Упражнение 4. «Наша мимика, или Читаем лицо»

Цель: выработка навыка согласовывать собственную мимику со словесными высказываниями, выделение мимических сигналов, по­нимание механизмов управления собственной мимикой.

Задание: оценить выражение собственного лица.

Инструкция: говоря о мимике, мы имеем в виду черты лица, глаза, направление взгляда, которые часто выражают наше истин­ное эмоциональное отношение к получаемой информации или к партнеру по общению. В этом упражнении нам предоставляется возможность поучиться управлять своей мимикой.

Для начала достаньте ваши зеркальца и внимательно посмот­рите на себя. Проведите словесный комментарий увиденного ва ми в течение нескольких минут. Постарайтесь заметить как мож­но больше мимических сигналов.

Примерный образец описания: «Я морщу лоб, мои губы сжа­ты, у меня довольный (недовольный) взгляд, складки возле глаз и т. д.».

Опишите себя:

1. Как я сейчас выгляжу?

2. Какое впечатление произвожу на окружающих?
Прочитайте стихотворение К. Бальмонта «Есть люди»:

Есть люди: мысли их и жесты

До оскорбительности ясны.

Есть люди: их мечты — как тихие невесты,

Они непознанно-прекрасны.

Есть люди — с голосом противным,

Как резкий, жесткий крик шакала.

Есть люди — с голосом глубоким и призывным,

В котором Вечность задремала.

О, жалок тот, кто носит крики

В своей душе, всегда смущенной.

Блажен, с кем говорят негаснущие лики,

Его душа — как лебедь сонный.

Во время чтения придайте своему лицу выражение безразли­чия, радости, враждебности и т. д. (темы выбираются по желанию). Ответьте на вопросы:

1. Легко ли вам управлять мышцами лица?

2. Насколько удалось читающему точно выполнить задание?

3. Получилось ли нужное выражение лица?

Для выполнения задания можно использовать фрагмент из ро­мана «Война и мир» Л. Толстого (об Элен, ее глазах).

Чтобы проверить согласованность вашей мимики и словесных высказываний, прочитайте (перескажите) отрывок из своей люби­мой сказки. Сделать это надо как в театре, где есть артисты и зри­тели.

Вопросы к зрителям:

1. Воспринимается ли «согласованная мимика» отдельно от
текста?

2. Перечислите мимические сигналы, которыми пользовался
«артист».

3. Наблюдалась ли несогласованность мимики и слова и в чем
она проявлялась?

Упражнение 5. «Наблюдаем педагогические жесты»

Цель: развитие умения выделять особенности невербального по­ведения в ситуации педагогического общения.

Оборудование: видеофрагменты из кинофильмов «Большая пе­ремена», «Доживем до понедельника» и т. д.

Задание: по видеофрагменту провести анализ «языка телодви­жений» педагога.

Инструкция: по видеофрагменту выделить особенности исполь­зования педагогом невербальных средств общения во время кон­такта с обучаемыми.

Анализ упражнения:

1. Какими жестами педагог приветствует класс?

2. Какие жесты он использует для объяснения материала или
во время опроса?

Упражнение 6. «Тренируем жест педагога»

Цель: формирование умения фиксированного использования пе­дагогического жеста в соответствии с конкретной ситуацией педа­гогического общения.

Задание: применять жесты для обозначения поведенческой ли­нии преподавателя в студенческой аудитории.

Инструкция: выполните следующие задания:

Задание 1. Обыграйте жестами ситуацию приветствия препода­вателем студенческой аудитории (незнакомая аудитория; аудитория, позитивно настроенная на общение; аудитория, воспринимающая преподавателя негативно, и т. д.).

Задание 2. Представьте ситуацию: во время объяснения мате­риала на лекции вы заметили:

а) что в аудитории часть студентов занята своими делами и не
слушает лектора. Опишите жесты, которыми вы попытаетесь при­
влечь внимание студентов;

б) что в аудитории находятся студенты, сознательно нарушаю­
щие дисциплину, и вам необходимо по этому поводу сделать им
замечание. Покажите серию жестов, которые позволят вам при­
звать нарушителей к ответу;

в) что часть аудитории принимает и понимает ваши попытки
провести лекцию интересно, а вам, чтобы не потерять контакт с
аудиторией, следует обратиться к студентам с просьбой. Просьба
соответствует одному из описанных стилей отношений преподава­
теля со студентами (авторитарный, демократический, либерально-
попустительский).

Упражнение 7. «Невербальное поведение педагога на учебном занятии»

Цель: использование различных невербальных средств общения (жестикуляции, мимики, позы) на разных этапах проведения лек-Ции: при сообщении цели-мотивации занятия, изложении нового материала, обобщении материала.

Задание: научиться выбирать и использовать систему невербаль­ных средств общения во время учебного занятия.-

Инструкция: по домашним заготовкам воспроизведите неболь­шой фрагмент информативной лекции по любому из предметов психолого-педагогического цикла. При этом покажите, какие же­сты будут использованы для передачи информации, как мимика будет соответствовать словесным высказываниям, какую позу пред­почтительнее занять во время чтения лекции.

Вариант задания: проанализируйте конспект лекции с учетом перечисленных требований, выделите линию невербального пове­дения преподавателя.

Вопросы: что, на ваш взгляд, является наиболее интересным в стратегии невербального поведения преподавателя? Что возьмете в свою педагогическую копилку?

Анализ упражнения:

1. Следует ли говорить о специальной стратегии невербально­
го поведения преподавателя во время контакта с аудиторией?

2. Что мешает педагогу это сделать?

3. Выскажите свое отношение к выполнению упражнения те­
ми, кто показывал свои домашние заготовки.

Наши рекомендации