Кафедра дошкольной и социальной педагогики
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ фгбоу впо « Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов»
ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Выпускная квалификационная работа
Специальность 050703
«Дошкольная педагогика и психология»
Рекомендуется к защите
Научный руководитель
к.п.н., доцент Р.М. Хаертдинова
«___» ______________ 20___г.
Допускается к защите
Заведующий кафедрой
дошкольной и социальной
педагогики
к.п.н., доцент Т.Ф. Бабынина
«___» ________________20__г.
Набережные Челны
Оглавление
Введение.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы использования сюжетно - ролевой игры в формировании коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста 4
1.1. Понятие «коммуникативные навыки», особенности их формирования в дошкольном возрасте.
1.2. Возрастные особенности детей дошкольного возраста ……………….…..
1.3. Особенности организации сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по определению эффективности использования сюжетно - ролевой игры как средства формирования коммуникативных навыков.
2.1. Выявление исходных показателей по проблеме исследования (констатирующий этап)……………………………………………………………
2.2. Использование сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование коммуникативных навыков у дошкольников (формирующий этап)………….
2.3. Результаты экспериментальной работы..
Заключение.
Библиография.
Приложение.
Введение
Актуальность исследования. Одна из важнейших задач дошкольных учреждений - формирование коммуникативных навыков детей. Главными составляющими коммуникативной компетенции являются общение и речь. Кроме того, речь является инструментом общения, которое является необходимым инструментом познания.
Актуальность проблемы развития коммуникации всегда будет стоять на первом месте в воспитании личности ребенка и подготовки его к школе, так как именно общение и речь делает нас людьми. Недоразвитие коммуникативной функции оказывает неблагоприятное влияние на обучение детей в школе и вызывает задержку в умственном развитии детей. Таким образом, актуальность исследования коммуникативной компетенции определяется огромной ролью общения в жизнедеятельности человека.
Проблема развития коммуникативных навыков средствами сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте рассматривались многими зарубежными (Ж.Пиаже, Л.Экки) и российскими психологами, методистами, педагогами-исследователями (Л.А.Венгер, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, А.Н.Гвоздев, Е.П.Кравцова, Г.Б.Яскевич, и др.) [7, 34, 13, 10]. Если с рождения человека лишить общения, он никогда не станет культурным, цивилизованным гражданином. Об этом свидетельствуют факты, описанные в литературе. В качестве примера можно привести состояние людей, которых иногда находят среди животных.
Дошкольный возраст – это возраст игры. Одной из первых детской игровой деятельности является сюжетно- ролевая игра. Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения.
Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, так как она в значимой степени описывает выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение детей в разных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладениями навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая либо воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребёнок берёт на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке.
Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие ребенка раскрыто в работах психологов (Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца) и педагогов (Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой, Н.Я. Михайленко).
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно – экспериментальным путем доказать роль сюжетно - ролевой игры в формировании коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.
Объектом исследования – процесс формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – сюжетно - ролевая игра как средство формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: при систематическом использовании сюжетно-ролевых игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста процесс формирования коммуникативных навыков детей будет более эффективным.
Задачи:
1.Осуществить анализ научной литературы по теме исследования;
2. Определить содержание понятия «коммуникативные навыки»;
3. Изучить особенности формирования коммуникативных навыков в дошкольном возрасте;
4. Изучить сюжетно – ролевую игру, как средство формирования коммуникативных навыков
5. Создать методическую разработку с применением сюжетно-ролевых игр для формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста;
6. Разработать методические рекомендации по реализации данной разработки в дошкольном образовательном учреждении.
Методологическая основа исследования идеи о ведущей роли общения в формировании личности; положения психологии и педагогики о единстве мышления и речи (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, В.И. Лубовский), исследования М.И. Лисиной, демонстрирующие, что общение - решающий фактор, оказывающий влияние на психическое развитие ребенка, концепция периодизации психического развития в онтогенезе, психологическая теория игры (Д.Б. Эльконин).
Методы исследования: теоретический анализ литературы,; педагогический эксперимент, который включал в себя: отбор диагностического инструментария (методики), проведение диагностики, анализ полученных результатов, собственно (формирующий эксперимент, повторная диагностика, наблюдение, работа с документацией, обработка и анализ полученных результатов, выводы.
Практическая значимость исследования:материалы, представленные в данной работе, могут быть использованы в работе педагогов и психологов в системе дошкольного образования.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Набережные Челны, Детский сад №10 «Маленький принц».
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, подразделенных на параграфы заключения, списка литературы, приложения.
Заключение
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребёнка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации.
Свободная сюжетно – ролевая игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё «как будто», «понарошку».
Все эти «возможности» сюжетно – ролевой игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем - изобразительные, речевые и воображаемые действия (совершаемые во внутреннем плане, в «уме»).
Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями,
сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми.
Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми.
Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом она всё более усложняется, и не только по своему тематическому содержанию.
Библиография
1. Абраменкова В.В мире детских игр // Воспитание школьников. – 2000 г. - №7. – М. – С.16 – 19.
2. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. - 2005. -№5. - М.. - С.24 – 26.
3. Андреев П.В. Психолого-педагогические условия развития психологической готовности дошкольников к взаимопомощи: : автореф. дис. …канд. псих. наук: 19.00.07. – Самара, 2008. – 26с.
4. Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: Смысл: Academia, 2010. – 447с.
5. Бакина М. Современные дети, современные игры // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. – М. - С.58 – 61.
6. Березовин Н.А. Основы психологии и педагогики. – М.: ИНФРА – М, Минск: Новое знание. – 2011. – 335с.
7. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Владос, 2003.—192 с.
8. Волков Б.С. Возрастная психология. В 2-х ч. Ч.1: От рождения до поступления в школу: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Б.С. Волков, Н.В. Волкова; под ред. Б.С.Волкова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 366с.
9. Громова Е.В. Формирование навыков общения со сверстниками у старших дошкольников. //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5/2010 г.Москва ТЦ « Сфера»- стр 65.
10. Дубинина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей // Дошкольное воспитание. – 2005. - №10. – С.26-35.
11. Дыбина О. Игра – путь к познанию предметного мира // Дошкольное воспитание. - 2004. - №5. – М. - С.14 – 24
12. Дыбина О.В., Еник О.А., Пенькова Л.А. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста. - М.: Центр педагогического образования, 2008. – 41с.
13. Замлянухина Т.М. Диагностики и коррекция познавательной и коммуникативной деятельности ребенка при подготовке его к обучению в школе/ Т.М. Замлянухина // Вуз - школе. -Борисоглебск: ГОУ ВПО БГПИ. -2003. -Вып.1 – С. 29
14. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. – 2002. - №4. – М. – С.2 – 7.
15. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник/ Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 - 192 с.
16. Иовлева Т.Е. Особенности становления межличностного взаимодействия в дошкольном возрасте: : дисс. …канд. псих. наук: 19.00.07. – М., 2006. – 145с.
17. Клюева Н.В.Общение: Дети 5-12 лет/ Н.В. Клюева, Ю.В. Филиппова. -Ярославль: Акад. развития: Акад. Холдинг, 2001. - 157 c.
18. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
19. Конфликтные дети / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: Эксмо, 2009. – 171с.
20. Котова И.Б. и др. Основы психологии. – Ростов н/Д: Академ. центр, 2008. – 480с.
21. Краснощекова Н. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. М., Феникс, 2008.
22. Кулигина Е.А., Кислякова Е.В. Коммуникативные способности дошкольников как фактор социальной адаптации. //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5/2010 г.Москва ТЦ « Сфера»- стр 61.
23. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / Под ред. А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. – 144с.
24. Леонтьев А.Н. Теория личности.//Горностай П., Титаренко Т. Психология личности: словарь-справочник – К.: Рута, 2001. – 174 с.
25. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009. – 320с.
26. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. Пед. Учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 576с.
27. Новгородцева Е. А. Формирование доброжелательных отношений у детей в игровой деятельности //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 6/2011 г.Москва ТЦ « Сфера»- стр 60.
28. Практическая психология. Учебник для ВУЗОВ/ под ред. проф. М.К.Тутушкиной. – СПб.: Изд-во «Дидактика плюс», 2001. – 360с.
29. Словарь практического психолога. / Сост. С.Ю.Головин. - Минск: Харвест, 1998. -800с.
30. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция: Учеб. - метод. Пособие. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 158с.
31. Смирнова Е., Гударева О. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития // Дошкольное воспитание. – 2003. - №10. – С.63-72
32. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений // Дошкольное воспитание. – 2003. - №9. – С.68-75
33. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 160с.
34. Столяренко Л.Д. психология личности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 574с.
35. Ховрина Г. Игра как средство коррекционной работы с детьми, не готовыми к обучению в школе // Школьный психолог. – 2005. - №21. – М. – С. 41 - 44.
36. Чеснокова Е.Н. развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 9/2008 г.Москва ТЦ « Сфера» -стр 126.
Приложение 1
Методика 1
Цели: определение уровня развития коммуникативных способностей (понимание ребенком задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия).
Текст задания: Сейчас мы будем рассматривать картинки, на которых нарисованы дети и взрослые. Тебе нужно очень внимательно выслушать то, что я буду говорить, выбрать картинку, на которой изображен правильный ответ и поставить крестик в кружочке рядом с ней. Ты должен работать самостоятельно. Вслух ничего говорить не нужно.
Задание 1. На какой картинке изображено, что все дети хотят заниматься? Поставь в кружочке рядом с ней крестик.
Задание 2. На какой картинке изображено, что всем детям нравится играть вместе?
Задание 3. На какой картинке изображено, что все дети хотят слушать сказку?
Оценка:
3 балла – ребенок правильно выбрал все 3 картинки.
2 балла – ребенок правильно выбрал 2 картинки.
1 балл – ребенок правильно выбрал 1 картинку.
Интерпретация:
Оценку 3 балла получают дети, которые четко распознают различные ситуации взаимодействия, вычленяют задачи и требования, предъявляемые взрослыми в этих ситуациях, и выстраивают свое поведение в соответствии с ними.
Оценку 2 балла получают дети, которые распознают не все ситуации взаимодействия и, соответственно, вычленяют не все задачи, предъявляемые взрослыми. Поведение таких детей не всегда соответствует правилам ситуации.
Оценку 1 балл получают дети, которые почти не распознают ситуации взаимодействия и не вычленяют задачи, предъявляемые взрослыми в этих ситуациях. Такие дети, как правило, испытывают серьезные затруднения при взаимодействии и общении с другими людьми.
Приложение 2
Методика 2
Цели: выявление уровня развития коммуникативных способностей (понимание ребенком состояния сверстника).
Текст задания: Посмотри на картинку и подумай, что здесь происходит; вслух ничего не говори. Теперь посмотрите на выражение лиц детей (картинки справа).
Задание 1. Как ты думаешь, каким мальчик кажется девочке? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.
Задание 2. Как ты думаешь, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.
Задание 3. Как ты думаешь, каким мальчик кажется девочке? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.
Задание 4. Как ты думаешь, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.
Задание 5. Как ты думаешь, каким мальчик кажется девочке? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.
Задание 6. Как ты думаешь, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.
Интерпретация:
Оценку 3 балла получают дети, различающие эмоциональное состояние сверстников и ориентирующиеся на него в процессе общения.
Оценку 2 балла получают дети, не всегда различающие эмоциональное состояние сверстников, что иногда может приводить к трудностям в общении.
Оценку 1 балл получают дети, затрудняющиеся в различении эмоционального состояния сверстников. Такие дети, как правило, имеют существенные трудности в общении.
Приложение 3
Методика 3
Цели: выявление уровня развития коммуникативных способностей (представление о способах выражения своего отношения ко взрослому).
Текст задания: Посмотри на картинку и подумай, что здесь происходит?
Задание 1. Отметь картинку, на которой мальчик ведет себя так, что бабушка его поблагодарить
Задание 2. Отметь картинку, на которой девочка ведет себя так, что бабушка ее поблагодарит.
Задание 3. Отметь картинку, на которой мальчик ведет себя так, что мама его поблагодарит.
Задание 4. Отметь картинку, на которой девочка ведет себя так, что мама ее поблагодарит.
Оценка:
3 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж сам помогает взрослому.
2 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж не помогает ему сам, а обращается к другому взрослому.
1 балл – ребенок выбрал ситуацию, в которой герой не стремится помочь взрослому.
Интерпретация:
Оценку 3 балла получают дети, которые имеют представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому.
Оценку 2 балла получают дети, имеющие недостаточно четкие представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому.
Оценку 1 балл получают дети, не имеющие четких представлений об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому.
Приложение 4
Методика 4
Цель: выявление уровня развития коммуникативных способностей (представление ребенка о способах выражения своего отношения к сверстнику).
Текст задания: Посмотри, что происходит на верхней картинке. Теперь рассмотри нижние картинки.
Задание 1. Отметь картинку, на которой мальчик ведет себя так, что девочка его поблагодарит.
Задание 2. Отметь картинку, на которой девочка ведет себя так, что малыш ее поблагодарит.
Задание 3. Отметь картинку на которой мальчик ведет себя так, что это понравится девочке.
Задание 4. Отметь картинку, на которой мальчики ведут себя так, что воспитатель их похвалит.
Оценка:
3 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж сам помогает сверстнику (помогает подняться упавшей девочке, защищает слабого, помогает девочке построить башню, находит выход из конфликтной ситуации (совместная игра детей)).
2 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж видит затруднения другого, но не помогает ему сам, а обращается ко взрослому (предлагает взрослому помочь упавшей девочке, защитить малыша и т.д.).
1 балл – ребенок выбирает ситуацию, в которой персонаж не стремится помочь другому ребенку.
Интерпретация:
Оценку 3 балла получают дети, имеющие устойчивые представления об общепринятых нормах поведения в ситуации взаимодействия со сверстником, знающие, как оказать помощь, поддержку.
Оценку 2 балла получают дети, имеющие недостаточно четкие представления о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации с другими детьми.
Оценку 1 балл получают дети, не имеющие четких представлений о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ фгбоу впо « Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов»
ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Выпускная квалификационная работа
Специальность 050703
«Дошкольная педагогика и психология»
Рекомендуется к защите
Научный руководитель
к.п.н., доцент Р.М. Хаертдинова
«___» ______________ 20___г.
Допускается к защите
Заведующий кафедрой
дошкольной и социальной
педагогики
к.п.н., доцент Т.Ф. Бабынина
«___» ________________20__г.
Набережные Челны
Оглавление
Введение.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы использования сюжетно - ролевой игры в формировании коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста 4
1.1. Понятие «коммуникативные навыки», особенности их формирования в дошкольном возрасте.
1.2. Возрастные особенности детей дошкольного возраста ……………….…..
1.3. Особенности организации сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по определению эффективности использования сюжетно - ролевой игры как средства формирования коммуникативных навыков.
2.1. Выявление исходных показателей по проблеме исследования (констатирующий этап)……………………………………………………………
2.2. Использование сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование коммуникативных навыков у дошкольников (формирующий этап)………….
2.3. Результаты экспериментальной работы..
Заключение.
Библиография.
Приложение.
Введение
Актуальность исследования. Одна из важнейших задач дошкольных учреждений - формирование коммуникативных навыков детей. Главными составляющими коммуникативной компетенции являются общение и речь. Кроме того, речь является инструментом общения, которое является необходимым инструментом познания.
Актуальность проблемы развития коммуникации всегда будет стоять на первом месте в воспитании личности ребенка и подготовки его к школе, так как именно общение и речь делает нас людьми. Недоразвитие коммуникативной функции оказывает неблагоприятное влияние на обучение детей в школе и вызывает задержку в умственном развитии детей. Таким образом, актуальность исследования коммуникативной компетенции определяется огромной ролью общения в жизнедеятельности человека.
Проблема развития коммуникативных навыков средствами сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте рассматривались многими зарубежными (Ж.Пиаже, Л.Экки) и российскими психологами, методистами, педагогами-исследователями (Л.А.Венгер, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, А.Н.Гвоздев, Е.П.Кравцова, Г.Б.Яскевич, и др.) [7, 34, 13, 10]. Если с рождения человека лишить общения, он никогда не станет культурным, цивилизованным гражданином. Об этом свидетельствуют факты, описанные в литературе. В качестве примера можно привести состояние людей, которых иногда находят среди животных.
Дошкольный возраст – это возраст игры. Одной из первых детской игровой деятельности является сюжетно- ролевая игра. Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения.
Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, так как она в значимой степени описывает выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение детей в разных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладениями навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая либо воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребёнок берёт на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке.
Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие ребенка раскрыто в работах психологов (Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца) и педагогов (Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой, Н.Я. Михайленко).
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно – экспериментальным путем доказать роль сюжетно - ролевой игры в формировании коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.
Объектом исследования – процесс формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – сюжетно - ролевая игра как средство формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: при систематическом использовании сюжетно-ролевых игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста процесс формирования коммуникативных навыков детей будет более эффективным.
Задачи:
1.Осуществить анализ научной литературы по теме исследования;
2. Определить содержание понятия «коммуникативные навыки»;
3. Изучить особенности формирования коммуникативных навыков в дошкольном возрасте;
4. Изучить сюжетно – ролевую игру, как средство формирования коммуникативных навыков
5. Создать методическую разработку с применением сюжетно-ролевых игр для формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста;
6. Разработать методические рекомендации по реализации данной разработки в дошкольном образовательном учреждении.
Методологическая основа исследования идеи о ведущей роли общения в формировании личности; положения психологии и педагогики о единстве мышления и речи (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, В.И. Лубовский), исследования М.И. Лисиной, демонстрирующие, что общение - решающий фактор, оказывающий влияние на психическое развитие ребенка, концепция периодизации психического развития в онтогенезе, психологическая теория игры (Д.Б. Эльконин).
Методы исследования: теоретический анализ литературы,; педагогический эксперимент, который включал в себя: отбор диагностического инструментария (методики), проведение диагностики, анализ полученных результатов, собственно (формирующий эксперимент, повторная диагностика, наблюдение, работа с документацией, обработка и анализ полученных результатов, выводы.
Практическая значимость исследования:материалы, представленные в данной работе, могут быть использованы в работе педагогов и психологов в системе дошкольного образования.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Набережные Челны, Детский сад №10 «Маленький принц».
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, подразделенных на параграфы заключения, списка литературы, приложения.