Комментарии по составлению советов

1. Советы могут начинаться со слов: «Помните», «Знайте», «Со­
ветуем запомнить» и т. д.

2. Невербальная выразительность предполагает сочетание жес­
тов, мимики, позы и походки преподавателя.

3. Есть определенная связь между эмоциональной окрашенно­
стью речи и невербальными средствами общения.

4. На выразительность невербальных средств оказывает влия­
ние скованность движений, неуверенность педагога как в самом
себе, так и в содержании учебного материала.

Выразительность достигается путем многократных специаль­
ных тренировок и упражнений.

Примерная литература для составления советов

Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. — СПб.,

2001.

Петрова Е. А. Жесты в педагогическом процессе. - М., 1998.

Социальная психология и этика делового общения / Под ред. В. Н. Лав-

риненко. - М., 1995.

Анализ занятия по теме 3

1. Являются ли невербальные средства общения педагога стратегичес­
ким элементом в технологии преподавания?

2. Насколько знания об особенностях невербального поведения сту­
дентов помогают преподавателю в организации педагогического общения?

3. Для студентов педагогического колледжа невербалика преподавате­
ля помеха или помощь в усвоении учебного материала?

4. Как оценивают студенты свое собственное невербальное поведение?

5. Какой педагогический вывод следует из результатов анкетирования
и опросов преподавателя и студентов?

Тема 4

Коммуникативная культура преподавателя

Задача: определение содержательного аспекта коммуникативной культуры преподавателя, ее влияния на позитивное взаимодейст­вие преподавателя и студентов в учебно-воспитательном процессе.

Содержание работы:

1. Наблюдение и анализ учебного занятия с целью выявления
уровня коммуникативной культуры преподавателя и студентов.

2. Беседа с преподавателем об особенностях проявления педа­
гогом его коммуникативной культуры.

3. Интервьюирование студентов с целью определения осведом­
ленности их в выдвинутой проблеме и отношения к способам ее
проявления преподавателем и самими студентами.

4. Задание для самостоятельной работы и домашнее задание:
составление студентами «Дневника коммуникативного поведения
преподавателя».

Наблюдение учебных занятий

/. Тестовая карта коммуникативной деятельности преподавателя

Инструкция: одним из аспектов коммуникативной деятельнос­ти преподавателя является стиль общения. Чтобы его оценить, ре комендуется заполнить тестовую карту. Для этого необходимо вы­ступить в качестве экспертов четырем-пяти лицам, имеющим опыт общения с аудиторией. Каждый эксперт работает независимо, по­сле чего выводится усредненная оценка. Оценку проводить по пред­лагаемой шкале, а при обсуждении попытаться обосновать, какие действия лектора вызвали те или иные оценки.

Карта оценки коммуникативной деятельности

Доброжелательность Недоброжелательность
Заинтересованность Безразличие
Поощрение инициативы Подавление инициативы
Открытость (свободное вы­ражение чувств, отсутствие «маски») Закрытость (стремление держаться за социальную роль, боязнь своих недо­статков, тревога за престиж)
Активность (все время в об­щении, держит слушателей в тонусе) Пассивность (не управляет процессом общения, пуска­ет его на самотек)
Гибкость (легко схватывает и разрешает возникающие проблемы, конфликты) Жестокость (не замечает из­менений в настроении аудитории)
Дифференцированность (индивидуальный подход) в общении Отсутствие дифференциро­ванное™ (нет индивидуаль­ного подхода)

Ключ к тесту:если усредненная оценка колеблется в пределах 45—49 баллов,то коммуникативная деятельность очень напряжен­ная и близкая к модели активного взаимодействия. Оратор достиг вершин своего мастерства, свободно владеет аудиторией. Может показаться, что собралась компания давно знающих друг друга лю­дей для обсуждения последних событий. Однако при этом все за­няты общим делом, а занятия достигают поставленной цели.

35—44 балла— высокая оценка. В аудитории царит дружеская, непринужденная атмосфера. Все участники занятия заинтересован­но наблюдают за ведущим или обсуждают поставленный вопрос. Активно высказываются мнения, предлагаются варианты решения проблемы. Стихийность отсутствует. Занятие проходит продуктив­но, при активном взаимодействии сторон.

20—34 баллахарактеризуют ведущего как вполне удовлетвори­тельно овладевшего приемами общения. Его коммуникативная де­ятельность довольно свободна по форме; он легко входит в кон­такт с аудиторией, но не все оказываются в поле его внимания.

Занятие проходит оживленно, но не всегда достигает поставлен­ной цели. Содержание занятия может непроизвольно приноситься в жертву форме общения.

11—19 баллов— низкая оценка коммуникативной деятельнос­ти преподавателя в аудитории. Имеет место односторонняя направ­ленность воздействия. Незримые барьеры общения препятствуют живым контактам сторон. Аудитория пассивна, инициатива подав­ляется доминирующим положением ведущего. Его стиль уподоб­ляется авторитарной или неконтактной моделям общения.

При очень низких оценках — 7—10 баллов— всякое взаимодей­ствие с аудиторией отсутствует. Общение развивается по моделям диктаторского стиля. Оно обезличено, по психологическому содер­жанию анонимно и практически ничем не отличается от массовой публичной лекции или вещания по радио.

Наши рекомендации