Упражнение 4. «Наша мимика, или Читаем лицо»
Цель: выработка навыка согласовывать собственную мимику со словесными высказываниями, выделение мимических сигналов, понимание механизмов управления собственной мимикой.
Задание: оценить выражение собственного лица.
Инструкция: говоря о мимике, мы имеем в виду черты лица, глаза, направление взгляда, которые часто выражают наше истинное эмоциональное отношение к получаемой информации или к партнеру по общению. В этом упражнении нам предоставляется возможность поучиться управлять своей мимикой.
Для начала достаньте ваши зеркальца и внимательно посмотрите на себя. Проведите словесный комментарий увиденного ва ми в течение нескольких минут. Постарайтесь заметить как можно больше мимических сигналов.
Примерный образец описания: «Я морщу лоб, мои губы сжаты, у меня довольный (недовольный) взгляд, складки возле глаз и т. д.».
Опишите себя:
1. Как я сейчас выгляжу?
2. Какое впечатление произвожу на окружающих?
Прочитайте стихотворение К. Бальмонта «Есть люди»:
Есть люди: мысли их и жесты
До оскорбительности ясны.
Есть люди: их мечты — как тихие невесты,
Они непознанно-прекрасны.
Есть люди — с голосом противным,
Как резкий, жесткий крик шакала.
Есть люди — с голосом глубоким и призывным,
В котором Вечность задремала.
О, жалок тот, кто носит крики
В своей душе, всегда смущенной.
Блажен, с кем говорят негаснущие лики,
Его душа — как лебедь сонный.
Во время чтения придайте своему лицу выражение безразличия, радости, враждебности и т. д. (темы выбираются по желанию). Ответьте на вопросы:
1. Легко ли вам управлять мышцами лица?
2. Насколько удалось читающему точно выполнить задание?
3. Получилось ли нужное выражение лица?
Для выполнения задания можно использовать фрагмент из романа «Война и мир» Л. Толстого (об Элен, ее глазах).
Чтобы проверить согласованность вашей мимики и словесных высказываний, прочитайте (перескажите) отрывок из своей любимой сказки. Сделать это надо как в театре, где есть артисты и зрители.
Вопросы к зрителям:
1. Воспринимается ли «согласованная мимика» отдельно от
текста?
2. Перечислите мимические сигналы, которыми пользовался
«артист».
3. Наблюдалась ли несогласованность мимики и слова и в чем
она проявлялась?
Упражнение 5. «Наблюдаем педагогические жесты»
Цель: развитие умения выделять особенности невербального поведения в ситуации педагогического общения.
Оборудование: видеофрагменты из кинофильмов «Большая перемена», «Доживем до понедельника» и т. д.
Задание: по видеофрагменту провести анализ «языка телодвижений» педагога.
Инструкция: по видеофрагменту выделить особенности использования педагогом невербальных средств общения во время контакта с обучаемыми.
Анализ упражнения:
1. Какими жестами педагог приветствует класс?
2. Какие жесты он использует для объяснения материала или
во время опроса?
Упражнение 6. «Тренируем жест педагога»
Цель: формирование умения фиксированного использования педагогического жеста в соответствии с конкретной ситуацией педагогического общения.
Задание: применять жесты для обозначения поведенческой линии преподавателя в студенческой аудитории.
Инструкция: выполните следующие задания:
Задание 1. Обыграйте жестами ситуацию приветствия преподавателем студенческой аудитории (незнакомая аудитория; аудитория, позитивно настроенная на общение; аудитория, воспринимающая преподавателя негативно, и т. д.).
Задание 2. Представьте ситуацию: во время объяснения материала на лекции вы заметили:
а) что в аудитории часть студентов занята своими делами и не
слушает лектора. Опишите жесты, которыми вы попытаетесь при
влечь внимание студентов;
б) что в аудитории находятся студенты, сознательно нарушаю
щие дисциплину, и вам необходимо по этому поводу сделать им
замечание. Покажите серию жестов, которые позволят вам при
звать нарушителей к ответу;
в) что часть аудитории принимает и понимает ваши попытки
провести лекцию интересно, а вам, чтобы не потерять контакт с
аудиторией, следует обратиться к студентам с просьбой. Просьба
соответствует одному из описанных стилей отношений преподава
теля со студентами (авторитарный, демократический, либерально-
попустительский).
Упражнение 7. «Невербальное поведение педагога на учебном занятии»
Цель: использование различных невербальных средств общения (жестикуляции, мимики, позы) на разных этапах проведения лек-Ции: при сообщении цели-мотивации занятия, изложении нового материала, обобщении материала.
Задание: научиться выбирать и использовать систему невербальных средств общения во время учебного занятия.-
Инструкция: по домашним заготовкам воспроизведите небольшой фрагмент информативной лекции по любому из предметов психолого-педагогического цикла. При этом покажите, какие жесты будут использованы для передачи информации, как мимика будет соответствовать словесным высказываниям, какую позу предпочтительнее занять во время чтения лекции.
Вариант задания: проанализируйте конспект лекции с учетом перечисленных требований, выделите линию невербального поведения преподавателя.
Вопросы: что, на ваш взгляд, является наиболее интересным в стратегии невербального поведения преподавателя? Что возьмете в свою педагогическую копилку?
Анализ упражнения:
1. Следует ли говорить о специальной стратегии невербально
го поведения преподавателя во время контакта с аудиторией?
2. Что мешает педагогу это сделать?
3. Выскажите свое отношение к выполнению упражнения те
ми, кто показывал свои домашние заготовки.