Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.

Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях :

-повышение самооценки,

- обучение умению управлять собой в наиболее волнующих ситуациях,

- снятие мышечного напряжения.

Повышение самооценки. Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращаться к ребенку по имени, хвалить его даже за незначительные успехи, отмечать их в присутствии других детей. Однако похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Желательно , что бы тревожные дети чаще учувствовали в таких играх, как « Комплименты», « Я дарю тебе..», которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя глазами других детей. Можно совместно с родителями и детьми составить « Книгу о себе». В ней отражены интересы , желания, умения детей ( дела, которые ребенок умеет делать хорошо; вещи, которые он любит; людей, которые он любит; любимые книги, мультфильмы; хорошие поступки и так далее. В книгу помещают стихотворения, рисунки, сочиненные детьми сказки, записывают пожелания сверстников и взрослых в дни рождения. Совместно оформление книги сближает родителей, детей, развивает у дошкольников оптимистический склад мышления, формирует положительные установки на предстоящую деятельность. Е.В. Коротаева, Е.К. Лютова , И.В. Шевцова предлагает педагогам серию игр направленных на формирование чувства доверия и уверенности в себе. С целью профилактики тревожности можно использовать наглядную информацию и отмечать достижения ребенка на стенде « Мы сегодня». Например: « Сегодня, 21 декабря 2010 года , Сережа в течении 20 минут проводил опыт с водой и снегом». Такое сообщение даст родителям возможность проявить свою заинтересованность, а ребенку- отвечать на конкретные вопросы легко и быстро, а не восстанавливать в памяти все, что произошло в группе за день. В раздевалке, на шкафчике каждого ребенка, можно закрепить« Цветок достижений», вырезанный из цветного картона. В центре цветка - фотография ребенка, а на лепестках, соответствующих дням недели, - информация о достижениях ребенка, которыми он гордится. Позитивная информация очень важна - и для взрослых, и для детей -в целях установления взаимопонимания между ними; причем нужна она родителям и детям любого возраста. Таким образом, использование наглядной формы работы помогает решить сразу несколько педагогических задач, одна из которых – повышение уровня самооценки детей, особенно тех, у кого высокая тревожность.Как можно научить детей управлять своим поведением ? Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому, если ребенок заявляет, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенокне может или не хочет признаться. В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы.

- В детском саду можно, сев в кружок, поговорить с детьми об их чувствах и переживаниях в волнующих ситуациях. На примерах литературных произведений хорошо показать детям, что смелый человек не тот, кто ничего не боится( таких людей вообще нет), а тот, кто умеет преодолевать свой страх. Желательно, чтобы каждый ребенок вслух сказал о том, чего он боится. Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунки, рассказать о нем. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют те же проблемы, которые, как им казалось, присущи только им. Конечно, все взрослые знают, что сравнивать детей друг с другом нельзя. Когда же речь идет о тревожных детях, этот прием категорически недопустим. Нежелательно включать неуверенных в себе детей в игры соревновательного характера, так как их неустойчивая самооценка может в этих ситуациях привести к новому всплеску тревожности и вместо радости принести только страх неудачи.

- Это же относится к физкультурным занятия. Если в группе много тревожных детей, соревнований надо проводить поменьше и к участию в них привлекать только желающих. Те дети, которые соревноваться не хотят, могут быть болельщиками, помощниками «судьи»; некоторых можно расставить на старте и финише, поручив им делать « отмашку» флажком и так далее. В этом случае все окажутся вовлечены в общее дело, но не будут испытывать стресса из-за неуверенности в успехе.

- Если у ребенка появится тревога при выполнении учебных заданий, не рекомендуется проводить какие-либо виды работ на скорость. Таких детей следует спрашивать не в начале занятия, и не в конце занятия, а в середине. Нельзя подгонять и торопить их . На занятиях для тревожных детей нужно подбирать простые, посильные упражнения. Такой ребенок, столкнувшись с заданиями, часто так волнуется, что начинает выполнять его, не понимая и не дослышав до конца педагога, ориентируясь только на его одобрение или неодобрение. Поэтому ему надо четко все объяснять и контролировать его работу по шагам. В неуверенных в себе детей очень смутные критерии оценки своих успехов, поэтому они так нуждаются в критериях взрослого. Здесь особенно важен индивидуальны подход, предоставление детям возможности действовать в своем темпе, незаметная помощь, своевременная подсказка. Например, « Я вижу, ты уже нашел правильный кусочек аппликации. Куда мы его приклеим? Правильно , сюда ( при этом педагог рукой ребенка подвигает фрагмент на нужное место) Формулировки « Мы делаем», « Мы кладем», « Мы рисуем» и тому подобное снимают у ребенка стресс, возникающий от чрезмерного внимания к лично его результатам( этого он боится), а похвала « Вот и молодец, правильно!» -воспринимается впрямую, как относящаяся именно к нему, что повышает самооценку. Если у ребенка не хватает знаний или навыков для успешных занятий в группе сверстников, следует объединять его с младшими по возрасту или новичками, которые тоже испытывают затруднения. С ними проводятся короткие дополнительные занятия, а когда занятия и нужные навыки закрепляются, можно приблизить занятия – по сложности к обычным. Очень эффективным приемом представляется изменение позиции ребенка с « обучаемого» на « обучающего», когда ему поручают научить чему-нибудь детей младшего возраста или тех, кто не умеет это делать. Это могут быть не специфические « учебные» умения, а любые действия, которые хорошо получаются у данного ребенка : один красиво рисует, другой метко бросает мячик, кто-то быстро завязывает шнурки, а кто-то – мастер по конструированию. Обращаясь к тревожному ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: вы либо наклонитесь к нему, либо приподнимите ребенка до уровня ваших глаз. Очень полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры. Разыгрывать можно как знакомые ситуации, так и те. Которые вызывают особую тревогу ребенка ( например, ситуация « Боюсь воспитателя» даст возможность поиграть с куклой, символизирующей фигуру педагога, позволит действовать от имени чего –то страшенного, чего боится ребенок). Игры, в которых кукла взрослого исполняет роль ребенка, а кукла ребенка-роль взрослого, помогут ребенку выразить свои эмоции, а воспитателю сделать много интересных и важных открытий. Тревожные дети боятся двигаться, а именно в подвижной эмоциональной игре ребенок может пережить и сильный страх, и волнение, и это поможет ему снять напряжение в реальной жизни. В работе с тревожными детьми желательно использование игры на телесный контакт, упражнения на растягивание и релаксацию, на отработку техники глубокого дыхания, массаж и просто растирание тела. На начальных этапах работы с тревожным ребенком следует руководствоваться следующими правилами: 1. Включение ребенка в новую игру должно происходить поэтапно. Пусть он познакомится с правилами игры, посмотрит, как в не играют другие дети, и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.

2. Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания.

3. Если вы организуете новую игру, то, чтобы ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то ему неизвестным, лучше проводить ее на уже знакомом ему материале( картинке, карточке)

4. Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие. Если ребенок очень тревожен, то начинать работу с ним лучше с релаксационных и дыхательных упражнений рекомендуемых М.И. Чистяковым, К. Фопель, Л.В. Пасечником. Следует помнить, что состояние тревоги, как правило, сопровождается сильным зажимом различных групп мышц. Поэтому релаксационные и дыхательные упражнения для данной категории детей просто необходимы. В коллективные игры тревожного ребенка можно включать только при условии, если он чувствует себя достаточно комфортно, а общение с другими детьми не вызывает у него особых затруднений. С точки зрения психоанализа, к шести годам ребенок должен освоить основные правила поведения и нравственные нормы, научиться контролировать свои природные импульсы и эмоции. Мораль, нравственные установки родителей постепенно начинают становиться моралью и установками ребенка. Те действия, которые получают одобрение со стороны родителей или педагогов, становятся внутренней моделью поведения. Если же взрослые начинают бранить ребенка или прибегают к наказанию, то возникает конфликт между внутренними, инстинктивными влечениями, желаниями ребенка и требованиями родителей или педагогов, которым он должен подчиниться. Одни дети в такой ситуации отвечают реакцией гнева, нетерпения, ярости, у других ограничения не вызывают видимого недовольства. Часто на вопрос родителей: « Почему ты это сделал?» ребенок отвечает: « Не знаю!», что приводит взрослых в замешательство и разгневанный родитель приходит к заключению : « Нет, ты знаешь, почему ты это сделал, Ты просто не хочешь мне говорить!» Нельзя трактовать поведение ребенка однозначно. Психика человека сложна, и она не всегда подчиняется закону прямой причинно-следственной связи. Впервые о глубинных бессознательных процессах в психике человека заговорили на рубеже XIX - XX веков. Выдающийся австрийский психолог Зигмунд Фрейд разработал психоаналитическую теорию развития личности. Если до него основной акцент в психологии был сделан на осознании человека, то З.Фрейд рассматривал личность с нескольких сторон: сознательной, бессознательной и предсознательной. При рождении человека, отмечал ученый, сформирована только бессознательная часть личности (З.Фрейд назвал ее « ИД»), которая подчиняется « принципу удовольствия» и удовлетворяет природные инстинкты. По мере биологического созревания человека развивается сознательная часть личности – « Я», или « Эго», которая подчиняется « принципу реальности», то есть ребенок делает то, что необходимо делать в реальной ситуации, сначала под руководством взрослого, а затем самостоятельно. К пяти годам, по мнению З.Фрейда, параллельно с сознательной частью личности развивается и ее контролирующая часть- предсознание , или « Суперего»( эту часть личности называют также « совестью» или « цензурой»). Если бессознательная часть личности связанна с биологическим, врожденным фактором, то развитие сознания и предсознания во многом зависит от окружающей среды и особенности воспитания. Психологи констатируют: психическое здоровье ребенка будет зависеть от того, на сколько сознательная часть его личности ( « Эго») способна переносить определенные ограничения, которые накладывают взрослые и « внутренняя цензура» на бессознательные импульсы « ИД», например на агрессию. Развитию « Эго» ребенка, его целостности способствуют механизмы психологической защиты, которые развиваются параллельно с сознанием ребенка и возникают в ситуации страха, стресса и тревоги. Под психологической защитой, в широком смысле слова, понимают неосознаваемую человеком специальную систему действий, направленную на ограждение сознательной частью личности ( «Эго») от неприятных, травмирующих переживаний. Термин « Психологическая защита» ( в применении к взрослому) появился в одной из работ З.Фрейда написанной в 1894 году, и был использован для описания борьбы « Эго»( сознания) с болезненными или невыполнимыми мыслями и аффектами( душевными волнениями), а в 1936 году Анна Фрейд, дочь великого психолога, представила первое систематическое описание защитных механизмов у детей.

Защитный механизм – это обходной путь, чтобы скрыть или ослабить тревогу, снять эмоциональное напряжение, уменьшить психологический дискомфорт. Эта защита возникает автоматически при восприятии опасности. Причем опасность может быть как внешней ( например, угроза, исходящая от какого-то животного), так и внутренней, моральной ( осознание ребенком собственных чувств, которые осуждаются взрослыми, например ревность к брату или сестре, желание стать маленьким, желание причинить вред родителям). А. Фрейд подчеркивала: защитные механизмы у детей носят оберегающий характер и поддерживают нормальный психологический статус личности, предотвращая его дезорганизацию. Рассмотрим наиболее продуктивные способы реагирования ребенка на стрессовые ситуации:

Отказ -уход ( физический или мысленно) от сложной ситуации Ребенок использует этот механизм психологической защиты, если базовые потребности не удовлетворены взрослыми. У маленьких детей это бывает при разлуке с матерью, при невнимательном отношении родителей, при физическом наказании. В таком случае ребенок может прекратить разговаривать, отказывается от еды, перестает играть. Однако такая защита может использоваться детьми выборочно, то есть по отношению к тем людям, которые вызывают у них страх, тревогу. У старших дошкольников уход может быть мысленным, например в свои фантазии.Психологи считают, что уход от ситуации неудовольствия является нормальной стадией развития « Эго» ребенка. Однако при сохранении травмирующей обстановки такая защита становится привычным способом реагирования, может закрепиться и стать особенностью характера. Отказ является основой формирования более глобальной психологической защиты-отрицания.

Отрицание -это отказ признать, что какая-то ситуация или какие-либо события имеют место. Например, в случае гибели любимой собаки ребенок делает вид, будто она все еще живет в доме. Малыш каждое утро наливает молоко в миску собаки и ставит ее на постилку. А. Фрейд отмечала, что взрослые используют механизм отрицания при взаимодействии с детьми в том случае, если их необходимо успокоить. Позволяя детям уходить в фантазии, взрослые должны понимать: ребенок, который только что был « конем» или « слоном», расхаживал на четвереньках или трубил, не может по первому зову подсиниться требованиям родителей: стать послушным, занять свое место за столом, поверить, что любимой собаки уже нет. Механизм отрицания является нормальным источником психического развития ребенка только в том случае, если при этом не нарушается реальность. С развитием мышления у детей отпадает необходимость прибегать к такому типу защиты. Исключение составляют стрессовые ситуации.

Вытеснение -крайняя форма отрицания. Очень тучные дети, выполняя рисунок человека часто не прорисовывают фигуру, ограничиваясь изображением головы, либо рисуют фигуру в условной манере. Таким образом они бессознательно стараются вытеснить из своего сознания образ непривлекательных особенностей своего тела и тем самым снизить тревогу по поводу своего внешнего вида( И. Никольская, Р. Грановская). Вытеснение может представлять собой и бессознательный акт стирания пугающего события или обстоятельства в той области памяти, у которой у человека есть сознательный доступ. К этому виду защиты прибегают в тех случаях, если что-то нельзя игнорировать либо забыть. Типичным для детей является вытеснение страха смерти. Кроме того, вытеснения могут быть не только конкретные события или лица, но и чувства. Например, после сексуальной травмы дети находятся в состоянии пассивности и вытесняют пережитые страх, боль и стыд в бессознательную часть личности.

Идентификация - процесс присвоения ценностей, установок и взглядов, манеры поведения других людей. Это более позитивный механизм защиты, чем отказ. Например, пятилетний Ваня в ответ на то, что мальчишки не приняли его в игру, кричит им: « Вот я вырасту и буду таким же сильным и смелым , как мой папа!» Тем самым ребенок пытается преодолеть свою беспомощность и комплекс неполноценностей. По мнению психологов, идентификация является одним из важных механизмов самопознания ребенка и социализации. Однако моральная цензура у дошкольника еще очень слаба, поэтому очень важно в каком окружении он воспитывается, какие ценности и нравственные принципы усваивает. Изучая механизм идентификации у детей, Анна Фрейд ввела такое понятие, как идентификация с агрессором. В этом случае ребенок идентифицирует себя не с личностью агрессора , а с его агрессивным поведением. Например, девочка, пробегая через темный зал выделывала странные жесты из-за страза перед приведением. Она так объяснила своему брату свои движения: « Когда идешь по залу, нужно представить себе, что ты то самое приведение, которое должно тебе встретиться».

Проекция- ребенок бессознательно приписывает свои собственные непозволительные мысли или поступки кому –то другому и тем самым искажает действительность. Например, на резкий и неожиданный вопрос воспитателя: « Кто разбил чашку? « Шестилетний ребенок может быстро, не задумываясь ответить: «Это не я, это сделал кто- то из детей и называет имя»Нужно ли наказывать ребенка? Вот как отвечает на эти вопросы А.Фрейд : « На ранних стадиях развития маленького ребенка грань между реальностью и фантазией весьма условна: ребенок стремиться к отрицанию неприятных впечатлений, используя примитивную защиту. « Эго» и его функции еще столь слабы, что в этом случае можно говорить о « невинной лжи» О лживости можно говорить только в том случае, если дети получают от такой « защиты» выгоду». Необходимо заметить, что механизм проекции сложнее, чем механизм отказа. При отказе дети обычно знают, чего они хотят избежать. В случае проекции они сами пребывают в заблуждении по поводу того, что произошло на самом деле

.Смещение- подмена реального источника тревоги, страха или гнева чем – то другим. Например, шестилетний мальчик злится на свою трехмесячную сестру, но не имеет право ее ударить. Возможно, он даже самому себе не может признаться в том, что ему этого хочется. Чтобы не ударить сестру, он мучает свою собаку. Или иногда воспитатели не могут понять, почему ребенок без видимой причины, прейдя в детский сад, начинает ломать игрушки, драться с детьми. Выясняется, что дома у него сложная ситуация: мама с папой разводятся, и свою агрессию по отношению к родителям мальчик перенес на игрушки и своих сверстников.

Регрессия- возвращение к более ранним, не соответствующим возрасту ребенка формам поведения. Например, в разновозрастных группах, где воспитываются дети от 1,5 до 3 лет, трехлетние дети начинают вести себя как малыши: проситься на горшок, сосать соску, прибегают к бессмысленному лепету вместо нормальной речи и тому подобное. Психологи считают, что различные виды регрессии являются полезными приспособленческими реакциями, позволяющими ребенку справляться с тревожащими его ситуациями. Он как бы вновь занимает ту надежную и прочную стартовую площадку, от которой может оттолкнуться в дальнейшем для разрешения той или иной сложной проблемы. Однако о « полезности» регрессии можно говорить лишь тогда, когда она кратковременна и обратима. Но если регрессия стабильна и постоянна, от это существенно тормозит процесс развития ребенка либо делает его невозможным. Российские клинические психологи М.К. Бардашевская и В.В. Лебединский выделяют ситуации, при которых проявление регрессии можно назвать нормой: усталость от болезни( ребенок отказывается есть ложкой, вновь начинает мочиться в штаны); эмоциональное истощение (в состоянии усталости ребенок начинает проявлять излишнюю бурную реакцию или наоборот, становится обидчивым и слезливым); временное возвращение к простой, но соответствующей возрасту форме поведения( ребенок полутора лет, приученный к опрятности, отказывается ходить на горшок, но при этом с удовольствием рассаживает кукол на горшки и заботится об их чистоте); временный неустойчивый регресс поведения( старший ребенок при рождении сестры или брата начинает просится на руки, забирается в коляску и так далее.

Реактивное образование- ребенок бессознательно маскирует свою тревогу по поводу непозволительных мыслей или желаний, прибегая к поведению прямо противоположного типа. Например, ребенок воспитывается у бабушки без родителей и очень ждет приезда родителей на праздники , однако во время встречи ребенок неожиданно( неосознанно) ведет себя независимо и самоуверенно, даже холодно. Такое поведение, как правило, приводит родителей в недоумение. Они начинают упрекать ребенка за « холодную встречу», вызывая у него чувство вины и как следствие – агрессию по отношению к ним.

Замещение или отчуждение – отделение психотравмирующей ситуации от связанных с ней душевных переживаний. Замена ситуации происходит как бы неосознанно, без связи со своими переживаниями ( как будто с кем-то другим). Например, играя с куклой, ребенок может разрешить ей делать и говорить все, что ему самому запрещается: быть жестоким, ругаться. Высмеивать других и так далее.

Компенсация- стремление восполнить слабость и неудачливость в одной области успехами в другой. В норме уход от одного вида деятельности иногда может компенсироваться превосходством в другом. Компенсация является основой другой психологической защиты - рационализацией.

Рационализация- тип защиты при котором происходит попытка создать гармонию между желаемым и реальным и тем самым предотвратить потерю самоуважения. Дети осваивают этот тип психологической защиты с развитием мышления и во многом с помощью взрослого( они учат детей находить оправдание своему поведению, так трактовать свои поступки, чтобы их не осуждало общество и собственная совесть) Например сверстники обзывают девочку « ябедой» за то, что она постоянно жалуется на них воспитательнице, и перестали играть с ней. Дома она рассказала о ситуации маме. В ответ мама стала успокаивать девочку: « Не переживай, ты сделала все правильно, Мария Ивановна не может уследить за всеми в группе, поэтому ты можешь считать не ябедой , а помощником воспитателя. Анализ показал, что дети используют одновременно несколько видов психологической защиты. Уход и отрицание, регрессия, вытеснение и идентификация характерны для младших дошкольников. А для защиты с помощью реактивного образования, рационализации и компенсации ребенку нужно быть более « зрелым». Одни защитные механизмы дети осваивают сами, другие – наблюдая за поведением взрослых. На базе постоянного использования психологических защит в детстве у человека формируются определенные черты характера:

- регрессия- наивность и непоследовательность; - замещение - агрессивность; - отрицание - доверчивость; - вытеснение - неуверенность; - проекция - подозрительность; - компенсация - рациональность, любознательность.

Использование детьми вида психологической защиты является следствием выбранной взрослым стратегии воспитания. Подводя итог необходимо подчеркнуть: некоторые виды психологической защиты являются полезными приспособительными реакциями психики. Они позволяют ребенку справиться с тревожащими и стрессовыми ситуациями, регулируют его поведение и обеспечивают эмоциональную стабильность. Все это в целом обесславливает процесс адаптации и социализации личности. Однако о « полезности» психологической защиты нужно говорить лишь тогда, когда она кратковременна и обратима. Как помочь тревожным детям? Как предупредить тревожность? На эти вопросы нет однозначного ответа, зато есть целый комплекс мер по предупреждению и реабилитации тревожного состояния у детей дошкольного возраста. Работа педагога, направленная на профилактику и коррекцию проявлений тревожности у дошкольников , должна строиться с учетом специфики их нервной системы, возрастных и личностных особенностей, а также стиля семейного воспитан. Основными задачами педагога: тревожность больше всего проявляется. 1.Выявление детей с являются признаками тревожности.

2. Отслеживание ситуации, в которых эта: тревожность больше всего проявляется.

3.Беседы с родителями, наблюдение за характером общения матери с ребенком с целью установления доминирующего типа воспитания в семье и

4. консультации с медработником детского сада для выявления психофизиологических предпосылок тревожности.

4.Правильная организация жизни детей в группе – чуткое и доверительное отношение к ребенку, обеспечение эму эмоциональной поддержки со стороны взрослого ( положительная оценка деятельности, ласковые, одобряющие взгляды и прикосновения, улыбки).

5.Обеспечение благоприятного отношения сверстников к неуверенному ребенку, для чего необходимо обращать внимание других детей на его успехи и положительные черты характера, поощрять его достижения, использовать в том числе такой прием, как смена позиции ребенка ( например, от обучаемого к обещающему) в доступной для него сфере деятельности или в общении с младшими детьми. Очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию тревожности у детей. Нередко они предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Малыш не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает: он никогда не сможет выполнить все, что ждут от него мама и папа. И тогда признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения. Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию . Он мелко и часто дышит, голову вбирает в плечо, приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты. Все это отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви ( независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области ( не бывает совсем неспособных детей). Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи ( например во время общего ужина). Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка ( поросенок, дурак) , даже если взрослые очень раздосадованы или сердиты. Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок – пусть лучше объяснит, почему он это сделал ( если захочет). Если же ребенок все-таки под нажимом родителей извинится, это скорее всего, вызовет у него не раскаяние, а озлобление. Полезно уменьшить количество замечаний. Можно предложить родителям в течении дня записывать все замечания, сделанные ребенку, а вечером сосчитать их. Скорее всего, родителям станет очевидно: большинство замечаний можно было не делать- они не принесли пользы, а некоторые даже навредили и им, и ребенку. Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями ( « Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя» и так деле). Они и без того боятся всего на свете. Лучше не дожидаясь экстремальной ситуации, больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами, играть и выполнять работу по дому вместе с ними. Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности в себе и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства. Родителям полезно чаще обнимать ребенка, целовать его, не боясь избаловать. Чувства и действенная любовь взрослых - мощный щит, помогающий предупредить появление у ребенка тревожности. Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны в поощрениях и наказаниях. Малыш, не зная, как сегодня отреагирует мама на сломанную игрушку или потерянную рукавицу, боится еще больше, и это приводит его к стрессу. Родители тревожных детей часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны для них. Но, к сожалению, отношения педагогов и родителей не всегда позволяют открыто сказать им об этом. Не каждому можно порекомендовать обратить внимание прежде на самого себя, на свое внутреннее состояние, а потом предъявлять требования к ребенку. В таких ситуациях можно сказать родителям: « ваш ребенок часто бывает скованным. Ему было бы полезно расслаблять мышцы. Желательно, чтобы вы выполняли упражнение вместе с ним, тогда он будет делать их правильно». Можно предложить родителям всеемте с ребенком посетить психолога, который окажет и им самим ,и их ребенку психологическую помощь. Такие занятия может использовать в работе и педагог. Ведь ни для кого не секрет: тревожность родителей зачастую передается детям, а тревожность педагога - воспитанникам. Вот почему, прежде чем оказать помощь ребенку, взрослый должен позаботится о себе.Родителям тревожных детей необходимо дать рекомендации следующего характера:

1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет значимых для него людей ( Например, нельзя говорить ребенку: « Много ваши воспитатели понимают! Маму лучше слушай!» и так далее) .

2. Необходимо быть последовательными в своих действиях, не запрещать ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

3. Необходимо учитывать возможности детей, и не требовать от них того, что они не в состоянии выполнить.

4. Родители должны доверять ребенку, быть с ним честными и принимать его таким, какой он есть.

5. Стараться чаще играть со своим ребенком , общение и совместные игры с родителями укрепят его веру в свои силы, возможности. надо привлекать к нему внимание, а тем белее высказывать критические замечания типа « Какой ты неряха!», « Дай я – ты не умеешь», « Безрукий ты что ли?», « Посмотри, у других все давно сделано». Следует мягко приободрить ребенка , выбирая слова, которые его травмируют: « Сейчас у тебя все получится!», « Давай вместе», « Видишь, уже лучше?» если другие дети не заметили неудач неуверенного ребенка, то и не надо привлекать их внимания. При выполнении различных заданий с детьми в детском саду педагогу рекомендуется объединить тревожных детей в пары с теми, кто легко справляется с заданием и при этом обладает доброжелательным и спокойным характером. Это позволяет неуверенному ребенку, с одной стороны, включиться в деловое общение со сверстником, с другой - сравнить свою работу с работой сверстника и отнести похвалу. Для формирования доброжелательного и доверительного отношения к ребенку в группе детского сада воспитатель должен обращать внимание на особенности поведения детей, в первую очередь тех, которые этого внимания боятся и избегают, то есть тревожных. При этом важно, чтобы внимание воспитателя не было навязчивым, что может еще больше испугать робкого ребенка. Внимание должно выражаться в одобрительных словах, похвалах, поддержке. Не надо опасаться перехвалить робкого ребенка – его самооценка настолько занижена, что лишнее доброе слово не повредит. Детей, не привыкших к похвалам и одобрению ( из семей с формальными жестко авторитарным стилями воспитания)можно и нужно хвалить не только за реальные успехи( правильный ответ, хороший рисунок, красивая аппликация), не только за хорошие поступки, но и просто так, например, за внешний вид : « Какая ты сегодня Ира красивая! Всем приятно на тебя смотреть. Мы все рады тебе!» Можно похвалить мальчика за силу, храбрость и ловкость, даже если он этими качествами не обладает. Можно выставить работу неуверенного в себе ребенка на стенд « Самые лучшие работы». Однако детей из семей с преобладанием тревожно-мнительного стиля воспитания желательно хвалить за реальные, пусть даже самые незначительные успехи, а одобрение своего внешнего вида они в избытке получают дома. Но не надо забывать, что в дошкольном учреждении такие дети пребывают в растерянности, испытывают затруднения из-за необходимости действовать самостоятельно, поэтому их надо хвалить именно в ситуации, когда они наконец решились и хоть что-то сделали сами( можно и помочь, но так, чтобы ни они сами, ни другие дети этого не заметили). Если у тревожного ребенка не получается то, с чем справляются остальные дети, не педагога и к себе ( делали-то вместе), что, естественно, повышает внутреннюю самооценку. Желательно - и не только на занятиях - объединять робких, тревожных детей с активными, спокойными и доброжелательными сверстниками, например, при выполнении поручений взрослого: помочь накрыть не стол, сходить на кухню за хлебом, разложить на столах материалы к занятию, позвать помошника воспитателя, привести ребенка, за которым пришли родители, и так деле. Когда ребенок, неуверенный в себе, делает что-то самостоятельно или в паре с другими, его нужно обязательно похвалить даже за минимальный успех ( ровно закрасил картинку, правильно держит ножницы или кисть и так далее). Если нет даже таких успехов, похвалить можно авансом: « Все у тебя получится - видишь, как хорошо выходит». Для эмоционального комфорта тревожного ребенка в группе следует вовлекать его в игры других детей, хотя бы на второстепенные роли, поощрять малейшие проявления инициативы. Часто остальные дети не принимают такого ребенка в игру, поскольку как партнер он малоинтересен, тогда сам педагог может временно включиться в игру и придумать в ней роль для отвергнутого ребенка. Например: « А вот сейчас я как будто пришла к вам в больницу со своей дочкой» или» А где у нас будет аптека? Пусть Саша будет продавец в аптеке, а вы идите к нему с рецептами и получите лекарств. Вот это (вводится предмет-заместитель) у нас рецепты. Если тревожный ребенок все-таки сильно волнуется и избегает коллективных игр, можно предложить ему индивидуальные настольные игры - мозаику, пазлы, конструктор, время от времени поощряя его, что-то подсказывая. Как показывает практика, большинство тревожных детей заинтересованно относятся к игре сверстников, приглядываются к ней и с помощью педагога охотно в нее включаются. Если тревожный ребенок проявляет не робость, а агрессию из-за того, что не умеет и боится общаться с другими детьми, ему следует помочь преодолеть страх перед воображаемой опасностью. Таким детям труднее дается игровое и личностное общение, при котором нужно постоянно учитывать точку зрения, чувства и желания других участников. Им более доступны игры с правилами( если они с этими правилами знакомы), в том числе и настольные, в которых преобладает деловое общение, а не эмоции и желания. Очень благотворно сказывается на снижение тревожности включение робких застенчивых детей в различные праздничные и досуговые мероприятия, театральные представления. Пусть сначала стеснительный ребенок будет зрителем, по мере привыкания ему можно поручать простейшие « бессловесные роли»( второй зайчик, третий цветочек, один из семи козлят). Затем можно перейти к второстепенным ролям, не исключающим речи: стишок в монтаже, участие в хоре, танец с другими детьми. Если есть возможность, следует предоставить таким детям красивые костюмы, головные уборы, маски и прочую атрибутику, особенно в спектаклях и утренниках. Это позволит им почувствовать себя красивыми и более уверенными. При этом важно поощрять малейшие успехи, ставить ребенка в пример остальным: « Посмотрите, как прямо Оля держит спинку! Вот так все и старайтесь танцевать». Вряд ли дети действительно оценят Олину осанку, но сама девочка почувствует уверенность. В некоторых случая<

Наши рекомендации