Глава 3. Гендерные аспекты агрессии
До недавнего времени в зарубежной экспериментальной литературе традиционным было мнение о том, что представители сильного пола более агрессивны, чем женщины, а также то, что мужчины значительно чаще выступают в роли непосредственных объектов нападения. Это объяснялось главным образом ссылками на физиологические особенности, прежде всего на высокий уровень концентрации в мужском организме ряда гормонов. Это подтверждали опыты К. Мойера («Психобиология агрессии»), в которых он исследовал поведение мышей мужских и женских особей. Было установлено, что мужские особи, достигшие репродуктивного возраста, вступают во внутривидовую борьбу, т.к их гормональный уровень резко повышается. У женских особей того же возраста гормональной вспышки не наблюдается. Но очевидно, что не только уровень гормонов определяет поведение человека. Также особое влияние на человека оказывают его социальные роли. Чем же обусловлено это влияние?
По мнению социальных психологов, каждый индивид с рождения подвергается социальному воздействию, в соответствии с собственным биологическим полом. Это помогает ребенку самоидентифицироваться. Например, Шон Берн («Гендерная психология») указывает на то, что маленькие мальчики и девочки в своем поведении практически не отличаются друг от друга до определенного возраста, но по мере развития в общественной среде они усваивают стереотипы поведения и свою гендерную роль.
Однако в науке встречались и уникальные случаи. Например, психолог Джон Мани описал историю двух мальчиков-близнецов, родившихся в 1965 году. Одному из них в возрасте 8 месяцев была сделана операция по смене пола, в связи с неудачно проведенным обрезанием. Таким образом, один брат воспитывался как мальчик, а другой как девочка. Т.е они должны были играть разные социальные роли, у них сформировывались определенные гендерные стереотипы поведения. Значит, брат, воспитывающийся как мальчик, должен быть более агрессивен? Однако как следует из рассказа очевидцев, второй брат тоже был склонен к мужскому типу поведения. Он тяготел к играм для мальчиков, был резок и агрессивен, несмотря на то, что воспитывался согласно женщине, т.е в нем развивались феминные качества личности. Значит, невозможно научить человека вести себя как-либо иначе, если это противоречит его генетической программе.
На самом деле, это не совсем так, ведь каждый человек в жизни сочетает в себе как мускулинные, так феминные качества. Есть примеры, когда в женщинах преобладали маскулинные качества, а в мужчинах феминные. Например, Ж'Дарк, несмотря на то, что воспитывалась, как женщина, смогла проявить лидерские качества и повести за собой тысячи мужчин. Она доказала, что может действовать на равнее с ними. А с наступлением 20 века женщины с успехом начали заменять мужчин в различных «мужских» профессиях (сборка на конвейере). Стали ли женщины из-за этого более агрессивны?
Р. Бэрон и Д. Ричардсон («Агрессия») приводят результаты исследований (Gentry, 1970; Harris, 1974b, 1992; Lagerspetz, Bjorkvist&Peitonen, 1988), по данным которых, можно сделать следующий вывод: мужчины действительно более склонны прибегать к открытой физической агрессии. Это значит, что в случае, когда необходимо проявить агрессию (например, при исполнении определенной социальной роли), мужчина будет действовать открыто и с помощью своей физической силы. Женщины, наоборот склонны к вербальной и косвенной агрессии. При этом, женщины стараются скрыть от окружающих реальные чувства и переживания, за тенью своей агрессивности. Мужчины, склонны демонстрировать свою агрессию, как элемент самоутверждения. Например, мужчина и женщина занимают одну и ту же руководящую должность. Мужчина-начальник будет срывать свой гнев на подчиненных, чтобы показать свою силу, чтобы почувствовать власть над людьми. Женщина-начальник напротив, выказывает свое недовольство для улучшения своего эмоционального состояния, агрессия выступает в данном случае, как экспрессивный элемент. Значит, в первую очередь, мужчины и женщины различаются установками относительно агрессии. Мужчина склонен проявлять прямую агрессию, т.к в меньшей степени задумывается о последствиях. Женщина же более детально оценивает ситуацию, и чаще «направляет» свою энергию на другой объект, т.е проявляет косвенную агрессию. При этом, женщины рассматривают агрессию как экспрессию — как средство выражения гнева и снятия стресса путем высвобождения агрессивной энергии. Мужчины же, напротив, относятся к агрессии как к инструменту, считая ее моделью поведения, к которому прибегают для получения разнообразного социального и материального вознаграждения. Можно ли переносить данные сведения на подростков?
Исследования К.Лагерспетца (1988) доказали правомерность некоторых результатов. Подростков в возрасте от 8 до 15 лет опрашивали, как они отреагируют на обиду со стороны одноклассника. Большинство мальчиков ответило, что обидчика надо наказать немедленно, а именно догнать и применить силу. Девочки наоборот, действовали бы через косвенные формы агрессии: демонстрация обиды, разрыв дружеских отношений, наговоры и.т.д. Более того, если у мальчиков с возрастом наблюдается снижение уровня физической агрессии (переход её в другие формы), то у девочек высокий уровень вербальной агрессии меняется незначительно. Значит, можно предположить, что в подростковом возрасте, на фоне гормональной перестройки, идет и активное социальное развитие. При этом, гендерные различия играют существенную роль в этом развитии. От того, какие стереотипы поведения усвоит подросток, зависит его самооценка, степень включенности в общество. Ведь если проявление агрессивности в подростковом возрасте – это естественный (биологический) процесс, то форма проявляемой агрессии обусловлена социумом.
Результаты этого исследования, как, впрочем, и многих других, свидетельствуют о том, что гендерные различия в агрессии, подобно гендерным различиям во многих других видах поведения, порождаются, противоположностью гендерных ролей и стереотипами, имеющими место во многих культурах. Однако следует отметить, что некоторые данные свидетельствуют, что именно биологические или генетические факторы обусловливают большую склонность мужчин прибегать к многочисленным формам агрессии. Возможно, наиболее убедительным фактом в этом отношении является демонстрация наличия связи между уровнем тестостерона (мужской половой гормон) и проявлениями агрессивного характера. Выяснилось, что более высокие концентрации тестостерона ассоциируются с более высокими уровнями агрессии мужчин. Кроме того, оказывается, что гендерные различия в агрессии в равной степени имеют значение и для лиц с гомосексуальной и гетеросексуальной ориентацией. Если социальные факторы и гендерные роли играют основную роль в гендерных различиях в агрессии, можно ожидать, что подобные различия будут в большей степени проявляться среди гетеросексуалов. Тот же факт, что на самом деле это не так, говорит о том, что биологические факторы действительно могут играть определенную роль в порождении гендерных различий в агрессии.
Но это не значит, что мужчины обязаны демонстрировать более высокие уровни агрессии, нежели женщины. Любое поведение индивида обусловлено множеством факторов. Также любое поведение можно скорректировать с помощью различных методик (даже при некоторых психических заболеваниях). Таким образом, нет причин полагать, что биологически обусловленные агрессивные наклонности мужчин обязательно должны превращаться в открытые проявления насилия. В этой ситуации на первый план выступает самоконтроль личности, как обусловленная социальная функция. В подростковом же возрасте личностный самоконтроль снижен, вернее его функция ещё не полностью восстановлена. Это положение также справедливо по отношению ко многим формам социального поведения.
Таким образом, мужчины и женщины действительно отличаются друг от друга относительно агрессии, причем мужчины, как правило, более склонны к подобному поведению, нежели женщины. Однако величина разрыва сильно колеблется в зависимости от обстановки и других факторов, а также от формы агрессии.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что агрессия – это функция организма, сочетающая в себе как биологические, так и социальные факторы. Ведь каждый индивид с самого рождения развивается биологически и психически, а также, параллельно, проходит процесс социализации. Поэтому агрессию стоит рассматривать с комплексной точки зрения. А именно с биологической точки зрения можно проследить агрессивный потенциал человека. Этот потенциал у всех разный, потому что имеют место быть различная генетика, условия развития, особенности гуморальной и нервных систем организма. Но как, в каких формах, человек будет проявлять свой агрессивный потенциал, зависит от общества. Ведь различное воспитание мужчин и женщин обуславливает то, что они выражают агрессию в разных формах.
Что же касается особенностей агрессии в подростковом возрасте, то можно заметить те же тенденции. С одной стороны агрессия проявляется под воздействием гормональной перестройки в пубертатный период. Подросток в данный период обладает большими «запасами энергии», что выражается в лучшей работоспособности и меньшей утомляемости, в резком обострении всех органов чувств. В то же время, данная энергия может быть использована в различных формах, в частности агрессивных. В противном случае может развиться невротическое заболевание. Однако общество определяет как именно подросток будет реализовывать собственную энергию.
Итак, стоит подчеркнуть, что агрессия – это естественный процесс в подростковом возрасте. От него никуда не деться, т.к подросток уже усвоил не только агрессивные паттерны, но ещё и возможность их применения. Однако общество, через свои институты может по-разному корректировать подростковую агрессию. Например, через спортивные и творческие секции, факультативы. Также, в качестве одной из мер профилактики, необходим психологический анализ телевизионных программ на предмет насилия и жестокости.
И последний, но самый важный момент заключается в том, что человек в подростковом возрасте чрезвычайно нуждается в поддержке близких людей. Не нужно думать, что воспитание ребенка оканчивается тем моментом, когда он идет в первый класс. Нужно помочь ребенку адаптироваться к новым для него социальным ролям.
Список литературы
Бандура А., Уолтерс Р. «Принципы социального научения». М.: Издательство Московского университета, 1984.
Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1999.
Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль.- СПб. Прайм ЕВРОЗНАК. 2001.
Ш.Берн «Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения» М:Олма-Пресс Инвест, 2004
Бэрон Р., Ричардсон Д. «Агрессия». — СПб: Питер, 2001
А.И. Кравченко «Культурология»,учебное пособие для вузов.— 3-е изд. М: Академический Проект, 2002.
Б. Крэйхи в работе «социальная психология агрессии» СПб., Питер, 2003.
А.Е.Личко «Психопатии и акцентуации характера у подростков»,М., 1983 .
А.Н. Леонтьев Деятельность. Сознание. Личность., М.: Политиздат, 1975
К. Лоренц «Агрессия», ДиректмедиаПаблишинг, 2008 г.
Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1999.
Ю. Можгинский «Агрессивность детей и подростков: Распознавание, лечение, профилактика» М: Когито-Центр,2008.
А. А. Реан «Психология подростка. Трудный возраст от 11 до 18 лет», СПб, ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006.
Л.М.Семенюк. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции», М:Флинта, МПСИ, 2003 г.
Фурманов И.А. «Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция» Минск,1996
Хекхаузен. «Мотивация и деятельность». М., 1986, т. 1
Э.Эриксон «Детство и общество» изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. — СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996.
Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.
Актуальность данной проблемы определяется необходимостью более глубокого изучения особенностей агрессивного поведения подростков. Исторически проблема детской и подростковой агрессивности в отечественной психологии не получила должного развития, более того, в течение долгих лет эта тема была практически закрытой. Подростковая агрессия изучалась только в связи с разрешением конфликтов, так как в науке на первом плане стояла установка, что агрессивные реакции могут возникнуть только у детей, не получивших должного внимания.
Долгое время знания об агрессии были обобщенными, более того, несмотря на то, что проблема агрессии рассматривалась многими учеными, только в наше столетие данная проблема стала предметом систематического научного исследования. Повышенная агрессивность подростков является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. А что, собственно, является причиной агрессии? Рассмотрим точки зрения различных ученых. З. Фрейд считал, что это инстинкты. А. Бандура полагал, что причиной является общество, и все что в него входит (ценности, ориентиры, нормы, стереотипы и т.д.). Л.С. Выготский выдвигал свое предположение, обобщающее эти точки зрения - по его мнению, причиной являлись как инстинкты, так и общество. Вопросы, связанные с человеческой агрессивностью, затрагиваются во многих психологических исследованиях.
Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе и отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессивности одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей.
Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. Этим и объясняется актуальность темы агрессии подростков.
Проблема агрессивности подростков является одной из самых значимых проблем в психологии. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность у подростков, так же, резко возросла преступность среди молодёжи. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты. Актуальность данной тематики подтверждается и тем, что у детей в подростковом возрасте проявляется агрессивность различных видов - «доброкачественная» (настойчивость, напористость, спортивная злость, мужество, смелость, храбрость, отвага, воля, амбиции), агрессивность «злокачественная» (насилие, жестокость, наглость, зло) и собственно агрессивный, деструктивный тип агрессивности.
Объект: агрессивное поведение подростков.
Предмет: процесс влияния различных факторов на возникновение агрессивного поведения.
Цель: Изучение теоретического материала, анализ причин возникновения агрессивного поведения у подростков.
Задачи:
. Проанализировать причины возникновения агрессии в подростковом возрасте.
. Рассмотреть виды и проявления агрессии.
. Изучить кризис подросткового возраста
. Рассмотреть проявления агрессии в подростковом возрасти с теоретической точки зрения
Гипотеза: Подростковый возраст характеризуется как возраст, в котором наиболее сильно и часто проявляется агрессия.
Методологическая основа исследования: методологическую основу данной курсовой работы составили труды зарубежных и российских психологов, таких как А. Бандура - исследование основных причин возникновения агрессивного поведения, факторов, способствующих его формированию и проявлению, так же работы Р. Уолтерс, которые исследовали влияние линии воспитания в семье и школе на конфликтность детей.
Методы исследования: Анализ источников и литературы, теоретический анализ и синтез.
Структура работы: Работа состоит из введения, 2 глав, 4 параграфов, выводов по 2 главам, заключения и списка литературы, который состоит из 30 источников. Общий объем работы составил 46 страниц.
Глава 1. Теоретические основы изучения возникновения и развития агрессивного поведения в подростковом возрасте
.1Понятие «агрессии» и подходы к ее изучению
Прежде чем заниматься подробным изучением агрессии и агрессивного поведения, безусловно, нужно разобраться с тем, что на самом деле представляет собой агрессия. Итак, агрессия (от лат. Aggredere - нападать) - поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда, вплоть до уничтожения объекта агрессии. В роли объектов могут выступать живые существа или предметы. Агрессия может возникнуть как реакция человека на фрустрацию, стресс, психологический или физический дискомфорт. Состояние агрессии сопровождается гневом, враждебностью, ненавистью и т.д. [30]
Иными словами агрессию можно описать как ярко выраженное жесткое целенаправленное нападение на что-либо, с личным желанием и готовностью нанести вред, причинить боль, или вовсе уничтожить. Так же существует понятие «агрессивность», очень важно не путать эти термины, поскольку агрессивность отличается от агрессии тем, что является чертой характера, а агрессия в свою очередь есть состояние человека в определенный момент.
«Агрессия - любая форма поведения, которая нацелена на то, чтобы причинить кому-то физический или психологический ущерб». [17]
Агрессия человека преследует различные цели, например такие, как:
.Принуждение.
Джеральд Паттерсон и Джеймс Тедеши подчеркивали тот феномен, что агрессия представляет собой резкую попытку принуждения. Агрессоры могут причинить вред, но, по мнению вышеупомянутых психологов, нападающие делают это с целью повлиять на поведение другого человека.
.Власть и доминирование.
Другим теоретикам кажется слишком поверхностным считать что целью агрессии является изменение поведения другого индивида. С их точки зрения, агрессивное поведение чаще направлено на укрепление власти и доминирования. Атакующий может нападать на жертву, чтобы добиться удовлетворения своих желаний или потребностей, но, по мнению сторонников этого подхода, главной целью является утверждение собственных доминирующих позиций в отношении с другим индивидом.
.Управление впечатлением.
Еще одна точка зрения утверждает, что агрессоры заинтересованы в том, что подумают о них окружающие. Социолог Ричард Фельсон развивал эту идею, объясняя агрессию как средство управления впечатлением. Он полагает, что большинство людей имею такую точку зрения, будто личный вызов выставляет их в невыгодном свете, особенно если они подверглись нападению. Атакуя обидчика, человек стремится показать, что он тот, кого стоит уважать.
Но все вышесказанное объединяет одно - желание нанести вред другому человеку.
Проявления агрессии достаточно разнообразны. Агрессия может быть:
прямой или косвенной
направленной вовне и на себя
физической и вербальной
защитной и провоцирующей
враждебной и инструментальной
здоровой и деструктивной.
Рассмотрим классификации более подробно.
.Прямая и косвенная агрессия. Прямая агрессия всегда направлена на определенного человека. Косвенная агрессия выражается в действиях, которые обходным путем направлены на другого индивида, и действия, которые характеризуются неадресованностью и нерегламентированностью по отношению к собеседнику или объекту.
.Физическая и вербальная агрессия. Физическая агрессия представляет собой использование физической силы против другого человека или объекта, вербальная агрессия является выражением негативных чувств, как через форму, так и через содержание вербальных реакций.
.Внешняя и внутренняя агрессия. Внешняя агрессия всегда направлена на окружающих людей или какие-либо предметы, в то время как внутренняя (аутоагрессия) направлена на себя, на свой внутренний мир. Результаты одного большого и многоаспектного исследования подростковой агрессии подтверждая сложность феномена аутоагрессии, позволяют нам ввести понятие «аутоагрессивный паттерн личности». Таким образом, аутоагрессия представляет собой не просто изолированную личностную черту, конкретную особенность, но является сложным личностным комплексом, функционирующим и проявляющимся на различных уровнях.
.Защитная и провоцирующая агрессия. Защитной агрессией называют реакцией в ответ на чьи-либо действия. Провоцирующая агрессия - первоначальное проявление агрессии (нападение первым).
.Враждебная и инструментальная.
Конечная цель враждебной агрессии - причинение вреда, а в инструментальной агрессии вред является средством достижения какой-либо цели.
Мы понимаем агрессию как действия направленные на причинение ущерба людям или другим объектам окружающего мира. Это поведение, относительно ограниченное социальными нормами, за которым стоит мотивационное ядро личности, в том числе ее «Я», включающее ряд биологических и психофизиологических предпосылок, осознанных и неосознанных факторов. Агрессия является формой активности личности, принимающей формы насилия во взаимоотношениях личности и среды, ради достижения самоутверждения личности.
Агрессивное поведение.
Агрессивное поведение - поведение, которое подразумевает преднамеренное причинение вреда другому человеку или объекту. Агрессивное поведение излагается по-разному в различных психологических теориях. Например, З. Фрейд в своей психоаналитической теории рассматривает агрессию как врожденную потребность человека или животного, а теория социального научения трактует агрессию - как реакцию, приобретенную в процессе научения. З. Фрейд впервые обозначил свою точку зрения по поводу агрессии в работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1912). В этой книге Фрейд формулировал агрессию как соединение либидо и мортидо (то есть соединение созидающего и деструктивного начал, соответственно).
Теория социального научения полностью отрицает понятие об агрессии как об органической потребности, которую порождает фрустрация. Агрессия выученная реакция. Агрессивность может быть постигнута путем наблюдения и подражания. Агрессивность и агрессия обнаруживают связь с тяжестью и длительностью депрессии. В частности, тенденция к усилению проактивной и реактивной агрессивности, а также более выраженная подозрительность, обидчивость и враждебность отмечаются при утяжелении депрессии; с увеличением длительности заболевания наблюдается снижение проактивной и реактивной агрессивности. [1]
Агрессивное поведение (агрессивные реакции) полностью зависят от эмоций и реакций, приобретенных человеком в течение жизни.
По мнению основателей теории социального научения, фрустрация вызывает агрессию лишь у тех индивидов, которые приспособились реагировать агрессивным поведением на враждебные ситуации.
Однозначно эти теории имеют место быть одновременно, ведь человек изначально - биологическое существо, и только прогрессируя, роль социального в жизни человека вытесняет и видоизменяет врожденные инстинкты.
"...В настоящее время все больше утверждается представление об агрессии как о мотивированных внешних действиях, нарушающих нормы и правила сосуществования, наносящих вред, причиняющих боль и страдания людям. Поэтому мы считаем, что агрессией можно назвать целенаправленное деструктивное и наступательное поведение, нарушающее нормы и правила сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и др.)..." [8]
Подходы к изучению агрессии.
Одна из главных проблем в определении агрессии в том, что этот термин подразумевает большое разнообразие действий. Согласно одному из определений, предложенному Бассом, агрессия - это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим.
Второе определение, предложенное, несколькими известными исследователям, содержит следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям.
И, наконец, третья точка зрения, высказанная Зильманом, ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений. Несмотря на значительные разногласия, относительно определений агрессии, многие специалисты в области социальных наук склоняются к принятию определения, близкого ко второму. В это определение входит как категория намерения, так и актуальное причинение оскорбления или вреда другим. Таким образом, в настоящее время большинством принимается следующее определение: Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Это определение предполагает, что агрессию следует рассматривать как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку. Это важное утверждение породило большую путаницу. Термин агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями, - такими как злость; с мотивами, - такими как стремление оскорбить или навредить; и даже с негативными установками, - такими как расовые или этнические предрассудки. Несмотря на то, что все эти факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не является необходимым условием для подобных действий.
Злость вовсе не является необходимым условием нападения на других; агрессия разворачивается как в состоянии полнейшего хладнокровия, так и чрезвычайно эмоционального возбуждения. Также совершенно не обязательно чтобы агрессоры ненавидели или даже не симпатизировали тем, на кого направлены их действия. Многие причиняют страдания людям, к которым относятся скорее положительно, чем отрицательно. [28]
Ввиду того, что проявления агрессии у людей бесконечны и многообразны, весьма полезным оказывается ограничить изучение подобного поведения концептуальными рамками, предложенными Бассом. По его мнению, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая - вербальная, активная - пассивная и прямая - непрямая.
Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий. Например, такие действия, как стрельба, нанесение ударов холодным оружием или избиение, при которых один человек осуществляет физическое насилие над другим, могут быть классифицированы как физические, активные и прямые.
Рассмотрим категории агрессии по Бассу Таблица 1
Тип агрессииПримерыФизическая - активная - прямаяНанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия.Физическая - активная - непрямаяЗакладка мини-ловушек; сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага.Физическая - пассивная - прямаяСтремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (например, сидячая демонстрация).Физическая - пассивная - непрямаяОтказ от выполнения необходимых задач (например, отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации).Вербальная - активная - прямаяСловесное оскорбление или унижение другого человека.Вербальная - активная - непрямаяРаспространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке.Вербальная - пассивная - прямаяОтказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т.д.Вербальная - пассивная - непрямаяОтказ дать определенные словесные пояснения или объяснения (например, отказ высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют).
Агрессия как подсознательное поведение: психоаналитический подход.
В своих ранних работах З. Фрейд говорил о том, что все человеческое поведение проистекает, прямо или же косвенно, из эроса, инстинкта жизни, чья энергия (известная как либидо) нацелена на упрочнение, сохранение и проигрывание жизни. В предоставленном общем контексте враждебность рассматривалась просто как реакция на блокирование или же разрушение либидозных импульсов.
Агрессия как таковая не трактовалась ни как неотъемлемая, ни как постоянная и неизбежная часть жизни. Пережив опыт насилия 1 мировой войны, З. Фрейд постепенно пришел к более глубокому убеждению в отношении сущности и источника злобы. Он представил жизнь второго ведущего инстинкта, танатоса - страсти к гибели, чья энергия нацелена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом трудного взаимодействия этого инстинкта с эросом, так же он говорил о том, что между ними существует постоянное напряжение. [4]
Ввиду того, что есть острый конфликт между сохранением жизни и ее разрушением (эросом и танатосом соответственно), другие механизмы достигают цели направлять энергию танатоса вовне, в направленности от «Я». Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что враждебность выводится наружу и направляется на других.
Положение об инстинкте влечения к погибели считается одним из наиболее неоднозначных в теории психоанализа. Оно было практически отвергнуто почти всеми учениками Фрейда, разделявшими его взгляды по иным положениям. Что не менее важно, заявление о том, что агрессивность берет начало из прирожденных, подсознательных сил, в целом находило помощь в том числе и у данных критиков. Взгляды З. Фрейда на истоки и природу агрессии в высшей степени пессимистичны. Это поведение не только прирожденное, берущее начало из «встроенного» в человеке инстинкта погибели, но еще и неминуемое, потому что, в случае если энергия танатоса не станет обращена вовне, это в скором времени приведет к разрушению самого индивида.
Единый проблеск надежды связан с тем, что наружное проявление впечатлений, порождающих агрессию и злобу, имеет возможность вызывать разрядку разрушительной энергии и, таким образом, сокращать возможность возникновения большего количества небезопасных поступков. Данный нюанс в работах З. Фрейда часто интерпретировался следующим образом: совершение экспрессивных поступков, не сопровождающихся разрушением, имеет возможность быть действенным средством предотвращения большого количество небезопасных действий.
Агрессия, проявления которой часто отождествляются с проявлениями «инстинкта смерти», - это такой же инстинкт, как и все остальные, и в естественных условиях так же, как и они, служит сохранению жизни и вида. У человека, который собственным трудом слишком быстро изменил условия своей жизни, агрессивный инстинкт часто приводит к губительным последствиям. [14]
Социобиологический подход.
В отличие от приверженцев эволюционной теории, социобиологи предлагают более специфичное основание для изучения процесса естественного отбора. Воздействие генов настолько долговременно, что они обеспечивают адаптивное поведение, т.е., гены «приспособлены» до такой степени, что заносят личный вклад в успешность репродукции, благодаря чему гарантируется их сбережение у будущих поколений.
Таким образом, социобиологи обосновывают, что индивиды, скорее всего станут помогать выжить тем, у кого есть подобные гены (то есть родственникам), выражая альтруизм и самопожертвование, станут вести себя агрессивно по отношению к тем, кто отличается от них.
Соответственно социобиологическому подходу, агрессивные взаимодействия с соперниками предполагают собой один из путей увеличения успешности репродукции в аспектах находящейся вокруг среды с ограниченными ресурсами - недостатком пищи или половых партнеров.
Так, социобиологи убеждают нас в следующем: агрессивность - это средство, с помощью которого индивиды получают собственную долю ресурсов, что, в свою очередь, гарантирует успех (преимущественно на генетическом уровне) в естественном отборе.
Фрустрационная теория.
Данная доктрина, предложенная Д. Доллардом, противопоставляется вышеописанным. Тут агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Главные положения в этой теории звучат так:
·Фрустрация всякий раз приводит к злости в какой-либо форме.
·Враждебность всегда считается итогом фрустрации.
В отношении побуждения к злости решающее значение имеют 3 фактора:
.Уровень ожидаемого субъектом ублажения от грядущего достижения цели.
2.Мощь препятствия на пути к заслуге цели.
.Число поочередных фрустраций.
Т.е., чем в большей степени тип предвкушает наслаждение, чем посильнее барьер и чем большая численность реакций блокируется, что посильнее станет толчком к агрессивному поведению. А в случае если фрустрации идут по стопам одна за другой, то их мощь имеет возможность быть общей и это имеет возможность вызвать агрессивную реакцию большей силы.
Когда обнаружилось, что индивиды не всякий раз откликаются злостью на фрустрацию, Доллард и соавторы пришли к выводу, что аналогичное поведение не имеет место быть в момент фрустрации, до этого всего вследствие страха наказания. В данном случае происходит «смещение», в итоге которого агрессивные воздействия направляются на иного человека, нападение на которого ассоциируется с минимальной угрозой.
В отличие от других, вышеописанных теорий, данная теория говорит о том, что враждебность дает усвоенное индивидом поведение в процессе социализации через надзор соответственного вида поступков и общественного подкрепления. Т.е., идет исследование человеческого поведения, нацеленного на образец.
Данная теория была предложена А. Бандурой и разъясняла усвоение, провоцирование и регуляцию агрессивного поведения. С его точки зрения, тест агрессивного поведения настоятельно рекомендует учитывать 3 основных фактора:
1.Методик усвоения аналогичных действий;
2.Моментов, инициирующих их появление;
.Критерии, при которых они укрепляются.
Вследствие этого, значительное внимание тут уделяется обучению, воздействию изначальных посредников социализации, а конкретно родителей, на обучение детей агрессивному поведению. В частности, было подтверждено, что поведение родителей не редко выступает в качестве модели злости и, что у агрессивных родителей, как правило, бывают агрессивные дети. Так же данная теория утверждает, что усвоение человеком широкого спектра агрессивных реакций - прямое одобрение такого поведения. Т.е., получение подкрепления агрессивных воздействий в разы увеличивает возможность того, что похожие действия будут неоднократно повторяться в дальнейшем. Вместе с тем, значительное влияние имеет действенная агрессия - достижение успеха посредством агрессивных воздействий.
1.2 Общая характеристика подросткового возраста
Феномены подросткового возраста.
Подростковый возраст - это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым ребенок не просто приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получал новое имя и т. п. [31]
Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением д