Психологическое сопровождение адаптации на новом этапе обучения (в старшей школе)

Основные содержательные вопросы дезадаптации на этом этапе обучения представлены в Приложении 5.

Психологическое просвещение: повышение психологической компетентности родителей, педагогов, администрации по вопросам адаптации обучающихся в условиях старшей школы (индивидуальные и возрастные особенности детей, типичные проблемы адаптации обучающихся старших классов и др.). Работа может проводиться в форме семинаров, «круглых столов», педсоветов, включает подбор литературы, организацию работы тематических стендов, непосредственное информирование (лекции, беседы) и пр.

Психологическая профилактика: разработка и (или) реализация профилактических программ, мероприятий, проведение занятий с педагогами, родителями, обучающимися, направленных на профилактику возможных проблем в адаптации. Разработка рекомендаций педагогам старшей школы по определению индивидуального подхода к обучающимся, рекомендаций для администрации школы по созданию условий для организации перехода и адаптации на новой ступени обучения.

Психологическая диагностика: выявление «группы риска» по школьной дезадаптации, изучение уровня готовности к обучению в старшей школе, в том числе на профильном уровне (уровень готовности обучающихся к продолжению образования по тому или иному профилю, в ситуации формирования нового коллектива – определение социального статуса, самооценки и др.). Оценка обучающимися новых условий обучения в 10 классе (впечатления об учебной нагрузке в целом, о трудоёмкости подготовки к урокам и отдельных учебных предметов), оценка новых условий обучения педагогами и родителями.

Психологическая коррекция и развитие: участие в формировании и развитии качеств, необходимых для адаптации к новым образовательным требованиям, формировании навыков общения, сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Психокоррекционная работа с обучающимися, имеющими проблемы в адаптации. Работа с родителями по коррекции и развитию родительской позиции.

Психологическое консультирование: консультации для обучающихся (при возможном участии родителей, педагогов) по определению их образовательной траектории, по вопросам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Информирование родителей, педагогов о службах медико-социально-психологической помощи. В процессе консультирования могут использоваться данные диагностики и экспертизы.

Социально-психологическое проектирование: участие в разработке системы мероприятий и средовых условий, направленных на адаптацию обучающихся (совместно с администрацией, педагогами, родителями и самими обучающимися).

Социально-психологическая экспертиза: оценка адаптационных возможностей учебно-воспитательной среды, соответствия форм и методов взаимодействия педагога с обучающимися возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся и др. Привлечение педагогов и родителей в качестве экспертов оценки уровня социально-психологической адаптации.

Социально-психологический мониторинг: мониторинг адаптационных характеристик учебно-воспитательной среды, психологического благополучия обучающихся на этапе обучения в средней школе.

1.5.3. Психологическое сопровождение деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся (воспитанников): профилактика и коррекция употребления ПАВ, профилактика неврозов[5]

Психологическое просвещение: повышение психологической компетентности родителей, педагогов, администрации по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обсуждение с обучающихся вопросов здорового образа жизни, приглашение специалистов других служб, специализирующихся на вопросах здоровья. Работа может проводиться в форме семинаров, «круглых столов», педсоветов, включает подбор литературы, организацию работы тематических стендов, непосредственное информирование (лекции, беседы) и др.

Психологическая профилактика: участие в разработке и реализации программ, мероприятий по формированию навыков здорового образа жизни в условиях конкретного ОУ, профилактике употребления ПАВ и других видов зависимостей, направление в службы, занимающиеся работой (коррекцией) с обучающимися «группы риска» и т.п. Участие в работе по оптимизации учебной деятельности (распределение учебной нагрузки, объем домашних заданий, напряженность занятий и пр.), профилактика стресса.

Психологическая диагностика: определение особенностей психологического здоровья обучающихся, выявление «групп риска», невротических проявлений в поведении. Определение установок, представлений о здоровом образе жизни.

Психологическая коррекция и развитие: участие в формировании жизненной позиции, ориентированной на здоровый образ жизни, навыков здорового образа жизни, приемов и способов саморегуляции, способствующих поддержанию психического здоровья, и пр.

Психологическое консультирование: консультирование родителей, педагогов, обучающихся по вопросам сохранения психологического здоровья, формирования ориентации на здоровый образ жизни, формирования способов снятия напряжения и профилактики неврозов, психологическим проблемам обучающихся, связанным с употреблением ПАВ. Информирование родителей, педагогов о службах медико-социально-психологической помощи. В процессе консультирования могут использоваться данные диагностики и экспертизы.

Социально-психологическое проектирование: участие в разработке здоровьесберегающей образовательной среды, системы мероприятий по профилактике девиантного поведения, неврозов, употребления ПАВ, формированию навыков здорового образа жизни в условиях конкретного ОУ.

Социально-психологическая экспертиза: экспертиза здоровьесберегающей направленности образовательной среды, выявление соответствия используемых в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающих программ, программ по профилактике и коррекции употребления ПАВ и т.п. возрастным и морально-этическим нормам. Экспертиза методов, форм, приемов в деятельности педагога, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику девиантного поведения и употребления ПАВ с точки зрения соответствия возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.

Социально-психологический мониторинг: мониторинг здоровьесберегающих условий образовательной среды и результатов здоровьесберегающей деятельности: психологическое здоровье, случаи употребления ПАВ и др.

1.5.4. Психологическая помощь в обеспечении процесса развития личности в юношеском возрасте[6]

Психологическое просвещение: повышение психологической компетентности родителей, педагогов, администрации по вопросам, имеющим отношение к развитию личности в юношеском возрасте, в том числе по вопросам возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Работа может проводиться в форме семинаров, «круглых столов», педсоветов, включает подбор литературы, организацию работы тематических стендов, непосредственное информирование (лекции, беседы) и пр.

Психологическая профилактика: занятия, курсы, тренинги по саморегуляции, целеполаганию, самопознанию, повышению уверенности в себе и др.

Психологическая диагностика: определение уровня развития компонентов самосознания (самооценка, отношение к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям, мыслям и др.) и уровня сформированности социальных компетентностей.

Психологическая коррекция и развитие: поддержка и развитие таких тенденций, как стремление сформировать собственное мировоззрение, принять себя, определиться со своим жизненным и профессиональным будущим, развитие и укрепление чувства взрослости, развитие и укрепление самостоятельности, ответственности. Развитие социальной компетентности, толерантности, инициативности, способности творчески мыслить и находить самостоятельные решения проблем в различных видах и сферах деятельности и др.

Психологическое консультирование: психологическое консультирование по вопросам самопознания, отношения к себе, миру, другим, взаимоотношений с другими людьми (сверстниками и взрослыми), по экзистенциальным и др. проблемам. Информирование родителей, педагогов о службах медико-социально-психологической помощи. В процессе консультирования могут использоваться данные диагностики и экспертизы.

Социально-психологическое проектирование: проектирование модели выпускника школы. Участие в разработке системы мероприятий для создания психологически безопасной и развивающей образовательной среды, направленной на развитие личности обучающихся (совместно с администрацией, педагогами, родителями и самими обучающимися).

Социально-психологическая экспертиза: экспертиза компетенций выпускника на этапе выпуска из старшей школы. Экспертиза моделивыпускника школы на предмет соответствия социальному заказу. Оценка эффективности используемых в УВП методов, форм, приемов, технологий, направленных на формирование навыков рефлексивного поведения, развития самосознания, социальной компетентности.

Социально-психологический мониторинг: мониторинг формирования личностных качеств, лежащих в основе ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития. Мониторинг компетенций выпускника школы.

1.5.5. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения, профильного обучения

Психологическое просвещение: подготовка и проведение мероприятий, направленных на информирование обучающихся о значимости осознанного выбора профессии, современных и востребованных профессиях, рынке труда и рынке образовательных услуг и др. Повышение психологической компетентности родителей, педагогов, администрации по вопросам профессионального самоопределения обучающихся, построения индивидуальных учебных планов, образовательных программ и маршрутов, ситуации на рынке профессионального образования и рынке труда и др. Работа может проводиться в форме семинаров, «круглых столов», педсоветов, включает подбор литературы, организацию работы тематических стендов, непосредственное информирование (лекции, беседы), приглашение специалистов других служб, специализирующихся в вопросах профессионального самоопределения.

Психологическая профилактика: разработка и (или) реализация программ, мероприятий, проведение занятий с педагогами, родителями, обучающимися, направленных на профилактику возможных рисков, трудностей и ошибок в ситуации самоопределения.

Психологическая диагностика: изучение образовательных запросов, профессиональной направленности личности, социально-трудовой компетентности, способностей и возможностей, профессиональных планов и намерений, степени удовлетворенности выбранным профилем обучения и т.п.

Психологическая коррекция и развитие: участие в формировании компетенций, способствующих переходу во взрослую жизнь, активной позиции на рынке труда, формирование экзаменационной компетентности. Помощь и поддержка в расширении социального и личностного опыта, обучение умению делать выбор, обозначение и расширение жизненных перспектив, ориентация на активную самостоятельную деятельность в процессе профессионального выбора, помощь в построении индивидуального образовательного плана. Корректировка нерациональных, неэффективных стратегий выбора, поведения в конкретных ситуациях и т.п.

Психологическое консультирование: консультации по социально-профессиональному и жизненному самоопределению, в том числе помощь в построении социально-образовательного проекта профессионального самоопределения.Информирование родителей, педагогов о службах медико-социально-психологической помощи. В процессе консультирования могут использоваться данные диагностики и экспертизы.

Социально-психологическое проектирование: участие в разработке системы мероприятий по созданию психологически безопасной и развивающей образовательной среды.

Социально-психологическая экспертиза: оценка условий для формирования и развития профессионального и жизненного самоопределения обучающихся в рамках учебных и внеучебных мероприятий. Оценка соответствия индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся их личностным особенностям, профессиональной направленности, склонностям, интересам, способностям.

Социально-психологический мониторинг: мониторинг профессиональных планов выпускников, уровня готовности к профессиональному самоопределению.

1.6. Дополнительные направления деятельности и виды работ педагога-психолога с другими участниками образовательного процесса

В работе с педагогами это задачи, связанные с сопровождением адаптации молодого специалиста, сопровождением аттестационного и межаттестационного периодов, повышением психологической компетентности, сопровождением взаимоотношений в педагогическом коллективе, формированием эффективного стиля деятельности, сохранением и укреплением психического здоровья, профилактикой профессионального выгорания и др.

В работе с администрацией это задачи, связанные с сопровождением профессионального развития, повышением психологической компетентности, построением взаимоотношений с педагогическим коллективом, а также участие в формировании и сопровождении организационной культуры ОУ, участие в самоаттестации ОУ, информационно-аналитическое обеспечение образования. Работа педагога-психолога по информационно-аналитическому обеспечению образования предполагает ряд таких значимых видов работ, как социально-психологическое проектирование, социально-психологическая экспертиза, социально-психологический мониторинг. Это участие в проектировании психологически безопасной и развивающей образовательной среды и выработке стратегии развития образовательного учреждения, экспертиза воздействия психолого-педагогических и педагогических технологий на качество обучения и личностные изменения обучающихся, оценка соответствия образовательной среды (образовательных программ, учебных пособий, образовательных маршрутов и т.п.) поставленным образовательным, развивающим и воспитательным задачам, а также возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.

В работе с родителями это задачи, связанные с сопровождением адаптации обучающихся (воспитанников), построением понимающих взаимоотношений родителей и детей, повышением психологической компетентности родителей, определением запроса на образовательные услуги и др.

Выполнение работ с родителями и педагогами, не предусмотренных логикой учебно-воспитательного процесса конкретного образовательного учреждения, должно оговариваться отдельно [2, 12, 16, 42].

В соответствии с п.1.3. «Этического кодекса психолога службы практической психологии в системе образования Ярославской области» участие обучающихся, родителей и педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным. В случаях, если ребенок не достиг 16-летнего возраста, согласие на его участие в психологических процедурах должны дать родители или лица, их заменяющие [45].

Служба практической психологии образовательного учреждения является основой интеграции действий педагогов-психологов, педагогов, социальных педагогов, медицинских работников и других специалистов в единую систему индивидуального комплексного динамического сопровождения развития ребенка на всех этапах обучения в образовательном учреждении. Одним из вариантов такой интеграции является работа ПМПк – психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения. ПМПк осуществляет выявление детей и подростков с отклонениями в развитии на основе комплексного изучения личности ребёнка с использованием диагностических методик психологического, педагогического, клинического обследования и динамического наблюдения за развитием детей в общеобразовательном учреждении; разрабатывает рекомендации, направленные на определение психолого-педагогических условий для получения детьми и подростками с отклонениями в развитии образования и сопутствующего медицинского обслуживания; консультирует родителей и учителей по вопросам профилактики, лечения, а также организации помощи и педагогической поддержки детям с трудностями в обучении.

Работа со специалистами других учреждений и ведомствподразумевает организацию взаимодействия с педагогами, логопедами, дефектологами, медицинскими работниками, другими специалистами, а также сотрудничество с отделами опеки и попечительства, медицинскими учреждениями, ОВД, КДН и ЗП, психоневрологическими, наркологическими диспансерами, ППМС-центрами, библиотеками, органами социальной защиты, региональными, муниципальными структурными единицами системы психологического обеспечения образования и воспитания и другими организациями и ведомствами с целью оказания комплексной многопрофильной помощи обучающимся. Примером такой помощи может быть определение наиболее адекватных состоянию ребенка условий обучения и воспитания, через направление на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Основой такого взаимодействия могут быть образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры). ППМС-центры могут осуществлять первичную и специализированную психологическую помощь всем субъектам образовательного процесса; организовывать и проводить социально-психологический мониторинг образовательной системы; анализировать состояние психологического здоровья обучающихся в образовательном пространстве территориального (муниципального) управления и предоставлять необходимую информацию территориальному (муниципальному) управлению образования для принятия управленческих решений; осуществлять психологическое проектирование образовательной среды в образовательных учреждениях своего района, осуществлять информационное, организационное и консультативное обеспечение деятельности, в том числе супервизию, педагогов-психологов общеобразовательных учреждений и психологов учреждений профессионального образования на территории своего района [12].



[1] Далее по тексту категория «родители» подразумевает категорию «родители (законные представители)»

[2] Поскольку данный документ ориентирован преимущественно на описание содержания деятельности педагога-психолога общеобразовательного учреждения (школы), то на уровне дошкольного образования целесообразно рассматривать категорию детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

[3] На каждой образовательной ступени прописаны наиболее значимые направления деятельности и основное содержание видов работ по каждому указанному направлению

[4] Содержание такое же, как и на этапе средней школы. На этапе старшей школы работа может быть продолжена.

[5] Содержание такое же, как и на этапе средней школы. На этапе старшей школы работа может быть продолжена.

[6] Содержание видов работ по данному направлению аналогично ступени средней школы с усилением аспекта развития социальных компетенций.

Наши рекомендации