Комментарии по составлению советов
1. Советы могут начинаться со слов: «Помните», «Знайте», «Со
ветуем запомнить» и т. д.
2. Невербальная выразительность предполагает сочетание жес
тов, мимики, позы и походки преподавателя.
3. Есть определенная связь между эмоциональной окрашенно
стью речи и невербальными средствами общения.
4. На выразительность невербальных средств оказывает влия
ние скованность движений, неуверенность педагога как в самом
себе, так и в содержании учебного материала.
Выразительность достигается путем многократных специаль
ных тренировок и упражнений.
Примерная литература для составления советов
Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. — СПб.,
2001.
Петрова Е. А. Жесты в педагогическом процессе. - М., 1998.
Социальная психология и этика делового общения / Под ред. В. Н. Лав-
риненко. - М., 1995.
Анализ занятия по теме 3
1. Являются ли невербальные средства общения педагога стратегичес
ким элементом в технологии преподавания?
2. Насколько знания об особенностях невербального поведения сту
дентов помогают преподавателю в организации педагогического общения?
3. Для студентов педагогического колледжа невербалика преподавате
ля помеха или помощь в усвоении учебного материала?
4. Как оценивают студенты свое собственное невербальное поведение?
5. Какой педагогический вывод следует из результатов анкетирования
и опросов преподавателя и студентов?
Тема 4
Коммуникативная культура преподавателя
Задача: определение содержательного аспекта коммуникативной культуры преподавателя, ее влияния на позитивное взаимодействие преподавателя и студентов в учебно-воспитательном процессе.
Содержание работы:
1. Наблюдение и анализ учебного занятия с целью выявления
уровня коммуникативной культуры преподавателя и студентов.
2. Беседа с преподавателем об особенностях проявления педа
гогом его коммуникативной культуры.
3. Интервьюирование студентов с целью определения осведом
ленности их в выдвинутой проблеме и отношения к способам ее
проявления преподавателем и самими студентами.
4. Задание для самостоятельной работы и домашнее задание:
составление студентами «Дневника коммуникативного поведения
преподавателя».
Наблюдение учебных занятий
/. Тестовая карта коммуникативной деятельности преподавателя
Инструкция: одним из аспектов коммуникативной деятельности преподавателя является стиль общения. Чтобы его оценить, ре комендуется заполнить тестовую карту. Для этого необходимо выступить в качестве экспертов четырем-пяти лицам, имеющим опыт общения с аудиторией. Каждый эксперт работает независимо, после чего выводится усредненная оценка. Оценку проводить по предлагаемой шкале, а при обсуждении попытаться обосновать, какие действия лектора вызвали те или иные оценки.
Карта оценки коммуникативной деятельности
Доброжелательность | Недоброжелательность | |
Заинтересованность | Безразличие | |
Поощрение инициативы | Подавление инициативы | |
Открытость (свободное выражение чувств, отсутствие «маски») | Закрытость (стремление держаться за социальную роль, боязнь своих недостатков, тревога за престиж) | |
Активность (все время в общении, держит слушателей в тонусе) | Пассивность (не управляет процессом общения, пускает его на самотек) | |
Гибкость (легко схватывает и разрешает возникающие проблемы, конфликты) | Жестокость (не замечает изменений в настроении аудитории) | |
Дифференцированность (индивидуальный подход) в общении | Отсутствие дифференцированное™ (нет индивидуального подхода) |
Ключ к тесту:если усредненная оценка колеблется в пределах 45—49 баллов,то коммуникативная деятельность очень напряженная и близкая к модели активного взаимодействия. Оратор достиг вершин своего мастерства, свободно владеет аудиторией. Может показаться, что собралась компания давно знающих друг друга людей для обсуждения последних событий. Однако при этом все заняты общим делом, а занятия достигают поставленной цели.
35—44 балла— высокая оценка. В аудитории царит дружеская, непринужденная атмосфера. Все участники занятия заинтересованно наблюдают за ведущим или обсуждают поставленный вопрос. Активно высказываются мнения, предлагаются варианты решения проблемы. Стихийность отсутствует. Занятие проходит продуктивно, при активном взаимодействии сторон.
20—34 баллахарактеризуют ведущего как вполне удовлетворительно овладевшего приемами общения. Его коммуникативная деятельность довольно свободна по форме; он легко входит в контакт с аудиторией, но не все оказываются в поле его внимания.
Занятие проходит оживленно, но не всегда достигает поставленной цели. Содержание занятия может непроизвольно приноситься в жертву форме общения.
11—19 баллов— низкая оценка коммуникативной деятельности преподавателя в аудитории. Имеет место односторонняя направленность воздействия. Незримые барьеры общения препятствуют живым контактам сторон. Аудитория пассивна, инициатива подавляется доминирующим положением ведущего. Его стиль уподобляется авторитарной или неконтактной моделям общения.
При очень низких оценках — 7—10 баллов— всякое взаимодействие с аудиторией отсутствует. Общение развивается по моделям диктаторского стиля. Оно обезличено, по психологическому содержанию анонимно и практически ничем не отличается от массовой публичной лекции или вещания по радио.