию, позволяющую «Я» эффективно использовать принцип реальности, преодолев препятствия на пути к удовлетворению влечений. Поэтому считается, что агрессивность – это сила, с которой человек выражает свою любовь и ненависть к окружающим или самому себе, и с которой он пытается удовлетворить свои инстинкты.
Агрессия – является механизмом, благодаря которому эти инстинктивные тенденции направляются на другой объект, и в первую очередь на людей с целью их покорения или завоевания.
Далее многие психоаналитики отошли от фрейдовских всех агрессивности и стали рассматривать и биологическую, и социальную сторону агрессивности. Например, по А.Адлеру, агрессивность является неотъемлемым качеством сознания, организующим деятельность.
Универсальным свойством живой материи Адлер считает соревновательность, борьба за первенство, стремление к превосходству.
Более того по Адлеру, всякая агрессия (ответная) является реакцией человека (сознательная и бессознательная) на принуждение, т.к. каждый человек хочет ощущать себя субъектом, а не объектом [8, с.7].
Э.Фромм выделил два различных вида агрессии. Это оборонительная – «доброкачественная», служит для выживания человека и затухает при исчезновении угрозы жизни; и «злокачественная» агрессия – жестокость, которая свойственна только человеку и определяется различными психологическими и социальными факторами.
Неутоленные нужды
Фрустрационная теория (гомеостатическая модель). Эта теория – противовес теории влечений: здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный процесс, а не эволюционный. Основоположником является Дж.Доллард. Согласно его воззрениям, агрессия – это не автоматически возникающее в организме человека влечение, а реакция на фрустрацию – попытка преодолеть препятствия на пути к удовлетворению потребностей, достижению удовольствия и эмоционального равновесия.
Эта теория утверждает, что агрессия всегда есть следствие фрустрации, а фрустрация всегда влечет за собой агрессию. Отсюда идет схема «фрустрация – агрессия», которая базируется на четырех понятиях: агрессивность, фрустрация, торможение и замещение.
Агрессия – намерение навредить другому своими действиями, как «акт целенаправленный».
Фрустрация – возникает, когда появляется помеха осуществлению условной реакции. Ее величина зависит от силы мотивации, значительности препятствий и количества целенаправленных действия (попыток).
Например, родитель – аккуратист приучает своего ребенка к чистоте, но это ни к чему не приводит, кроме состояния фрустрации у родителя, что ведет к выговору и наказанию ребенка.
Торможение – это тенденция ограничить или свернуть действия из-за ожидаемых отрицательных последствий (прямо пропорционально силе ожидаемого наказания). Например, если ребенок получил плохую отметку в школе, то по внешней активности и настроению ребенка родитель это определит, т.к. ребенка ждет наказание. Что в свою очередь может вызвать дополнительную фрустрацию от ребенка.
Замещение – это стремление участвовать в агрессивных действиях, направленных против какого-либо другого лица, а не истинного источника фрустрации. Например, оскорбленный родителями старший брат бьет младшего невинного.
Одна из идей фрустрационной теории агрессии является эффект катарсиса («очищение эмоций») – это процесс очищения от накопившихся эмоций, который приводит к снижению уровня напряжения, что ведет к облегчению, в результате чего достигается психологическое равновесие и ослабление готовности к агрессии.
Эта теория так же получила замечания в свой адрес. Критика пришлась на схему «фрустрация – агрессия». Было замечено, что люди могут испытывать фрустрацию, но не ведут себя агрессивно, и наоборот [9, с.11].
Однако Л. Берковиту высказал свое мнение. Во-первых, он ввел новую дополнительную переменную, характеризующую возможные переживания, возникшие в результате фрустрации – гнев как эмоциональную реакцию на фрустрационный раздражитель.
Во-вторых, он признает, что агрессия не всегда является реакцией на фрустрацию и может подавляться.
Он ввел три поправки в схему «фрустрация – агрессия»:
а) фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях, но она стимулирует готовность к ним;
б) даже при состоянии готовности агрессия не возникает без надлежащих условий;
в) выход из фрустрационной ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у индивида привычку к ним.
С.Розенцвейг выделил три типа причин, вызывающих фрустрацию:
1) лишение – отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворение потребности. Например, человек хочет есть, а еды нет.
2) потери – утрата предметов или объектов, ранее удовлетворяющие потребности. Например, смерть близкого.
3) конфликт – одновременное существование двух несовместимых друг с другом побуждений. Например, мужчина не может соблазнить любимую женщину, т.к. это блокируется представлением о том, что было бы если бы соблазнили его мать, сестру.
В более поздних работах отмечается, что при фрустрации личность реагирует целым комплексом защитных реакций, из которых лишь одна играет ведущую роль. Это может быть уход, например, сопровождающийся символическим агрессивным действием (например, уйти, хлопнув дверью) [7, с.217].
Дурное влияние
Теория социального научения (бихевиоральная модель)
Эта теория гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего способа действий и социального подкрепления.
Теория социального научения – это изучение человеческого поведения, ориентированного на образец. Образец рассматривается как средство межличностного воздействия, благодаря которому возможно формирование отношений или способа действий человека, вследствие чего уделяется большое внимание родителей на обучение детей агрессивному поведению (агрессивные родители – агрессивные дети).
Эта теория утверждает, что чем чаще человек испытывает агрессивные действия, тем совершенней становятся эти действия.
Большое значение имеет успешность агрессивных действий: достижение успеха при проявлении агрессии может заметно повысить силы и мотивации, а неуспех – силу тенденции торможения.
Другим важным элементом является социальное подкрепление – действие, вызванное усилить определенную реакцию (словесные или несловесные обращения – похвалы, выговор, улыбка, жесты любви).
Различают две формы подкреплений:
1) положительное подкрепление – это любой стимул, который следит за реакцией, усиливает ее или поддерживает на том же уровне;
2) отрицательное подкрепление – это стимул, устранение которого усиливает реакцию.
Существует и множество способов подкрепления, к наиболее распространенным относятся поощрение и наказание.
1) если вслед за реакцией ребенка положительно подкрепляющее средство, то результат – положительное поощрение. Например, похвала за пятерку;
2) если положительное подкрепление устраняется после реакции ребенка, то результат – отрицательное наказание (за пятерку нет похвалы);
3) если за реакцию следует отрицательное подкрепление, то положительное наказание. Например, подросток испытывает недостаточное внимание и совершает кражу, то от родителей – трепка, а трепка – это положительное наказание, т.е. он привлек внимание родителей;
4) если отрицательное подкрепление устраняется после реакции, то результат отрицательное поощрение. Например, ученик, который плохо учится, в третьей четверти «поднялся», а учитель не похвалил, но и не отругал его, отсюда отказ от критики рассматривается ребенком как поощрение [8, с.4].
Что касается исследовательской проблемы, то существует доказательство того, что если ребенок ведет себя агрессивно и при этом получает положительное подкрепление, то вероятность его агрессии в будущем возрастет, что в конце концов сформирует привычку агрессивно реагировать на различные раздражители, а могут развивать низкую степень враждебности [4, с.11].
В настоящее время теория социального научения является одной из наиболее эффективных в предсказании агрессивного поведения, его объяснении и коррекции.
При всей несхожести разных подходов, все они подводят к важному практическому выводу: формирующуюся личность необходимо научить терпимому, благожелательному, гуманному отношению к людям. Если этого не делать, то обижать людей человек легко научится сам [4, стр.53].
Таким образом, существует три основных подхода в объяснении природы агрессивности.
Первый объединяет теории, в которых агрессивность трактуется как врожденное инстинктивное свойство человека.
В рамках второго подхода (отчасти перекликающегося с первым) агрессия описывается как поведенческая реакция на фрустрацию.
Третий составляют концепцию, рассматривающие агрессивность как характеристику поведения, формирующуюся в результате научения.
В настоящее время одной из наиболее эффективных в предсказании агрессивного поведения, его объяснении и коррекции является теория социального научения.
Эта теория гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего способа действий и социального подкрепления.